Буер: коньки под парусом. Гид по буеру: Все, что нужно знать о парусных болидах, скользящих по льду Гонщик на льду под парусом 7

Буеры видишь не столь часто, как, допустим, уже примелькавшиеся снегоходы, но впечатления от поездок на них —исключительные.

Из глубины веков

Буеры в России появились довольно давно. Принято считать, что родом они из Голландии, но сей факт однозначно не подтверждается. Слово «буер» голландское, но рыбаки Балтийского моря, а также Ладожского и Онежского озер использовали буеры для промысла — в качестве средства передвижения по гладкому льду. Делали их кустарным способом, кто во что горазд, пока за дело не взялся царь Петр. Именно при нем на петербургских вервях начали строить буеры; самодержец и сам любил прокатиться на скоростном «экипаже», приводимом в движения не тягловой лошадиной силой, а свежим зимним ветерком. Иначе говоря, буер для наших палестин не является чем-то заимствованным или экзотическим — русские, как известно, любят быструю езду в любом виде, в том числе и гонки под парусом по льду.

В XIX столетии в России появились яхт-клубы, а вместе с тем продолжилось активное строительство буеров. Больше того, в районе Петергофа — Стрельны на льду Финского залива в зимний период проводились настоящие буерные регаты. Стандартов изготовления буеров в то время не было, поэтому встречались они разных форм и размеров, подчас гигантских. Например, в 1891 году в Санкт-Петербурге, на верфи Эша, был построен буер длиной 15,5 м (нынешние конструкции намного скромнее). Цена этих транспортных средств тоже была немалая, иной буер стоил столько же, сколько приличная крейсерская яхта. Несмотря на изрядную цену и доступность такого вида спорта лишь людям имущим, в Петербурге и его окрестностях уже к началу века насчитывалось около сотни буеров. В 1913 году питерские промышленники даже учредили буерный клуб, целью которого, согласно уставу, был «чистый спорт, без всякого участия каких-либо азартных игр и так называемых развлечений».

В прошлом веке буеры использовались (причем успешно) военными в период Отечественной войны на Ладоге и Балтике, а позже строились для спортивных целей — в советское время регулярно проводились соревнования на буерах.

Буер — это что?

Поскольку буер видел не каждый, имеет смысл объяснить, что он собой представляет конструктивно. Основной элемент буера — длинный и узкий корпус из дерева, который в некоторых случаях отделывают пластиком. Корпус устанавливается на три конька. Два конька расположены на поперечном брусе, с их помощью осуществляется скольжение буера по льду или снегу. Передний конек — рулевой, он может поворачиваться, меняя направление движения буера. На корпусе крепится мачта с парусом. Парус, собственно, и является движителем буера, в отличие от снегоходов, гидроциклов лишенного двигателя внутреннего сгорания. Это абсолютно безвредное для окружающей среды транспортное средство, использующее энергию ветра.

И потому неудивительно, что среди любителей буерного спорта очень много яхтсменов. Буер — это своего рода «зимняя яхта», снаряд для парусного спорта: когда водоемы замерзают, почему бы не проехаться по ледяной глади под парусом? Тем более что скорость буера (если ветер свеж) намного превышает скорость самой быстроходной яхты, а иногда даже сравнима со скоростью гоночного автомобиля. Этот снаряд легко разгоняется до 80 км/ч, а мировой рекорд (поставленный при ураганном ветре в США) — 264 км/ч. Даже при среднем ветре буер разгоняется до максимальной скорости за несколько секунд, поэтому считается самым быстрым в мире безмоторным транспортным средством.

В свое время россияне строили самые большие буеры (у нас всегда все самое большое), Однако запустить такие буеры на поток было крайне сложно, и первым это удалось американцам, которые поставили цель — сделать буер дешевым, легким и разборным, с тем чтобы он мог поместиться в багажнике автомобиля. В 1937 г. газета Detroit News объявила конкурс на создание ледового буера, который должен был развивать максимальную скорость и при этом транспортироваться на частном авто. Победивший проект получил название в честь газеты: DN. Разработка оказалась очень удачной и вскоре завоевала популярность во всем мире, основательно потеснив все разновидности буеров. С течением времени этот вид буера, конечно, менялся в соответствии с новыми технологиями, но базовый принцип оставался неизменным десятилетиями. Стоил DN поначалу всего 25 долларов, сегодня его цена составляет несколько тысяч долларов. И бренд доныне популярен.

Впрочем, европейские производители буеров тоже старались не отставать, а в чем-то даже опередили заокеанских коллег. В 1932 году голландец Эрик фон Хольст спроектировал и построил буер «Монотип-15», который также стал популярен у буеристов. Это был двухместный буер со штурвалом и парусом площадью 15 кв. м. Рулем у него служил не передний, а задний конек. «Монотип-15» был самой распространенной в советское время моделью, в СССР таких было построено более трехсот, и на них наши буеристы регулярно соревновались. Однако в наше время и в России, и в Европе практически повсеместно победил американский вариант DN.

Это одноместный разборный аппарат. Основу составляет деревянный корпус с так называемой «ямой», в которой во время движения лежит пилот. Как и положено, этот тип буера снабжен тремя стальными коньками. Два задних прикреплены к поперечной перекладине (она играет роль рессоры), передний управляющий — к подпружиненной стойке, что обеспечивает мягкость хода. Передний конек управляется румпелем. Все коньки у DN съемные, их можно менять в зависимости от ледовых условий. К корпусу крепится пятиметровая мачта с парусом площадью 6 кв. м. За счет паруса осуществляется как движение, так и торможение (тормозов как таковых у буера нет).

Оснастка буера схожа с яхтенной, но имеет свою специфику. Как известно, паруса яхт разноцветные, и по цвету можно даже с большого расстояния определить тип маломерного судна. У буеров паруса белые, и на них нет никакой рекламы, только номер экипажа.

Если говорить о ценах, то некоторые разновидности гоночных буеров DN довольно дорогие, до 20 тыс. долларов. Но у любителя буерного спорта есть возможность приобрести качественный буер за 4-5 тыс. долларов.

Буер можно сделать самостоятельно, можно заказать у производителя. Если буер изготавливается на заказ, соответственно антропометрическим данным заказчика, его цена будет выше средней, но не запредельной. Так что можно утверждать, что этот вид спорта доступен широким массам населения.

Но стремятся ли массы освоить стремительную езду на зимней яхте? Опыт последних лет показывает, что популярность буерного спорта растет. Давно создана Международная ассоциация буерного спорта, но и Россия в этом отношении не собираемся отставать. В разных регионах (Москве, Питере, Новосибирске и т. д.) уже существуют флоты из буеров DN, а Российская ассоциация любителей буерного спорта присоединилась к международной. Мы пока не в лидерах, но уже входим в первую десятку мирового рейтинга буеристов.

А самое главное, что все больше неофитов мечтают сесть в капсулу буера, чтобы выплеснуть адреналин и испытать ни с чем не сравнимые эмоции. Достаточно обратиться в парусный клуб или яхт-клуб, где в зимнее время практикуют езду на буерах, благо в нашем регионе ледяных равнин предостаточно.

Техника безопасности

Поскольку буер движется довольно быстро, катание на нем требует определенных навыков, умений, а также соблюдения техники безопасности. Чтобы сдвинуть ледовый парусник с места, буерист подталкивает его, запрыгивает внутрь и ложится внутри корпуса на специальный лежак. При хорошем разгоне буер начинает напоминать болид из гонок «Формулы-1» или скоростной «боб», на котором спускаются по ледяным трассам мастера бобслея.

При этом ни вставать в полный рост, ни свешивать ноги за борт (что еще возможно на яхте) — недопустимо. Управление осуществляется поворотами переднего конька, а также парусом. При определенных навыках можно освоить разгоны, повороты, торможение и т. п. Главное — не отдаваться воле ветра. Были случаи, когда на просторной акватории (например, на Ладожском озере) буерист, в эйфории от свежего ветра, яркого солнца и блестящего льда, уносился за горизонт, удаляясь от цивилизации на большое расстояние. Потом ветер внезапно стихал и спортивный снаряд приходилось толкать к берегу вручную. А тем временем солнце садилось, мороз крепчал, и у легкомысленного буериста начинались проблемы.

При неправильном управлении буер может перевернуться, а буерист — выпасть из капсулы и получить травму.

Поэтому для езды требуется серьезная подготовка, а также физическая выносливость.

Одна из особенностей катания на буере — правильный выбор места и погодных условий. Лед не должен быть сильно завален снегом, подходящая скорость ветра — около пяти метров в секунду, а температура — чуть ниже нуля. Такие условия есть не всегда и не везде, вот буеристы и меняют места катания, кочуя в поисках подходящего льда и ветра.

Игра с метлой (Канада)

Канада в начале прошлого века подарила миру необычную зимнюю командную игру - брумбол. Чем-то она напоминает хоккей: здесь тоже две команды, вратари, ледяное поле... Но вместо шайбы - мяч, коньков тоже нет - их заменяют туфли с цепкой резиновой подошвой.

Больше всего внимания привлекает палка, которая используется вместо клюшки - уж очень она похожа на метлу! Это отразилось и в названии, которое сложилось из двух английских слов – «метлы» и «мяча».

Интересно, что в Россию брумбол завезли дипломаты. Видимо, тоскуя о родине или желая развлечься, они не только устраивали соревнования, но и даже сформировали собственную Московскую лигу брумбола. В московском брумболе для игры действительно используют настоящую метлу. Покупают веник, обматывают шнурами и скотчем, и он оправдывает ожидания - клюшка оказывается лёгкой и жёсткой одновременно.

Впрочем, законодательницей в мировом брумболе так и осталась Канада, где этот спорт зародился. Здесь раз в два года проводится Всемирный чемпионат, ну, а побеждают, в основном, канадцы и спортсмены из США.

Ледяное скалолазание (Россия)

Далеко не каждый отважится взять необходимое снаряжение и отправиться покорять горы. Но находятся смельчаки, которые идут ещё дальше и штурмуют ледяные вершины. И стоит отметить, что таким экстрималам нужна немалая концентрация внимания: лёд, на вид достаточно прочный, может иногда запросто дать трещину.

В России поклонники айс-климбинга (именно так называется это увлечение) стремятся на Кавказ. И, кстати, некоторые климберы вместо обычных ледовых стен выбирают замёрзшие водопады. Есть, наверное, в этом своя доля романтики...

На санях под парусами (Польша)

Проехаться по льду со скоростью 70 км/час... Впечатляет? Именно этим и занимаются любители необычного зимнего виндсерфинга, который ещё называют буер. Энтузиасты используют парусное вооружение, но вот вместо самой доски предпочитают разные конструкции. Это и сани, и лыжи, и коньки - подбирается в зависимости от условий.


Скорость бывает достаточно высокая, а зависит от силы ветра и, конечно, поверхности льда. Зафиксированный рекорд - 135 км/ч на льду и 187 км/ч на нескользкой поверхности.

Кто придумал буер, спорят до сих пор. Одни уверены, что это были рыбаки северных морей. Другие считают, что это были голландцы и ссылаются на происхождение слова. Официально соревноваться на буерах стали с XIX века - сначала в США, потом в России. Кстати, парусные сани использовались даже в военных целях! В 1939–1940 годах в СССР для разведки выбрали буерный отряд. Заинтересовал он тем, что почти невидим с воздуха и относительно бесшумен. Применялись буера и во время блокады Ленинграда.

Сегодня такое транспортное средство наибольшей популярностью пользуется в Польше, где огромное количество озёр и рек. Увлекаются им и в России, особенно распространён он в северных районах.

Миниатюрные гонки по льду (Лапландия)

В Лапландии довольно распространённым видом спорта является айскартинг. Он похож на своего летнего собрата, но используется ледяная поверхность. Поклонники этих миниатюрных гонок уверяют: спорт достаточно безопасен, как езда на велосипеде, и соревноваться могут даже подростки. Ограничение одно - участники должны быть выше 140 см. Организовывают трассу на любом замёрзшем водоёме. Достаточно прочном, конечно же.

Лыжный велосипед

Этот вид спорта появился после Второй мировой войны. Чтобы продолжить заниматься любимым делом, травмированные в боях американцы придумали нестандартную конструкцию. Канадская компания идею подхватила и предложила современный вариант велолыж: сзади - основной обод, а также несколько вспомогательных натяжных роликов. На месте переднего колеса - лыжа. Благодаря созданной конструкции можно ездить по снегу, и даже взбираться на холмы, если использовать в основе горный велосипед.

А еще он говорил, что каждый представитель этого независимого от олимпийской суеты и крайне экстремального вида спорта должен хотя бы раз в жизни погонять на льду Священного озера. Наверное, с целью исполнить завет предшественника пять лет назад сюда приехал командор европейского флота DN Йорг Бонн. С его подачи был учрежден Кубок Байкала по буерному спорту, он же предложил провести в наших краях главный старт буерного сезона - чемпионат мира.

Поначалу задумка была встречена на ура, но и без того сложный в экономическом плане (для жителей Европы) проект окончательно развалился два года назад, когда против России были введены санкции. Многие известные буеристы попросту не пожелали ехать в далекую Сибирь. В итоге сражения за мировую корону провели в Швеции. Впрочем, о своем байкальском крестнике Йорг Бонн не забыл - около 30 европейских гонщиков вместе с российскими коллегами в минувшие выходные открыли на льду Курминского залива буерную неделю - первенство России, открытый чемпионат страны, Кубок Азии, ну и, конечно же, Кубок Байкала...

Если человек хоть раз побывал в этих местах, ему захочется возвращаться сюда вновь и вновь, - признался немецкий командор. - И чемпионат мира мы все равно проведем на байкальском льду. Пока все осложняет логистика. Привезти в это удаленное от цивилизации место 200 спортсменов весьма обременительно и затратно. Даже при условии, что буеристы - ребята привычные к спартанским условиям и привыкшие за все платить из собственного кармана.

По самым скромным подсчетам, поездка на Байкальскую неделю обошлась гостям из Европы в 4-5 тысяч евро. И это притом что ледовые болиды спортсмены привыкли возить к месту соревнований, что называется, в складчину - заказывают контейнер и загружают в него несколько десятков буеров.

Многие участники - люди весьма известные в мире буерного спорта, - рассказывает Феликс Баландин, один из организаторов Байкальской недели. - Некоторые из них входят в так называемый Золотой флот - есть среди них призеры европейских и мировых чемпионатов. Всего в этом году в наших турнирах примет участие более 60 спортсменов из 12 стран. География впечатляет - от Великобритании до Владивостока.

Меж тем после первых заездов Йорг Бонн оценил качество льда «на четверочку», заметив, что к идеальному покрытию участники опоздали примерно на неделю.

Действительно, со спортивной точки зрения, условия не самые лучшие, - соглашается петербуржец Олег Васильев. - Буер рассчитан на жесткий, темный лед. Только по нему можно быстро ехать. Весеннее солнце очень быстро разрушает покрытие - так что скорости уже не те...

Олег Васильев - один из сильнейших буеристов России. Гоняет уже более 30 лет - начинал еще шестиклассником. Около 10 раз становился чемпионом России, завоевывал медали на чемпионатах мира и Европы. На нынешней Байкальской неделе стал победителем стартовой гонки.

Буерный спорт - это своего рода болезнь, - признается он, - причем неизлечимая. Мы же не за звания и регалии гоняем, да и больших призовых нам никто не платит. Все свои поездки мы оплачиваем сами. Буера тоже не одну тысячу евро стоят. В уставе международной ассоциации даже есть пункт, что спортсмен должен быть состоятельным человеком. И тем не менее я не слышал, чтобы кто-то в трезвом уме и добром здравии ушел из нашего вида спорта. В Санкт-Петербурге есть легендарный гонщик Борис Саныч Хабаров - ему 82 года, и он участвует в соревнованиях наравне с молодыми. Причем гоняет абсолютно адекватно, на приличных скоростях...

Кубок Сибири по зимним видам парусного спорта проходит на льду Обского моря, где частый штормовой ветер создает для этого идеальные условия. Спортсмены со всей России соревнуются в гонках на кайтах и зимних серфах, а также в исполнении акробатических трюков.

Этот Кубок Сибири уже восьмой по счету. В этом году статус соревнований повысился. Впервые состязания проходят как первый этап Кубка России по зимним видам парусного спорта.

В ледовых боях под парусом принимают участие 103 спортсмена из 27 городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Кемерова, Сургута и других.

Больше всего участников заявилось в сноукайтинге на лыжах - 54 человека, в два раза меньше тех, кто управляет кайтом, катаясь на сноуборде.

Сама дисциплина называется курс-рейс. Гонщики проходят по специально выставленной дистанции около 10 километров.

Спортсмены разгоняются до скорости 40-60 километров в час. Рекорд, установленный в дисциплине одним из иностранных экстремалов, составляет 109 километров в час.

В курс-рейсе, чтобы определить победителя, для объективности проводят несколько гонок. В планах организаторов Кубка Сибири оргнизовать за три дня 15 стартов, но уже при пяти соревнования считаются состоявшимися.

«Например, вчера одного из лидеров на одной дистанции завалили, в другой у него порвался кайт, но так как гонок несколько, он еще может побороться за победу», - объяснил организатор Кубка Дмитрий Мурашев.

Возраст райдеров - от 15 до 57 лет. Юниоры, мужчины и девушки стартуют одновременно. После общего финиша их результаты распределяют по отдельным зачетам.

Впервые в зимних дисциплинах участвуют виндсерферы. По словам спортсменов, разница только в том, что под ногами - вода или снег.

Парус крепят к специальной доске, поставленной на лыжи. На снегу экстремалы развивают скорость до 50 километров в час.

Судьи разметили трассу на расстоянии примерно километра от берега, там было проще поймать северо-западный ветер, который дул в пятницу. В снежном поле -10 градусов ощущались как все -30.

«Когда ветер дует от берега, купол невозможно поднять, сегодня в центре - хороший ветер», - поделился спортсмен-юниор Иван Тургаев.

Кайт с планками весит от 15 килограммов. Основная характеристика воздушного змея - это площадь купола, от которой зависит тяга. Чем больше купол, тем выше будет скорость.

Во время Кубка в акватории Обского моря организовываетя бесплатное обучение. В школах в обычное время обучение с прокатом стоит от 1,5 тысячи в час.

Снаряжение для новичков стоит от 40 тысяч рублей и выше.

Сибирские условия называют идеальными для сноукайтинга, потому что здесь есть ветер и большая акватория, которая рано замерзает. «Страшно лететь по торосам, однажды налетел, лыжа отстегнулась, пришлось ехать», - вспомнил один из случаев Тургаве.

Сноукайтинг - самая молодая из дисциплин катания при помощи парашюта-кайта, этот вид в 70-х годах в Альпах. Первыми его начали осваивать сноубордисты, которые разработали технику акробатических прыжков и скольжения под куполом.

«С горы ты все время едешь вниз, а здесь - четыре стороны света и вверх», - высказал мнение о преимуществах езды с кайтом перед горными лыжами райдер Черемисов.

Есть и мачта с парусом. И движется такой буер по льду со скоростью более ста километров в час.

По образцу рыбацкой лодки на полозьях

Слово "буер" голландского происхождения; согласно Словарю иностранных слов, это "кабина или платформа на коньках или колёсах, которая движется с помощью паруса силой ветра по льду или по суше с ровным рельефом".

Принято считать, что буер появился в Голландии ещё в XVIII веке, а смастерили его первыми голландские рыбаки, которые прикрепляли к своим лодкам полозья, чтобы быстрее добраться по льду до того места, где можно зимой ловить рыбу. В других странах с суровой зимой рыбаки также изготавливали подобные конструкции для той же цели.

Современный буер

Сегодня буер выглядит совсем по-другому, чем тогда. Самая распространённая в мире конструкция – это буер типа DN. Он считается одним из лучших по ходовым качествам и удобству в эксплуатации, рассказывает почётный член Австрийского союза буерного спорта Херберт Хёрман.

DN – это сокращённое название газеты "Detroit News". Это американское издание объявило в 1937 году конкурс на лучшую конструкцию спортивного буера. Согласно одному из условий, буер в разобранном виде должен был поместиться... в багажнике легкового автомобиля. Приз достался трём конструкторам, модель которых впоследствии и назвали DN в честь газеты "Detroit News".

Средство передвижения без тормозов

Как выглядит современный буер? Во-первых, он – одноместный, в отличие от первых буерных конструкций, экипаж которых должен был составлять пять-шесть человек. Гонщик лежит внутри деревянного корпуса со специальным углублением ногами вперёд. Один из трёх коньков, которыми снабжён агрегат, прикреплён к носу корпуса, другие два – к концам упругой поперечной перекладины, выполняющей роль рессоры. Перед так называемой кабиной к корпусу крепится 5-метровая мачта. Площадь треугольного паруса – около шести квадратных метров. За направление отвечает передний конёк, который регулируется специальной рукояткой; эту рукоятку называют "рулёжкой". Парус управляется натяжением-ослаблением каната (шкота) и перекидыванием с борта на борт специальной перекладины (гика) при смене направления ветра.

Мы измеряли как-то скорость движения буера на Нёйзидлер-Зе. Так вот, результат был – 157 километров в час. Представьте себе только, какая высокая это скорость и насколько опасен этот вид спорта, ведь на буере нет тормоза. А яхта порой просто летит на расстоянии до 10 сантиметров от поверхности льда.

Буеристов становится все больше

Скорость буера зависит от различных факторов: во-первых, от погодных условий; во-вторых, от самого аппарата, его веса и того, как заточены коньки. И не последнюю роль играет, конечно, мастерство буериста.

Буерные гонки распространены во многих странах, а союзы буеристов существуют сегодня в 18 государствах мира. Причём не только в скандинавских странах, где для занятия этим видом спорта существуют все условия, но также в США, России, Германии, Польше, Великобритании и даже в Италии. Помимо внутренних чемпионатов, раз в год проводится мировое первенство по буерному спорту – в Европе и Америке поочерёдно.

Спорт, который не каждому по карману

Среди буеристов не так уж и много молодых людей. Например, Херберту Хёрману – 64 года, и он, по его же собственным словам, уже на протяжении тридцати лет каждый раз с нетерпением ждёт наступления зимы, чтобы снова испытать незабываемые ощущения.

Для буерного спорта важны одновременно два фактора – лёд и ветер. А молодёжи не хватает терпения, чтобы дождаться нужного момента, подходящей погоды. Вот и идут они просто кататься на лыжах или сноуборде.

Отсутствие терпения это, пожалуй, не единственная причина, по которой молодые люди выбирают лыжи или коньки. Дело в том, что буерные гонки – это спорт для обеспеченных людей. Ведь только стоимость буера составляет никак не менее пяти тысяч евро...

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: