Свято-Успенский мужской монастырь (Пустынки, Мстиславский район). Пустынский успенский монастырь Свято успенская мужская пустынь мстиславль

С помощью нашего сайта Вы можете проложить маршрут движения город Мстиславль - село Пустынки как на автомобиле, так и на общественном траспорте (автобус, поезд). Все маршруты формируются на основе карт сервисов Яндекс и Google. Мы рады, что наш сервис оказался Вам полезен и Вы смогли узнать как проехать на автомобиле из пункта город Мстиславль (Беларусь) в пункт село Пустынки (Украина).

Расстояние между город Мстиславль и селом Пустынки

Если ехать по дороге на автомобиле, то расстояние между город Мстиславль, Мстиславский район, Могилевская область и село Пустынки, Черниговский район, Черниговская область составляет 399.6 км.

  • Время поездки

    6 часов, 37 минут


    без учета пробок и времени на отдых и питание

  • Расход топлива

    при расходе 10 литров на 100 километров

  • Затраты на поездку

    при стоимости топлива 35 рублей за литр

  • Расстояние по прямой

    расстояние между центрами городов, поселков, деревень

  • Расстояние по дороге

    по данным сервиса Яндекс Карты на 2015 год

  • Рассказать друзьям
Распечатать
Начало маршрута
Менее 1 минуты — 0 км
деревня Печковка, Мстиславский район, Менее 1 минуты 0 км
3 минут — 1.7 км
деревня Коленьково, 3 минут 1.7 км
29 минут — 31.7 км
деревня Бояры, 32 минут 33.4 км
1 минут — 1.2 км
деревня Подосинки, Кричевский район, Могилевская область, Беларусь 34 минут 34.7 км
2 минут — 1.8 км
деревня Залесовичи, Кричевский район, Могилевская область, Беларусь 37 минут 36.5 км
2 минут — 1.8 км
деревня Торжев, Чериковский район, Могилевская область, Беларусь 40 минут 38.3 км
2 минут — 1.7 км
поселок Устье, Могилевская область, Беларусь 42 минут 40 км
1 минут — 2.1 км
поселок Головчицы, Могилевская область, Беларусь 44 минут 42.1 км
25 минут — 27.2 км
поселок Ломы, 1 часов, 9 минут 69.3 км
33 минут — 36.2 км
поселок Дубровка, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 43 минут 105.5 км
1 минут — 1.2 км
деревня Холмы, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 44 минут 106.7 км
8 минут — 9 км
деревня Победа, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 52 минут 115.7 км
1 минут — 1.4 км
деревня Городок, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 1 часов, 54 минут 117.2 км
6 минут — 6.5 км
деревня Боровая, Краснопольский район, Могилевская область, Беларусь 2 часов, 0 минут 123.7 км
2 минут — 2.6 км
деревня Болсуны, Чечерский район, 2 часов, 2 минут 126.3 км
20 минут — 21.5 км
поселок Усошное, 2 часов, 22 минут 147.8 км
1 минут — 1.1 км
посёлок Новозалесье, Чечерский район, Гомельская область, Беларусь 2 часов, 23 минут 148.9 км
57 минут — 65.7 км
деревня Новиловка, 3 часов, 21 минут 214.6 км
1 минут — 1.6 км
агрогорок Шерстин, Ветковский район, Гомельская область, Беларусь 3 часов, 22 минут 216.2 км
14 минут — 16.2 км
агрогородок Новосёлки, Ветковский район, Гомельская область, Беларусь 3 часов, 37 минут 232.4 км
Менее 1 минуты — 0.3 км
Гомель, Гомельская область, Беларусь 3 часов, 37 минут 232.6 км
49 минут — 56 км
садовые участки, 4 часов, 27 минут 288.6 км
1 минут — 1.5 км
деревня Чкалово, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 28 минут 290 км
19 минут — 21.9 км
садовое товарищество Зелёный Берег, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 47 минут 311.9 км
2 минут — 2.5 км
деревня Старые Дятловичи, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 49 минут 314.4 км
3 минут — 1.6 км
поселок Михайловск, Гомельская область, Беларусь 4 часов, 52 минут 316 км
13 минут — 15.1 км
поселок Медведица, Гомельский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 6 минут 331.1 км
13 минут — 14.4 км
деревня Рудня Каменева, 5 часов, 20 минут 345.6 км
1 минут — 1.3 км
посёлок Кошовое, Лоевский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 21 минут 346.9 км
1 минут — 1.9 км
деревня Мохов, Лоевский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 23 минут 348.8 км
19 минут — 21.2 км
поселок Козероги, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 42 минут 370 км
1 минут — 1.7 км
деревня Щитцы, Лоевский район, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 44 минут 371.6 км
1 минут — 1.4 км
деревня Бывальки, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 45 минут 373 км
4 минут — 5.2 км
село Новоселки, 5 часов, 50 минут 378.2 км
3 минут — 3.9 км
поселок Деражичи, Гомельская область, Беларусь 5 часов, 53 минут 382.1 км
Менее 1 минуты — 0.7 км
село Редьковка, Репкинский район, Черниговская область, Украина 5 часов, 54 минут 382.7 км
6 минут — 6.9 км
деревня Вялье, 6 часов, 1 минут 389.6 км
18 минут — 5.4 км
деревня Старая Иолча, Брагинский район, Гомельская область, Беларусь 6 часов, 19 минут 395 км
1 минут — 0.6 км
поселок Голубовка, Брагинский район, Гомельская область, Беларусь 6 часов, 21 минут 395.6 км
16 минут — 4 км
деревня Александровка, Брагинский район, Гомельская область, Беларусь 6 часов, 37 минут 399.6 км
Билеты на междугородние автобусы .

Ближайшие аэропорты к пункту село Пустынки

Ближайшие аэропорты к пункту город Мстиславль

Отели

Нужно подобрать и забронировать недорогой отель в селе Пустынки или в город Мстиславль? На нашем сайте есть удобный ресурс онлайн бронирования отелей. Просто перейдите по ссылке .

А в других, особо в «брендовых», происходят весьма любопытные процессы. Когда-то Игорь Северянин написал такие строки:

Как царство средь царства стоит монастырь.
Мирские соблазны вдали за оградой.
Но как же в ограде - сирени кусты,
Что дышат по веснам мирскою отрадой?

Ныне мирская отрада представлена, помимо кустов сирени, вертолетными площадками, «Домами знатных богомольцев» и даже плавучими саунами. При всём том публикуются пафосные статьи о пагубности «духовного туризма». Уместно вспомнить слова одного мудрого еврея, св. апостола Павла: «Корень бо всем злым сребролюбие есть, его же нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай» (1Тим.6: 10–11).

Сохранилось ли за монастырскими стенами пространство для чудес или, говоря другим языком, «мест силы»?
К счастью, да. Это краткий рассказ об обители, где отыщет радость для души и «человече Божий», и скромный блогер-краевед. Автору удалось побывать там в июне 2018 г.

ПУСТЫНКИ - ГДЕ ЭТО?
Адрес Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря: Беларусь, Могилёвская область, Пустынки. Деревни или поселка с таким названием нет на карте, это урочище в нескольких сотнях метров от границы с Россией.

Ухоженный проселок от райцентра, городка Мстиславля проходит среди смешанного леса и поросших люпином полей. Неожиданно справа от него вашему взору предстанет высоченная белая многоярусная колокольня (фото в заголовке). Древняя кирпичная ограда слегка подновлена, краска уже начала облезать, а у монастырских ворот бросается в глаза стенд с предупреждающей о возможности несчастных случаев надписью.

«С полуразрушенного храма падают обломки кирпичей»... это относится к руинам Успенского собора, их вы сразу увидите за воротами. И в нынешнем состоянии они поражают своим скорбным величием.

Собор был крестово-купольной формы, с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых. Так монастырь выглядел 100 лет назад ().

Прервем на время прогулку по обители и расскажем об истории ее основания.

КНЯЗЬ МСТИСЛАВСКИЙ ЛУГВЕН СИМЕОН И ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
Цитата из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником князей Мстиславских - Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1839 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XIV в. владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 - в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа...».

Многим ли у нас сегодня что-то говорит имя князя Лугвена (1356 - 19 июня 1431)? А помянуть его есть за что.
Лугвен или Лугвений, во крещении Симеон, был был сыном вел. князя литовского Ольгерда от его второй жены Иулиании Александровны, дочери вел. князя тверского Александра Михайловича. Его родной брат - Ягайло (1351-1434), основатель великокняжеской и королевской династии Ягеллонов, правившей в Польше, Венгрии, Хорватии и Чехии в XIV-XVI вв.

Князь Лугвен (справа),

Лугвен в 1385 г. вместе с братом Ягайло и тремя другими князьями подписал Кревскую унию. В католичество не перешел. Активно участвовал в политической и военной жизни Руси в период её феодальной раздробленности. Участвовал в разгроме великого князя Смоленского Святослава Ивановича, княжил в Великом Новгороде, воевал с Псковом, разбил под Орешком ганзейских пиратов-витальеров. В 1392 г. съехал с Великого Новгорода и получил в правление от своего брата Ягайло, короля Польского, Мстиславское княжество. В 1394 г. он женился на Марии, дочери великого князя Московского Димитрия Донского. Брак заключался в Москве.

«В том же году в Москве отдали дочь великого князя Дмитрия Ивановича Донского за князя Лугвена Ольгердовича,
внука Гедимина Литовского, в неделю Всех святых месяца июня в 24 день».

В Великой войне против Тевтонского ордена 1409-1411 гг. князь Лугвен принял активнейшее участие. В Грюнвальдской битве 1410 г., сломавшей хребет ордену, он командовал тремя хоругвями: Смоленской, Мстиславской и Оршанской, поставленными в центре боевого порядка союзной армии. Именно они, понеся значительные потери, остановили натиск противника, благодаря чему союзное польско-русско-литовское войско удержало боевую линию, а затем разгромило крестоносцев. Князь Лугвен участвовал в 1411 г. в заключении Торуньского мира. В 1412 г. он распрощался с Новгородом и окончательно осел в Мстиславле.

Памятный монумент князю Лугвену в Мстиславле

Князь Лугвен Симеон известен как защитник Православия, строитель храмов. Помимо Пустынского монастыря оду он в 1407 г. заложил возле Мстиславля монастырь святого Онуфрия, прославившийся переписчиками книг и рукописей.

Пустынский Свято-Успенский монастырь уже к XVI в. был одним из крупнейших православных монастырей в восточной Беларуси. В 1563 г. в войне Московии и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.
В 1605 г. монастырь стал униатским (орден базилианцев), начался период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нем вообще не было насельников. Но именно униаты в 1801-1808 гг. построили каменный Успенский храм.
В 1839 г. древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в плачевном состоянии. На восстановление монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Архимандрит Анатолий (Левшиновский) создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса - плоды его трудов. В 1864 г. прямо на источнике, где князю Лугвену явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1865 г. была освящена новопостроенная Покровская церковь, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами. В 1866 г. была построена величественная колокольня (58,67 м).
Тогда же в Пустынках было создано православное братство, учредившее в монастыре церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Братская библиотека насчитывала 656 книг. Велась их бесплатная раздача и рассылка.

В 1919 г. насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на его территории земледельческую коммуну, но в 1925 г. коммуну ликвидировали, а монахов окончательно выселили. В обители разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.

Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая

В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадало ни одно здание, не погиб ни один ребенок, хотя некоторое время располагалась немецкая армия. Основные разрушения пришлись на период хрущевской паранойи, когда здания разбирались, ломались, сжигались, взрывались, а все что не могли уничтожить люди, оставляли на растерзания стихии и времени. Лишь в 2003 г. в заброшенный Пустынский монастырь приехали монахи из западной Беларуси, а в 2005 г. прошел первый постриг. С тех пор идет посильное восстановление обители, но до окончания работ еще очень далеко.

МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ. НЕОБЪЯСНИМОЕ
Строительные работы.

Такою будет обитель после восстановления.

Возрождаемая Покровская церковь и келейный корпус.

Апсида Покровской церкви (крупногабаритный господин ростом около 190 упорно лез в кадр, оставил его в качестве ориентира масштаба)

Восстановленные корпуса хозпостроек и старая монастырская дорога.

В низинке возле источника находится церковь Рождества Богородицы, восстановленная одной из первых. Рядом купальня. Здесь всегда много народа, так как вода обладает лечебными свойствами.

Интерьер Рождественской церкви. Справа копия Пустынской (Патриаршей) иконы Божией Матери.

Вот тот самый родник, вода которого исцелила зрение князю Лугвену.

А теперь совсем необъяснимое. Это возрожденное здание монастырской школы.

На его дверях следующее объявление.

Когда монахи вернулись в Пустынки в начале 2000-х гг., здание школы было без крыши с полуразрушенными стенами. Им негде было жить, они начали реставрацию помещений, и в одном из них выявился лик Христа.

Здесь всегда много богомольцев, но никто не запрещает фотосъемку. Некоторые этим злоупотребляют и вовсю пользуются вспышкой. Однако изображение с каждым годом становится ярче.

Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. По воспоминаниям бывших учащихся на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.
Иконы на подоконниках кельи с Нерукотворным образом.

МСТИСЛАВЛЬ
В завершение рассказа несколько слов о центре здешних мест, Мстиславле. Это удивительный древний городок, совсем неисхоженный туристами, с потрясающей, физически ощущаемой энергетикой.


Панорама Мстиславля, гравюра сер. XIX в.

Здесь два городища - Девичья гора (днепро-двинской культуры, до I века до н. э.) и Замковая гора, где был найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII в., обнаружена берестяная грамота (всего в Беларуси их найдено две).


Замковая гора, современный вид

Здесь интереснейший костел кармелитов XVII в. (попасть не удалось, открыт только по воскресеньям).

Еще есть костел иезуитов, в котором только что рухнула стена; много православных церквей, было несколько монастырей и синагог и до сих пор действует кагальный колодец с чистейшею водой. И, что самое удивительное, на главной площади вместо неотвратимого Лукича стоит памятник первопечатнику Петру Мстиславцу (эта фотка из сети, мой снимок вышел неудачным).

Сюда надо обязательно приехать.

Основные источники
1. Сайт radzima.org Достопримечательности Беларуси и Литвы.
2. Протоиерей Георгий Бирюков.

Пустынский монастырь имеет очень долгую и сложную историю, впрочем как и многие другие монастыри Беларуси. История монастыря началась в далеком 1380 году и тесно связана с . Князь Семен, сын Альгерда, исцелился водами этого источника и повелел построить вокруг него монастырь. Тем более что около источника он нашёл икону.

Для этой иконы он построил деревянную церковь, в которой она и хранилась вплоть до 1917 года, пока в монастырь не пришли большевики. Неизвестно, уничтожили они икону или просто продали. Но икона не найдена и по сей день.

Однако вернемся к истории монастыря. Князь Семен не просто построил часовню, он разнес славу об этом чудесном месте по всем русским землям. Потому вскоре в Пустынки пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Сначала они жили в землянках, но потом понемногу начали обустраивать монастырь.

Пустынский Свято-Успенский монастырь всегда находился на границе с Московским княжеством (даже сегодня до границы с Россией всего двести метров!), однако очень долго войны обходили его стороной. Первым, кто напал на монастырь, был Иван Грозный. После этого монастырь десять лет пустовал, пока Стефан Баторий не отдал монастырь полоцкому епископу . Но очередная война вновь опустошила монастырь и он пустовал вплоть до 17 века.

В 17 веке в Пустынский монастырь пришли монахи-униаты . Православные не слишком были этому рады, но отвоевать монастырь не могли. Именно униаты построили Успенский собор, руины которого сохранились до наших дней. Причем храм был построен так, что в толстых стенах были проходы, через которые можно было ходить по всему храму. Кроме этого, униаты основали при монастыре школу.

Величественная звонница, встречающая гостей монастыря, было построена уже православными монахами – во второй половине 19 века . В советское время звонницу собирались взорвать. Но близость (в здании бывшей монастырской школы в советское время располагалась школа) школы не позволила это сделать. Во второй половине 19 века была построена и церковь Рождества Богородицы, расположенная у самого целебного источника. Православные монахи построили также и Покровскую церковь. В этой церкви располагались кельи, в которых жили монахи.

Пустынский монастырь просуществовал до 1918 года. С приходом советской власти монастырь закрыли, а в его зданиях устроили детский дом. Даже в годы Второй Мировой войны фашисты обходили бывший монастырь стороной. Детский дом просуществовал на территории монастыря до 1970 года. Затем детей перевели в другое место, а сюда пригнали тракторы, которые стали растаскивать стены монастыря.

И только в 2003 году в Пустынский монастырь вновь вернулись монахи. В первую ночь они легли спать в одной из комнат здания бывшей школы, так как оно лучше всего сохранилось. И в ту ночь произошло чудо. На утро, когда монахи проснулись, они увидели на стене образ Иисуса Христа. С каждым днём изображение становится более четким. А специалисты, проверявшие этот рисунок, установили, что он нерукотворный .

Монахи посчитали это божьим благословением и стали восстанавливать монастырь. Сегодня полностью восстановлено здание школы и церковь Рождества Богородицы . В процессе реконструкции находится Успенский собор.

Пустынский монастырь – место с кристально чистой аурой. Именно в таких местах начинаешь думать о вечном и осознаешь скоротечность человеческой жизни. Поэтому паломники из всех уголков Беларуси неизменно приходят к этому монастырю, чтобы испить целебной воды из источника, поклониться нерукотворному образу Христа да пройтись по ещё пока невосстановленной части монастырского комплекса.

Дата обновления: 27 ноября 2012

Успенский монастырь (Пустынки) - действующий православный монастырь на месте бывшей деревни Пустынки Мстиславского района, расположенный в 500 м от границы с Россией.

Согласно легенде, в 1380 году, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. На этом месте князь поставил часовню и велел основать монастырь. До 1601 года монастырь принадлежал православной церкви, затем находился под управлением униатской церкви, с 1839 - русской православной церкви. За это время он неоднократно разрушался, сжигался и снова восстанавливался. После революции монастырь закрыли. Храмы разрушили, в остальных постройках разместили школу и детский дом.

После войны оставили и эти здания. Около 10 ныне существующих зданий сохранились частично. После войны в монастырь пришли православные монахи, убрали мусор, заасфальтировали дорожки... На месте знаменитой криницы восстановили церковь, оборудовали купальню. Криница и сегодня исцеляет людей - сюда постоянно идут паломники, привлекает верующих и чудесным образом проявившийся на стене Покровской церкви лик Христа.






Со святым днем, братия и сестры!

Сегодня хочу вспомнить одну из благодатных обителей Белой Руси, которая произвела на меня неизгладимое впечатление, забыть которое нет сил и желания. Это – Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь. Территория огромная, ухоженная – по обеим сторонам дороги зеленый ковер травы, а около бордюров цветы, самые обыкновенные бархатцы, но какие же они красивые! Я эту красоту увидела только там. А монахов там всего 5 человек. Наверное, ангелы помогают им поддерживать порядок, восстанавливать разрушенное. Помогай им, Господи!

Высоченная колокольня. Длинная, довольно крутая, лестница для спуска к храму и источнику. Тишина, спокойствие, красота! И на этом фоне – разрушенные храмы, напоминание о годах богоборчества, безумия людского.

Господи, прости нас и помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас, неразумных грешников!

Очень хочется вернуться туда еще и еще, чтобы вновь прикоснуться сердцем к святыням обители и обрести покой душевный.

Р. Б. Надежда

Практически на границе с Россией в Беларуси находится интересная деревня – Пустынки. Сегодня здесь, словно в оправдание такому названию, и правда нет домов. Да и ранее в деревне преимущественно проживали монахи, которые искали уединенное место для общения с Богом.

По преданию основатель Пустынского монастыря – высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель.

Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл свои потемненные очи водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния.


Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римокатолики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году.

После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии.

Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

После того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь.

В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители.

Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви.

В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

Пустынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью.

Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе.

В 1868 году был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря.

Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 году.

В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике.

Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

После Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 20-х годов подрывная группа намеревалась взорвать колокольню.

В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились.

Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре. О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям.

В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть, направлявшаяся на Курскую дугу из Северной Африки.

Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть.

28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней.

За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

28 августа 2003 г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

Прежде всего, был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

Рассказывают, что в 2003 году , когда сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь, то они легли спать в одной из комнат. А утром увидели на стене лик Христа . С каждым днем лик проступал все больше. Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ. Каждый день сюда приходят поломники, чтобы прикоснуться к святыне.


Это случилось вот в этом корпусе.


Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили Митрополит Филарет, Архиепископ Стефан и Епископ Софроний.

Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. А вот несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков.

27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. На сегодняшний день в обители пять монахов, трое из них – иеромонахи, один - иеродиакон. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия.

Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Братия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве.

В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Да благословит Господь все их добрые начинания.

Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

Христианство дарует свободу и требует от человека свободы: свободы, прежде всего от порабощенности собою, свободы зрения, слуха, обращенности ума и сердца. Ибо только в этой свободе загорается «радость о…», любованье, только в ней все становится прозрачным для Царства Божьего и восстанавливается утраченная в «первородном грехе» целостность личности.

Такая свобода позволяет видеть осколки, фрагменты, «штрихи» будущей вечности на лицах людей, в красоте природы, архитектуры… Все это – подарки Божьи и потому – «теоцентричны». Ничто из этого не Бог, но все это от Него и потому о Нем.

Величественные руины Успенского собора, которому в 2008 году исполнилось 200 лет, стремящаяся ввысь звонница, журчащий источник, небольшая речка у храма, природа – все это, являющее собой отблеск Царства Божия, – принадлежность сегодняшней "Пустынки"

Не так давно здесь царило запустение: заросли, завалы, руины. Сегодня обитель ожила. Паломники посещают дом Пречистой Божией Матери, покланяются явившемуся в бывшей монастырской школе нерукотворному образу Спасителя, желая прикоснуться к главному, к «единому на потребу», почерпнуть «праведность, мир и радость в Духе Святом».

Сделано многое, еще большее предстоит, но уже сейчас можно сказать: Пустынка преобразилась.


Своим внешним видом монастырь призван дарить людям радость, отражаясь в сердцах песнью о небесном, о Царстве Божьем, подаренном человечеству Христом. Пустынки – это место, где можно учиться претворять все, в том числе и любование природой, архитектурой, в общение с Богом.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: