Мифы о рыболовных смазках для катушек. Разборка и смазка катушек Силикон для катушек

Обслуживание катушки

Как правило, новая безынерционная катушка имеет приятный бархатный ход, плавное и бесшумное вращение. Но после длительной эксплуатации, в механизме появляется некоторый хруст, шелест и вибрация. Чтобы избавиться или предотвратить такое, необходимо периодически производить разборку катушки, чистить ее от грязи и менять смазку.

Качественная смазка катушки делает работу катушки плавной и приятной, более того, новая смазка продлевает срок службы всех механизмов.

Профилактику катушки нужно делать периодически, несколько раз за сезон, в зависимости от частоты использования. И раз в год нужно делать полную разборку катушки с заменой смазки.

Естественно, что за катушкой нужно постоянно следить, не ронять ее на твердые поверхности, стараться избегать попадания воды в механизм и стараться избегать всевозможных загрязнений.

Разборка и смазка безынерционных катушек

Что необходимо для разборки и смазки катушки:

  • Плоскогубцы
  • Отвертка
  • Кисточка
  • Бензин
  • Ключ на 12 мм
  • Жидкая смазка
  • Густая смазка

Как разобрать безынерционную катушку

Разбирая безынерционную катушку, раскладывайте все ее детали по порядку справа налево, это позволит быстро и правильно собрать катушку.

Внимательно запоминайте положение и порядок установки всех деталей, следуйте следующей инструкции.

Этапы разборки катушки:

  1. Снимаем гайку фрикционного тормоза;
  2. Снимаем шпулю;
  3. Снимаем шайбы и шестеренки на штоке;
  4. Откручиваем ручку;
  5. Разбираем механизм катушки: откручиваем болтик, фиксирующий гайку.
  6. Аккуратно откручиваем ключом или плоскогубцами зажимную гайку ротора;
  7. Снимаем ротор
  8. Снимаем с ротора дужку лесоукладывателя и механизм, защелкивающий ее.
  9. Разбираем ролик лесоукладывателя (откручиваем отверткой);
  10. Откручиваем болты и заглушки на крышке и снимаем крышку.
  11. Внутри катушки вы увидите две шестерни и бегунок — это главный механизм.
  12. Далее нужно снять шток, предварительно выкрутив болтик, который его крепит.
  13. Снимаем основную шестерню, маленькую шестерню и остальные детали.
  14. Для снятия пальчиковой шестерни откручиваем три болта.
  15. Снимаем подшипник с пальчиковой шестерни.
  16. Снимаем цилиндр с пальчиковой шестерни.

Разборка катушки завершена!

Видео по разборке и сборке смотрите ниже по тексту.

Сборка катушки проводится в обратном порядке.

Смазка безынерционной катушки

  1. Очищаете поверхность катушки.
  2. Разбираете катушку.
  3. Чистите детали в бензине.
  4. Смазываете детали и подшипники.
  5. Собираете катушку.

Для смазки шестеренок и деталей используется густая смазка. Для смазки подшипников используется жидкая смазка.

Зубцы всех шестеренок нужно смазывать таким образом, чтобы смазка полностью заполнила пространство между зубцами. Излишки смазки нужно убрать. Густой смазкой смазываете большую шестерню, пальчиковую шестерню, маленькую шестерню, внутреннюю деталь на маленькой шестерне и шток.

Тонким слоем густой смазки можно покрыть другие металлические детали, чтобы те не коррозировали. Подшипники открытого типа смазываете жидкой смазкой, а подшипники закрытого типа смазывать не нужно.

При сборке, штырек маленькой шестерни должен попасть в паз накрывающей его детали. Основную шестерню нужно смазать в нескольких местах и установить в корпус катушки. Далее смазываете шток по всей длине густой смазкой и устанавливаете на место. Основной механизм катушки смазан!

Сборка катушки проводится строго в обратном порядке!

Видео по разборке, смазке и сборке катушки

Не стоит злоупотреблять смазкой, так как ее излишек может сделать ход катушки тугим, а в некоторых случая это может привести к заклиниванию.

Чистка ролика лесоукладывателя

Строение безынерционных катушек

Не стоит применять солидол в качестве густой смазки.

Используйте специализированные густые и жидкие смазки для катушек. В продаже можно отыскать смазки для катушек от специализированных рыболовных компаний: Abu Garcia, Daiwa, Shimano, Ryobi, Tica, Mikado, SFT и т.п.

Лучше использовать смазку той же компании, что произвела катушку.

К примеру, компания Shimano выпускает специальную консистентную смазку, предназначенную для главной пары, механизмов и подшипников. Ее вязкая структура уменьшает трение, увеличивает срок службы и делает работу катушки более плавной.

Цена смазок для катушек варьируется от 2 до 100 долларов, в зависимости от фирмы и объема.

Разборка катушки Shimano Exage

Разборка катушки Daiwa Caldia

Обзор люфтов в катушках Daiwa и Shimano

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Одним из самых популярных видов активного отдыха является рыбалка - вид досуга, развлечения, спорта, туризма и отдыха. Она делится на любительскую и спортивную (профессиональную).

Основное приспособление для рыбалки – удочка с катушкой. Каждый вид рыбалки подразумевает использование отдельных видов удочек и катушек.

Какие бывают рыболовные катушки?

Существует несколько видов рыболовных катушек. Самыми простыми и дешевыми являются инерционные катушки . Они просты не только в эксплуатации, но и по конструкции. Большинство таких катушек не имеют механизма притормаживания, который не дает леске сойти больше, чем нужно. Поэтому рыбаки тормозят барабан катушки пальцем. Ввиду простоты конструкции за ними легко ухаживать.

Следующим видом рыболовных катушек являются безынерционные катушки . Они пользуются большой популярностью среди профессиональных рыбаков и любителей благодаря своей универсальности. Конструкционно это очень сложные механизмы, которые требуют регулярного ухода.

Главным элементом безынерционной катушки является шпуля, на которую наматывается леска. Вместительность и размер шпули зависит от размеров катушки. Следующим ключевым элементом является фрикцион. Это тормозной механизм, который определяет натяжение, при котором шпуля плавно отпускает леску при закрытом лескоукладывателе. В зависимости от строения катушки фрикцион бывает передним и задним. Практически все современные безынерционные катушки оснащены передним фрикционом.

Третий вид – мультипликаторные катушки . Они считаются самыми качественными и надежными. Применение таких катушек требует некоторой сноровки и понимания, как они работают, так как подобные катушки имеют ряд настроек. Каждый рыбак настраивает мультипликаторную катушку индивидуально под себя.

Конструкционно это инерционная катушка, снабженная системой передач с передаточным числом от 3 до 7. Передаточное число обычно указывается на корпусе и показывает, сколько совершит оборотов шпуля при полном обороте рукояти катушки.

Особенности обслуживания рыболовных катушек

Современная рыболовная катушка представляет сложный механизм, узлы которого находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и подвержены воздействию внешней среды. От состояния этих узлов зависит работоспособность и долговечной катушки.

При эксплуатации катушек они подвергаются трению, нагреванию, воздействию солнца, низких температур, влаги и песка. Все это приводит к тому, что нарушается плавность хода катушки, нарушается целостность поверхностей взаимодействующих деталей и катушка ломается.

  • берегите катушку от падений и ударов;
  • не допускайте попадания внутрь воды и песка;
  • плотно крепите катушку к удилищу;
  • во избежание повреждений перевозите катушку в прочном чехле;
  • при хранении ослабьте фрикционный тормоз;
  • 1-2 раза в сезон производите смазывание узлов катушки.

Смазывать нужно корпусные подшипники, подшипники втулки и крышки, зубья главной и ведомой шестерен, втулку с червяком, уплотнения, рычаг стопора, ролик лескоукладывателя, толкатель, шток, пружины и уплотнения.

Смазка для рыболовных катушек. Как выбрать?

Ассортимент смазок для катушек представлен силиконовыми, синтетическими и минеральными смазками и маслами.

Чтобы правильно выбрать смазку для рыболовной катушки нужно знать устройство и основные конструкционные материалы, из которых изготовлена катушка. Например, в пластиковых катушках целесообразней применять силиконовые или синтетические материалы. Минеральные смазки могут разрушить пластиковые и резиновые детали.

Масла тоже подходят не для каждого узла катушки. Ввиду их низкой несущей способности оно под воздействием центробежных сил быстро вытечет из подшипников. Вытекшая смазка может загрязнить все внутреннее пространство катушки, что при следующем обслуживании приведет к кропотливой очистке.

Помимо эксплуатационных особенностей смазка для рыболовных катушек должна обладать следующими свойствами:

  • быть совместимой с пластмассами, металлами, резинами;
  • обладать устойчивостью к высоким и низким температурам;
  • защищать от влаги;
  • не вымываться водой;
  • отсутствие запаха;
  • обеспечивать легкую работу узлов катушки.

Обычные минеральные смазки не соответствуют данным требованиям. Как правило, у них есть запах, способный отпугнуть рыбу, они могут разрушить пластиковые детали, вытекать из узлов при высоких температурах. В холодное время года такая смазка загустевает, нарушая плавность работы катушки, вызывает повышенный износ в подшипниках, шестернях и червячных передачах катушки.

Идеальное решение – Смазка для рыболовных катушек EFELE

Изготовлена на базе синтетического (ПАО) масла, загущенного литиевым мылом. Она может использоваться для любых узлов любых видов рыболовных катушек. Материал работает дольше более дешевых аналогов и не имеет запаха. При низких температурах она не застывает и не нарушает плавность работы механизмов. При высоких температурах она не вытекает из узлов, поэтому достаточно 1-2 обслуживаний катушки в сезон. На полную процедуру смазывания катушки тратится около 1 грамма материала.

Достоинства смазки для рыболовных катушек EFELE:

  • защищает от коррозии;
  • не разрушает пластмассы и резины;
  • не вытекает из узлов при нагреве;
  • не замерзает при температурах до -50 °С;
  • подходит для любых узлов любых типов катушек;
  • не имеет запаха;
  • удобная упаковка позволяет точно и дозированно расходовать смазку.

Заключение

Смазка для рыболовных катушек должна соответствовать требованиям, которые предъявляют ее узлы. Пластичные материалы обеспечат лучшую герметичность и защитят от проникновения воды и влаги в узлы.

Жидкие масла нужно использовать чаще, они подходят не для всех узлов катушки (например для главной шестерни), имеют низкий ресурс и плохо переносят высокие нагрузки, но, в отличие от пластичных смазок, обеспечивают более легкую работу механизмов.

Синтетические материалы следует применять в узлах, которые изготовлены из пластмасс и резин.

Минеральными смазками нужно пользоваться с осторожностью. Большинство из них несовместимы с пластмассами и резинами и могут их разрушить.

Когда берем в руку новую спиннинговую катушку, как правило, радует бархатистый ход, плавное вращение, бесшумная работа. Но, со временем, в механизме начинается шелест, стук. Периодически нужно производить частичную разборку катушки, чистку от песка, грязи, а также – смазку. Именно смазка катушки обеспечивает плавное вращение, легкую работу механизма катушки. Поговорим про смазки для катушек и про их применение.

Итак, периодическая профилактика нужна катушке раза 3-7 в сезон, в зависимости от интенсивности использования. И раз в 2-3 сезона стоит производить полную разборку катушки и полную замену смазки. Для разных катушек этот срок может быть разным. Например, некоторые элитные катушки от Daiwa, Abu Garcia, прекрасно работают и 5 и 7 лет, без вмешательства в механизм. И все тот же бархатистый ход. Конечно, надо следить за катушкой, не допускать ее падений, чтобы не было механических повреждений, чтобы грязь и песок попадали в механизм.

Обычно, если катушка начинает работать не так тихо, слышен легкий стук, скрежет, вращение не становится не таким плавным, как раньше, то я делаю следующее.

Снимаю шпулю. Протираю ее от пыли, грязи, песка со всех сторон при помощи мягкой тряпочки и ватных палочек. Особое внимание уделяю переднему буртику шпули и внутренней части.

Раскручиваю ролик лесоукладывателя. Протираю все детали. Особенно тщательно очищаю сам ролик. Капаю жидкую смазку на подшипник ролика лесоукладывателя и собираю все. Жидкой смазкой может выступить обычное жидкое машинное масло. Но, в идеале, жидкая смазка специально для катушек (oil).

Далее, я протираю от грязи переднюю часть катушки, где сажается шпуля. Именно сюда попадает больше всего грязи. На ось шпули тоже капаю несколько капель жидкой смазки и запускаю ее внутрь, сделав несколько оборотов ручкой.

Свинчиваю ручку и капаю по несколько капель на подшипники, в которые упирается ось ручки.

Это я сделал легкую чистку и смазку. После этого ход катушки становится плавнее и тише.

Но, как уже было сказано, иногда надо производить полную чистку механизма катушки и замену смазки.

Для этого разбираем полностью катушку, пользуясь схемой, имеющейся в комплекте с каждой катушкой. Все детали протираем с бензином или керосином, удаляя остатки старой смазки.

На бесконечный винт, на зубчатые колеса наносим густую смазку для катушек (lube) , на подшипники – жидкую смазку (oil) . Тут, при полной замене смазки уже не обойдешься дежурным прокапыванием обычным машинным маслом. И в качестве густой – солидол лучше не применять. Нужно купить специализированную смазку для катушек, как жидкую, так и густую.

Не надо злоупотреблять смазкой. Излишняя смазка может сделать ход катушки более тугим, даже привести к заклиниванию.

В продаже можно отыскать смазки для катуше к от специализированных рыболовных компаний: Abu Garcia, Daiwa, Shimano, Tica, Jaxon, Mikado и т.п. Естественно, лучше использовать смазку той же компании, что и произвела катушку. Это не принципиально, но все же.

Собираем катушку в той же последовательности, что указана на схеме в инструкции. И, наш рыболовный инструмент снова, как новый.

Ничего нет вечного - в рыбацких принадлежностях это утверждение справедливо, прежде всего, в отношении механизма сматывания лески, а чтобы продлить его безотказную работу, необходимо знать, чем смазать катушку для спиннинга. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо для начала ознакомиться с конструктивными особенностями этих устройств и с маслами, применяемыми для технического обслуживания.

Когда придет понимание сути вопроса, тогда уже можно будет приступить к осуществлению практических действий по приведению прибора в должное инженерное состояние. Итак, по установленному порядку к цели.

Понятно, что качество обслуживания зависит от знания материальной части объекта.

Все рыболовные бобины для сматывания лески подразделяются на несколько различных по конструкции типов:
  1. Безынерционная с открытой, полузакрытой и закрытой шпулей, которая в катушках этого вида остаётся неподвижной при забросах, но вращается при вываживании рыбы. Такое исполнение исключает спутывание лески.
  2. Инерционная проводочная гораздо проще по структуре - имеет тормоз для фиксации барабана и фрикционный принудительного схода лески. И также на неё устанавливается трещотка, не допускающая обратного вращения.
  3. Особенность мультипликаторной катушки заключается в свободной укладке нити на шпулю, результатом чего интенсивность намотки возрастает. Механизм довольно сложный и включает в себя дополнительные функции - управления притормаживанием при забросах и обратным тормозом.

В процессе пользования любой бобиной внутрь механизма может попасть пыль и грязь, посторонние примеси, которые приводят к ухудшению условий работы элементов устройства, зубчики шестерёнок стачиваются и прибор ломается. При всём разнообразии типов катушек и сложности их конструкций общим фактором является необходимость проведения технического обслуживания (ТО). В какие сроки это надо делать - для каждой бобины подход индивидуальный и зависит от интенсивности эксплуатации и отношения пользователя к рыболовной снасти. Внешний вид катушки подскажет, пришло ли время проводить ТО: загустевшая грязная смазка на оси снятой шпули - это определённый сигнал к действию.

Катушки для спиннинга обязательно следует смазать и в случаях случайного падения снасти в воду или на песок. Если рыбак заядлый, то эксплуатация бобины происходит в интенсивном режиме, и 2 раза в сезон следует осматривать инструмент и, при необходимости, менять смазку. Такая потребность возникает и при посторонних шумах или затруднениях во вращении катушки.

Не стоит дожидаться того момента, когда снасть выйдет из строя - лучше своевременно провести профилактическую разборку и смазку механизма.

Чтобы частично разобрать безынерционную катушку много времени не потребуется, но после её сборки останется уверенность в надёжности рыбацкого инструмента.

Смазки для катушек


Самым оптимальным решением являются специальные смазки, созданные именно для рыболовных катушек. Наиболее популярная из них на сегодняшний день это смазка для рыболовных катушек от EFELE. Смазка продается в удобном дозаторе, что позволяет легко смазать труднодоступные места катушки, а также совсем не имеет запаха (смазки с запахом попадают на леску и отпугивают рыбу). Зимой выдерживает морозы до -50. В общем мы советуем.

В случаях, когда происходит срочный ремонт в полевых условиях, в качестве смазочного вещества для бобины вполне подойдёт машинное масло или солидол, но только как временная мера. При выполнении же профилактики и ТО следует пользоваться специализированными смазками, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Так чем же смазать катушку для спиннинга?

Условно все применяемые рыболовами антиадгезивы можно разделить на 3 группы:
  1. Фирменные от производителей катушек: Shimano, Daiwa и Abu Garcia. Выпускаются в виде спрея густого (красный колпачок) или жидкого (синий). Последний применяют для подшипников, а более вязкий - для всех остальных деталей устройства.
  2. Отечественные марки ЦИАТИМ-221 и 221-F морозостойкие, не портят резиновые уплотнения и пластиковые детали, устойчивы к воде. Ими промазывают подшипники.
  3. Силиконовые смазки для оргтехники СИ-180 и ПМС-200 - бывают различной консистенции от очень густых, до совсем жидких, абсолютно инертны и могут работать в мороз и жару. Для подшипников есть силиконовая смазка для катушки с тефлоновым наполнителем ОКS-1148 - она устойчива к высоким температурам и агрессивным средам. Все эти антиадгезивы водоотталкивающие.

Конечно, лучше применять смазку от изготовителя катушки, которая нуждается в ТО. Но если не получилось по каким-то причинам воспользоваться фирменной, то можно употребить всякую универсальную для бобины (спиннинговое механическое устройство).

Назначение густых: уход за шестернями, шарикоподшипниками, они не вытекают из конструкции, а универсальные смеси получают соединением густых с жидкими, добиваясь требуемой консистенции. Многие рыболовы сочетают различные типы: к примеру, контакты большой и ведомой шестерён покрывают силиконовой смазкой, а втулки и подшипники - фирменными Shimano или Daiwa.

Вывод напрашивается один: рыболовные катушки требуют проведения профилактики и хорошо, когда она будет выполняться фирменными материалами. Но и в том случае, если применять смазку ЦИАТИМ или силиконовую, качество ТО не ухудшится.

Последовательность операций рассматривается на примере популярной модели Daiwa. Перед тем как смазать, катушку надо разобрать, но сначала изучить руководство по эксплуатации и уходу за изделием.

Инструмент и принадлежности:


  • универсальная отвёртка;
  • гаечный ключ под гайку ротора из комплекта;
  • пинцет;
  • кисточка;
  • смазка жидкая и густая;
  • посуда для мытья деталей;
  • стакан бензина.

После разборки всю мелочь и детали промыть с чисткой кистью, периодически меняя бензин. Подшипники моются с проворачиванием сепаратора.

Бензин огнеопасен, исключить применение открытого огня!

Промыв детали, разложить их на чистом листе и просушить естественной сушкой, не вытирая (исключить попадание ворса). Смазывать катушку можно фирменной смазкой Daiwa или Mitchell (Х3 густая, Х7 жидкая). Смешать первую со второй лучше в соотношении 2:1 (только в рамках одного изготовителя). Не рекомендуется смешивание разнородных смазок. Например, минеральных и синтетических. Все детали, включая примыкающие к ним элементы корпуса, смазывают кисточкой и собирают обратным порядком.

Аккуратные спиннингисты, не допускающие контакта катушки с песком, обходятся частичной разборкой: снимают только ротор и крышку, удаляют отработанную смазку пропитанным бензином тампоном и наносят свежую.

Результатом ТО должен быть мягкий ход катушки, что придаст рыбалке ещё больший комфорт и привлекательность.

Когда берем в руку новую спиннинговую катушку, как правило, радует бархатистый ход, плавное вращение, бесшумная работа. Но, со временем, в механизме начинается шелест, стук. Периодически нужно производить частичную разборку катушки, чистку от песка, грязи, а также – смазку. Именно смазка катушки обеспечивает плавное вращение, легкую работу механизма катушки. Поговорим про смазки для катушек и про их применение.

Итак, периодическая профилактика нужна катушке раза 3-7 в сезон, в зависимости от интенсивности использования. И раз в 2-3 сезона стоит производить полную разборку катушки и полную замену смазки. Для разных катушек этот срок может быть разным. Например, некоторые элитные катушки от Daiwa, Abu Garcia, прекрасно работают и 5 и 7 лет, без вмешательства в механизм. И все тот же бархатистый ход. Конечно, надо следить за катушкой, не допускать ее падений, чтобы не было механических повреждений, чтобы грязь и песок попадали в механизм.

Обычно, если катушка начинает работать не так тихо, слышен легкий стук, скрежет, вращение не становится не таким плавным, как раньше, то я делаю следующее.

Снимаю шпулю. Протираю ее от пыли, грязи, песка со всех сторон при помощи мягкой тряпочки и ватных палочек. Особое внимание уделяю переднему буртику шпули и внутренней части.

Раскручиваю ролик лесоукладывателя. Протираю все детали. Особенно тщательно очищаю сам ролик. Капаю жидкую смазку на подшипник ролика лесоукладывателя и собираю все. Жидкой смазкой может выступить обычное жидкое машинное масло. Но, в идеале, жидкая смазка специально для катушек (oil).

Далее, я протираю от грязи переднюю часть катушки, где сажается шпуля. Именно сюда попадает больше всего грязи. На ось шпули тоже капаю несколько капель жидкой смазки и запускаю ее внутрь, сделав несколько оборотов ручкой.

Свинчиваю ручку и капаю по несколько капель на подшипники, в которые упирается ось ручки.

Это я сделал легкую чистку и смазку. После этого ход катушки становится плавнее и тише.

Но, как уже было сказано, иногда надо производить полную чистку механизма катушки и замену смазки.

Для этого разбираем полностью катушку, пользуясь схемой, имеющейся в комплекте с каждой катушкой. Все детали протираем с бензином или керосином, удаляя остатки старой смазки.

На бесконечный винт, на зубчатые колеса наносим густую смазку для катушек (lube) , на подшипники – жидкую смазку (oil) . Тут, при полной замене смазки уже не обойдешься дежурным прокапыванием обычным машинным маслом. И в качестве густой – солидол лучше не применять. Нужно купить специализированную смазку для катушек, как жидкую, так и густую.

Не надо злоупотреблять смазкой. Излишняя смазка может сделать ход катушки более тугим, даже привести к заклиниванию.

В продаже можно отыскать смазки для катуше к от специализированных рыболовных компаний: Abu Garcia, Daiwa, Shimano, Tica, Jaxon, Mikado и т.п. Естественно, лучше использовать смазку той же компании, что и произвела катушку. Это не принципиально, но все же.

Собираем катушку в той же последовательности, что указана на схеме в инструкции. И, наш рыболовный инструмент снова, как новый.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: