Московские рынки: сносить больше невозможно. Кому принадлежат главные московские рынки Кто владеет рынком садовод

По данным CBRE, в 2012 г. Даниловский, Кунцевский, Лефортовский и Велозаводский рынки город выставил на продажу за 7,5 млрд руб. в общей сложности. «Впоследствии Даниловский выкупили инвесторы Ginza, территорию Лефортовского отдали под развитие ТПУ, Велозаводский и Кунцевский несколько раз меняли владельцев, как и Москворецкий, Северный, Коптевский, Каширский, Усачевский», – рассказывает Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Москве.

«Образцовым муниципальным рынком советского образца» Малахатько называет Преображенский: «Рынок стоит на 3 га, имеет 632 торговые точки и минимальную вакансию – 0,5% торговых площадей. На предприятии прозрачные условия аренды и внятная схема проверок». Даниловский, Усачевский и Дорогомиловский – это уже «светские» рынки, попытка сделать аналог San Miguel в Мадриде или La Boqueria в Барселоне.

Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский делит рынки на несколько типов. Первый – классические, на которых продаются свежие мясо, молоко, овощи, фрукты. Как примеры премиального формата он называет Петровский на Новой Риге и Дорогомиловский рынки. «Они любимы 1% населения, чьи ежемесячные расходы на продукты питания неразличимо малы на фоне их же доходов, и популярны среди 5% тех, кто стремится походить на первых по стилю жизни», – уточняет Обуховский. Второй тип – кооперативные рынки, такие как «ЛавкаЛавка», объединяющая различных производителей-кооператоров. Сейчас этот проект работает в «Мега Химки» и «Мега Теплый Стан», летом планируется открытие третьего рынка возле Симферопольского шоссе в Тульской области. Их целевая аудитория – поклонники здорового образа жизни. Третий тип – концептуальные, которые либо копируют самые яркие западные бизнес-модели, либо эти модели и представляют (Eataly Moscow на Киевской площади). Ставка сделана на общественное питание и на стиль жизни. «Рынок позиционируется как место досуга. Благодаря вниманию к мелочам и масштабам они смогут привлечь часть целевых аудиторий первых типов и завоевать популярность у 10% населения Москвы с доходами выше среднего», – объясняет эксперт.

Вьетнамский фо с пекинской уткой

«Комплексные ремонтные работы на Даниловском рынке шли с марта 2015 г. до апреля 2017 г. без остановки торговой деятельности, – рассказывает основатель, старший партнер холдинга Ginza Project Дмитрий Сергеев. – Общая площадь работ на самом рынке и прилегающих территориях составила более 12 000 кв. м». Облик здания 1986 года постройки был сохранен. Но заменили покрытия железобетонного и светопрозрачного куполов, венчающих здание рынка, все инженерные системы (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление), системы вентиляции и кондиционирования. Появилась новая система централизованного холодоснабжения. Для работников рынка соорудили комнату отдыха с раздевалкой, душевыми кабинами. Благоустройство коснулось и прилегающей территории, теперь перед рынком – новый городской сквер. Со стороны 2-й Самаринской улицы организована парковка на 100 мест. По данным Ginza Project, ремонт Даниловского обошелся в 910 млн руб. О сроках возврата инвестиций в холдинге прогнозов не делают.

Теперь в центре рынка располагается остров с рыбой и морепродуктами, которые хранятся на льду и в шеститонных аквариумах с морской и пресной водой. От него лучами расходятся торговые зоны, включающие в себя мясной, сырный, молочный и птичий острова, отдел с соленьями и мясными деликатесами, а также небольшие гастрономические прилавки. В мансарде (400 кв. м) в скором времени откроется первая в России кулинарная школа Джейми Оливера. А в административном здании рынка начал работу социальный хостел для фермеров, рассказывает Сергеев. Сейчас на Даниловском работает 28 бистро. Общая концепция – «Вокруг света за 80 минут». Здесь готовят вьетнамский фо, пекинскую утку, фалафель и осьминогов, армянскую долму, марокканский тажин, бургеры из лучшего российского мяса, дагестанские лепешки и многое другое. «Организация фудкорта сделала Даниловский новой точкой притяжения и местом встречи москвичей, – считает Сергеев. – По отзывам наших покупателей, цены у нас вполне доступны. Кроме того, не стоит забывать, что это рынок – здесь всегда можно торговаться». Можно бюджетно перекусить пирожками по 30 руб. за штуку, а можно позволить себе фаланги краба по 600–800 руб. за блюдо. По оценке CBRE, средний чек тут – 900 руб. (для обычного сельхозрынка на окраине Москвы он ниже, примерно 260 руб.).

На Усачевском рынке в Хамовниках, недалеко от метро «Фрунзенская», ремонт еще в разгаре. «Мы заменили пластик на фасаде на старинный кирпич, верхнюю часть рынка обшили дранкой лиственницы, отремонтировали и организовали парковку, но главное – добавили зелени вокруг, посадили туи, цветы, – рассказывает гендиректор Усачевского и Москворецкого рынков Евгений Моргачев. – Внутри смонтировали приточно-вытяжную вентиляцию, поменяли торговое и холодильное оборудование, переодели наших продавцов в униформу, установили правила и требования к продуктам и торговле». На Москворецком (на Симферопольском бульваре), по словам Моргачева, установили стационарную крышу над овощными рядами, что позволило продлить сезон торговли овощами и фруктами, заменили асфальт, поменяли торговое оборудование. В планах руководства – добавить точки общепита с авторской кухней. Сколько было вложено в ремонт, владельцы рынка не озвучивают.

«Мы обновляем арендаторов с интересной национальной, авторской кухней, заключаем договоры с прямыми производителями и фермерами, сокращая таким образом цепочку поставки продуктов до конечного потребителя и снижая их стоимость, – отмечает Моргачев. – Покупатели с разным достатком могут найти у нас продукты по своим финансовым возможностям». Например, килограмм фермерского творога стоит 400 руб., литр молока – 120 руб., 200 г сметаны – 120 руб., килограмм домашних кур – 350 руб., десяток яиц – 90 руб. Дороже, чем в сетевых магазинах, но зато это свежая и натуральная продукция.

За картошкой и рецептами

По словам владельцев Даниловского рынка, им удалось значительно расширить ассортимент, создав гибкие условия для фермеров и небольших частных производств. Здесь появились «социальные лавки» с фермерскими овощами из Калужской, Смоленской и Тамбовской областей по доступным ценам и «Лавка доброты», где пенсионеры и малоимущие семьи Даниловского района бесплатно получают сезонные продукты.

Основная масса покупателей на любом рынке – это жители района, в котором он расположен. Но на Москворецкий, например, приезжают из других районов за недорогими овощами и фруктами, на Усачевский – за деликатесами и рецептами блюд из них, которыми продавцы всегда с радостью делятся. «К нам приезжают за интересным гастрономическим опытом», – уверен Сергеев. По его словам, в прошлом году на Даниловском рынке побывало более 2 млн человек, что в 1,9 раза больше, чем в 2014 г. «Трафик рынка в выходные превышает 30 000 человек в день – колоссальная посещаемость для территории в 1,2 га», – говорит Малахатько. На Усачевском в день бывает до 6000 человек, на Москворецком – до 25 000.

«Синергия торговли, еды и тусовки – одна из самых актуальных тенденций в мире. Новые концепции еды, разнообразие кухонь и акцент на свежей органической продукции – основные инструменты привлечения покупателей на рынки нового формата», – комментирует руководитель отдела ритейл-консалтинга JLL Полина Жилкина. По ее словам, в разной степени обновление пережили и другие крупные московские рынки: Дорогомиловский, Ленинградский, «Рогожские Ряды», ярмарка в Конькове. В этом году должна завершиться реновация Центрального рынка на Рождественском бульваре, обновление Черемушкинского и завершение строительства нового Багратионовского рынка.

Ginza Project планирует развивать концепцию Даниловского рынка в торговых центрах. Первый подобный проект появится в ноябре 2017 г. в ТЦ «Пятая авеню» недалеко от станции метро «Октябрьское Поле». На третьем этаже торгового центра разместятся торговые ряды и рестораны, где покупателю смогут сразу же приготовить купленные им продукты. «Мы видим, что концептом интересуются владельцы и других торговых центров. Формат «покупка продуктов питания плюс обед» в Москве сейчас востребован», – заключает Сергеев.

На пути к идеалу

«Инвестиции в обновление городских рынков окупаются за 1,5–3 года, все зависит от их масштаба и посещаемости. И это хороший показатель, нет ни одного примера, когда деньги потрачены впустую, – говорит Жилкина. – Гораздо сложнее построить успешный бизнес в новом месте, которое никогда не было центром притяжения и не имеет исторически сложившегося торгового имиджа».

Обуховский считает инвестиции в концептуальные рынки более рискованными, чем в классические: «Затраты высокие, а выручка непрогнозируемая. Например, только на отделку и оборудование может уйти до 2000 евро за 1 кв. м. А успех проекта зависит от множества факторов – местоположения, позиционирования, умелого управления потерями скоропортящейся продукции». Жилкина отмечает, что на продовольственном рынке классическая модель арендных отношений не работает. Людей, знающих специфику и умеющих эффективно управлять мелкими частными арендаторами, организовать логистику и техническое обслуживание помещения, работать с целевой аудиторией и проч., можно пересчитать по пальцам, говорит она.

Один из неудачных проектов, по мнению Обуховского, – это реинкарнация Центрального рынка в ТЦ «Цветной». «Причины называют разные, каждая в отдельности не смертельна: расположение на 4-м этаже, неподходящее торговое оборудование, ограничения по техническим условиям (вентиляция, канализация, нагрузки на перекрытия и т. п.), но главная, на мой взгляд, – это отсутствие на тот момент успешно работающих примеров, – рассуждает эксперт. – Сейчас у всех действующих проектов успех лишь относительный – какие-то работают лучше, но идеальной модели пока не появилось, так что мы еще увидим успехи и провалы».

А вот гендиректор Института маркетинговых исследований Александр Демидов убежден, что время рынков безвозвратно ушло: «Чтобы дольше сохранять интерес со стороны покупателей, придется постоянно придумывать что-то новое. А это новые вложения средств. Инвесторов надолго не хватит». «В основной массе даже москвичи сегодня вынуждены экономить, поэтому в ближайшее время люди будут совершать покупки в дискаунтерах – сетевых магазинах, таких как «Магнит », «Пятерочка», «Дикси » и др. Или через интернет, в том числе зарубежные сайты-агрегаторы вроде «Алиэкспресс», – говорит Демидов. «Разнообразие продуктов на рынке всегда будет превосходить ассортимент сетевого магазина, поэтому покупатели у нас всегда будут, – уверен в свою очередь Моргачев. – Современный рынок – это не базар, здесь самобытная атмосфера, в которой приятно совершать покупки, общаться, получать советы, рецепты»

Кто в Москве настоящий хозяин? (читая соседние блоги)

Подлинные хозяева Москвы
general_ivanov

Зарах Илиев и Год Нисанов получили в управление ВВЦ - крупнейший девелоперский проект Москвы.
Илиев и Нисанов владеют гостиницами «Украина» и «Славянская» (под управлением Radisson), торговыми центрами «Европейский» и «Пражский», ярмарочным центром «Москва», рынком «Садовод», а также несколькими ресторанами и компанией, специализирующейся на организации круизов на ледокольных яхтах. По неофициальной информации, совестно с группой компаний АСТ под руководством Тельмана Исмаилова выступали совладельцами Черкизовского рынка.
Пост председателя совета директоров займет первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов. Проекту придают особое значение.

Всероссийский выставочный центр – крупнейший выставочный комплекс Москвы. Общая площадь территории – 237,5 га, площадь павильонов - 134 тыс м². В год на ВВЦ проводится около 150 выставок. Годовая посещаемость комплекса составляет 15 млн человек.

Чересчур наивные наблюдатели прочили снижение бизнес-активности московской диаспоры (15-20 тыс. чел.) горских евреев после отставки Лужкова (с которым представители данной этноконфессиональной группы поддерживали давние и тесные связи). Но диаспора в который раз продемонстрировала свою непотопляемость. Мало того, отхватила ещё и ВВЦ-ВДНХ.

Илиев и Нисанов стараются не светиться на публике, не давать интервью, не фотографироваться. Но кое-какая информация о них всё же имеется.
44-летний Зарах Бинсионович Илиев - уроженец горско-еврейского селения Красная Слобода (Еврейская Слобода) на севере Азербайджана, принадлежит к закрытой территориальной группе кубинских евреев (губои). В юности шил "кепки-аэродромы" и продавал их на рынке. Переехав в Москву, тут же (при помощи многочисленных родственников) наладил успешный алкогольный бизнес, затем переключился на шмотки и сдачу в аренду торговых контейнеров, после занялся строительством. К 26-ти годам уже владел частью Черкизовского рынка, торговыми точками в разных районах Москвы. К настоящему времени, помимо перечисленного в вышеприведённой справке "Газеты.Ру" (ТЦ "Европейский", гостиницы "Украина" и "Рэдиссон-Славянская", ОРТЦ "Москва", ТК "Пражский Град", оптово-розничный рынок "Садовод", круизная компания Radisson Royal Moscow и пр.), является совладельцем мебельного центра "Гранд", торгово-ярмарочного комплекса "Электронный рай", автомобильного гипермаркета "Москва", компании "Город чудес" (на пару с небезызвестным Церетели), ТЦ "Панорама", бизнес-центра "Косинская плаза", Интерпромбанка, компании "Комбинат питания Арбат", ресторанов "Венеция", "Шашлык-машлык", "До" и др., крупнейшей азербайджанской кожевенной фабрики "Ген-Дери", строящейся сети пятизвёздочных гостинц (в т.ч. на Кутузовском и Ленинградском проспектах), строящейся сети парковочных комплексов.
38-летний председатель совета директоров ОАО "Киевская площадь" Год Семёнович Нисанов - уроженец того же селения, сосед и дальний родственник Илиева. Начинал свою деятельность на местном консервном заводе, где директорствовал его отец. В отличие от не имеющего даже законченного среднего образования Зараха Бенсионовича, получил формальное юридическое образование в Баку. К 20-ти годам контролировал часть перевозок и продаж азербайджанских нефтепродуктов. Переехав в Москву, получил должность в группе компаний "АСТ" соплеменника Тельмана Исмаилова. Затем занимался алмазами. Совладелец (вместе с Илиевым) ТЦ "Европейский", торгово-ярмарочного комплекса "Москва", мебельного центра "Гранд", гостиницы "Украина" и всего остального, перечисленного выше (кроме фабрики "Ген-Дери", Интерпромбанка и "Комбината питания Арбат"). Владелец собственного конезавода, где разводит орловских рысаков. Один из бывших (?) спонсоров ЛДПР, экс-кандидат в депутаты Госдумы от ЛДПР (регистрация отменена из-за отсутствия российского гражданства - наличествуют только азербайджанское и израильское). По оценкам, занимает ключевое положение в горско-еврейской диаспоре.

Возле рынка «Садовод» мы задумались: а где еще может произойти нечто подобное и кто сегодня крышует нелегальных перевозчиков?В прошлую субботу бомбилы из Таджикистана устроили побоище около рынка «Садовод» на юго-востоке Москвы (14-й км МКАД) - разгонять пришлось с помощью ОМОНа . Нелегалам не понравилось, что на местную стоянку на такси пытались заехать официалы из компании «Желтое такси». Свое хлебное место бомбилы пытались отстаивать с палками и камнями. Полиция задержала около 40 нападавших. Водитель-официал, с которого началась драка, жестоко избит и теперь лежит в больнице.

Мы попробовали понять, а может ли нечто подобное повториться в других районах Москвы? Кто вообще крышует бомбил? Или такие понятия остались в 90-х?

ОБЩЕЙ КРЫШИ НЕТ

Наверное, объяснять не надо, что бомбилы кормятся за счет ленивых и скупых пассажиров. То есть нас с вами. Многим ведь проще поднять руку у дороги, нежели связываться с диспетчерской службой заказа или онлайн-бронированием такси.

Бомбилы были еще в советское время, их ничто извести не сможет, - пессимистично настроен председатель профсоюза столичных таксистов Вячеслав Смирнов . - Нелегалы продолжают работать у метро в спальных районах, у вокзалов и у вещевых рынков. Лицензии им не нужны - тогда же придется платить налоги. А кому хочется делиться с государством?

Вдоль тротуаров в ожидании клиентов волочатся тысячи «Дэу Нексий» и «копеек-баклажан». Есть ли у них какие-то начальники? Кто их крышует?

Мелкие группки водителей типа шоферил у станции метро «Щелковская» - сами себе мафия, - говорит Смирнов. - Мужики решают, кто будет работать на точке, а кто нет. На другие хлебные зоны у них влияния нет. То есть единой бандитской группировки, окучивающей такси, не существует. В каждом конкретном месте свои порядки.

«ПОПИЛИЛИ» ГОРОД

Как говорят легальные перевозчики, город сегодня поделен на территории, где установлены цивилизованные правила, и те, куда со своими шашечками лучше не соваться.

За последние годы мы получили реальную поддержку от города, - рассказала «КП » исполнительный директор компании «Командир такси» Наталья Новикова . - Наши авто могут стоять на первой линии у вокзалов, не платя за парковку. Нелегалов стало гораздо меньше, они теперь паркуются в стороне от входа.

Нелегальные таксисты - интернациональная среда. В Москве мало этнических группировок среди перевозчиков.

Знаю, на юго-западе хозяйничают азербайджанцы, - рассказал «КП» таксист с 20-летним стажем Иван Чайкин. - Таджиков и узбеков везде хватает. Проще попасть в компанию азиатов, а не кавказцев. Частники, не принадлежащие ни к одной «фирме», могут договариваться о правилах игры. Например, о том, кто где стоит возле клубов, чья очередь везти. Новичку пробиться не так сложно, было бы желание. То и дело приезжают подмосковные водилы, потаксуют неделю и уезжают. Их, конечно, не любят и стараются не пускать на хорошие места. До драк редко доходит, но разговоры бывают жесткие.

НА РЫНОК НЕ ЛЕЗЬ

Особняком стоят крупные вещевые ярмарки, где продают дешевые шубы и пуховики из Китая («Москва», «Садовод», комплекс «Южные ворота»). Здесь крутятся слишком большие деньги, чтобы пускать дело на самотек.

Львиная доля посетителей этих торговых центров - мелкие оптовики из провинции. Они берут здесь одежду, чтобы потом перепродавать ее на городских рынках у себя дома. Бомбилы всегда к услугам «челноков». Забить до отказа «четверку» тюками? Да не вопрос! Без тюков тоже куда хочешь отвезут.

Чужих на рынки не пускают, - говорит таксист Чайкин. - Нелегалов контролирует администрация. Как правило, перевозка товаров - это еще одна статья дохода. У «Москвы» или «Южных ворот» фактически работает организованная группа бомбил, которые платят местным хозяевам за право работать.

НА ТРЕТЬ СЕБЕ ДОРОЖЕ

Пять баулов надо отвезти на Ярославский вокзал, - звоню в справочную торгового центра «Москва».

Обратитесь в наш транспортный отдел.

О как! Целый отдел у них тут есть. Хотя, стоп, нет...

А лучше позвонить Паше, он у нас все знает, - отвечают на том конце провода. - Записывайте номер мобильного...

2,5 тысячи рублей. Газель стоит уже 4,5 тысячи, - объявляет цену Паша.

Для сравнения звоню в обычную транспортную компанию. Дорога от Люблина до Комсомольской площади на седане стоит 1900 рублей. Выходит, у бомбил те же услуги на треть дороже. Естественно, кто же позволит официальное такси забить до отказа, с перевесом, китайскими кроссовками...

Местные, кстати, не только тюки на «Жигулях » во­зят. Гастарбайтеры с того же «Садовода» вшестером ездят на «четверках» от «Москвы» до общежитий в Белой Даче. Официальные таксисты столько пассажиров не возьмут. А на двести рублей в один конец плюнут брезгливо.

ОФИЦИАЛЬНО

С 2011 года идет активная борьба за безопасность перевозки людей, - рассказал «КП» заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин . - За это время с рынка такси ушло более 70% нелегалов. В феврале 2013 года мы начали формировать мобильные группы, отлавливающие нелегальных перевозчиков. Всего в прошлом году было создано 11 бригад. За год работы они составили почти 12 тысяч протоколов. У бомбил изъято 6102 машины.

Правда, власти больше охотятся за нелегалами на улицах, у станций метро. Крупные торговые центры и вещевые рынки пока остаются в стороне.

СПРАВКА «КП»

Самые серьезные разборки между официальными таксистами и бомбилами случались в 2003 - 2005 годах на Курском вокзале. Водители устраивали там настоящие битвы: с обрезами, бейсбольными битами, разбиванием лобовых стекол и переворачиванием машин.

Решающее сражение произошло в конце июля 2004 года: тогда около сотни нелегалов перед Курским вокзалом легко одолели в драке полтора десятка шоферов из «Нового желтого такси». ГАИ тогда встала на сторону бомбил - официальных перевозчиков без конца проверяли на алкоголь. Одного человека полицейские избили. Таксисты в ответ блокировали вокзал. В итоге конфликт разрулили только после вмешательства городских властей. Курский вокзал стал одним из первых мест в Москве, где была организована стоянка такси.

Арсен Каноков, представляющий парламент Кабардино-Балкарии в Совете Федерации, может стать одним из крупнейших владельцев рынков Москвы. Подконтрольный ему холдинг «Селдико» ведет переговоры о покупке Кунцевского рынка.

Кому принадлежат другие известные столичные рынки — в фотогалерее РБК.

Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ

Сеть рынков «Ветерок» (рынки Коптевский (на фото), Северный, Каширский) — Андрей Рогачев

Активно покупать площади столичных рынков основатель розничной сети «Пятерочка» Андрей Рогачев начал в 2014 году. Тогда его компания «Боулинг-ДВ» купила у столичной мэрии на торгах два рынка — Северный и Коптевский по стартовой цене 171 млн и 202,2 млн руб. соответственно с условием продолжения их работы в течение последующих 49 лет. После консолидации активов со структурами Gremm Group Михаила Горяинова рынки получили единый бренд «Ветерок».

Рынки Усачевский, Москворецкий и на Волгоградском проспекте — Михаил Горяинов​

Усачевский и Москворецкий рынки, а также торговую площадку на Волгоградском проспекте владелец Gremm Group Михаил Горяинов получил в ходе раздела активов со своим партнером Андреем Рогачевым, основателем сети «Пятерочка» и владельцем магазинов «Верный». Как рассказывал сам бизнесмен, функционал рынков сохранится и они будут работать под историческими названиями.

Рынок «Садовод» — Зарах Илиев, Год Нисанов (на фото) , Тельман Исмаилов

Оптово-розничный рынок «Садовод», расположенный на площади более 38 га на МКАД, создан распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова от 29 мая 1996 года. Крупнейшие российские рантье Зарах Илиев и Год Нисанов (совокупный доход от аренды в 2015 году, по оценке Forbes, составил $1,115 млрд) стали партнерами Тельмана Исмаилова, считавшегося основным владельцем «Садовода» и Черкизовского рынка.

Дорогомиловский рынок — Виталий Даниленко​​​

Долгое время владельцем Дорогомиловского рынка был Шабтай фон Калманович, убитый в 2009 году. В настоящий момент на сайте департамента торговли и услуг города Москвы управляющей компанией рынка называется АО «Данвита», которым владеет, по данным СПАРК, Виталий Даниленко. Среди других активов бизнесмена 34% в ЗАО «Трейдкон» (основной вид деятельности — сдача внаем собственного недвижимого имущества), где его партнерами выступают депутат Государственной думы прошлого созыва Ильдар Самиев и Арсен Каноков, проявляющий интерес к покупке Кунцевского рынка.

Даниловский рынок — Ginza Project

В 2015 году ресторанная группа Ginza Project выкупила рынок у ГУП «Мосимущество» за 425 млн руб. Финальная стоимость торгового комплекса у метро «Тульская» оказалась почти в пять раз ниже стартовой цены, по которой мэрия в 2012 году впервые выставляла объект на продажу. Одним из условий сделки со стороны продавца была практически полная реконструкция торгового павильона, обошедшаяся Ginza в более чем 800 млн руб. Развивать рынок, который должен стать аналогом знаменитого мадридского Mercado San Miguel, пригласили Тимура Болотова — экс-управляющего дизайн-заводом «Флакон».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: