Пустынский свято-успенский мужской монастырь. Пустынки

Маленький Вильнюс, белорусский Суздаль, датский Линнхольм-Хойе — как только не называют 880-летний Мстиславль. Небольшой райцентр практически на границе Могилевской и Смоленской областей впору превращать в музей под открытым небом.

TUT.BY нашел для вас 5 причин побывать в Мстиславле.

На древних улочках Мстиславля сохранились величественные вековые постройки. Однако немало богатств города скрыто под землей — их ищут археологи, соревнуясь в скорости с черными копателями: мстиславская земля буквально усыпана костями воинов, доспехами, останками предметов быта. То, что находят, отдают в музеи: местный, могилевский или минский.

Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины

О Свято-Успенском мужском монастыре не знает редкий белорус. Святое место пользуется популярностью и у россиян: мы еще не видели, чтобы на парковке перед территорией монастыря не было машин с триколором на номере. Верующие утверждают, что практически физически ощущают здесь благодать. Люди внушаемые заявляют, что чувствуют чье-то незримое присутствие.

Пустынский монастырь находится в 10 км от центра Мстиславля, но посетить его стоит. Он считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века.

Основал его один из родоначальников князей мстиславских Лугвен или Лугвень, десятый сын великого князя литовского Ольгерда. По легенде, после тяжелой болезни князь начал терять зрение. Он практически ослеп, когда ему однажды приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь [монашеское поселение], умойся из источника и получишь исцеление».

Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Лугвен умылся криничной водой и исцелился — зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он якобы увидел образ богоматери. Принимая свое исцеление как ее милость, благодарный князь решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

В 1801—1808 годах построили каменный Успенский собор. В 1864 году прямо на источнике построили и освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Многоярусной шатровой колокольне высотой 58,67 м уже полтора века, как и Покровской церкви.

В дореволюционные годы здесь были православное братство, церковное крестьянское училище, библиотека из 656 книг, которые бесплатно раздавали и рассылали. После Октябрьской революции, в 1925 году, монахов из обители выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не разрушили ни одного здания, здесь не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Во многом благодаря этому монастырские постройки сохранились до наших дней.

В советское время монастырский комплекс серьезно пострадал. Из строений вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. К 2000 году территория монастыря заросла сорняками.

Работы по восстановлению монастыря начались в 2003 году. Во время ремонта одного из строений, где раньше была школа, на стене обнаружили лик, который, утверждают верующие, удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. Говорят, что раньше на этом месте висела школьная доска. С 2005 года в монастыре снова поселились монахи.

Причина вторая. Замковая гора

Пожалуй, одно из главных мест, где можно ощутить течение времени, — Замковая гора. Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина. Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.

Замковая гора и ее окрестности — Мекка археологов. Здесь при раскопках обнаружены остатки укреплений, хоромы с изразцовыми печками и др. Ниже детинца (замка) обнаружен посад Мстиславля с остатками деревянных построек, улицами, мощенными бревнами, многочисленными предметами быта XII—XIII вв.

Сейчас на горе находится раскоп, который удалось превратить в небольшой музей благодаря стараниям студентов МГУ им. А. Кулешова во главе с доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком . По словам Игоря Александровича, ради этого буквально руками перебрали 600 куб. м земли. В раскопе нашли каменные жернова XVIII века, именное пряслице XII века — имя девушки, оставившей на нем надпись, расшифровать пока не удалось. Найденные тут материалы, в том числе образцы древесины, из которой была сделана мостовая, дают основания говорить о том, что Мстиславль старше как минимум на 80 лет.

Большую часть года Замковая гора пуста. И лишь в ее заполняют сотни рыцарей в доспехах и зрителей.

К слову, рядом с горой открыли памятник тому самому Лугвену, родоначальнику князей Мстиславских, герою Грюнвальдской битвы.

Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков

Недалеко от Центральной площади стоит прекрасно сохранившееся трехэтажное здание из красного кирпича. Ранее здесь размещались дворянское собрание и гостиница «Париж». Название осталось — его носит парикмахерская, которая находится на первом этаже. Сейчас здесь размещается учебный корпус Мстиславского строительного колледжа. К слову, в Мстиславле были еще гостиницы с названиями «Берлин» и «Орел», но они не сохранились.

Здание земской управы также прекрасно сохранилось, как и уездное училище, 20-метровая пожарная башня, здания мужской гимназии, казначейства.

Торговые ряды в Мстиславле являются памятником архитектуры и истории. Они были построены в начале XX века на месте древнего рынка, который существовал там со Средних веков и вплоть до XIX столетия.






Мстиславль всегда был торговым городом. Слава о его купеческих традициях расходилась далеко за пределы белорусских земель: купцы в Мстиславль съезжались со всех концов земли, и на рынке можно было найти почти все что угодно — ряды стояли в центре Мстиславля, справа от здания местного райисполкома и памятника Петру Мстиславцу.

В этих приземистых домиках в настоящее время располагаются современные магазины.

Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум

Костел кармелитов — наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Его начали строить в 1637 году. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов.

Интерьер костела украшен лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в. Правда, внутри храма уже лет 20 стоят леса, но кое-что рассмотреть можно и сквозь них.





Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела — одна из доминант Мстиславля, памятник барокко. Ансамбль коллегиума внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел окончательно достроили.

После подавления шляхетского восстания 1830−1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, костел закрыли. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

В настоящий момент из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни. В коллегиуме есть своеобразный хостел, а на его территории в дни рыцарского фестиваля разбивают палаточный городок.

Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу — книгопечатнику, сподвижнику Ивана Федорова. Вместе с ним Мстиславец напечатал в Москве первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564 г.), а в 1565 году — два издания «Часовника».

Первый памятник Петру Мстиславцу стоит около иезуитского коллегиума. Второй — на Центральной площади напротив здания райисполкома: его установили 2 сентября 2001 года.

Около бистро «Старый город» — также в центре Мстиславля — стоят два рыцаря, на их щитах — герб Мстиславля. По словам местных, рыцарей сделали учащиеся колледжа.

Туристам

Несмотря на небольшие размеры города, в нем есть где

В этот раз наш путь лежал в особенное место - в Свято-Успенский мужской монастырь. Он находится в 10 км от Мстиславля, на месте бывшей деревни Пустынки, почти на границе с Россией. Мы уже были там 3 года тому назад, и сейчас узнав о грандиозных планах по его восстановлению и увидев идущие широким фронтом работы в центре Мстиславля, решили посмотреть, как обстоят дела в монастыре. Сентябрьский день был солнечным и теплым, белорусские пейзажи вдохновляющими - всё благоприятствовало нашей поездке.

1. Основание этого монастыря связано со святым источником, существующим здесь до сих пор. Согласно легенде, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. Исцеление князя сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, была обретена икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. В знак благодарности князь решил создать здесь иноческую обитель. Это было в 1380 году. По другой версии, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники.

2. Князь Лугвен (в крещении Симеон) - десятый сын великого князя литовского Ольгерда, был воспитан в православии, строил монастыри, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял православие. Согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей тоже приняли православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своём государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Симеон был женат на дочери благоверного князя Димитрия Донского, а два его родных брата, Андрей и Димитрий, вместе с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

3. В течение нескольких веков поклониться обретённой иконе приходили в монастырь верующие всех конфессий. В XVI веке Пустынский монастырь был уже одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.

4. Во время военных действий России и Речи Посполитой в 1563 году часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников. С начала XVII века монастырь стал униатским (орден базилианцев).

5. Это бып период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII века в нём вообще не было насельников. До ХIХ века все храмы монастыря были деревянными.

6. Только в начале XIX века был построен каменный Успенский собор.

7. В 1839 году монастырь был возвращён православным, и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался во второй половине XIX века.

8. Прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

9. Новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была объединена в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

10. Примерно в это же время была построена многоярусная шатровая колокольня высотой около 60 метров, ставшая доминантой монастырского комплекса.

11. Собору Успения Пресвятой Богородицы двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

12. С трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас.

13. В Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 году церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях.

14. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

15. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, находились хозяйственные постройки. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается даже амбулатория и больница. Монастырь был обнесен каменной стеной. На рубеже XIX-XX столетий Пустынский монастырь достиг небывалого расцвета.

16. Пустынский монастырь на фото начала ХХ века и макет реконструкции.


Фото Зьміцер Корх

17. После Октябрьской революции насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал, в настоящее время в монастыре находится чтимый список с нее.

18. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть. После войны монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу.

19. В послевоенные годы началось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен.

20. Ограду вокруг обители почти всю разворовали, а когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям.

21. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

22. В 2003 году сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь.

23. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

24. Рождество-Богородицкая церковь и сейчас стоит на месте существовавшей здесь деревянной церкви.

25. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку.

27. Идёт реставрация Покровской церкви с братскими корпусами.

28. Также были отремонтированы хозяйские корпуса.

29. Появилась и современная легенда. Во время ремонта одного из строений монастыря, где раньше была школа, на стене обнаружили лик Спасителя, удивительно похожий на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. Бывшие учащиеся (сейчас это бабушки и дедушки) говорят, что на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.

30. В августе 2005 года храм на источнике освятили, а в декабре в монастыре состоялся первый монашеский постриг. Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

31. Пустынки возрождаются как птица феникс из пепла. А мы возвращаемся в Россию, но обязательно вернёмся в следующем году.

Весной три года тому назад мы снимали в Пустынках видео.

Подробности Категория: Идеи для путешествий

Дни стоят короткие. Поэтому, чтобы успеть больше, сначала съездим в Пустынки, где находится знаменитый монастырь. Потом, чтобы два раза не вставать, по дороге заглянем на конеферму. Там разводят русских упряжных лошадей, похожих на Бурушку из мультика про трех богатырей.

Пустынский Успенский монастырь

Легенда гласит, что князь Лугвен (герой, между прочим, Грюнвальдской битвы) однажды ослеп. И было ему всего-то 30 лет. Ничего не помогало, пока однажды бедняге не приснился сон, что надо найти некоторую «пустынь», а в ней – источник. Этой водой надо омывать глаза, и тогда все пройдет.

Легче князю Лугвену от этих знаний не стало – где искать «пустынь», было непонятно. Но однажды к нему пришел старец и рассказал, что, мол, пустынь эта – в непроходимых лесах под Мстиславлем. Там есть монашеский скит и источник. История умалчивает, как удалось Лугвену добраться до скита, но он это сделал. Умылся водой из источника – и тут же прозрел. Причем, первое, что он увидел, была икона Матери Божьей в ветвях деревьев.

В благодарность князь бут же основал Пустынский монастырь . Шел 1380 год.

Монастырь в Пустынках. Колокольня

Пустынки не всегда были православными. В 1621 году монастырь перешел базилианам. И они построили на его территории храм. Вот он, этот храм сейчас. Сейчас – Успенский собор.

Успенский собор в Пустынках

Успенский собор в Пустынках

Успенский собор в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

Успенский собор в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

В XIX веке Пустынский монастырь снова стал православным и оставался действующим вплоть до 1918 года. Большевики с монахами особенно церемониться не стали – выгнали. Последнего монаха закрыли в часовне и подожгли…

Успенский монастырь в Пустынках до 1918 года

Потом в монастыре разместился детский приют. Здесь жило около 300 воспитанников. Однажды башню-колокольню хотели взорвать. Но передумали. Побоялись, что рухнет на здания. Так и стояла колокольня все эти годы, гордо возвышалась, как флаг на корабле, который потерпел крушение, но почему-то не затонул.

С падением СССР монастырь снова отдали православной церкви, и здесь появились монахи. Вот тогда-то и произошло чудо, о котором в свое время много говорили (да и сейчас говорят) – на стене в Братском корпусе проступил образ Иисуса Христа. Проводились исследования, выяснилось, что изображение – это не фреска. Объяснить его феномен с научной точки зрения пока не удалось.

Нерукотворная икона на стене в Пустынском монастыре

Сейчас образ на стене накрыт стеклом. В той же комнате (в Братском корпусе) есть еще немало старинных икон. Это пожертвования многочисленных паломников, которые стекаются в Пустынки.

Икона, подаренная Пустынскому монастырю паломниками

Вообще же Пустынском монастыре можно увидеть три храма: Успенский собор (бывший базилианский), церковь Покрова Богородицы (сейчас реставрируется) и самый маленький – храм Рождества Богородицы (это тот, из-под которого бьет чудодейственный источник). Монахи, кстати, очень не любят, когда воду из него продают – набирать в бутылки можно. Но только бесплатно.

Церковь Покрова Богородицы в Пустынках

Храм Рождества Богородицы в Пустынском монастыре

Храм Рождества Богородицы в Пустынском монастыре. Фото: Виктор Ведень

Башня-колокольня сейчас отреставрирована и действует. Имеется большой колокол – весом в полторы тонны и пять маленьких (привезли из Магнитогорска).

Башня-колокольня в Пустынском монастыре. Процесс реставрации

Башня-колокольня в Пустынском монастыре. Фото: Виктор Ведень

Еще одна легенда Пустынского монастыря – якобы под землей есть библиотека и подземный ход, который ведет в Мстиславль.

Успенский монастырь в Пустынках. Фото: Виктор Ведень

Легенда легендой, а вот подземные ходы действительно были найдены. Правда, не такие уж и длинные – они соединяют между собой здания монастыря и выводят за пределы обители (на случай неожиданного нападения). Правда, к сожалению, в 1918 году это не спасло монахов…

Русские упряжные лошади

Деревня Лютня находится неподалеку от Пустынок (и от Мтиславля). Это к вопросу о развлечениях. Здесь на конеферме «Вихра» разводят чистопородных русских упряжных лошадей (или русских тяжеловозов, или нежно – тяжиков).

Конеферма "Вихра"

Это я к тому, что в хозяйстве «Вихра» можно не просто гладить лошадок, но и ездить на них. Цены приятно удивят – в 4 раза дешевле, чем в Минске.

С помощью нашего сайта Вы можете проложить маршрут движения город Мстиславль - село Пустынки как на автомобиле, так и на общественном траспорте (автобус, поезд). Все маршруты формируются на основе карт сервисов Яндекс и Google. Мы рады, что наш сервис оказался Вам полезен и Вы смогли узнать как проехать на автомобиле из пункта город Мстиславль (Беларусь) в пункт село Пустынки (Украина).

Расстояние между город Мстиславль и селом Пустынки

Если ехать по дороге на автомобиле, то расстояние между город Мстиславль, Мстиславский район, Могилевская область и село Пустынки, Черниговский район, Черниговская область составляет 399.6 км.

  • Время поездки

    6 часов, 37 минут


    без учета пробок и времени на отдых и питание

  • Расход топлива

    при расходе 10 литров на 100 километров

  • Затраты на поездку

    при стоимости топлива 35 рублей за литр

  • Расстояние по прямой

    расстояние между центрами городов, поселков, деревень

  • Расстояние по дороге

    по данным сервиса Яндекс Карты на 2015 год

  • Рассказать друзьям
Распечатать
Начало маршрута
Менее 1 минуты — 0 км
деревня Печковка, Мстиславский район, Менее 1 минуты 0 км
3 минут — 1.7 км
деревня Коленьково, 3 минут 1.7 км
29 минут — 31.7 км
деревня Бояры, 32 минут 33.4 км
1 минут — 1.2 км
деревня Подосинки, Кричевский район, Могилевская область, Беларусь 34 минут 34.7 км
2 минут — 1.8 км
деревня Залесовичи, Кричевский район, Могилевская область, Беларусь 37 минут 36.5 км
2 минут — 1.8 км
деревня Торжев, Чериковский район, Могилевская область, Беларусь 40 минут 38.3 км
2 минут — 1.7 км
поселок Устье, Могилевская область, Беларусь 42 минут 40 км
1 минут — 2.1 км
поселок Головчицы, Могилевская область, Беларусь 44 минут 42.1 км
25 минут — 27.2 км
поселок Ломы, 1 часов, 9 минут 69.3 км
33 минут — 36.2 км
поселок Дубровка, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 43 минут 105.5 км
1 минут — 1.2 км
деревня Холмы, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 44 минут 106.7 км
8 минут — 9 км
деревня Победа, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 52 минут 115.7 км
1 минут — 1.4 км
деревня Городок, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 54 минут 117.2 км
6 минут — 6.5 км
деревня Боровая, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 2 часов, 0 минут 123.7 км
2 минут — 2.6 км
деревня Болсуны, Чечерский район, 2 часов, 2 минут 126.3 км
20 минут — 21.5 км
поселок Усошное, 2 часов, 22 минут 147.8 км
1 минут — 1.1 км
посёлок Новозалесье, Чечерский район, Гомельская область, Беларусь 2 часов, 23 минут 148.9 км
57 минут — 65.7 км
деревня Новиловка, 3 часов, 21 минут 214.6 км
1 минут — 1.6 км
агрогорок Шерстин, Ветковский район, Гомельская область, Беларусь 3 часов, 22 минут 216.2 км
14 минут — 16.2 км
агрогородок Новосёлки, Ветковский район, Гомельская область, Беларусь 3 часов, 37 минут 232.4 км
Менее 1 минуты — 0.3 км
Гомель, Гомельская область, Беларусь 3 часов, 37 минут 232.6 км
49 минут — 56 км
садовые участки, 4 часов, 27 минут 288.6 км
1 минут — 1.5 км
деревня Чкалово, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 28 минут 290 км
19 минут — 21.9 км
садовое товарищество Зелёный Берег, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 47 минут 311.9 км
2 минут — 2.5 км
деревня Старые Дятловичи, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 49 минут 314.4 км
3 минут — 1.6 км
поселок Михайловск, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 52 минут 316 км
13 минут — 15.1 км
поселок Медведица, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 6 минут 331.1 км
13 минут — 14.4 км
деревня Рудня Каменева, 5 часов, 20 минут 345.6 км
1 минут — 1.3 км
посёлок Кошовое, Лоевский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 21 минут 346.9 км
1 минут — 1.9 км
деревня Мохов, Лоевский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 23 минут 348.8 км
19 минут — 21.2 км
поселок Козероги, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 42 минут 370 км
1 минут — 1.7 км
деревня Щитцы, Лоевский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 44 минут 371.6 км
1 минут — 1.4 км
деревня Бывальки, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 45 минут 373 км
4 минут — 5.2 км
село Новоселки, 5 часов, 50 минут 378.2 км
3 минут — 3.9 км
поселок Деражичи, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 53 минут 382.1 км
Менее 1 минуты — 0.7 км
село Редьковка, Репкинский район, Черниговская область, Украина 5 часов, 54 минут 382.7 км
6 минут — 6.9 км
деревня Вялье, 6 часов, 1 минут 389.6 км
18 минут — 5.4 км
деревня Старая Иолча, Брагинский район, Гомельская область, Беларусь 6 часов, 19 минут 395 км
1 минут — 0.6 км
поселок Голубовка, Брагинский район, Гомельская область, Беларусь 6 часов, 21 минут 395.6 км
16 минут — 4 км
деревня Александровка, Брагинский район, Гомельская область, Беларусь 6 часов, 37 минут 399.6 км
Билеты на междугородние автобусы .

Ближайшие аэропорты к пункту село Пустынки

Ближайшие аэропорты к пункту город Мстиславль

Отели

Нужно подобрать и забронировать недорогой отель в селе Пустынки или в город Мстиславль? На нашем сайте есть удобный ресурс онлайн бронирования отелей. Просто перейдите по ссылке .

А в других, особо в «брендовых», происходят весьма любопытные процессы. Когда-то Игорь Северянин написал такие строки:

Как царство средь царства стоит монастырь.
Мирские соблазны вдали за оградой.
Но как же в ограде - сирени кусты,
Что дышат по веснам мирскою отрадой?

Ныне мирская отрада представлена, помимо кустов сирени, вертолетными площадками, «Домами знатных богомольцев» и даже плавучими саунами. При всём том публикуются пафосные статьи о пагубности «духовного туризма». Уместно вспомнить слова одного мудрого еврея, св. апостола Павла: «Корень бо всем злым сребролюбие есть, его же нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай» (1Тим.6: 10–11).

Сохранилось ли за монастырскими стенами пространство для чудес или, говоря другим языком, «мест силы»?
К счастью, да. Это краткий рассказ об обители, где отыщет радость для души и «человече Божий», и скромный блогер-краевед. Автору удалось побывать там в июне 2018 г.

ПУСТЫНКИ - ГДЕ ЭТО?
Адрес Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря: Беларусь, Могилёвская область, Пустынки. Деревни или поселка с таким названием нет на карте, это урочище в нескольких сотнях метров от границы с Россией.

Ухоженный проселок от райцентра, городка Мстиславля проходит среди смешанного леса и поросших люпином полей. Неожиданно справа от него вашему взору предстанет высоченная белая многоярусная колокольня (фото в заголовке). Древняя кирпичная ограда слегка подновлена, краска уже начала облезать, а у монастырских ворот бросается в глаза стенд с предупреждающей о возможности несчастных случаев надписью.

«С полуразрушенного храма падают обломки кирпичей»... это относится к руинам Успенского собора, их вы сразу увидите за воротами. И в нынешнем состоянии они поражают своим скорбным величием.

Собор был крестово-купольной формы, с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых. Так монастырь выглядел 100 лет назад ().

Прервем на время прогулку по обители и расскажем об истории ее основания.

КНЯЗЬ МСТИСЛАВСКИЙ ЛУГВЕН СИМЕОН И ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
Цитата из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником князей Мстиславских - Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1839 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XIV в. владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 - в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа...».

Многим ли у нас сегодня что-то говорит имя князя Лугвена (1356 - 19 июня 1431)? А помянуть его есть за что.
Лугвен или Лугвений, во крещении Симеон, был был сыном вел. князя литовского Ольгерда от его второй жены Иулиании Александровны, дочери вел. князя тверского Александра Михайловича. Его родной брат - Ягайло (1351-1434), основатель великокняжеской и королевской династии Ягеллонов, правившей в Польше, Венгрии, Хорватии и Чехии в XIV-XVI вв.

Князь Лугвен (справа),

Лугвен в 1385 г. вместе с братом Ягайло и тремя другими князьями подписал Кревскую унию. В католичество не перешел. Активно участвовал в политической и военной жизни Руси в период её феодальной раздробленности. Участвовал в разгроме великого князя Смоленского Святослава Ивановича, княжил в Великом Новгороде, воевал с Псковом, разбил под Орешком ганзейских пиратов-витальеров. В 1392 г. съехал с Великого Новгорода и получил в правление от своего брата Ягайло, короля Польского, Мстиславское княжество. В 1394 г. он женился на Марии, дочери великого князя Московского Димитрия Донского. Брак заключался в Москве.

«В том же году в Москве отдали дочь великого князя Дмитрия Ивановича Донского за князя Лугвена Ольгердовича,
внука Гедимина Литовского, в неделю Всех святых месяца июня в 24 день».

В Великой войне против Тевтонского ордена 1409-1411 гг. князь Лугвен принял активнейшее участие. В Грюнвальдской битве 1410 г., сломавшей хребет ордену, он командовал тремя хоругвями: Смоленской, Мстиславской и Оршанской, поставленными в центре боевого порядка союзной армии. Именно они, понеся значительные потери, остановили натиск противника, благодаря чему союзное польско-русско-литовское войско удержало боевую линию, а затем разгромило крестоносцев. Князь Лугвен участвовал в 1411 г. в заключении Торуньского мира. В 1412 г. он распрощался с Новгородом и окончательно осел в Мстиславле.

Памятный монумент князю Лугвену в Мстиславле

Князь Лугвен Симеон известен как защитник Православия, строитель храмов. Помимо Пустынского монастыря оду он в 1407 г. заложил возле Мстиславля монастырь святого Онуфрия, прославившийся переписчиками книг и рукописей.

Пустынский Свято-Успенский монастырь уже к XVI в. был одним из крупнейших православных монастырей в восточной Беларуси. В 1563 г. в войне Московии и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.
В 1605 г. монастырь стал униатским (орден базилианцев), начался период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нем вообще не было насельников. Но именно униаты в 1801-1808 гг. построили каменный Успенский храм.
В 1839 г. древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в плачевном состоянии. На восстановление монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Архимандрит Анатолий (Левшиновский) создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса - плоды его трудов. В 1864 г. прямо на источнике, где князю Лугвену явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1865 г. была освящена новопостроенная Покровская церковь, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами. В 1866 г. была построена величественная колокольня (58,67 м).
Тогда же в Пустынках было создано православное братство, учредившее в монастыре церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Братская библиотека насчитывала 656 книг. Велась их бесплатная раздача и рассылка.

В 1919 г. насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на его территории земледельческую коммуну, но в 1925 г. коммуну ликвидировали, а монахов окончательно выселили. В обители разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.

Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая

В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадало ни одно здание, не погиб ни один ребенок, хотя некоторое время располагалась немецкая армия. Основные разрушения пришлись на период хрущевской паранойи, когда здания разбирались, ломались, сжигались, взрывались, а все что не могли уничтожить люди, оставляли на растерзания стихии и времени. Лишь в 2003 г. в заброшенный Пустынский монастырь приехали монахи из западной Беларуси, а в 2005 г. прошел первый постриг. С тех пор идет посильное восстановление обители, но до окончания работ еще очень далеко.

МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ. НЕОБЪЯСНИМОЕ
Строительные работы.

Такою будет обитель после восстановления.

Возрождаемая Покровская церковь и келейный корпус.

Апсида Покровской церкви (крупногабаритный господин ростом около 190 упорно лез в кадр, оставил его в качестве ориентира масштаба)

Восстановленные корпуса хозпостроек и старая монастырская дорога.

В низинке возле источника находится церковь Рождества Богородицы, восстановленная одной из первых. Рядом купальня. Здесь всегда много народа, так как вода обладает лечебными свойствами.

Интерьер Рождественской церкви. Справа копия Пустынской (Патриаршей) иконы Божией Матери.

Вот тот самый родник, вода которого исцелила зрение князю Лугвену.

А теперь совсем необъяснимое. Это возрожденное здание монастырской школы.

На его дверях следующее объявление.

Когда монахи вернулись в Пустынки в начале 2000-х гг., здание школы было без крыши с полуразрушенными стенами. Им негде было жить, они начали реставрацию помещений, и в одном из них выявился лик Христа.

Здесь всегда много богомольцев, но никто не запрещает фотосъемку. Некоторые этим злоупотребляют и вовсю пользуются вспышкой. Однако изображение с каждым годом становится ярче.

Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. По воспоминаниям бывших учащихся на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.
Иконы на подоконниках кельи с Нерукотворным образом.

МСТИСЛАВЛЬ
В завершение рассказа несколько слов о центре здешних мест, Мстиславле. Это удивительный древний городок, совсем неисхоженный туристами, с потрясающей, физически ощущаемой энергетикой.


Панорама Мстиславля, гравюра сер. XIX в.

Здесь два городища - Девичья гора (днепро-двинской культуры, до I века до н. э.) и Замковая гора, где был найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII в., обнаружена берестяная грамота (всего в Беларуси их найдено две).


Замковая гора, современный вид

Здесь интереснейший костел кармелитов XVII в. (попасть не удалось, открыт только по воскресеньям).

Еще есть костел иезуитов, в котором только что рухнула стена; много православных церквей, было несколько монастырей и синагог и до сих пор действует кагальный колодец с чистейшею водой. И, что самое удивительное, на главной площади вместо неотвратимого Лукича стоит памятник первопечатнику Петру Мстиславцу (эта фотка из сети, мой снимок вышел неудачным).

Сюда надо обязательно приехать.

Основные источники
1. Сайт radzima.org Достопримечательности Беларуси и Литвы.
2. Протоиерей Георгий Бирюков.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: