Максимальная скорость по воде. Тайная гибель гонщика дональда кемпбелла

Всю историю человечество стремится превзойти себя в движении в разных средах.

Новый рекорд скорости на воде был установлен электрокатером Vector V20E. Чтобы добиться такого результата, катеру пришлось разогнаться до 142,6 км/ч на двух участках протяженностью 1 км, которые были выделены на британском озере Конистон Уотер.

Какие характеристики имеет новая электрическая лодка?

Чтобы побить мировой рекорд скорости, который составлял 123,6 км/ч, коллективу из Jaguar Vector пришлось упорно трудиться на протяжении всего 2017 г. В течение этого времени инженеры модернизировали быстроходный катер в электрический. В результате работы плавсредство получило следующие параметры:

  • мощность электромотора – 250 л.с. (190 кВт);
  • емкость аккумулятора – 54 кВт·ч;
  • вес – 320 кг.

Более подробные характеристики пока не раскрываются, известно только, что в конструкции нашли применение аппаратные элементы, которые используются в гоночных болидах «Формулы-Е». Во многом именно благодаря этим компонентам судно смогло продемонстрировать скоростные возможности.

Как конструировалась сверхскоростная лодка?

Чтобы был установлен рекорд скорости, над разработкой совместно трудились члены команды «Ягуар Вектор», а также технический партнер – фирма Williams Advanced Engineering. Специалистами этой компании были спроектированы аккумуляторная батарея и система управления энергетической установкой для соревнований Formula E. В этом чемпионате участвуют исключительно гоночные болиды с электрическим двигателем.

Итог совместного сотрудничества оказался весьма выдающимся, причем не только со спортивной точки зрения. Глава команды Малкольм Криз отметил, что очень рад успешному завершению продолжительной и кропотливой работы. Он надеется, что достижение послужит дополнительным толчком для развития и популяризации водных видов транспорта с электровигателем. Развитие поможет не только минимизировать стоимость доставки пассажиров и грузов по водным маршрутам, но и в атмосферу углекислого газа и других загрязнителей.

С какой скоростью вылетает пробка из бутылки шампанского? Какое животное самое быстрое на Земле? Возможны ли скорости выше скорости света? Сегодня поговорим о некоторых удивительных рекордах скорости.

Самая большая скорость у животных

Самая большая скорость в животном мире – 322 км/ч. Эту скорость развивает сапсан при пикировании на добычу:

Молекулы воды

При кипячении воды её молекулы движутся со скоростью 650 метров в секунду.

Нервные импульсы в человеческом теле

Они перемещаются со скоростью примерно 90 метров в секунду.

Самая большая скорость игрушечного поезда

Она составляет 10 км/ч.

Самая медленная скорость в спорте

Она была зарегистрирована 12 августа 1889 года – всего 1.35 км/ч. Этим видом спорта было перетягивание каната.

Скорость полета мяча для гольфа

В следующий миг после удара по мячу для гольфа его скорость мгновенно развивается до 270 км/ч.

Самолеты

Когда самолёт развивает скорость 1 000 км/ч, то его длина увеличивается на один сантиметр относительно длины его покоя.

Самое ветреное место на Земле

Бухта Commonwealth официально признана в Книге рекордов Гиннеса и восьмой редакции атласа National Geographic самым ветреным местом на Земле. Более того - она расположена в Антарктике, поэтому забудьте про кратковременные порывы ветра, тут постоянно дует ветер со скоростью 240 км/час.

Самое медлительное млекопитающее

Им является трёхпалый ленивец, он передвигается со скоростью около 2 метров в минуту.
Самая большая скорость, регистрированная на Земле

Возможна ли сверхсветовая скорость? Наверное, всем - даже людям, далеким от физики, - известно, что предельно возможной скоростью движения материальных объектов или распространения любых сигналов является скорость света в вакууме. Она обозначается буквой с и составляет почти 300 тысяч километров в секунду; точная величина с = 299 792 458 м/с.

В 2000 году Лиджун Вонг с сотрудниками в исследовательском институте в Принстоне (США) выполнил следующий эксперимент. Сквозь камеру длиной 6 сантиметров, наполненную парами цезия, пропускали лазерный импульс. Результат эксперимента: световой импульс, входящий в камеру, наполненную парами цезия, увеличивает свою скорость более, чем в 300 раз. Таким образом, самая большая скорость, когда-либо регистрировавшаяся на нашей планете, в 310 раз больше скорости света.
Самая большая скорость человека

Самая большая скорость, когда-либо развитая человеком, составляет 39 897 км/ч. Её достигли астронавты основного модуля «Аполлон 10» на высоте 122 км от поверхности Земли при возвращении на родную планету.
Самая большая скорость, развитая слепым водителем

Самая большая скорость, развитая слепым водителем - 322.5 километра в час. Водитель Хайн Вагнер (Hein Wagner) разогнался до этой скорости на автомобиле Mercedes-Benz SL65 AMG и сумел удержать эту скорость на протяжении километра. Своим рекордом Хайн Вагнер надеется привлечь внимание к проблемам незрячих людей. Его рекорд был официально признан представителями Книги рекордов Гиннеса.
Рекорды скорости чтения

Скорость чтения 16-летней киевлянки Иры Иваченко - 163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в присутствии журналистов.

Неофициальный рекорд скорости чтения - 416 250 слов в минуту. Рекорд был зафиксирован 9 сентября 1989 года во время тестирования под руководством Центра в присутствии 20 слушателей курсов. Рекордсмен - Евгения Алексеенко. В киевском Центре исследования мозга для Евгении был приготовлен специальный тест, которому она подверглась в присутствии нескольких ученых. Евгения прочитала 1390 слов течение одной пятой секунды - за время, которое требуется чтобы моргнуть. Содержание прочитанного Евгения пересказывает часами, не упуская мельчайших подробностей.

Еще один рекорд скорости чтения установила ученица российской школы Светлана Архипова - 60 000 знаков в минуту. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
О детях

Самая большая скорость воспроизведения потомства у человека - 58 детей в год. Рекорд поставил султан Марокко Мулай Исмаил (правил c 1672 года по 1727 год), который к 31 году имел 525 сыновей и 342 дочери. Мулай Исмаил содержал 500 наложниц.
Самая высокая скорость печати

Самая большая скорость печати - 2600 страниц формата А4 в минуту. Рекорд принадлежит принтеру Inkjet Web Press от компании Hewlett-Packard. Стоит отметить, что при этом стоимость одного отпечатка не более 1 цента.
Самая высокая скорость игры на барабане

Рекорд самой высокой скорости по игре на барабане был установлен 24 октября 1991 года известным английским музыкантом Рори Блэквеллом (Rori Blackwell). Свое мастерство он продемонстрировал в парке отдыха Финлейк графства Девоншир (Великобритания). За одну минуту на одном барабане он произвел 3 720 ударов палочками за 60 секунд. То есть 62 удара в секунду! На тот момент Рори Блэквеллу, было уже 58 лет.
Скорость полета пробки от шампанского

Немецкий физик Фридрих Балк из Технического университета Клаусталя в Нижней Саксонии вычислил скорость полета пробки из бутылки шампанского. С помощью фотоэлектрических и акустических приспособлений ученый установил, что скорость пробки достигает 40 км/ч, высота полета - до 12 метров. Теоретически скорость пробки может достигать и 100 км/час, однако такое возможно лишь в бутылках, которые провели определенное время под воздействием прямых солнечных лучей и были хорошо встряхнуты перед открытием.

В ноябре 1977 г. почетное звание рекордсмена мира перешло от американца Ли Тейлора к мало кому известному 38-летнему австралийцу Кену Ворби: он улучшил абсолютный рекорд скорости на воде на 5,1 км/ч. Прошло меньше года - и в октябре 1978 г. тот же выдающийся спортсмен на том же глиссере «Спирит оф Австралия» улучшил свой рекорд мира сразу на 46 км/ч - с 463,77 до 510,45 км/ч!

Преодолеть 300-мильный (483 км/ч) рубеж скорости на воде - такую цель поставил перед собой Кен Ворби еще десять лет назад, вскоре после того, как трагически оборвалась жизнь знаменитого Дональда Кэмпбелла. Напомним, что Кэмпбелл погиб 4 января 1967 г. во время очередной попытки побить собственный же рекорд, а он обновлял абсолютный рекорд на воде шесть раз! Во время второго заезда, закончившегося катастрофой, его «Синяя птица» достигла скорости 318 миль/ч (518 км/ч), однако это достижение не могло и не было зарегистрировано в качестве официального рекорда: согласно правилам, глиссер должен пройти мерный участок дистанции дважды и в противоположных направлениях.


Путь к славе нынешнего рекордсмена мира был действительно нелегким и начался, когда ему было 16 лет: в летнем лагере скаутов, расположенном на берегу большого озера в Новом Южном Уэльсе, юный Кен самостоятельно спроектировал и построил свой первый катер. С тех 40 км/ч, которые с трудом удалось «выжать» из порядком изношенного двигателя, снятого со старого «форда», началась спортивная карьера Ворби. Через два года он был уже непременным участником едва ли не всех водномоторных соревнований, проводимых в родном штате. Теперь его можно было видеть за рулем уже настоящего спортивного катера, оснащенного мощным восьмицилиндровым двигателем «Форд Кобра» с рабочим объемом около 4,4 л.

Кен Ворби несколько раз завоевывает почетное звание чемпиона штата в своем классе, конструирует и строит ряд оригинальных гоночных лодок.

В 1964 г. Дональд Кэмпбелл появился в Австралии: он избрал озеро Дамблонг (в западной части континента) для установления нового абсолютного рекорда скорости. В самый последний день этого года - 31 декабря - «Синяя птица» развила скорость в 444,72 км/ч. Однако этот рекорд мира, установленный в Австралии, даже не был зарегистрирован в качестве рекорда австралийского континента: ведь Кэмпбелл, хотя и воспользовался широкой поддержкой местных властей и меценатов, оставался английским подданным и выступал на технике, построенной в Англии. У Ворби, как и у других австралийских спортсменов, этот факт не мог не оставить неприятного осадка на душе. Возможно, именно тогда и зародилась у молодого спортсмена мечта принести почетное право обладания рекордом своей стране.

Располагая самыми общими сведениями о «Синей птице» и лишь фотографиями «Хаслера», на котором тремя годами позже американец Ли Тейлор улучшил рекорд Кэмпбелла (458,66 км/ч), Ворби начал набрасывать проект своего глиссера. Движителем должна была стать турбореактивная авиационная установка: в 1968 г. по сходной цене Ворби удалось купить сразу три таких движителя типа «Вестингауз J34», снятых с отслуживших свой срок морских бомбардировщиков «Нептун». Располагая солидным резервом запасных частей, Ворби с помощью механиков с ближайшего аэродрома сумел собрать одну вполне работоспособную установку.

В небольшом садике у дома Ворби в Сиднее, прямо под открытым небом, был сооружен стапель, и на нем постепенно стали вырисовываться контуры 8-метрового глиссера. Патриотичный Кен назвал свое судно «Спирит оф Австралия» - «Дух Австралии». Корпус был спроектирован по трехточечной схеме с двумя бортовыми спонсонами и кормовой центровкой. Чтобы конструкция получилась и очень прочной, и легкой, Ворби особенно тщательно отбирал материал для изготовления деталей набора. Детали шпангоутных рамок он нарезал из реек высокопрочного спруса (из этой древесины делались раньше легкие мачты для спортивных яхт и детали самолетов). Продольный набор был сделан из лучшей орегонской сосны. Корпус Ворби обшил водостойкой авиационной фанерой, а затем оклеил его стеклотканью. Благодаря покрытию из особой термостойкой краски на эпоксидной основе днище глиссера приобрело гладкую поверхность, оказывающую минимальное сопротивление трения.

Турбореактивный движитель, имеющий длину более 4 м и вес 545 кг, был надежно закреплен сразу за кормовым обрезом кок-лита водителя. По исходным техническим данным установка должна была развивать тягу 1725 кг.

К началу июня 1974 г. глиссер был готов, однако на дальнейшее попросту не оставалось денег. На постройку корпуса и приобретение турбин Ворби истратил более 50 тыс. австралийских долларов - большую часть семейных сбережений, сделанных за многие годы. Помогло то, что слухи о планах Ворби просочились в печать и ими заинтересовались деловые круги. Нефтяная компания «Шелл», устраивавшая состязания на глиссерах в Гриффите, пригласила Кена для начала принять а них участие, обещая бесплатную заправку горючим. В этих гонках на прямой трассе «Спирит оф Австралия» легко развил скорость 289 км/ч и пришёл к финишу первым, а в сентябре того же года его средняя скорость двух пробегов на официальной дистанции 268 км/ч была зарегистрирована как новый национальный рекорд.

В тот год дальнейшие попытки «разогнать» глиссер не дали результата. Ворби чувствовал, что с повышением скорости движение «Спирит оф Австралия» становится неустойчивым, появляется опасная тенденция к взлету и опрокидыванию через транец. Кроме того, было очевидно, что двигатель работает на пределе и необходима его доводка. Требовалась доработка конструкции глиссера и для уменьшения его аэродинамического сопротивления.

Конец испытаниям 1975 г. положила простая жестяная банка из-под пива. На полной скорости глиссер наскочил на банку, тонкое днище было пробито, и Ворби чудом успел выбросить глиссер на берег, прежде чем судно пойдет ко дну. Корпус получил изрядные повреждения, потребовалась также замена многих важных и дорогих деталей реактивного двигателя.

Теперь Ворби уже чувствовал, что опыта гонщика и одной его интуиции недостаточно для успешного завершения далеко идущих планов, что нужно привлекать специалистов-ученых. Его консультантом, а в конце концов и помощником, стал профессор Том Финк - декан технического факультета университета в Новом Южном Уэльсе, работавший когда-то с Кэмпбеллом при доводке «Синей птицы». Практические испытания - продувки модели глиссера Ворби в аэродинамической трубе взялся выполнить другой сотрудник университета, ведущий австралийский специалист по проектированию СВП доктор Лоуренс. Его исследования и расчеты позволили дать четкие рекомендации по смещению в нос центра тяжести глиссера и установке кормового стабилизатора с небольшим несущим горизонтальным крылом; подъемная сила, возникающая на этом крыле, должна была препятствовать возрастанию дифферента катера на корму. Эти меры наряду с небольшим смещением двигателя в нос и изменением угла его наклона к горизонту существенно уменьшили вероятность взлета и опрокидывания глиссера.


Исследования и работы по доводке глиссера, естественно, потребовали новых и немалых затрат. К началу 1976 г., несмотря на поддержку могущественной «Шелл Ойл Компани», Кен Ворби оказался на грани банкротства? Он пытался поправить свои дела, участвуя в водно-моторных гонках на крупные денежные призы. «Вошел в пай» с тремя фанатиками водно-моторного спорта, основавшими компанию, которая носила звучное название «Монте-Кристо»: «депо», которое, по идее, должно было быстро обогатить компаньонов, состояло в массовом изготовлении художественных миниатюр в старинном стиле (их продукция пользовалась успехом, особенно у заокеанских туристов, однако проблемы это не решило)...

Только неожиданная поддержка крупнейшего в Австралии объединения универсальных магазинов «Фоссейс» позволила будущему рекордсмену мира завершить модернизацию глиссера, выполнив все рекомендованные учеными переделки (вот почему огромные буквы «FOSSEYS» появились на обтекателе двигателя рядом с изображением «шелловской» эмблемы - раковины).

Очевидно, возымел действие и горячий призыв к меценатам, опубликованный в журнале «Модерн Боутинг»: «Вы гордитесь тем, что вы - австралийцы, и доказываете это, когда тратите миллионы долларов на постройку яхт и борьбу за «Кубок Америки», так неужели не достоин небольшой поддержки тот, кто готов побить мировой рекорд скорости на воде!»

В марте 1976 г. «Спирит оф Австралия» снова оказался на воде, и Ворби сразу же улучшил рекорд континента еще на 17 км/ч. Он убедился в том, что достижение еще более высоких скоростей без риска для жизни в принципе возможно и приступил к планомерной доводке глиссера. В первую очередь было решено усовершенствовать пульт управления глиссером и изменить узел подачи воздуха в двигатель.

Водитель на «Спирит оф Австралия» располагался таким образом, что его голова и плечи частично перекрывали воздухозаборное отверстие турбины, внося возмущения в поток воздуха, засасываемого компрессором. На высокой скорости эта «мелочь» приводила к заметной потере мощности двигателя. Дело исправили, установив два воздухозаборника овального сечения, расположенных к бортам от кокпита.

В кормовом сопле двигателя установили дополнительную кольцевую камеру сгорания, что позволило увеличить тягу еще примерно на 100 кг.

Тщательно подобрали площадь пера водяного руля. Убедившись, что незначительное уменьшение площади пера не скажется на управляемости, срезали его нижнюю кромку на несколько дюймов; одно это уменьшило сопротивление воды движению глиссера на скорости 480 км/ч более чем на 200 кг!

Установка ветрового стекла обтекаемой формы снизила аэродинамическое сопротивление глиссера и улучшила условия работы водителя: теперь Ворби не был прижат встречным потоком воздуха к спинке сиденья!

19 ноября 1977 г. все было готово для осуществления мечты Кена Ворби. На берегу водохранилища Блауэринг Дэм, окруженного горами, собрались немногочисленные помощники и друзья Кена Ворби, три официальных представителя Ассоциации водно-моторного спорта Австралии, журналисты. Однако выйти на воду в тот день Ворби так и не решился: дующий вдоль трассы ветер поднял зыбь, рассчитывать на максимальную скорость было нельзя.

Только утром на следующий день Кен, наконец, включил зажигание и начал рекордные заезды. Скорость прямого пробега на мерном участке составила 463 км/ч. На обратном же курсе авиационный спидометр на пульте показал великолепную скорость 528 км/ч. Таким образом, средняя скорость составляла 495 км/ч, а это намного перекрывало существующий рекорд мира и превышало заветный 300-мильный рубеж! Однако, к удивлению Ворби, представители АПБА, произведя вычисления по своим замерам, заявили, что скорость составила всего 442 км/ч. Ворби потребовал проверки. Судьи долго возились с электронным калькулятором, секундомерами и своими записями, после чего заявили, что спортсмен, действительно, побил рекорд Тейлора, но на столь малую величину, что результат не может быть зарегистрирован: по действующим правилам для этого новый рекорд должен перекрыть предыдущий не менее чем на определенную величину - 0,75%.

Налицо была явная ошибка, но не оставалось ничего другого, как немедленно повторить заезды, благо топливо еще оставалось. Тем временем пошел дождь, вновь поднялся ветер. Несмотря ни на что, «Спирит оф Австралия» развил 299,65 миль/ч (482,1 км/ч) на прямом пробеге и 277,535 (444,4) на обратном - ему помешал неожиданно вышедший в озеро катер, который развел на акватории волну, и то, что засорились форсунки дополнительной камеры сгорания (она во время этого заезда не работала). И все же средняя скорость в 277,535 миль/ч (463,77 км/ч) была безоговорочно зафиксирована представителями АПБА в качестве нового абсолютного мирового рекорда скорости на воде.

До новых заездов на Блауэринг Дэм, назначенных на апрель 1979 г., оставалось еще несколько месяцев, когда в начале октября газеты всего мира напечатали сенсационное сообщение: Кен Ворби прошел километровую трассу со скоростью 492 км/ч в одну и 529 в обратную сторону. Кен Ворби взял 300-мильный рубеж! Он должен был спешить, ведь в борьбу за абсолютный рекорд скорости на воде включились гонщики из Англии и США. О новых претендентах мы расскажем в ближайших номерах сборника.

Когда речь заходит о высоких скоростях, все почему-то сразу вспоминают о самолетах или автомобилях. Но на самом деле суперскорости демонстрируют и плавсредства. В нашем обзоре - 10 самых быстрых в мире суден в истории.

(Всего 10 фото)

1. Советская подлодка K-222

Самая быстрая субмарина
Максимальная скорость: 83 км/ч

Эта субмарина была единственным кораблем в своем классе. Она могла похвастаться титановым корпусом, двумя атомными реакторами водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт и двумя паровыми турбинами мощностью 80 000 лошадиных сил. Благодаря сочетанию низкой массы и высокой мощности подлодка могла нести на борту экипаж из 82 моряков, 10 противокорабельных ракет П-70 «Аметист» и 12 533-мм торпед на максимальной скорости в 44,7 узла.

2. Военный корабль HCMS Bras D’Or 400

Самый быстрый военный корабль
Максимальная скорость: 116 км/ч

Этот экспериментальный канадский корабль на подводных крыльях - один из самых быстрых кораблей за всю историю. Bras D’Or был спроектирован по идеям Александра Грэхема Белла и был оснащен двумя газотурбинными двигателями Pratt & Whitney. К сожалению, эксперимент был закрыт в 1971 году, и единственный построенный корабль был выставлен на обозрение в Морском музее Квебека.

3. Парусник Vestas Sailrocket 2

Самый быстрый парусник
Максимальная скорость: 120 км/ч

120 км/ч - кажется, не очень много, но для судна, в котором нет двигателя, это впечатляет. Sailrocket 2 побил все рекорды по скорости в парусном спорте.

4. Яхта World Is Not Enough

Самая быстрая яхта
Максимальная скорость: 129 км/ч

Роскошная яхта, которая способна развить скорость в 70 узлов - что тут еще добавить?

5. Cigarette AMG Electric Drive Concept

Самое быстрое электрическое судно
Максимальная скорость: 160 км/ч

Mercedes-AMG в сотрудничестве с Cigarette Racing выпустили самый быстрый электрический катер в мире. В нем установлено 12 электродвигателей общей мощностью 2220 л. с.


6. Понтонная лодка Brad Rowland’s South Bay 925CR

Самая быстрая понтонная лодка
Максимальная скорость: 184 км/ч

Тот факт, что кто-то сделал понтонную лодку, которая может разогнаться до 184 км/ч, уже сам по себе является безумием.


7. Катамаран Spirit Of Qatar

Самый быстрый катамаран
Максимальная скорость: 393 км/ч

В катамаране Spirit Of Qatar используются спаренные турбины Lycoming общей мощностью 9000 л. с.


8. Problem Child

Самый быстрый гидроплан в классе Top Fuel
Максимальная скорость: 422 км/ч

Гидропланы класса Top Fuel похожи на драгстер Top Fuel, за исключением того, что они мчатся по воде. Problem Child Эдди Нокса является самым быстрым судном в своем классе, и, как и на драгстер, на него установлен двигатель Hemi V8 мощностью 8000 л. с.

9. Гидроплан Bluebird K7

Самый быстрый гидроплан
Максимальная скорость: 444 км/ч

K7 был первым из сумасшедших турбинных гидропланов, которые ставили рекорды по скорости на воде семь раз в 1955-1964 годах. Во время его последнего запуска он развил шокирующую скорость в 444 км/ч. К сожалению, его пилот Дональд Кэмпбелл погиб в 1967 году, пытаясь достичь скорости в 482 км/ч.

10. Spirit Of Australia

Самый быстрый катер
Максимальная скорость: 511 км/ч

511 км/ч - удивительная цифра, которая впечатляет еще больше, когда узнаешь, что «Дух Австралии» был построен энтузиастом во дворе собственного дома. Кен Варби спроектировал суперкатер в 1978 году. Рекорд скорости катера Кена Варби пока не побит.

Притом, что мировой рекорд скорости передвижения по земле нынче составляет 1227,6 км/час (763 mph), его водный эквивалент — всего 511 км/час (317,6 mph). World Water Speed Record был установлен в 1978 году. Хотя это почти 100-процентная смерть, и сейчас находятся люди, собирающиеся этот рекорд побить.

История мировых рекордов скорости на воде берёт своё начало с апреля 1874 года, когда британец Феликс Хэйг (Felix Thackery Haig) на лодке Sir Arthur Cotton разогнался до 38,6 км/час (24,61 mph). Как после этого росли скорости, можно увидеть в этой таблице .

И, надо сказать, история это кровавая. В 1930 году опять-таки англичанин Генри Сигрейв (Henry O’Neill de Hane Segrave) решил стать лучшим, выжав из своей лодки Miss England II 100 миль в час (160,9 км/час). Он влетел в затопленное бревно и умер.

Одиннадцатью годами позже другой англичанин, Джон Кобб (John Cobb), посчитал, что и 200 миль в час (321,8 км/час) — не предел. Погиб он не сразу — во время второй попытки. Такие случаи в летописи World Water Speed Record (WWSR) сплошь и рядом.

1958 год. Дональд Кэмпбелл и его лодка Bluebird K-7.

4 января 1967 года. Место Coniston Water, Великобритания. Время 8:40 утра. После кофе с бренди сэр Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell) садится в кабину лодки Bluebird K-7 и заводит реактивный двигатель.

Начиная с 1955 года, он и его Bluebird («Синяя птица») удачно обманывали смерть, устанавливая 7 рекордов водной скорости. Казалось, всё пройдёт благополучно и в этот раз.

Не было и намёка на ветер, озеро казалось гладким зеркалом. Кэмпбелл без проблем за несколько секунд пролетел заданный километр со скоростью 297 миль в час (477,8 км/час).

Кэмпбелл и «Синяя Птица» в очередной раз пытаются обмануть смерть (фото BBC News).

Но чтобы установить мировой рекорд, по правилам Международного союза мотонавтики (Union Internationale Motonautique — UIM) требуется, чтобы катер преодолел заданный отрезок в противоположных направлениях в пределах часа.

Кэмпбелл начал совершать второй проход, но на 200 милях в час практически ослеп, поскольку пошёл поперёк ряби, оставленной его собственным следом. Его последними словами было: «I’ve gone... oh...»

Bluebird взлетела над водой и воткнулась в неё носом, превратившись в ураган воды и металла. Обезглавленное тело Кэмпбелла так и не нашли.

Ну а нынешний мировой рекорд водной скорости установил австралиец Кен Уорби (Ken Warby — The Worlds Fastest Man on Water).

8 октября 1978 года он на своём катере Spirit of Australia («Дух Австралии») с реактивным двигателем Westinghouse J34 мощностью 6 тысяч «лошадей» сделал 511,11 км/час (317,6 mph).

Другое достижение Уорби — он остался в живых. С тех пор только американцы Ли Тэйлор (Lee Taylor) и Крэйг Эрфонс (Craig Arfons) пытались побить WWSR. Тэйлор погиб на озере Tahoe в 1980 году, Эрфонс умер девятью годами позже.

Кстати, почему водные рекорды — причина стольких смертей? Дело в том, что вода, как динамическая среда, в 800 раз плотнее воздуха, поэтому скоростные лодки должны быть, по сути, гидропланами. Это означает, что на высоких скоростях они должны подниматься над водой, едва её касаясь.

Кен Уорби — нынешний рекордсмен (фото kenwarby.com).

Каждый раз, когда скорость удваивается, подъём увеличивается вчетверо — стабильность требует тонкого аэродинамического и гидродинамического баланса.

Если лодка тяжела и слишком погружена, вода накрывает её сверху, если слишком лёгкая, лодка взлетает.

В любом из этих случаев вы мертвы.

И вот, осенью 2003 года скоростному рекорду Уорби исполнится 25 лет.

Мало того, что у самого 62-летнего австралийского рекордсмена остался порох в пороховницах, у него имеется двое соперников.

Лодка «Дух Австралии» ныне хранится в музее (фото kenwarby.com).

Это британцы, которые хотят вернуть WWSR на родину, и американцы, что хотят того же самого и, как обычно, желают быть лучше всех. Таким образом, есть три команды, готовые в недалёком будущем померяться силами, а может и погибнуть.

Начнём с Уорби, поскольку мы и так с него начали. Рекорд он задумал побить ещё в 13-летнем возрасте, а в 16-ть уже построил свой первый катер.

Кен презрительно относится к вере своих соперников в продвинутые космические технологии: «Эти парни рассчитывают на связку из аэропланов и компьютерных вывертов, но это чертовски опасно (fucking dangerous).

Так выглядит мировой рекорд 25-летней давности (фото kenwarby.com).

Как они не поймут, что это — лодка, а не самолёт? Их шансы побить мой рекорд — абсолютный ноль, я им заказываю двое похорон».

С таким настроением и сознательным низкотехнологическим подходом Кен вручную строит в своём гараже новую лодку, которая так и называется — New Boat . Она почти полностью сделана из дерева, обошлась в $30 тысяч и уже практически готова. Правда, испытаний на воде пока не было.

По сравнению с «Духом Австралии» Уорби увеличил мощность на 50%, оснастив New Boat реактивным двигателем Westinghouse в 9 тысяч лошадиных сил. Длина катера — 8,5 метров. Никаких бортовых датчиков или компьютеров.


Новая лодка Уорби. Фото сделано в гараже австралийского рекордсмена в 1999 году (фото kenwarby.com).

То, что Кен отвергает всякий хай-тек, его конкуренты называют «невежественным безумием» и также заказывают ему похороны. Пора нам с ними познакомиться.

Здесь пропустим вперёд британцев — последователей сэра Дональда Кэмпбелла, чьё обезглавленное тело, как вы, может быть, помните, так и не нашли. Команда называется Quicksilver (буквально переводится, как «ртуть», а в переносном смысле означает «подвижность» и «быстроту»).


Уорби убеждён, что лодка — это не самолёт и наоборот. Но на фото можно уловить некоторое сходство (фото kenwarby.com).

Команда Quicksilver планирует вернуть мировой рекорд в том же месте, где так и не нашли обезгл... в Coniston Water, короче говоря. Если не затянется получение всяческих разрешений, «заплыв» состоится в январе 2005 года.

Quicksilver гордится своим главным конструктором Кеном Норрисом (Ken Norris), которого называет единственным человеком в Истории, участвовавшим в разработке и самого быстрого автомобиля, и самой скоростной лодки.

Британская «Ртуть» пока существует вот в таких картинках (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk).

Вместе со своим братом Льюисом в 1950-1960-е Норрис создал ту самую «Синюю Птицу» Дональда Кэмпбелла. Сейчас Норрис — 81-летний дедушка, но для него «проект Quicksilver — кульминация блестящей карьеры».

Ясное дело, заправляет предприятием не гениальный дедуля, а долговязый Найджел Макнайт (Nigel Macknight), прежде занимавшийся журналистикой: он писал статьи и книги научно-популярной тематики: космос, авиация, автогонки и всё такое.

48-летний Макнайт возглавляет компанию Quicksilver Ltd из 100 специалистов и собирается сам сесть за штурвал суперкатера Quicksilver: «Дональд Кэмпбелл погиб, потому что не мог высчитать момент, когда лодка собиралась взлететь».

Найджел Макнайт поведёт Quicksilver в январе 2005 года (фото quicksilver-wsr.co.uk).

Команда «Ртути» рассчитывает разогнаться до 400 миль в час (643 км/час) при помощи турбодвигателя Rolls-Royce Spey 101 , которым обычно оснащают современные самолёты.

Во время «битья» рекорда у Макнайта будет 8-километровая трасса, ещё 3 км ему отведено под торможение. Он допускает возможность как летательного, так и летального исхода, но больше беспокоится о том, чтобы лодка повела себя, как следует.

Ещё бы — в постройку Quicksilver уже вложено более $8 миллионов, у компании 25 спонсоров . Полноразмерный катер пока не готов, но уменьшенная копия успешно прошла туннельные испытания. Такие дела.


Над катером Quicksilver работают люди, которым не впервой делать самый быстрый в мире транспорт (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk).

И наконец третий претендент на завоевание WWSR — это американец Расс Уикс (Russ Wicks), собственно, уже являющийся рекордсменом в области водной скорости — в июне 2000 года свою лодку с пропеллером под названием Miss Freei Unlimited Hydroplane он разогнал до 329,8 км/час (205,494 mph), за что и был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.

Вдобавок ко всему, Уикс участвует в мотокроссе, гонках Формулы-1, а также почитывает лекции об Интернете и бизнесе. Пропеллеры-пропеллерами, а вот побить WWSR американец считает логическим продолжением своей карьеры.


400 миль в час, говорите? (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk).

«Что касается это парня из Сиэтла, Расса Уикса, так он хочет, чтобы лодка касалась воды в трёх точках. Это же трёхколесный велосипед, все, кто попробовал это — мертвы, — рассказывает рекордсмен Кен Уорби.

Расс Уикс что-то интересное рассказывает телекомпании Fox (фото russwicks.com).

— У таких лодок слабая аэродинамика. Они хорошо показывают себя в туннельных испытаниях, но на воде имеют проблемы с балансом. Встречный поток перевернёт вас, как трёхколесный велосипед. Я говорил Эрфонсу, что с такой лодкой он умрёт — так он и сделал».

Цель Расса Уикса та же, что и у британцев — 400 миль в час. Только вот с лодкой до конца непонятно: есть она, нет её, строится ли.

Известно, что на Miami International Boat Show в феврале 2002-го публике показали дизайн в виде 3-D картинок и анимации.

Как идут дела, и когда именно Уикс намерен бить WWSR — не ясно. С учётом конкуренции можно ожидать, что тоже в 2005-м.


Так может выглядеть лодка Уикса, на которой он будет бить рекорд (иллюстрация americanchallengewsr.com).

В общем, или нас ждут новые рекорды водной скорости, или претендентов ожидают похороны. Впрочем, как показывает история, одно другому не мешает.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: