Города Ферганской долины - история в фотографиях — LiveJournal. Ферганская долина

Дата и место: 29 апреля - 9 мая 2017 года. Кыргызстан и Узбекистан.

Продолжая исследование Узбекистана, которое мы начали в сентябре 2015 года с посещения его центральных туристических точек — Ташкента, Самарканда, Бухары и Хивы, в апреле-мае 2017 года мы проехались по ряду городов Ферганской долины Узбекистана — Коканд, Маргилан, Риштан, Шахрихан и Андижан, а также проехались по окрестностям Ферганы на территории Кыргызстана — Ош, Узген, Джалал-Абад и Арсланбоп (он-же Арстанбап). Почему такой странный маршрут по Киргизии и где Бишкек, Каракол и озеро Иссыл-куль? Да и вообще, прилететь можно было в Ташкент или Андижан.. Тому несколько причин:

Билет на самолёт до Оша, если покупать при открытии продаж, стоит в 2-3 раза дешевле, чем в тот-же Андижан или Ташкент;
- до границы с Узбекистаном из Оша можно доехать на городской маршрутке за 10 сом;
- Кыргызстанские окрестности Ферганской долины Узбекистана — это по сути бывшие территории Узбекистана, где узбеков местами больше, чем кыргызов, а немногие древние архитектурные памятники были построены вовсе не кочевниками, то есть, это отчасти продолжение путешествия по Узбекистану, что отлично в контексте данного путешествия;
- у нас было всего 10 дней на всё, чего явно мало для Киргизии, которой хочется уделить отдельное, большое путешествие, в более тёплое время года.

О путешествии в "двух словах".

Итак, мы прилетели в Ош ранним утром 29 апреля, погуляли по городу и Сулеймам-Тоо, познакомились на базаре с Шавкатом — очень душевным и гостеприимным человеком, главой большого узбекского семейства, который пригласил нас к себе домой и потчевал как дорогих гостей!

На следующий день мы отправились в Узген

Далее, в Джалал-Абад, где мы планировали остановиться в водолечебном санатории и кайфануть в горячих ваннах, но не сложилось — на день в санаторий не селят, а водолечебница закрыта 1 мая.. Так как вечер был поздний — остановились в Джалал-Абаде, а утром отправились в горное село Арсланбоб, где пару дней назад выпал снег и всё ещё лежал там даже в долине на улицах, не говоря уже о горах) Но это нас не остановило, мы сходили на местный водопад и переночевали в палатке, в безумно-красивом месте среди двух рек, лошадей с коровами и снегов:)

На следующий день мы погуляли по уникальному, многовековому ореховому лесу, дошли до озера, где планировали ночевать, но озеро оказалось болотом и мы в срочном порядке сменили план и перед закатом добрались до потрясающих полей с волшебным видом на горы, где и заночевали. Утром мы рванули обратно в Ош, чтобы на следующее утро, 4 мая, пересечь границу Узбекистана и остановиться в Андижане, который, забегая вперёд, мне понравился больше всех остальных городов Ферганской долины. В Андижане начались классические для Узбекистана поиски — дешёвого жилья (без регистрации для иностранцев)) Но это отдельная тема.. Остановились у местных, в зашкаливающе-атмосферном жилище:) Погуляли по шикарному базару с безумным количеством вкусностей

И по совету местного, отправились в старый город. Здесь оказалось не мало, довольно колоритной старины и как всегда в Узбекистане - много хороших людей)

На следующее утро, ещё немного погуляв по Андижалу, отправились в Шахрихан, на пчак-базар, где не только продают огромное количество ножей ручной работы, но ещё и делают! Можно лично поговорить с мастерами и посмотреть за их работой.

Далее, нас ждал Маргилан - "шёлковая столица" Ферганской долины. Здесь мы ознакомились с полным циклом производства шёлка на фабрике Ёдгорлик, зависли в чайхане с местными и нашли просто мегакрутую гостиницу, где и остановились на ночь.

В гостинице компания подобралась чертовски-интересная — пара интересных путешественников из Франции и Бельгии, которые уже больше двух лет находятся в путешествии и женщина, которая возит в Узбекистан богатых туристов, а также вывозит местных ремесленников в штаты на выставки. Проболтали мы весь вечер) На следующее утро, мы с нашей новой знакомой и её спутником отправились в Риштан, в мастерскую великого мастера, художника-керамиста Усманова Рустама.

На следующий день к нам, в Коканд, приехала подруга из Ташкента, у которой в 2015 году мы останавливались по CS и с которой потом проехали половину Узбекистана — Диёра!

Мы гуляли по городу и сходили в ханский дворец.

Потом я оставил телефон в такси и благодаря Диёре мы нашли того таксиста и телефон) Ну а на следующий день мы отправились обратно в Ош, по приезду мне сплохело от обилия съеденной не мытой клубники и до самого вылета я провалялся в постели, пока Анастасия болтала с англичанами, живущими с нами в хостеле. Ночной самолёт и ранним утром, 9 мая, мы в заснеженной Москве)..

Примерная карта с маршрутом нашего путешествия (google неправильно проложил обратный маршрут через закрытый для россиян пункт пропуска в Узбекистан, а мы ехали через Ош):

По мере наличия свободного времени, буду выкладывать фоторепортажи по всем пунктам:)

Существует более ста рецептов приготовления плова: Наманганский ни за что не спутать с Самаркандским или Ташкентским. В зависимости от отношения хозяев к гостям распределяется плов еще на два типа…

Впечатления о поездке в Среднюю Азию и Афганистан в 2003-м году для меня остаются такими же яркими, как сразу после возвращения оттуда. Ферганская долина - уникальное природное, этническое и историческое образование. Вспыльчивость и контраст эмоций, всегда были в менталитете многонационального населения долины. Кровавые события в Андижане в 2005-м - веское тому подтверждение... Посмотрим, как примет нас Ферганская Долина 10 лет спустя...

За глиняными будочками киргизских пограничников высится стеклянный монстр узбекской таможни, такой чуждый бархатным полутонам южного заката.

Значит, Афганистан хотим посетить ? - офицер СБ Узбекистана со славянским лицом и цепким взглядом изучает наши документы.

Он первый из кучи узбекских пограничников сопоставил визы и штампы в паспорте с направлением нашего движения. Человек на месте. Профессионализм не смоешь вечным местным чаем и не выкуришь кальяном.

Ну что ж… У таможни претензий к вам вроде нет… Добираться через Термез или Таджикистан будете?

Таджикистан…

Тогда сейчас на автобусе до Андижана , оттуда в Коканд , а за ним еще 40 километров до перехода в Каннибодоме … Удачи… Для туристов Афган не самое лучшее место, а если у вас другие цели - то смотрите на обратном пути "с грузом" нам не попадайтесь…

Неутомимо эксплуатирующий шутку Жванецкого («Как вас зовут?» - «Авас?») начальник смены, действительно Аваз, угостил чаем и поставил нам солнечно-желтый въездной узбекский штамп. После чего, наконец-то, вполне легально ступаем на землю Алишера Навои и Тимуридов.


Небольшой пограничный поселок Хонобад чистотой улиц, безукоризненным стеклопластиком магазинов после незаштукатуренной Киргизии произвел впечатление чуть ли не капиталистического рая. Ездят капиталисты в тюбетейках в основном на автомобилях местного производства. Здесь же, в Ферганской долине, в городке Асака и находится гордость узбекского автостроения - совместное предприятие Uz-Daewoo .

Сколько разговоров было о том, что с распадом Союза без российских да украинских инженеров погрузится Средняя Азия в новое средневековье. Но узбеки не сильно с этим торопятся, что-то пытаются производить самостоятельно, машины успешно собирают совместно с корейцами, перерабатывают газ - с немцами, в военно-промышленной сфере наметили парочку проектов с участием США. Живут, в общем, люди, работают.

Но Абдувахид Ахмедов, лейтенант полиции, привез нас к себе в гости в кишлак Кара-Суу на «Запорожце».

Давно хочу «Нубиру» купить, но начальник на «Жигулях» ездит, нравится ему, а это непорядок будет, если я на «Нубире», а он на «Жигулях»…

Живут узбеки большими семьями в просто таки громаднейших дворах, окруженных высокой глинобитной стеной. В начале такого двора по обе стороны, например, могут тянуться жилые помещения, собранные из кирпича или известняка, потом с одной стороны пойдут хозпостройки для скота и птицы, а с другой - сараи с запасами дров, пшеницы, сена, риса. Венчает такой «дворовой» ансамбль непременно просторно-монументальное сооружение туалета. У Абдувахида это место было объединено с загоном для коз, и поэтому некоторые интимные минуты своей жизни я провел в компании парочки пушистых любопытных созданий, которые, встав передними лапами на перила в метре от меня, бесстыже осматривали место событий и оглашали округу циничным: «Бэ-э-э-э…».

Почетное место во дворе отведено глиняной печи «Тандыру» . Порой такая штуковина с раскаленным, полыхающим чревом кажется прямо древним храмом зороастрийцев-огнепоклонников, а процесс приготовления в ней лепешек или мяса - определенно священнодействием, мистическим, таинственным процессом. На раскаленные до мягкого красно-оранжевого свечения стенки печи прилепливаются чуть смоченные водой куски теста с нанесенным на них дырочным узором.

В этих узорах - ежедневное, будничное творчество и индивидуальность хозяйки. Женщина надевает несколько специальных нарукавников и плотнее закутывается в платок, чтоб хоть как-то уберечь себя от адового жара тандыра. Однако все равно у узбечек постарше зачастую обгоревшие брови и ресницы. Нам, как гостям, утром любезно разрешено было посмотреть весь ритуал рождения лепешек в умелых руках матери Абдувахида.

Сам же полицейский накануне демонстрировал свой армейский альбом и делился незабываемыми впечатлениями о службе с украинцами, русскими и кавказцами в сибирской тайге под Читой. 2 года, проведенные его младшим братом в узбекском спецназе, за службу не считает. Как истинный мусульманин Абдувахид не пьет, но на случай гостей держит бутылочку армянского коньяка и водку. Пить мы отказались, зато вдоволь наелись настоящего узбекского плова.

Существует более ста рецептов его приготовления: наманганский ни за что не спутать с самаркандским или ташкентским - испытано! При этом в зависимости от отношения хозяев к гостям распределяется плов на два типа по жирности. Т. е. нежелательному гостю подадут постный и сухой, а дорогому и долгожданному - целое буйство калорий. Может, мы себе льстим, но ели плов с темным длинным рисом, крупными кусками морковки, запеченным чесноком и аж вязкий от овечьего курдючного жира.

Великий полководец, известный по согдианским летописям как Искандер (почему-то) Двурогий, а нам больше как Александр Македонский, прошел Ферганскую долину и был восхищен вкусом и богатым урожаем местных винограда, дынь и арбузов. В этом плане на берегах Сырдарьи с тех пор мало что изменилось. Ферганская долина - самый крупный и плодородный оазис в Средней Азии с уникальными природными условиями.

По пути из Андижана в Коканд узбеки, гордые своим краем, угощали избалованных теплом и гостеприимством украинцев дарами щедрого южного октября. Гранаты с лопнувшей кожурой, не удержавшей рубиновый напор упругих внутренностей, виноград, налитый солнечным соком, и жутко вкусный урюк. Не убранные фрукты в долине не гниют, а лишь немного засыхают, вбирая сладость из ароматного ферганского воздуха.

Дыни весят до 20 кг , бывают зимними и летними. Зимнюю вы можете забрать с собой - шумные веселые торговцы вручат с ней специальную, плетеную из бахчи, сеточку, положите дыню где-нибудь в комнате и разрежете да вынесите к новогоднему столу - она как раз поспеет. Мякоть местных арбузов тает во рту пряным сиропом, вкус не водянистый, а насыщенный и сладко-хрустящий. Какой бы вы не были патриот, но, попробовав раз, напрочь забудете об жидковатых херсонских кавунчиках. А если сейчас еще предамся воспоминаниям о нежной, шоколадной хурме - то просто не смогу писать этот текст дальше!

В Узбекистане напряг поменять деньги . Любой обмен валюты с рук вне закона, в банках курс занижен. В Коканде возле дворца хана Худояра (последнего хана в Ферганской долине, его государство пало всего 130 лет назад под ударами российских войск) пытаемся узнать об обмене зеленых.

Пойдешь к автовокзалу, зайдешь в универмаг, ищи там Рахима с поселка химиков, как найдешь, осторожно скажи ему…

- «Вы продаете славянский шкаф?»…

Нееет… ну зачем так?… Скажешь проще - тебя Турдалы прислал, что сувениры продает…

На неудобных для туриста народных узбекских «Тико» и «Дамасах» добрались из Андижана, на границу с Таджикистаном. За 300 километров пути по буржуйски-идеальным дорогам «чудной долины» встретили мы массу замечательных людей. Ребята - мастера виноградных беседок, хоть и не очень знали русский язык, но старались изо всех сил, чтобы гости не скучали.
К Азизхану Шанирову, владельцу продуктовой лавки на окраине Коканда, мы зашли купить туалетной бумаги, а в итоге остались в магазине на великолепный ужин и ночевку. Многие водители городских маршрутов (активно используется все тот же мизерный «Дамас» с максимальной загрузкой в 6 человек) отказывались брать с нас 100 сум за проезд (50 коп.), объясняя по-мусульмански запросто: «Не на гостях же зарабатывать!».

А двое журналистов из облцентра - Ферганы - проехали лишние 25 км от нужного им Бешарыка к таджикской границе просто из сомнения, что кто-то еще заберет нас на этом глухом участке.

Когда-то мы работали в Новосибирске. «Советская Сибирь», слышали о такой газете? Тираж 600 тыс. Эх, были времена…

И выглядят они симпатично так, по-передовичному: опять есть потребность у государства в статьях об ударниках-хлопкоробах.

Кстати о хлопке - это основная продукция Ферганской долины, да и всей аграрной Средней Азии. Мы со Светланой увидели, как растет вата впервые в жизни, хотя ходит среди азиатских народов байка-быль: пытались-де в конце сороковых во время великого восстановления выращивать эту культуру и на Украине. Прижилась, дала хороший урожай, колхоз наш, полтавский или кировоградский, отчитался о удачном сборе хлопка, стали готовить премии да награды, а через 4 дня вата опять полезла из новых раскрывшихся коробочек. Опять собрали, опять отчитались, а спустя пару дней снова такие дела. Раз на 5-й не выдержал председатель и смял упрямые кусты тракторами да бульдозерами.

Азиаты, традиционно считающиеся у нас тунеядцами и спекулянтами, с утра и до сумерек работают на хлопковых полях, поверьте - адский труд - попробуйте насобирать 40 кг ваты, а это дневная норма. С октября по декабрь закрыты университеты и старшие классы школ - учителя и студенты на хлопке. Изобилие рождается в усталости и мозолях под беспощадным палящим солнцем.


А нас то же самое тепло и солнце не могло не радовать, проехав 4000 километров, продлили для себя лето, ненадолго, но все-таки отсрочили моросящую осень, отодвинули на задний план докучливый быт.

За скрывшимися в пыли веков караванщиками великого шелкового пути направляемся в древний город Худжанд , какое-то время из почтения к нестойким идолам звавшийся Ленинабадом.

Но, перейдя границу Таджикистана, мы поняли, что в этой стране этой - полный беспредел…

Продолжение следует…

Всего через несколько дней на уникальный проект "Возвращение в Афганистан". Эти же места 10 лет спустя, но мы попробуем заглянуть глубже, уловить суть, понять как там живут люди чем схожи и чем отличаются от нас они и их проблемы.

Почитатели Средней Азии и культуры Востока любят повторять, что Узбекистан – это там, где Фергана и окружающие ее города. Уникальный регион Ферганской долины воспет писателями и поэтами, запечатлен на знаменитых пейзажах и произведениях фотоискусства. Прибыв в солнечное государство, смело отправляйтесь к истокам узбекской цивилизации, которые берут начало в восточной части страны.

Регион Ферганы и Ферганской долины

Описываемый район – социально-политический и культурный центр, который играет особую роль в жизни страны. Располагается Фергана в 420 км к востоку от Ташкента. От посторонних глаз жемчужину Востока скрывают горные массивы.

Долина представляет собой межгорную тектоническую впадину, в центре которой находится Фергана. Низменность имеет эллипсоидную форму и вытянута с запада на восток. Окруженная четырьмя горными хребтами местность стала колыбелью древних людей – на территории долины обнаружены останки представителей палеозойской эры, чей возраст насчитывает более 1 млн лет.

Если взглянуть на карту, можно увидеть, что Ферганский хребет, окружающий котловину с севера, по высоте превышает 6 км над уровнем моря, что делает местность изолированной и закрытой. Сама долина образовалась в древней террасе реки Сырдарья, протекающей через долину. Сырдарья – крупная водная артерия, наряду с рекой Нарын и окружающими горами, обеспечивают мягкий климат с изобилием флоры и фауны. Климат в регионе континентальный, что обусловлено его географическим расположением. Зимы здесь мягкие, а летом часто бывает жарко и засушливо.

Фергана (40° широты, 71° долготы), как исторический центр страны, сформировался здесь сравнительно недавно. Город основан в 1876 году известным русским военачальником Михаилом Скобелевым. Первоначальная роль поселения заключалась в контроле над Кокандским ханством, но постепенно его значение возросло и потеряло былую цель.

В настоящее время город Фергана – главная административная единица Ферганской области и одноименной низменности, численность населения сегодня превышает 300 тысяч.

Города Ферганской долины

Современная долина на геополитической карте мира охватывает три субъекта Узбекистана:

  • Ферганскую;
  • Наманганскую;
  • Андижанскую

Расположенные в Ферганской долине города являются самыми густонаселенными поселениями. Это обуславливает тот факт, что в низменности проживает почти треть всех жителей государства.

Регион неспроста называют «Жемчужной россыпью Узбекистана» – он заслужил эту красивую метафору по праву. В Ферганской долине расположены города, совместно образующие исторически сложившуюся общность Узбекистана и характеризующие его самобытную культуру. Маргилан, Фергана, Андижан, Коканд, Шахимардан – известные города региона. Даже названия завораживают слух мелодичностью и таинственностью, чего уж говорить о неповторимом колорите культурной жизни. Населенные пункты Ферганского региона являют гостям средоточие восточной жизни со всеми региональными традициями и обычаями.

Ферганская долина на экономической карте страны – это район, славящийся продуктивным сельским хозяйством, обилием плодородных зерновых культур и виноградников. Именно здесь производят вкуснейшие вина прославленного бренда.

В наши дни район представляет собой самый густозаселенный участок Узбекистана и всей Средней Азии, однако это не всегда было так. Изначально на территории Ферганской котловиныпроживали узбекские, таджикские и киргизские народности, что предопределяло их единство на протяжении долгого периода времени. Лишь в начале XX века район был разделен на административные области, вошедшие впоследствии в состав Киргизской, Таджикской и Узбекской ССР соответственно. Войдя в 1924 году в состав Советского Союза, Ферганская область приблизилась в развитии к иным мегаполисам российских союзных республик, однако смогла сохранить самобытность и аутентичность.

Величественные горы Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая гармонично дополняют картину, делая Фергану и окружающие города крайне привлекательным уголком для туристов со всего мира.

Карта Ферганы онлайн

Для планирования поездки важно представлять себе географию местности. В решении задачи поможет карта региона, ознакомиться с которой можно онлайн.

Если Вы очень активный человек и не любите сидеть дома, тогда немедленно начинайте собирать свои вещи и отправляйтесь в экзотический, райский уголок под названием Ферганская долина. Это, несомненно, красивое и к тому же реликтовое место, которое с двух сторон окружено прекрасными горными хребтами. Горы, обхватив маленький уголок земли, словно стражи, несут верную службу, защищая ее красоту. Каменные массивы создают своеобразную границу, иногда они достигают шесть тысяч километров в высоту. Находится это удивительное место в горах Центральной Азии. Своеобразная впадина занимает площадь около двадцати двух тысяч квадратных километров. Разве это не может не впечатлить? Живительной влагой с чудным оазисом, спешат, поделится две реки, которые протекают как своеобразные артерии, неся в себе прохладные и зеркально чистые воды. Одна из них называется Сырдарья, другая – Нарын. Алтайский хребет делится своими белоснежными снегами, со многими речушками, которые, так или иначе, пытают влагой благодатный край. Если вы хотите посмотреть такое уникальное место, тогда отправляйтесь в сказочную страну Узбекистан. Он вас порадует своим достопримечательностями, желтоглазыми пустынями, историческими городами, культурой, что поразит любого путешественника. Отправляйтесь вместе с нами в тур — поездку и вы никогда об этом не пожалеете. Наслаждайтесь каждой минутой, ведь своими глазами теперь сможете увидеть тропу, где пару веков назад проходил шелковый путь.

Туристам на заметку

Страна, которая заняла второе место по добыче золота, это, конечно же, Узбекистан. Похвастаться она может и метро, которое есть в наличии. Побывать на родине Авиценны предлагают все туристические фирмы. Вы, несомненно, можете воспользоваться таким предложением и уже сегодня посетить страну, которая окутана не одной легендой. Туристы всего мира стараются посетить эти восхитительные места, разгадать загадки прошлого и, конечно же, насладиться солнечным климатом. Вашему взору откроется Ташкент с его сыпучими песками золотого цвета. Самарканд с долгими улицами, где все напоминает о, исламе, но как, же без Бухары? Она всегда говорит о себе кровавыми противостояниями. Здесь не раз разворачивались целые нити интриг. Уже около двух тысяч тысячелетий существует Хива. Так называемая арена, где сходятся две тропы: настоящее время и история великого народа. Лицезреть собственными глазами, можно мавзолеи правителей, грандиозные дворцы, шедевры мирового искусства. Вас заманят своими ароматами торговые места. Пряные благоухания приведут к огромным рынкам, где вы часами будете осматривать национальные блюда и местные деликатесы. Природа не обделила пейзажами эту страну. Ферганская долина всегда манила к себе туристов своей красотой и мягким и теплым климатом. Зима здесь длится не долго, а сразу по весне начинают свое цветение вишни, урюк, алыча, персики. Долина имеет огромные клады ископаемых. Найдется в составе и нефть, ртуть, известный нам уголь, газ, сера, известняк, соль каменная и все виды песка. Разве это не может не удивить. Такое крошечное местечко хранит в себе такие богатства.

История и культура

В китайских летописях уже говорится о государстве Давань, которое было расположено в долине. Управляли, по-видимому, всеми делами — старейшины. Богатая земля позволяла, занимается земледелием, всеми возможными народными ремеслами и животноводством. Экономической стабильности на то время можно было только позавидовать. В основном жители занималась сельским хозяйством. Только вот винные изобретатели славились далеко за приделами своего дома. Как вы поняли виноделие, и виноградарство было не только на высоте, но и становилось основным занятием и любимым делом. Сам китайский император ценил «аргамаки» Даваньские. Кони пользовались популярностью и поэтому постоянно привозились в царский дворец. Средневековые и античные города открывают перед нами прошлое. Ферганская долина позже становится уделом, а через некоторое время оазис как бриллиант попадает в руки Кокандського ханства. История как цветок раскрывает забытую культуру. Преподносит своим туристам славное прошлое своих предков. Оригинальные постройки и найденные предметы с головой окунают нас в то былое время, что стало, сокрыто от наших глаз. Иной мир, влечет и манит побродить узенькими тропинками, которыми блуждали местные жители, неся с собой молодое игристое вино. Поспешите посетить райское убежище. Цветущие ароматы не устанут звать за собой на дикие травы и поля. Туристы будут рады открыть для себя землю с теплым солнцем и благородным климатом.

Приезжайте

Знаменитые города никогда не сходят с языка у местных жителей. Наманган, Фергана, а также Коканд, Шахимардан и так далее. Музыка с «Тысяча и одной ночи» звучит вместе с их гордым названием. Как и раньше, так и на сегодняшний день население занимается в основном сельским хозяйством. На небольших склонах выпасается скот, сеются зерновые культуры. Благородной едой считается рис, а без хлопка каждый человек этой местности не может представить себе своего существования. На плодотворных землях находятся огороды, цветущие сады, бахчи и, конечно же, давно знаменитые виноградники. Даже в наше время такой ценный напиток в руках мастера станет лечебным нектаром от многих заболеваний. Рецепты янтарного цвета нередко становятся уникальными, возможно они были, когда то переданы их наследникам. Если у Вас появится попробовать вино на вкус, то не уходите не продигустирував его, вместе со своими друзьями или знакомыми. Люди, которые находятся в этой плодотворной местности, всегда помнят о своих предках. Национальные традиции не выходят с постоянным прогрессом внешнего мира. Здесь помнят, откуда они родом и свято берегут свою историю и культуру.

Есть, что посмотреть

Животный мир не очень, то и разнообразен, но в то же время есть и такие виды, которые при встрече с вами заставят удивиться. Это ушастые ежики, дикобразы, крошечные барсуки, лисицы, волки, ящерицы и всевозможные грызуны. Сама территория является постоянным камнем преткновения перед Узбекистаном, Киргизстаном и Таджикистаном. Поделить такой мир не просто. Только вот в тысяча девятисот двадцатом году все было разделено и наконец, то долгая война территориального разделения утихла. Если Вы любите проводить свое бесценное время среди природы, тогда вам как раз нужно провести свой отпуск здесь. Ландшафт просто поражает воображение. Кто еще может похвастаться таким богатством. Ваши глаза потонут в серых песках, поля из хлопка унесут в алтайские луговые долины, а снежные вершины горных великанов убедят в величии этой местности. Тур дает шанс оценить замки и крепости прошлого века. Любуйтесь ценными экземплярами универсального строительства. Создавайте свои образы о мастерах прошлого века. Иногда непредсказуемый размах старых построек заставляет ощутить шок даже самых ярых критиков. Не редко средневековая крепость была более прочней, чем современные аналогические здания. Такой момент заставляет задуматься, о том, как на самом деле здесь подходили к стройке. Это было не просто здание, а целое искусство. Местное население, говорит о здравницах с целебными минеральными водами. Селение Чимеон очень популярное. Оно раскинулось так, что практически потопает в виноградниках, что как венец охватило его подножье. Здравница популярна и на слуху у чужестранцев. Чжан Цзяня описал всю околицу и поэтому благодаря нему имеется письменный документ. Название знаменитого города переводится с персидского как «разнообразный». Период делят на три части. Как бы там не было, но городок очень пользуется большой популярностью среди путешественников. Люди с других стран стареются приехать сюда. У Вас есть возможность стать не только гостем, но и другом в этом новом мире. Собирайтесь на отдых, рискните очутиться в тех местах, по которым еще не ходили ни разу. Заказывайте горячие путевки в агентстве. Цена не столь большая для такого вида отдыха. Теплая солнечная энергия наполнит ваш день потрясающими эмоциями. Поезда запомнится на долгие годы, вы будете рассказывать о ней своим знакомым. Фотографии как лучики приятных дней напомнят о вашем пребывании в гостях Узбекистана. Советуйтесь с нашими консультантами, что первым отведать, как спланировать график, на что обратить свое пристальное внимание. Надейтесь на себя, а мы не подведем. Ждем с нетерпением каждого, кто пожелает посетить наш городок.

В. И. Кушелевский. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Том II. — Новый Маргелан, 1891.
Мясная лавка. Ферганская обл. Начало 1900-х.

Существующие в настоящее время города в Ферганской области (по-туз. шаар) и селения (кышлак) отличаются одни от других только величиною, т. е. числом домов и более или менее обширными, изящной архитектуры, мечетями и медресе. Кроме того, в городах сосредоточены все административные учреждения, войска, и в них, кроме туземцев, проживают также русские и другие европейцы; последние в кишлаках имеют свое местопребывание лишь в исключительных случаях. По наружности города и кишлаки весьма сходны. Узген, самый древний из существующих городов Ферганы, в настоящее время превратился в незначительный кишлак, тогда как Коканд , возникший сравнительно недавно, играл в последнее время самую видную роль, как столица ханства и как один из важнейших пунктов среднеазиатской торговли. Многие из нынешних городов, как то: Ош , Стар. Маргелан, Андижан и друг., были тоже в свое время столицами и первенствовали в этой стране.

При приближении к любому городу летом или весною — представляется восхитительная картина. Видишь издали неясные контуры строений, утопающих в яркой зелени садов, среди окружающих полей, засеянных пшеницей, ячменем, рисом и прочими хлебными растениями, составляющими богатство этого земледельческого народа. Дорога, по обеим сторонам которой струятся арыки, обсажена рядом тополей, талов, тутов и других деревьев, а потому изображает собою как бы аллею, ведущую в обширный и великолепный парк, виднеющийся на горизонте.

Въезд в город Ош

Но, въехав в этот город, особенно после ненастья, приходится испытать горькое разочарование. Проезжая по узким, извилистым улицам, не видишь ни домов, ни садов, поразивших зрение издали; они скрыты за глиняными высокими заборами, тянущимися на бесконечное пространство по обеим сторонам улиц. Грязь, вонь, неряшливость, голые выпачканные ребята, закутанные в паранджу с головы до ног, словно пугалы, туземные женщины, — неприятно действуют на непривычного европейца.

Устройство всех туземных городов до того однообразное, что если кого-либо с завязанными глазами привезти в Коканд, Маргелан или Андижан, и там уже снять повязку, то он, несмотря на то, что во всех этих городах бывал десятки раз, не в состоянии будет ориентироваться, и разве какая-нибудь мечеть или базар выведут из затруднительного положения.


Сартовские дети во дворе дома. Ферганская обл. Начало 1900-х.

Куда ни устремишь свой взор, повсюду видишь только одну глину. Она составляет альфу и омегу всякого рода построек и разных домашних приспособлений. Она окружает города и кишлаки Ферганы в виде заборов, защищает крепости своими стенами, служит основанием, стенами и крышей всех домов и прочих построек. Из нее построены дворцы, мечети, надгробные памятники и верстовые знаки, из нее же обжигают горшки и прочую посуду. Она в одно и тоже время и строительный материал, и цемент, и обмазка. Из нее устраивают стойла, ясли, корыта и диваны для сидения. Вырытая ямка во дворе в этой почве служит сосудом для поения кур, другая же, побольше, — прудом для уток и гусей. Если лошадь от седла стерла спину, то ее тоже смазывают глиною; люди, при различных наружных болезнях, прибегают к тому же средству. Язвы, мокнущие лишаи и другие накожные сыпи посыпаются порошком лёсса, который, смешав с водою, употребляют и в виде мази. И это весьма удобно, так как сказанный материал имеется всегда под рукою. Требуется что-либо построить или поправить саклю, дувал и проч., все делается тут же: выкапывается яма, наливается вода, которая, смешиваясь с разрыхленной лёссовой почвой, образует глинистую массу, из которой лепят или замазывают все, что понадобится. Словом, лёсс везде и повсюду играет первенствующую роль в жизни здешнего народа. Но, при исчезновении подобных городов, для археолога не останется никаких памятников; через какое-нибудь столетие он увидит только груду глины среди той же глинистой почвы.


Коканд. Исфаринские ворота.

Некоторые туземные города были обнесены высокими зубчатыми глиняными стенами с несколькими воротами на разные стороны и окружены более или менее глубокими рвами — все это служило защитой против нападения неприятеля. В настоящее время эти стены разрушаются, так как их не поддерживают, и жители охотно убирают этот материал для удобрения своих полей. Хотя эти стены были возведены из того же лёсса, из которого состоит вся почва, но он, в течение продолжительного времени выщелачиваясь дождями от избытка поваренной соли, также, быть может, от других атмосферических влияний, приобретает свойства более плодородной почвы, нежели обыкновенный лёсс, бывший под культурой, в котором с течением времени истощился запас фосфорнокислых и углекислых солей. Администрация ничего не имеет против разрушения этих стен, так как они, помимо всей бесполезности, еще задерживают свободное течение воздуха и этим препятствуют правильной вентиляции.

Центром всякого туземного города является базар, от которого во все стороны идут длинные, кривые и довольно узкие улицы. Широкие бывают только главные, а второстепенные местами до того суживаются, что невозможно разъехаться двум встретившимся экипажам. Если в подобной улице столкнуться с арбами, ход которых 4½ аршина, то это сущее наказание. С одной арбой еще кое-как дело сладится; она берет задний ход, потом при первой возможности поворачивается, устремляется в перекрестный переулок и этим дает возможность проехать; при встрече же с несколькими арбами, дело усложняется и приходится долго иногда ждать, пока они успеют очистить дорогу. Подчас, при неловкости кучера, дело оканчивается ломкой экипажа и костей. Переулки еще уже, так что по ним возможно движение только верхом или пешком; иногда же нельзя разъехаться и двоим верховым.

Все улицы обнесены по обе стороны глинобитными дувалами (заборами), вышиною около 3½ аршин; а богатые, желающие укрыться от взоров всадника, поднявшегося на коне, окружают свои жилища и сады стенами выше 1½ сажени. За этими заборами возвышаются задние стены глиняных сакель, в которых живут туземцы с своими семьями. На улицу проделываются только узкие и низкие калитки с разными извилистыми пристройками, чтобы при открывании дверей не было видно, что делается внутри двора. Ворот нет, а потому арбы останавливаются возле калиток, загромождая собою и без того узкие улицы. Улицы немощеные и, между прочим, имеют ту особенность, что к средине понижаются, а потому после дождя или таяния снега образуется непроходимая грязь, потому что заборы, бросая тень, задерживают высыхание. Кроме того, извилистые, узкие улицы, между высокими заборами, препятствуют свободному движению воздуха, а так как в эту грязь попадают кухонные, хозяйственные отбросы и даже нечистоты, потому что туземцы весьма нецеремонны в этом отношении, то понятно, что все это гниет, распространяя вокруг вонь и миазмы. Высохшая грязь превращается в мелкую пыль, поднимающуюся на воздух, вследствие чего во время жаров и затишья над городом всегда стоит густой, пыльный туман. Эта же пыль, содержащая, между прочим, значительный процент соли и извести, раздражает глаза и дыхательные органы. Тут же на улицах, в грязи, копошатся ребятишки, приобретая этим весьма упорные хронические накожные сыпи.

Каждый город снабжается водою посредством арыков (каналов), проведенных из ближайшей горной реки. Эти каналы разделяются на бесчисленное множество ветвей и распределяются по всему городу. Каждый дом имеет свою воду, проведенную из соседнего арыка, которая, пройдя по двору, саду и огороду, направляется в соседний двор и т. д.

Высокая температура воздуха, пыль, духота и зловоние делают жизнь в центре города невыносимой, а потому всякий, имеющий возможность выбраться за город или на окраины города, переезжает туда на лето и поселяется в саду. Одни бедняки остаются коротать жизнь в течение душных дней и ночей, глотая пыль и всякие городские миазмы.

Растительности в центре города сравнительно очень мало. Сады здесь редкость, так как, по причине скученности, пространство земли, занимаемое домом и прочими угодьями, только у богатых достигает 200— 300 кв. саж., а у бедных сплошь да рядом имеется около 50 кв. саж. Чем ближе к периферии города, тем меньше скученность домов, отдельные участки становятся обширнее, а сады — гуще и больше. Окраины городов состоят почти из садов, в которых поселяются зажиточные в течение всего времени, пока стоит хорошая погода, а на зиму опять перебираются в зимние помещения. Обыкновенно в сады перебираются в конце марта, как только зацветут деревья, а возвращаются в город около половины октября. Улицы на окраинах шире, чище, и вообще окраины представляют собою сравнительно здоровую часть города.

Не имеющие сада в городе перебираются иногда за город — на бахчи, где и живут в шалашах с своими семьями.

В этих переселениях из города в сады играют роль главным образом хозяйственные интересы, а не эстетика и гигиена. В апреле выводятся шелковичные черви, их надо кормить, а тутовые листья и ветви имеются в достаточном количестве только за городом, в садах: поэтому они и переселяются сами туда, соединяя полезное с приятным.

Центральный, или большой, базар (улькан базар) занимает довольно большое пространство, разделен прямыми, довольно широкими улицами и по наружности содержится довольно опрятно. Над улицами этими устроены крыши из камышовых плетенок (барданов), а в Коканде — плотная дощатая крыша. Крыши делаются для защиты от зноя и дождя, но камышовые плетенки, защищая отчасти от первого, свободно пропускают дождевую воду, вследствие чего большая часть базаров после ненастья превращается в месиво невылазной и непроездной грязи, потому что крыши дают тень и этим задерживают высыхание.

Лавки размещаются по обеим сторонам базарных улиц и обыкновенно бывают небольших размеров. В центральной части базара торговцы группируются по специальности , так, идет ряд лавок с красным товаром, ряд с готовыми халатами, мясные ряды и проч., в периферической же части базара этот порядок не соблюдается; в одном ряду находятся лавки с самым разнообразным содержимым. Около книжной лавки помещается шорник, далее приготовляют и продают пельмени в соседстве с кузницей и лавкой с сальными свечами. На полу разложены по лоточкам или просто на бумажках, ничем не покрытые: нюхательный табак, леденцы, нарезанная кусками морковь, разные лекарственные вещества, сушеные ягоды и более употребительные лакомства. При ветре зачастую табак попадает в лакомства, лекарства, в съестные продукты, на что торговцы и покупатели смотрят равнодушно.

Базар служит не только местом продажи, но и производства. Там работают в открытых помещениях, на виду у всех проходящих, кузнецы, медники, шорники, портные, сапожники и прочие ремесленники. В центральной части базара есть караван-сарай, в котором производится оптовая торговля. Хлебные и дровяные базары находятся отдельно, точно так же, как и те, на которых продаются лошади и бараны.

Необходимая принадлежность всякого, даже маленького кишлачного базара, — это чай-ханэ. Они тоже открыты, и туземцы пьют, на виду у всех, чай и курят свой кальян, занимаясь беседой. Эти чай-ханэ в базарные дни бывают переполнены посетителями.


Коканд. В туземной чайной.

При каждом почти большом базаре в Фергане есть так называемый паяклик-базар, это самая грязная часть базара, застроенная низкими маленькими саклями, навесами и лавчонками. Сакли и лавчонки имеют большею частью вместо второго этажа навесы. На паяклик-базаре, кроме курительного табаку (тамаки), с принадлежностями для курения, и нюхательного или того табаку, который туземцы кладут за щеку (нас-вай), еще продаются секретно наша, кукнар, опий, буза и другие одуряющие средства, о которых будет сказано отдельно . Тут же находятся заведения, в которых любители предаются курению и внутреннему употреблению этих средств за известную плату. Хотя администрация строго преследует как продажу, так и употребление наркотических средств, но тем не менее они производятся тайно и до сего времени. Рядом с этими заведениями находятся всевозможные притоны для бродяг и воришек, а также вертепы разврата . Словом, эта часть базара напоминает нам известные кварталы в больших европейских городах, в которых проживают подонки общества.

Все лавки на базаре бывают открыты только в базарные дни, а в остальное время большая часть их закрыта, за исключением мясных и с прочими съестными припасами. С закатом солнца туземные лавки закрываются и ночью не торгуют. Кроме главного базара, в больших городах находится еще несколько второстепенных по окраинам города, на которых продаются по преимуществу жизненные продукты и некоторая мелочь.

В городах и кишлаках сакли и прочие постройки делаются каркасные. Они своебразной архитектуры, строятся прямо на почве, без фундамента, и состоят из одного или двух рядов столбов, между которыми выводятся стены из высушенных комков глины, замазанных внутри и снаружи тоже глиною, смешанною с саманом (мелко изрубленной соломой). Крыши особого устройства, плоские, нераздельные с потолком, покрыты тоже глиною.

Киргизская семья на базаре в Оше

Гигиеническая обстановка больших туземных городов, вообще, весьма неудовлетворительная. В базарные дни стекается масса людей пеших и конных из всех окрестных кишлаков, которые толпятся в течение дня на базаре. Следы пребывания нескольких тысяч лошадей и баранов, а также все помои с различными отбросами, выливаемые с самым искренним простодушием тут же на улицу, должны образовать с каждым разом все более и более толстый слой навозного удобрения, которое в крытых улицах базара делает воздух негодным для дыхания. Он пропитывается своебразным, удушливым запахом и, конечно, содержит массу органических разложений. Значительно больше воздуха загрязняется вода, которая, циркулируя в этих местах по арыкам, выщелачивает из почвы продукты органических разложений и, несмотря на это, употребляется туземцами для питья в сыром виде, без всякой очистки и фильтрации.

Отхожие места, как частные, так и общественные, никогда не очищаются, и о вывозе нечистот туземцы не помышляли. Устроены они большею частью по персидскому образцу и состоят из весьма глубоких ям или мертвых колодцев. Ямы эти никогда не очищаются, а когда наполнятся, то засыпаются землей, рядом же с засыпанной устраивается новая отхожая яма. При подобном устройстве жидкие выделения уходят в почву, а твердые, при отсутствии жидкости, подвергаются меньшему разложению, так что зловоние из туземных отхожих мест не столь значительное, как можно было бы ожидать. Хотя земля, примешиваемая к экскрементам при засыпании ям, дезинфекцирует их до известной степени, но, при существовании некоторых городов Ферганы в течение тысячелетий, вся почва под ними должна была пропитаться экскрементами, и, вероятно, в этих городах нет точки, на которой когда-нибудь не было расположено отхожее место.

В таком же положении эти города находятся и относительно кладбищ, так как у туземцев всегда существовал обычай устраивать кладбища в городской черте и даже в самых центральных частях города. Следовательно, в каждом из древних городов Ферганы погребены миллионы трупов на всем протяжении площади, занимаемой этим городом. Каждый клочок земли подобного города насыщен продуктами трупного разложения, потому что на каждом клочке когда-нибудь существовало кладбище. <…>

В некоторых городах трупы зарывались глубоко, но в Коканде при высокой подпочвенной воде невозможно было углублять могильных ям, и мертвые тела хоронились почти на земной поверхности, делая только над ними глинобитные стены и своды. Русская администрация запретила хоронить в черте города, и для кладбища отведено место за городом, но так как Фергана находится под владычеством России всего 14 лет, вопрос относительно кладбищ поднят был не сейчас по завоевании, а кроме того, в некоторых местах и теперь тайно продолжают хоронить на старых кладбищах, то, по моему мнению, туземные городские кладбища и по настоящее время не потеряли еще вредного влияния на здоровье жителей.

Городские арыки циркулируют не только мимо старых кладбищ, но зачастую возле самых свежих могил. Атмосферные осадки, падающие на могилы, расположенные на холмах, стекают в те же арыки непосредственно или просачиваясь сквозь почву, унося с собою растворимые части продуктов трупного разложения, которыми насыщается вода этих арыков. Легко составить себе понятие о качестве воды в арыках, которая пройдет через весь город, мимо кладбищ, боень, базара, общественных ретирад и тому подобных мест, а между тем эту воду употребляют для питья в сыром виде.

Туркестанским окружным военно-медицинским инспектором тайным советником Суворовым был возбужден вопрос, на каком расстоянии должны находиться от отхожих мест главные арыки, из которых берется вода для питья и приготовления пищи. Военно-медицинский ученый комитет, в заседании своем 5 декабря 1885 г., согласно с мнением по этому делу члена профессора Доброславина, пришел к заключению, что близость расположения выгребных ям от арыка, снабжающего водою, при высоком стоянии содержимого ям во время дождей или в жаркое время при образовании трещин в почве, может подать повод к просачиванию жидких и газообразных продуктов разложения содержимого этих ям в воду арыка и служить причиною заболевания брюшным тифом людей, употреблявших эту воду для питья и приготовления пищи. Расстояние, на котором могут находиться выгребные ямы от арыков, по мнению комитета, должно быть не менее 15 сажен.

Это положение возможно применить только в русских кварталах города, и то в общественных зданиях, что же касается до туземных, в скученных частях города, то оно немыслимо. Было упомянуто, что на площади в 50 кв. саж. расположены иногда сакля, ретирад, разные хозяйственные постройки, и тут же протекает арык. Куда отнести все это, когда рядом помещается такой же бедняк, за ним другой и т. д.

Следует еще заметить, что бойни, красильни, кожевенные заводы и прочие кустарные производства находятся тоже в самом городе, и в них не устроено никаких целесообразных приспособлений. Бойни начали строить только в последнее время, а раньше скот убивался на частных дворах или где заблагорассудилось. Все отбросы, кровь и проч. гниют в ямах, заражая окрестный воздух, или спускаются в те же арыки.

Много еще вредных влияний встречается в частной домашней жизни туземцев, но об них будет сказано в своем месте. Из этого же краткого обзора можно составить весьма ясное понятие, в каком печальном положении находится общественная гигиена среди туземного населения. Только стихийные силы в виде дождя или ветра, в связи с самоочистительною способностью почвы, представляют собою единственные моменты, содействующие периодической ассенизации этих городов. Этиологические моменты, зависящие от естественных условий почвы и воды, ничтожны в сравнении с теми губительными влияниями, порождаемыми зараженным воздухом и водою, и которые созданы непониманием и небрежностью самих жителей. Администрация старается вводить правила согласно требованиям закона и современной гигиены, но это весьма туго прививается, потому что приходится бороться с невежеством массы народа, искони веков привыкшему к известной обстановке и своим порядкам. Они наружно преклоняются перед распоряжением начальства и нисколько не прекословят, но втихомолку действуют по-прежнему. Распространение и привитие между ними целесообразных санитарных мер удастся лишь тогда, когда они освободятся от оков рутины и эмпиризма, проникнутся убеждением в неоспоримой пользе этих мероприятий и поймут, что громадные потери здоровья и жизней, которым они подвергались во все времена от злокачественных и опустошительных эпидемий и различных болезней, зависели главным образом от заражения воздуха и воды, а не от каких-либо таинственных и неведомых сил, но для этого потребуется еще много времени. Среди мусульманского народонаселения, кроме невежества, еще так сильно развит фатализм, что не скоро оно освободится из-под его влияния, а между тем он становится нам поперек дороги, когда нужно принимать соответствующие меры для прекращения развития и распространения разного рода болезней.

Кишлаки, как уже было сказано, такого же устройства, как и города, только в них меньше домов; преобладающие размеры кишлаков колеблятся между 50— 100 дворов. В кишлаках свободного места больше, а потому жителям нет надобности так тесниться, как они вынуждены в больших городах. Улицы здесь шире, садов больше, дворы обширнее, вода и почва не столь загрязнены, вследствие чего и воздух чище городского. Большие кишлаки тоже имеют базары, но они гораздо меньше городских, стечете народа не столь значительное, и притом, оставаясь в продолжение недели совершено пустыми, успевают просохнуть и проветриться.

В кишлаках не везде устраиваются отхожие места по образцу городских, иногда их вовсе нет, а естественной надобности удовлетворяют где-нибудь в укромном уголке, на куче навоза, который вывозится на поля; если при этом соблюдается аккуратность в вывозе, то, пожалуй, подобные ретирады менее вредны, нежели городские.

Боень в кишлаках вовсе нет, и скот убивается жителями в своих дворах.

Кладбища устраиваются среди селения точно так же, как и в городах.

Вообще, в небольших кишлаках гигиенические условия несравненно лучше, нежели в больших, многолюдных городах. В этом отношении особенно славятся кишлаки, расположенные в предгорьях, где воздух чистый, свежий, вода получается из первых рук, холодной, незагрязненной.

Рисовые поля у Джелалабада. Ферганская обл.

Колен, Лаверан и Лейе говорят, что перемежающиеся лихорадки суть болезни деревень; в наиболее нездоровых местностях города составляют истинные убежища против малярии [Опыт выяснения этиологии малярии при работах с землей вообще и в частности при кирпичном производстве в Усть-Ижоре. В. Е. Эмме. (В. мед. журнал).] ; в Фергане приходится наблюдать совершенно противоположное явление. Здешние города представляют собою настоящие малярийные очаги, а небольшие кишлаки, если они не лежат в соседстве болот и рисовых полей, отличаются лучшими условиями в этом отношении. Согласовать эти противоречия весьма легко. Вышеупомянутые авторы говорят относительно европейских городов, которые нисколько не похожи на среднеазиатские, а в особенности на ферганские; в здешних городах имеются все условия для интенсивного развития малярии. Богатая растительность, обилие воды и жаркий климат способствуют развитию миазмы, а кривые, узкие улицы и дворы, обнесенные высокими непроницаемыми заборами, затрудняют свободное движение воздуха, вследствие чего способствуют этой миазме скопляться в известных местах в неимоверно значительном количестве.

По присоединении Кокандского ханства к Российской Империи, некоторые из туземных городов стали уездными городами Ферганской области, которых в настоящее время пять: Маргелан, Коканд, Наманган, Андижан и Ош.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: