Псковские храмы. Псковская область

Псковщина славится своими своеобразными храмами, подобных которым нет нигде. Самые ранние сохранившиеся в Пскове архитектурные церковные памятники относятся к XII веку. Это и с бывшего Ивановского монастыря.

К XIV-XV вв. в Древнем Пскове сложилась собственная архитектурная школа, на которую оказали огромное влияние характерные черты народного архитектурного творчества. Вот как характеризует Ю. Спегальский самобытные черты псковской архитектуры, определившиеся к середине XIV века: «Новые архитектурные формы церквей были предельно экономичны и подчинены практическим требованиям жизни. Их беленые каменные поверхности слагались в сложные и динамичные сочетания, дававшие богатую игру света и тени. В контрасте белых поверхностей с цветными пятнами фресковых изображений, живописном чередовании и дроблении световых и теневых пятен, в общем облике, далеком от какого-либо аскетизма и суровости, выражались жизнелюбие и оптимизм простых русских людей, не поколебленные несколькими веками воздействия христианства».

Вторую половину XV — XVI век можно назвать эпохой зрелости в искусстве Древнего Пскова. «Разнообразие строившихся каменных зданий, объем строительства, технический его уровень, изощренность архитектурного мастерства псковских зодчих достигли вершины. Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский).

Для памятников псковской церковной архитектуры характерны пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами, галереями и , .

На этой страничке представлены очень краткие сведения о псковских храмах. В качестве источников использовались следующие издания:

− Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

− Псков через века: памятники Пскова сегодня / сост. И.К. Лабутина. СПб,1994.

− Псковская Епархия: справочник. СПб, 2009.

− Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры // Достопримечательности Псковской области. Л.: Лениздат, 1977.

МОНАСТЫРИ

Мирожский монастырь

Храм во имя Преображения Господня был построен византийскими мастерами. За время своего собор подвергался переделкам, «из которых наиболее существенны надстройка «палаток» над юго-западными и северо-западными углами, сделанная еще в XII веке, наружное оштукатуривание, неоднократные изменения покрытий, пристройка притвора, колокольни, поднятие полов. Вокруг здания нарос значительный культурный слой, зрительно сделавший его более низким, чем он был первоначально… В XVII — XVIII веках были переделаны окна собора. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане. Но все же о первозданном облике собора можно судить с достаточной определенностью…» (Ю. Спегальский). Стены и своды храма были расписаны фресками, которые со временем были скрыты под штукатуркой и обнаружены только в 1858 г. В 1969 -1983 гг. была проведена их полная реставрация.

В изящной архитектурной простоте собора заключалось отрицание и скрытое осуждение эстетических взглядов старой языческой Руси.

Двухэтажный корпус с колокольней примыкает к Стефановской церкви. Фасады декорированы простыми карнизами. Колокольня (1879 г.) с куполообразной кровлей имеет эклектический характер. Здесь располагаются иконописные мастерские, трапезная и подсобные помещения. Братский корпус формирует парадный фасад Мирожского монастыря.

Снетогорский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Снятная гора, д.1

Памятник представляет собой небольшой одноапсидный одноглавый двухъярусный четверик с обширной трехъярусной трапезной. Два нижних яруса подклетов трапезной состоят из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея системой переходов. В 1805 году трапезная церковь была преобразована в домовую, и ее верхний ярус – палата со столбом – перестроен. Это древнейший из псковских монастырских трапезных храмов.

Построен по проекту губернского архитектора К. Жданова как загородная резиденция псковских архиепископов, и представляет монастырское строение с элементами классицизма. Он был поставлен на древних монастырских погребах, связанных с Никольской трапезной церковью. Главный фасад выделен фронтоном с полукруглым окном, плоским ризалитом и скромными украшениями окон верхнего этажа. Подклет и первый этаж дома — это палаты со столбами и сложными сводами (не исключено, сохранившимися с XVI века). Как отмечает И. Лабутина, памятник не имеет аналогов среди подобных комплексов.

В 300 метрах от монастыря, на холме у дороги, поставлена небольшая восьмигранная каменная часовня. Ее тесовая кровля увенчивалась барабаном с луковичной главкой. В 1913 году отсюда была вывезена икона «Избранные святые», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1962 году часовня была реставрирована по проекту В.П. Смирнова.

К середине XIX века монастырь пришел в запустение. В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились (предположительно сер. XIX века) и школа псаломщиков, которые находятся под охраной как памятники местного значения.

ЦЕРКВИ

Октябрьский пр., 9

Долгое время храм упоминался в краеведческой литературе как церковь Анастасии Римлянки (См. «Псков через века» и др.). Большая, сложная по композиции церковь построена на месте деревянного однодневного храма 1488 г. Перестраивалась. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 г. Особенность храма – сводчатый подклет под всем комплексом помещений. «Симметричная композиция ее с двумя приделами по бокам напоминала композицию храма Богоявления с Запсковья. Первоначальные покрытия церкви и приделов были восьмискатными, в обработке ее нет никаких новшеств, которые могли бы отличить эту постройку от памятников первой половины века. Но двухэтажная галерея и крыльцо, по которому нужно было всходить в притвор, - черты, новые для того времени. Древнее крыльцо и звонница до нас не дошли: они уничтожены при переделке в 1819 году. Верхний этаж галереи совершенно перестроен в XVII веке, и это дает основание предполагать, что этот этаж был сначала открытым, с аркадой на столбах вместо наружных стен. Верх барабана ныне совершенно гладкий: во время перестройки в 1819 году его украшения были сбиты и заделаны. Храм как снаружи, так и внутри отличался совершенством форм и пропорций. В первоначальном виде это было одно из наиболее прекрасных зданий древнего Пскова» (Ю. Спегальский. Каменное зодчество Пскова).

Ул. Профсоюзная, 1

Церковь Одигитрии на Печерском подворье была построена вместо стоявшего здесь до нее храма XVI века. В 1866 году подверглась переделке, после которой ее наружный облик очень изменился, и ее стали считать неинтересной. Во время Великой Отечественной войны она горела и лишилась всех покрытий. После войны от стен стали отваливаться толстые слои штукатурки, нанесенные в 1866 году, и тогда выступившие из-под них первоначальные формы храма показали, что «это наиболее замечательный из дошедших до нашего времени памятников псковской церковной архитектуры XVII века» (Ю.П. Спегальский). Предназначенная для украшения не только самого подворья, но и всего западного фасада города, она была скомпонована со сказочной декоративностью. Огромная величина ее средней главы подчеркивалась сравнительно небольшими боковыми главами, а еще более - девятью главками колокольни. Церковь вся пестрела изразцовыми украшениями, а стены ее, выкрашенные яркой желтой охрой, горели и светились на фоне голубовато-серой деревянной застройки и белых каменных зданий с падающими на них синими тенями. Купола ее были покрыты блестящей зеленой керамической чешуей. Звонницу здесь сменила колокольня с высоким восьмигранным шатром. Однако при всей необычности общего облика этого здания, в деталях оно сохранило связь со старыми псковскими традициями. Обрамление окон и ниш притвора и по технике исполнения, и по профилю повторяет типичные для Пскова XV-XVI веков наличники дверных проемов. Обработка абсиды обычным псковским орнаментом из впадин — совершенно в духе XVI века. Валиковые декорации на барабане, пояс поребрика, ширинки — детали, применявшиеся псковскими каменщиками в XVI веке. Мастера, строившие храм Одигитрии, не избегали использования старых приемов. Но они подчинили их новаторским художественным замыслам.

Сейчас церковь находится в распоряжении онкологического диспансера.

Ул. Плехановский посад, 14

Единственный памятник деревянной архитектуры XVII века — церковь Варвары в Петровском посаде, которая была построена в девичьем Варваринском монастыре «старицей Агафьей с сестры». Она дошла до нас не в первоначальном виде. Построенная в 1618 году, она была значительно изменена в XVIII — XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Сохранились детали: волоковое окно, круглое окно алтаря, перекрытия на деревянных врубках без гвоздей. От крыльца остались только следы — гнезда в западной стене притвора, в которую были врублены части первоначального крыльца. Однако у наличников окон этой постройки осталась еще часть украшавшей их резьбы.

Фрагментарная реставрация проводилась в 1973 г.

Храм принадлежит православной церкви.

Ул. Леона Поземского, 53

Построена в 1495 году на месте более раннего храма и является свидетелем военных событий 1615 года, когда здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены «богоранными стрелами» от сильной пальбы с купола церкви. В ризнице Варлаамской церкви хранилась «Повесть о прихождении Свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», написанная сразу после исторических событий.

С западной стороны к церкви примыкает притвор и паперть. На притворе сооружена звонница, а на паперти парапет. Притвор и звонница современны храму, а паперть позднейшая. Звонница состоит из двух пролетов и покрыта четырехскатной кровлей с крестом наверху. С южной стороны в XVIII веке построен придел во имя святого Николая Чудотворца. На восточной стороне находятся две полукруглые апсиды: одна, украшенная по карнизу поясками из треугольников и квадратов, принадлежит главному храму, а другая, без украшений, – приделу. Церковь считается редким для Пскова памятником XV века, связанным с новгородской архитектурной традицией.

После революции 1917 года церковь была закрыта. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В настоящее время – действующая приходская церковь Пскова.

Октябрьский пр., 5

Впервые на этом месте церковь Василия была построена в XIV веке. Летопись упоминает об украшении этой церкви росписью в 1377 году. Под 1413 годом в летописях помещены записи о постройке новой церкви Василия на Горке, той, что дошла до нас. Это единственный в Пскове сохранившийся памятник первой половины XV века. Однако Ю. Спегальский отмечает, что «если бы можно было считать эту датировку [1413 год ] правильной, то это здание могло служить свидетельством поразительного скачка, происшедшего в развитии архитектуры Пскова в первые годы XV века, а создавшего его зодчего пришлось бы считать гением, предвосхитившим приемы, ставшие характерными для Пскова только более чем через столетие». Скорее всего, храм претерпел значительные изменения и перестройки в XVI-XVIII веках, и по мнению Спегальского является типичным сооружением 40 — 50-х годов XVI века. «Его позакомарное покрытие, имеющее декоративный характер, его первоначальная ажурная галерея (следы ее примыкания к приделу сохранились), часовня-усыпальница, примыкающая к приделу с северной стороны (следы ее также сохранились), высокое подцерковье, великолепная техника постройки, совершенство пропорций и отработанность деталей декора — все характерно для этого периода расцвета церковной архитектуры Пскова». Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Высоко вздымавшийся над тенистыми деревянными улочками, храм казался по контрасту с ними особенно светлым и изысканно стройным.

В настоящее время храм действующий. В 2012 году была закончена его реставрация, которая восстановила позакомарные покрытия. в 2010 году, и .

ул. Свердлова, 1

История двойной церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы уходит корнями в 1399 год, когда была построена церковь в честь Покрова Богородицы. Она являлась соборным храмом Покровского мужского монастыря, расположенного в юго-западном углу Окольного города, у Покровской башни, носившей название по монастырю.

В 1581 году во время осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма. И действительно, 8 сентября 1581 года неприятелю удалось почти полностью разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене. Казалось, что враг неминуемо ворвется в город. Но псковичи, воодушевленные крестным ходом с иконой «Умиление Божьей Матери» и мощами святого псковского князя Всеволода-Гавриила, героическими усилиями отбили захватчиков.

После снятия осады Пскова в 1582 году благодарные псковичи вместе с воеводой Иваном Петровичем Шуйским, руководителем обороны города, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну - во имя Рождества Богородицы (празднуется 8 сентября – 21 сентября по н.с.- в день отбития штурма). Две церкви соединили в одну, а между ними поставили классическую псковскую звонницу.

В 19 веке перестраивалась. В годы ВОВ очень сильно пострадала. В 1961-1964 годах была отреставрирована по проекту В.П. Смирнова.

Ул. Детская, 2

Церковь поставлена на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. Одноглавая, одноапсидная с притвором, широким крыльцом-галереей на столбах и шатровой колокольней над ними, возведенной в 1867 году. Интерьер бесстолпный, сводчатый. Церковь значительно перестраивалась в XIX-XX вв.

В настоящее время – действующий храм подворья Спасо-Елеазаровского монастыря.

ул. Советская, 64

Памятник церковной архитектуры эпохи ампира «редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм, свойственных классицизму». Прямоугольный четверик завершен полусферическим куполом, увенчанным декоративным фонариком со шпилем. Северный и южный фасады украшают два монументальных портика. Декор фасадов состоит из карнизных тяг; кронштейнов и лепных розеток. Монастырская церковь построена вместо разобранного южного придела соседней церкви Вознесения. Реставрирована в 1972 г. по проекту В.А. Лебедевой (Псков через века: памятники Пскова сегодня. СПб.: Ферт, 1994. С.226)

В настоящее время в церкви располагается планетарий.

ул. Первомайская, 27

Образская церковь «у Жабьей Лавицы» построена на месте деревянной, однодневной, возведенной в 1487 г. по случаю «великого мора». Когда ее заменили каменной - неизвестно. Это небольшой одноглавый храм, с двухпролетной звонницей над крыльцом и оригинальной композицией придела – с прямоугольным алтарем и с двухъярусным четвериком, увенчанным барабаном с главкой. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века. Фрагментарная реставрация храма проводилась в 1960 г. по проекту Б. Скобельцына.

В настоящее время храм действующий, но требует ремонта.

Кремль

Свято-Троицкий кафедральный собор, Главная святыня и символ Псковской земли, имеет непростую историю. По преданию, место для собора великая княгиня Ольга, которая посещала псковскую землю в 957 году. Согласно летописи, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место, поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице. Построенный во второй половине X века собор был деревянным и сгорел во время одного из пожаров. В 1137-1138 гг. по распоряжению Всеволода-Гавриила на этом месте был построен новый — каменный собор. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский. Однако и этот собор постигло новое несчастье – в 1363 г. обрушились своды. Поэтому в 1365 году храм перестроили ещё раз. На этот раз храм строился псковскими зодчими во главе с мастером Кириллом из местного известняка. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. В 1609 г. во время сильного пожара в Кремле взорвались пороховые склады, что привело к тому, что стены Кремля обрушились, и очень сильно пострадал собор. Храм был восстановлен и простоял до 1682 года.

Строительство нынешнего собора, четвёртого по счёту, было закончено в 1699 году. В его облике сочетаются черты древнепсковского зодчества и общерусской архитектурной традиции XVII века.

Троицкий собор (1682-1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века галереи нижнего этажа были заложены сплошной каменной закладкой и к ним снаружи были пристроены контрофорсы. В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене. «В 1894-1895 годах собор, снаружи сверху донизу, а внутри лишь частично, был оштукатурен цементом и отделан отлитыми из цемента лепными наличниками окон и орнаментами. Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость. Новая орнаментация, выполненная по рисункам архитектора Ф. П. Нестурха в ложном «византийском» духе, изменила характер наружной обработки и внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, еще больший разнобой» (Ю. Спегальский).

Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя». Над башней возвышалась колокольня, верх которой был покрыт пирамидальной тесовой крышей. Ход к колоколам идет с самого низа башни в толще ее стены.

Существующие теперь верхний ярус колокольни с четырьмя проемами и покрытие над ним со шпилем относятся к началу XIX века. В интерьере собора установлен уникальный резной семиярусный иконостас конца XVII века.

В настоящее время храм действующий.

Ул. Георгиевская, 3-а

Надгробная часовня стоит юго-западнее храма Жен Мироносиц. Небольшой кубический объем завершен пирамидальной кровлей, увенчанный барабаном с луковичной главкой. Углы декорированы столбами. В интерьере, в нишах восточной стены – фреска «Деисус». Часовня была реставрирована в 1955 году по проекту Б. Скобельцына.

Во Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: «московский храм – торт, псковский – сундук». После революций русские белые эмигранты «воссоздавали Русь» в местах их изгнания как раз по «псковской школе» - архитектура напоминала о родине, при этом небогатым общинам беженцев было под силу найти средства на строительство таких – внешне скромных и небольших – церквей. Поэтому "псковские" храмы часто встречаются и заграницей.

Церковь Успения Богородицы на парижском кладбище Сент Женевьев де Буа

Храм построен архитектором Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах и освящён через полтора месяца после начала Второй мировой войны. По внешнему виду, пропорциям, внутреннему устройству – это классический псковских храм: небольшой, кубической формы, с одной главой, возвышающейся над восьмискатной кровлей, барабаном главы и апсидами, украшенными бегунцом и поребриком, повторяющим внутреннее членение храма скромным и благородным декором на стенах и отдельно стоящей двухпролётной звонницей. Так неожиданно псковские черты приобрёл храм, находящийся далеко от русских пределов, под сенью которого покоится цвет Зарубежной России.

Здесь лежат писатели Георгий Иванов, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Владимир Максимов, Дмитрий Мережковский, Николай Оцуп, Борис Поплавский, Алексей Ремизов, Иван Шмелев. Тут семья Игоря Стравинского, вдова реформатора Петра Столыпина Ольга Борисовна, вдова адмирала Колчака Софья Фёдоровна и их сын Ростислав. Здесь же покоятся религиозные философы и писатели Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Антон Карташев, Николай Лосский, Пётр Струве, музыканты, художники артисты: Николай Кедров, Константин Коровин, Иван Мозжухин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Андрей Тарковский, Матильда Кшесинская, Серж Лифарь, Рудольф Нуреев, промышленники и благотворители Рябушинские, князья из Дома Романовых, а также прославленные генералы Николай Головин, Александр Кутепов, Алексей фон Лампе, Зиновий Пешков (Свердлов), Иван Попович-Липовац и Сергей Улагай.

Троицкий кафедральный собор

Часто приходится слышать от гостей, с которыми гуляю по городу: «ну до чего тут всё старинное». Да, храмы возрастом шесть-семь веков тут почти что на каждом шагу. Но главный собор Пскова – один из молодых: он построен «всего» в 1699 году. Впрочем, ныне существующий храм – уже четвёртый на этом месте; в основании его конструкции покоятся остатки предыдущих каменных соборов, построенных в XIV и XII веках. А первоначальный храм Святой Троицы, возведённый на этом месте, по преданию, был построен велением Святой Равноапостольной княгини Ольги, происходившей, как известно, из «Выбутской веси близ Пскова».

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече времён независимости, тут «сажались на стол» призванные вольным городом князья, сюда приезжал судить и казнить смутьянов Грозный царь (и именно тут лежит смиривший его смелой укоризной псковский юродивый Николка Салос). Отсюда снимали и увозили в ссылку вечевой колокол и пскович, автор летописи, писал о том, что он чувствовал: «не знаем, как только глаза не вытекли со слезами и сердце не оторвалось от корня». Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.

Храм виден практически отовсюду в городе: он возвышается, как на постаменте на высокой скале при слиянии двух рек. Храм окружён со всех сторон мощной крепостной стеной, кажущейся по сравнению с ним небольшой оградой. Пять глав (привет от Страшего Брата – Москвы) крыты золотом и медью: красиво, особенно, когда ночью подсвеченный снизу собор золотом купола сливается с золотом небесных светил. Но прежде, как правило, купола крыли свинцом (после Второй мировой – трофейным немецким дюралюминием с брошенного врагом аэродрома) – и так, кажется, было ещё лучше: светлые серебряные купола таяли в высоком северном небе Псковщины.

Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из кончанских церквей – церковь Богоявления с Запсковья, «столица» Богоявленского конца. Стройный белокаменных храм и массивная звонница стоят на берегу реки Псковы, создавая единый ансамбль. Храм впервые упоминается в 1397 году, а в нынешних формах, вероятнее всего, возведён в конце XV века. Это классическая псковская церковь во всей чистоте и целостности стиля и школы: кубической формы, одноглавая, со скромным декором, она производит огромное впечатление именно благодаря благородству пропорций. В сущности, это некий «средневековый кубизм», не только здание, но большая скульптура. Эстетический эффект достигается через безупречное сочетание простых форм и объёмов: кубов, цилиндров, параллелепипедов.

В конце 1920-х этот храм увидел, возвращаясь из Москвы (где он строил здание Центросоюза на Мясницкой) великий архитектор ХХ века, «отец конструктивизма» Ле Корбюзье. Спустя годы он создал один из своих главных шедевров – часовню Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, о которой говорил, что её формы навеяны увиденным когда-то псковским храмом.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы От Пролома

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Только там Санта Мария Дель Фьоре и Сан Паоло Дель Латерано – а у нас здесь Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи или Козьма и Дамиан С Примостья.

Покровский От Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией славного польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (Пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари и наёмники. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: над схваткой на воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.

Этот небольшой, скромный, камерный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей-близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё соразмерно человеку, при этом нет ни намёка на «человеческое, слишком человеческое»: мощь каменных стен и столпов, объёмы сводов, солнечный свет, проникающий через узкие окна-бойницы в куполах – всё это ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

Мирожский монастырь

Мирожский монастырь на противоположном берегу реки Великой – возможно, один из старейших во Пскове и Русской церкви. По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого. Самая древняя сохранившаяся монастырская постройка - храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом. Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире (разве что на Сицилии есть что-то подобное). О фресках по загадочным причинам забыли спустя несколько сотен лет после написания, уже в московское время, и они были открыты заново в конце XIX века. С тех пор они многократно реставрировались. Славная традиция монастырского иконописания продолжается и ныне: в монастыре действует иконописная школа и мастерская, созданная и некоторое время возглавлявшаяся знаменитым мастером, архимандритом Зиноном (Теодором).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря

Если современный пятиглавый «поздний» Троицкий собор 1699 года – «подарок от Москвы», то эта церковь, выстроенная в начале XII века – «привет от Новгорода». В то время Псков входил в состав новгородских земель, и храм – памятник той эпохе, прекрасный образец новгородской школы: трёхнефный, приземистый, крытый по закомарам, с тремя шлемовидными куполами.

Некогда здесь находился женский монастырь, куда удалялись монашествовать вдовы псковских князей. Из XIII века, эпохи Александра Невского дошла до нас история святой княгини Ефросинии Рогволодовны, в иночестве Евпраксии, ставшей вдовой-монахиней при живом муже – князе Ярославе Владимировиче, отступнике, ушедшем к немецким рыцарям, принявшем там новое имя и веру. Спустя много лет она была выманена в ливонский замок и умерщвлена там сыном бывшего мужа-предателя от новой жены. Мрачная готическая история дополняется трагическими воспоминаниями ХХ века: по рассказам старожилов, в храме в 20-30 годы был устроен гараж НКВД, в котором, как говорят, производились расстрелы невинных людей.

Но светлая сторона сильнее: в храме под спудом почивают десятки мощей святых преподобных настоятельниц монастыря, а стены и иконостас расписаны отцом Андреем (Давыдовым) – одним из самых необычных и талантливых иконописцев современной Русской церкви.

Часовня Воскресения Христова (Царская)

Храм построен в начале нынешнего века, находится на привокзальной площади Пскова, рядом с тем местом, где в марте 1917 года стоял императорский поезд, где последний русский Государь «во имя спасения России, удержания армии и общего спокойствия» принял решение об отречении от Престола Государства Всероссийского, где были записаны им в дневник пророческие слова «кругом измена, и трусость, и обман».

Часовня, увековечившая это событие, построена по проекту архитектора Сергея Кондратьева в 2003 году и была освящена в 85-ю годовщину убийства царской семьи. Автор сознательно отказался от всяких попыток стилизации древней псковской церкви в пользу использования мотивов, сближающих облик часовни с архитектурой вокзала, на перроне которого произошли трагические события отречения и барочными формами Царского Села, куда так стремился Государь Император в марте 1917. Купол покрыт медью, главка и крест выполнены из специального сплава, изготовленного на одном из оборонных заводов Урала, где погибла Императорская Семья.

На закладной доске апсиды – надпись:

«Господи, прими наше покаяние
И утверди на пути воскресения
Родной России и её народа
В духовной силе и правде»

Юрий Стрекаловский

Храм святителя Василия Великого на Горке считают знаменитым памятником архитектуры XV - XVI веков. Храм имеет три ступенчатые арки и своды (апсиды). Барабан и апсиды церкви завершают орнаметальные тройные фризы, характерные для многих храмов Пскова того времени.

Деревянный, первый храм был сооружён в XV веке на холме, который возвышался перед ручьём Зрачкой в болотистой местности. В 1375 году была сооружена по берегу ручья стена Среднего города и Васильевская башня напротив церкви, над башней была устроена звонница, где располагался сполошный колокол, который поднимал в случае тревоги весь город. Расписан был храм в 1377 году.

Каменный храм возвели в 1413 году на месте деревянной старой церкви. В начале XVI века была написана почитаемая икона храма Тихвинской Богоматери. Для всего Пскова и для храма, с конца XVII века, начинается время упадка. Церковная звонница в середине XVIII века была перестроена в колокольню, сохранившуюся до нашего времени.

К началу XIX века церковь сильно разрушилась, был утрачен резной клирос и старинный иконостас. В 2003 году в храме проводились реставрационные работы. Реставрация вернула первоначальный облик церкви. Храм будет интересно посетить всем любителям старины.

Сретенский храм Псково-Печерского монастыря

С восточной стороны Успенского собора расположена Сретенская церковь, поражающая своей красотой. Она была построена и освящена в 1870 году, а комплекс, в который она входит, был заложен в 1541 году игуменом Корнилием. Этот храм имеет три главы и выстроен в два этажа. Стены и потолок внутри него украшены священными изображениями, описывающими библейские события. Снаружи стены имеют красный цвет, а окна и углы украшены белыми узорами.

В Сретенской церкви располагаются две чудотворные иконы: «Взыскание погибших» и Божья Матерь «Троеручница». Также внутреннее убранство богато старинной утварью: коваными подсвечниками, лампадами, украшенными чеканкой. В ней имеется необычайно красивый иконостас, украшенный позолоченными деревянными колоннами и различными резными узорами. В 2000 году была произведена реставрация храма и восстановлены его уникальные настенные картины.

1 апреля 2003 года в этот храм были перенесены мощи преподобного Симеона Псково-Печерского, которые доступны сейчас для всех верующих. Для посещения данного храма женщинам необходимо обязательно взять с собой платок и надеть длинную юбку.

Храм святителя Василия Великого на Горке

Храм святителя Василия Великого на Горке – это один из самых известных памятников архитектуры XV –XVI веков. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове.

Первое строительство храма относится к 1337 году. Основал его купец Кристофер Карел Дол, немец по национальности. В старых рукописях говорится о том, что Немчин Доль приехал во Псков, где крестился под именем Василия и построил каменную церковь в городе во имя Василия Великого.

В период Великой Отечественной войны храм частично пострадал от бомбежек, после этого его несколько раз поджигали, но храм устоял и в настоящее время радует горожан и туристов своим великолепием.

Храм открыт ежедневно с 8-00 до 19-00 часов. Богослужения проходят каждый день. Настоятелем церкви является протоиерей Большанин Андрей.

Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома - это небольшой православный храм, расположенный в городе Псков. Он является памятником культуры и истории федерального значения 15-16 веков. Обитель расположена у Покровской башни, в южной части Окольного города. Пролом - это место, где обрушилась крепостная стена во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Храм состоит из двух бесстолпных церквей, их четверики имеют общую стену. Южная церковь освящена в честь Рождества Богородицы, а северная - в честь Покрова Богородицы. Они имеют по одному притвору и апсиде. В их алтарях находится по щелевому и оконному проему, которые рассчитаны для пожертвований.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома была построена из местной известняковой плиты, затем обмазана и побелена. С притвором ее длина составляет 17 метров, а ширина - 15 м. В 1961-1964 годах была проведена реставрация церкви, ее выполнили по проекту великого архитектора В. П. Смирнова. В результате, была воссоздана двухпролетная звонница и две главы. В настоящее время обитель является действующей, здесь проводят богослужения и молебны.


Достопримечательности Пскова

Спасо-Елеазаровский женский монастырь, основанный в 1447 году, известен тем, что хранит в своей обители цареградскую икону Божией Матери - дар константинопольского патриарха.

Изначально это был мужской монастырь, основанный преподобным Евфросином, известным в народе как Елеазар, в честь которого и была названа обитель. Это была возведенная на горе деревянная церковь, ставшая кладбищенской после смерти основателя, а монастырь был построен под горой в виде каменной трехсвятительской церкви и представляет собой образец псковской архитектуры Средних веков.

В начале 16 века монастырь являлся духовным центром Пскова и за свое существование неоднократно подвергался нападениям литовцев и поляков, несколько раз закрывался и полностью был закрыт в 1923 году - до 2000 года, когда был восстановлен как женский.

Он представляет собой белый кубической формы храм, завершающийся шатровым барабаном, увенчанным одной большой и тремя маленькими главками по бокам. Храм также имеет пристроенную невысокую колокольню.

В настоящее время монастырь признан памятником республиканского значения и включает в себя трехсвятительский собор 16 века, братский корпус 20 века и руины каменной ограды.

Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь, который изначально был мужским, построен на Снятной горе на Великой реке. Сейчас этот женский монастырь состоит из храма Рождества Богородицы, трапезного храма Николая Чудотворца, Архиерейского дома, ограды и Святых ворот монастыря.

Доподлинно неизвестна точная дата постройки монастыря, однако несмотря на это он считается одним из старейших монастырей во всем Пскове – первые упоминания о нем датируются еще XIII веком.

Главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по образцу Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрески храма являются ярчайшим примером псковской художественной школы.

Сейчас в монастыре ежедневно совершается литургия.

Печерский Монастырь

В России есть такие древние сооружения, глядя на которые захватывает дух лишь от осознания того, сколько пережили эти стены, какие исторические личности ходили по его коридорам и все предания оживают в образах, знакомых еще с детства и школы. Такой и Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Его история начала свой отсчет уже более 530 лет назад. Именно здесь трагически погиб от меча царя Ивана Грозного игумен Корнилий, при котором монастырь пережил свой расцвет.

Считается, что монастырь был основан в 1473 году, со дня освящения его первого храма. Однако самые ранние упоминания об этом месте относятся к 1392 году. Тогда здесь не было никакого монастыря, но именно тут, у ручья Каменец, охотник Селиша услышал пения монахов-отшельников, приняв их за голоса ангелов.

Место для монастыря, а впоследствии и целой крепости, выбрано нестандартное. Вместо возвышенности, он располагается на дне глубокого оврага, однако это обстоятельство никак не отразилось на оборонительных качествах сооружения.

В шестнадцатом столетии при игумене Корнилии монастырь переживает свой расцвет. Здесь возводятся церкви и храмы, а вокруг монастыря строится внушительная стена с боевыми башнями. По преданию, игумен спросил разрешение на возведение стены у Ивана Грозного, когда царь приезжал в монастырь во время Ливонской войны. Монарх дал свое разрешение, но при условии, что стены уместятся на шкуре быка. Тогда Корнилий изрезал бычью шкуру на множество узких лоскутов и "очертил" ими монастырь, а по ним возвели стены. Возвращаясь с войны в Москву, царь снова приехал в монастырь и был поражен его стенами. Он решил, что Корнилий предал его и затеял измену. Разгневанный монарх, увидев игумена в воротах крепости, не раздумывая достал меч и ссек священнику голову. Мгновенно раскаявшись, он подхватил тело Корнилия и понес его на руках к церкви Успения. Эту тропу затем назвали "Кровавый путь" (в наши дни ее ежегодно выстилают цветочным ковром).

От тех далеких времен остались великолепные памятники: церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко. До сих пор стоят легендарные каменные стены Тайловской, Верхних решеток, Тарарыгиной, Изборской, Благовещенской, Нижних решеток, Никольской, Петровской и Тюремной башен.

В монастыре хранится коляска, оставленная там Анной Иоанновной. Одна из легенд гласит, что коляску Анна Иоанновна была вынуждена бросить в монастыре после того, как спицу колеса обвила змея. Это считалось дурным знаком и ехать на коляске Ее Величество дальше отказалась.

Мирожский монастырь

Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь культурный и духовный исторический центр Псковской земли, который на протяжении несколько сотен лет упрочняет свое влияние и значимость. Монастырь находится на берегу реки Великой, в живописном и уединенном месте. Именно здесь в русской земле формировались основы веры и религиозной традиции первого христианства.

Монастырь находится в месте впадения в Великую речки Мирожи, название которой переводится как "Сети". Издавна эти места были известны своей рыбной ловлей, и первая монашеская община была известна знатными рыбаками. С момента основания обители была так же организованна иконописная школа, в которой заложились традиции Псковской иконописи, оказавшие сильное влияние на церковное искусство.

Сегодня как и в прежние времена обитель является одной из крупнейших и богатейших с точки зрения духовного наследия. Не смотря на то, что в период войн монастырь несколько раз был разграблен и частично разрушен, внешний облик и внутреннее убранство удавалось восстановить. На территории обители находится древнейший монастырский храм – Собор Спаса Преображения. В нем удалось полностью реставрировать комплекс уникальных византийских фресок, для создания которых привлекалось множество заграничных мастеров. Все стены почти на 90% покрыты росписью и фресками, представляя из себя сплошную картину. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, прозванная "Мирожской Орантой".

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний был основан в 1470 году преподобным Досифеем Верхнеостроским. Согласно преданию, когда Досифей прибыл на остров, на нем жили беглые каторжники и разбойники, некоторые из которых позже приняли причастие.

За время своего существования монастырь пережил много событий: разруху в ходе Северной войны, упразднение, в процессе которого его церковь стала приходской, а в 20 веке и вовсе была закрыта и использовалась как склад. И только в 1994 году начались работы по восстановлению и реставрации храма.

Храм представляет собой каменную церковь, выполненную из плиты и кирпича. До наших дней уцелел бесстолпный, одноапсидный четверик с декорированной главкой и вход в подцерковье из алтаря, который был построен в 1862 году вместе с шатровой колокольней и притвором.

Один придел церкви полностью восстановлен и еще два - реставрируются. Здесь же под спудом в церкви покоятся мощи Досифея, спрятанные местными жителями и служителями храма перед его закрытием в начале 20 века.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Cвято-Успенский мужской монастырь славится своей самой главной святыней – иконой Богородицы Одигитрия, которую нашел пастух Тимофей в 1566 году в окрестностях Воронича.

Основали монастырь по приказу Ивана Грозного в 1569 году после чудесного видения Тимофею иконы Божией Матери. Сначала построили Успенский храм, к которому позже пристроили приделы Одигитрии и Покровский. До наших дней сохранились братская трапезная, два сторожевых домика, дом настоятеля, ограда со Святыми и Анастасьевскими вратами.

Православной церкви монастырь возвратили в 1992 году. Сейчас в нем проживают около 25 послушников, которые здесь же занимаются сельским хозяйством. Также в монастыре действует церковная школа. Рядом с Успенским храмом находится некрополь, в котором погребен А. Пушкин.

Псково-Печерский монастырь

Один из самых величественных мужских монастырей в России носит название Свято Успенский Псково-Печерский мужской монастыря и имеет многовековую историю. В 1473 году здесь освятили выкопанную в песке церковь Успения, эта дата и считается датой основания монастыря. Этот монастырь функционировал на протяжении всей своей истории.

В межвоенный период и до 1944 он находился в пределах Эстонии, благодаря этому и сохранился. В 1470 году в пещере поселился монах Иоан, который являлся бывшим священником Георгиевского храма. Он выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, а затем в 1473 году освятил ее. Вокруг храма через некоторое время образовалась обитель.

В наше время этот собор является неизменным святым местом паломничества многих прихожан. В его комплект входят ряд соборов, которые вы сможете посетить и проникнуться атмосферой намоленного места.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: