Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией. Ла-Манш (пролив) где находится? Побережье ла манша на карте франции

Имеет название Дуврский. Под его дном проходит Евротоннель. Это знаменитый Ла-Манш, представляющий удивительно любопытный участок земли. А интересен он не только своими ландшафтами, но и происхождением. Как называется самая узкая часть Ла-Манша? О ее местоположении и об особенностях будет рассказано в этой статье.

Географическое положение Ла-Манша

Пролив соединяет океан Атлантический с Северным морем. 578 километров составляет его протяженность, ширина на западной части - 250 км, на восточной - 130 км. Самая маленькая глубина - 23,5 метра.

Важно отметить, что между городами Кале и Дувр (как называется самая узкая часть Ла-Манша, узнаем чуть ниже) сооружен уникальный тоннель.

Более 52 км (38 км трассы находится непосредственно под проливом) составляет его длина.

Основными портами являются: Гавр, Портсмут, Шербур и Саутгемптон. Есть и острова, крупнейшие из которых расположены у берегов Великобритании (о. Уайт) и у берегов Франции (Нормандские острова).

История формирования острова Великобритания

В Древнем Риме этот пролив назывался Oceanus Britannicus, что переводится как "Британский океан". По истечении времени он становился все меньше и меньше. В он имел название - "Британское море", а уже сегодня моряки называют это место просто "рукавом" (The Sleeve).

Теоретически на месте Ла-Манша в давние времена были низинные земли (что-то вроде Нидерландов). Затем уровень поверхности моря стал подниматься и заполнять обширные долины водами океана. Это место стало дном ныне существующего пролива, отделившего Великобританию от большого материка.

Прежде, чем мы узнаем, какая самая узкая часть Ла-Манша, рассмотрим еще одну теорию происхождения этого пролива.

Новая версия

Более 20 лет назад появилась еще одна, можно сказать, катастрофическая теория развития событий. Большая часть географов воспринимает ее немного надуманной.

В журнале Nature была опубликована научная статья лондонских ученых из Imperial College, в которой говорилось о том, что отделяющий Великобританию и Францию пролив был сформирован в результате других природных процессов. Они считают, что причиной рождения Ла-Манша стал катастрофический отток воды из огромного озера, который образовался в результате слияния Рейна и Темзы в ледниковом периоде.

Руководитель этих исследований Санджив Гупта сказал, что более 420 тыс. лет назад Британия и Франция были соединены антиклиналью Вельд-Артуа. Это меловая гряда, высота которой достигала 180 метров именно в районе рассматриваемого пролива, а в западной части от нее лежали низины. Вода из Рейна, Темзы и других рек стекала сюда через Северное море.

А когда ледники заблокировали речная вода стала накапливаться в замкнутом пространстве, сформировав впоследствии огромное озеро, которое подпитывалось реками и таянием ледника.

Как называется самая узкая часть Ла-Манша, ее местоположение

Расположен этот участок между материнской частью Европы и островом Великобритания.

Это великолепное место с прекрасными ландшафтами, где ясным солнечным днем можно рассмотреть здания, расположенные по ту сторону пролива, а ночью увидеть яркие светящиеся огни.

Самая узкая часть Ла-Манша называется Па-де-Кале или Дуврский пролив. Ее ширина всего 32 км. Она находится как раз между французским городом Кале и английским портом Дувр. Пассажирский катер пересекает Па-де-Кале за 1,5-2 часа. В этом месте под водой построен Евротоннель.

Описание

Есть в геологии выражение - мегапотоп. Им обозначаются события, произошедшие за последние 500 лет на территории, представляющей сейчас водную преграду между островами Британии и континентом. Речь идет о том самом Ла-Манше.

В переводе с французского Ла-Манш означает "рукав". В Великобритании его называют "Английский канал". Протяженность его около 560 км, а ширина максимальная - 240 км. Примерно 34 км имеет в ширину самая узкая часть Ла-Манша.

Любопытные факты о проливе в целом

  • Во времена первой мировой войны впадина "Хердз Дип", находящаяся на дне Ла-Манша, англичанами использовалась для захоронения химоружия. А после Второй мировой (1941-1945 гг.) здесь было затоплено вооружение немцев. С 1946 по 1973 годы здесь были произведены захоронения радиоактивных изотопов.
  • Самым первым пловцом в истории человечества, переплывшим Ла-Манш, был Мэттью Уэбб. Этот заплыв в 1875 году длился почти 22 часа (без 15 минут).
  • По Евротоннелю поезда «Евростар» передвигаются со скоростью 160 километров в час.
  • На одном из островов пролива с названием Сарк сохранялся феодализм до 2008 года. Островом до этого самого момента управлял последний в Европе остров с подобного вида управлением.
  • В Ла-Манше обитает гигантский угорь, вес которого превышает 100 килограммов, а длина достигает 3-х метров.
  • Единственная железная дорога действует на острове Олдерни (Нормандские острова), построенная в 1847 году. Ее длина составляет 3 км. Работает она лишь летом и только по выходным дням и в праздники.

Мы узнали, как называется самая узкая часть Ла-Манша, выяснили историю возникновения самого пролива и поняли, что это место является одним из самых интересных уголков планеты Земля.

Ла-Манш является известным проливом, который еще называют Английским каналом. Этот канал разделяет Великобританию и побережье Франции. В переводе с французского название пролива дословно означает «рука».

Ла-Манш перетекает в пролив Па-де-Кале. Эти два пролива объединяют Атлантический океан и Северное море. Пролив имеет протяженность 578 километров. Его максимальная глубина 172 метра.

Из-за большого количества отмелей, в особенности на востоке, и частых туманов судоходство на Ла-Манше затруднено. Над проливом практически все время дует западный ветер, что является причиной постоянного восточного течения, скорость которого достигает в самых узких местах 3 километров в час.

Ла-Манш стал знаменитым из-за строительства огромного тоннеля.

Тоннель под Ла-Маншем является самым длинным в мире. Это просто поразительное сооружение инженерии. Его длинна больше 50 километров, 38 из которых проложили под водой по дну морскому. Тоннель под Ла-Маншем открыли в 1994 году в качестве современной транспортной системы, которая соединяла Британский остров с континентом.

В течении последних двухсот лет люди разрабатывали массу способов, чтобы преодолеть Ла-Манш. Впервые тоннель предложили построить в 1802 году, а Комитет по его созданию сформировали уже в 1892 году. Возникали даже предложения о строительстве моста над Ла-Маншем. В 1986 году от французского и британского правительства поступило предложение компаниям серьезно заняться разработкой чертежей тоннеля. Спустя год из 9 проектов был выбран лучший.

В действительности существуют три тоннеля: один служебный и два железнодорожных. Строительные работы начали на британском берегу в декабре 1987 года, а во Франции – три месяца спустя. Гигантские механизмы, оснащенные режущими вращающимися головками, затрачивали по целому месяцу, чтобы прокладывать каждый километр. В общей сложности прокладывание тоннеля заняло три года.

Тоннели прокладывали в среднем на 45 метров глубже морского дна. Когда две части служебного тоннеля разделяло сто метров, рабочие вручную прорыли небольшой тоннель, который их соединил. Две половинки встретились в 1990 году. Два железнодорожных тоннеля были достроены 22 мая и 28 июня 1991 года.

Еще, спустя семь месяцев, закончили прокладку всех трех тоннелей, и начали укладку рельсов. В этот период времени инженеры разрабатывали железнодорожные терминалы недалеко от Кале во Франции и Фолькстоуне, в Великобритании. Туннель был открыт королевой Елизаветой Второй и президентом Миттераном 6 мая 1994 года.

Специальные поезда, оснащенные платформами для автомобилей и пассажирскими вагонами ходят каждый час. Всего в течении дня по туннелю проходят 350 электропоездов, которые могут перевозить до 200 тысяч тонн груза. Естественно, контроль багажа очень сильный, если есть желание экспериментировать — положите в свою рюкзак ММГ и вы никуда не уедите. Спустя какое-то время вас отпустят, т.к. ММГ не является огнестрельным оружием. Автомобили пользуются поездами туннеля как движущимся шоссе. Они заезжают в вагон с одной стороны и через 35 минут выезжают с другой. Электровозы ездят со скоростью до 160 километров в час.

На все строительство тоннеля было затрачено 10 миллиардов фунтов – в два раза больше, чем изначально планировалось. Через один год после официального открытия, компанией «Евротоннель» было объявлено об убытке в 925 миллионов фунтов – одной из наибольших отрицательных сумм в корпоративной истории Великобритании. А в 1996 году в тоннеле из-за загоревшегося грузовика произошел пожар, который приостановил его работу на полгода.

Побережье пролива Ла-Манш (Английский канал)

Несмотря на тот факт, что проект тоннеля был безумно дорогостоящим, и по сей день еще не смогли окупиться все расходы, данное сооружение все равно является образцом современного мастерства инженерии, которое в равно высокой степени учитывает функциональность и безопасность.

»

Пролив Ла-Манш или Английский канал находится между южным побережьем Англии и северным побережьем Франции. Через него Атлантический океан соединяется с Северным морем. Частью канала является пролив Па-де-Кале или Дуврский канал, как называют его англичане.

Географические данные

Общая длина рассматриваемого пролива равна 560 км. Максимальная ширина на западе составляет 240 км, минимальная ширина в восточной части равна 33,1 км. Что касается глубины, то максимальная достигает 174 метров, а средняя глубина равна 63 метрам. Общая площадь Английского канала соответствует 75 тыс. кв. км.

Западная граница пролива проходит между мысом Лендс-Энд (Край земли) в Англии и островком Иль Вирг, отстоящим от французского побережья Бретани на 1,5 км. На островке находится самый высокий в Европе каменный маяк. Восточная граница проходит между французским маяком Вальде, расположенным на 6 км восточнее города Кале, и северной оконечностью залива Святой Маргарет в Англии. Это рядом с портовым городом Дувр.

Пролив Па-де-Кале имеет длину 33,3 км со средней глубиной 30 метров. В ясный день, стоя на французском берегу, можно увидеть английский берег. Именно здесь находится самый популярный маршрут для пловцов, стремящихся перебраться вплавь с одного берега на другой.

Пролив Ла-Манш на карте

Название пролива

Название "Английский канал" широко используется с начала XVIII века. Его так обозначали на морских картах, только на голландский манер "Engelse Kanaal", с XVI века. Что же касается французского названия "Ла-Манш", то оно использовалось во Франции ещё в XVII веке. Испанцы испокон веков называют пролив "эль Канал де-ла-Манча", а португальцы говорят "канал да-Манча". Слова "манча" в переводе с испанского и португальского означает "пятно".

Города

Что касается населения, то пролив Ла-Манш более густо населён на английском берегу, чем на французском. Самым крупным является английский город Портсмут с населением 422 тыс. человек. Затем идёт Саутгемптон с населением 304 тыс. человек. Далее следуют Плимут с населением 259 тыс. человек, Брайтон с населением 156 тыс. человек, Торбей (130 тыс. человек) и другие города с меньшим населением.

На французском побережье самым большим является город Гавр. Его население составляет 248 тыс. жителей. Далее идёт Кале со 105 тыс. жителей, Булонь-сюр-Мер с 93 тыс. жителей и другие более мелкие города.

По грузоперевозкам Английский канал является самым оживлённым морским путём в мире. В сутки через него проходят 500 судов. При этом корабли, идущие в сторону Северного моря, двигаются вдоль французского побережья, а спешащие в Атлантику, придерживаются английских берегов. Такое разделение связано с целой серией столкновений, которые были характерны для начала 70-х годов прошлого столетия. Именно после этого и было создано двустороннее движение с зоной разделения посередине.

Под Ла-Маншем построен железнодорожный тоннель. Он двухпутный и имеет длину 51 км. При этом 39 км проходят непосредственно под проливом. Евротоннель был запущен в эксплуатацию 6 мая 1994 года. Пассажиры, едущие в поезде, находятся в тоннеле 30 минут. Он связывает английский портовый город Фолкстон и французский городок Кокуллес, находящийся рядом с Кале.

Данное инженерное сооружение состоит из 3-х тоннелей. Два из них имеют рельсовые пути, а между ними находится служебный тоннель. Через каждые 380 метров он соединяется проходами с рабочими тоннелями. Он создан для служебного персонала, а также выполняет аварийные функции. В случае поломки подвижного состава по нему можно эвакуировать пассажиров.

В тоннелях имеются развязки, что позволяет поездам осуществлять беспрепятственное движение. Оно, кстати, левостороннее, как и на всех железнодорожных магистралях Великобритании и Франции. С появлением железнодорожного тоннеля сократилось число паромных переправ в проливе Па-де-Кале.

Поезд выезжает из евротоннеля

Первые люди, переплывшие и перелетевшие Ла-Манш

Впервые пролив Ла-Манш перелетели на воздушном шаре 7 января 1785 года француз Жан Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис. Полёт попытались повторить 15 июня 1785 года французы Пилатр де Розье и Пьер Ромен. Но их шар не полетел из Франции в Англию, так как поменялось направление ветра. Шар упал на землю в 5 км от точки отправления, а люди погибли.

Первым вплавь канал пересёк англичанин Мэтью Уэбб. Он начал заплыв 24 августа 1875 года от Адмиралтейской пристани в Дувре. Плыл брассом и планировал добраться до французского берега за 5 часов. Но сильное течение отнесло пловца в сторону. Поэтому Уэбб потратил 21 час 45 минут, чтобы доплыть до Кале. Его зигзагообразный маршрут составил 64 км в длину.

На самолёте через пролив впервые перелетел 25 июля 1909 года французский лётчик Луи Шарль Блерио. А двойной перелёт туда и обратно совершил английский лётчик Чарльз Стюарт Роллс 2 июня 1910 года. Первый перелёт с пассажирами датируется 23 августа 1910 года. Совершил этот рискованный поступок американский лётчик Джон Бевинс Моисант. Пассажирами на самолёте были механик и кошка по клички Фифи.

Первая женщина переплыла канал 23 августа 1926 года. Это была американская пловчиха Гертруда Кэролайн Эдерле. Королева волн - так её называли в США. Она пересекла Ла-Манш брассом, потратив на это 14 часов 39 минут. Перечисленные люди были первыми, поэтому их имена широко известны в мире.

Экология

С учётом оживлённого движения судов, пролив испытывает определённые экологические проблемы. Связаны они с разливом нефти и повреждением токсичных грузов. Более 30% инцидентов в мире, угрожающих загрязнению воды, происходят в Английском канале. Самый печально известный произошёл 18 января 2007 года, когда в водах пролива Ла-Манш потерпел аварию контейнеровоз Наполи.

На нём находилось 41773 тонны грузов. При этом 1684 тонны квалифицировались как опасные. В море упало 103 контейнера. Также образовалось большое нефтяное пятно, которое негативно сказалось на морских птицах. И подобные происшествия, правда, в меньших объёмах, случается в этих водах регулярно.

Отдых во Франции не должен ограничиваться посещением столицы и других крупных городов или широко известных курортов. Многие планируют совершить отпуск на машине, продвигаясь вдоль побережья, заезжая в интересные и красивые города, манящие своей атмосферой, природными красотами и историческими памятниками архитектуры.

Большая часть северного побережья Франции занимает Нормандия — регион, который прекрасно подходит для гастрономического туризма. Здесь можно насладиться местными устрицами, блюдами из свежих морепродуктов, яблочным сидром и, конечно, сырами. Камамбер, который не будет ошибкой назвать , начал производиться именно в Нормандии.

Список интересных городов на северном побережье Франции

  1. Дюнкерк
  2. Булонь-Сюр-Мер
  3. Этрета
  4. Онфлёр
  5. Довиль
  6. Гранвиль
  7. Сен-Мало

Фотографии взяты из инстаграм-аккаунтов.

Дюнкерк – совсем рядом с Бельгией

Дюнкерк (фото: @visitdunkerque)

Крупный французский порт в 10 км от границы с Бельгией. Дюнкерк был важнейшим городом во времена Второй Мировой войны. Сегодня из Дюнкерка, а также из соседнего Кале ходят паромы до английского Дувра. Город разделён на несколько кварталов, каждый из которых имеет свою историческую ценность и представляет отдельный интерес для туриста. В Дюнкерке много парков, красивых атмосферных набережных, располагающих к долгим прогулкам.

Булонь-Сюр-Мер – город притягательной архитектуры


Булонь-Сюр-Мер (фото: @ thehouseofox)

Город в регионе Верхняя Франция, ещё один крупный порт и интересный город для туриста. Среди достопримечательностей Булонь-Сюр-Мер выделяются: красивый средневековый замок, готическая церковь Святого Николая, кафедральный собор Нотр-Дам XIX века, колонна Великой Армии, французский национальный центр изучения моря, а также беффруа (башня) XI века, входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этрета – жемчужина Нормандии с известняковыми скалами


Этрета (фото: @jauntempire)

Одно из самых популярных и разрекламированных мест Северной Европы. Очень атмосферный северный курорт, который известен во всем мире своими галечными пляжами Алебастрового берега. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться на белоснежные утёсы, о которые разбиваются неспокойные волны Ла-Манша.

Гавр – современный французский порт


Гавр (фото: @julot76)

Один из самых крупных и важных портов во Франции. Во времена Второй Мировой войны Гавр был практически полностью разрушен и затем отстроен заново, поэтому его архитектура разительно отличается от той, которой часто ждут от небольших французских городов. Центр Гавра включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Онфлёр – яркий город с полотен импрессионистов


Онфлёр (фото: @schianchifabio)

Один из самых красивых, атмосферных французских портов, который нередко переносили на свои полотна импрессионисты. Его набережная с яркими контрастными домами и многочисленными лодочками очень узнаваема. В Онфлёре хорошо сохранился и старый город с красивыми извилистыми улочками и мостовыми.

Довиль — кинематографичный северный курорт


Довиль (фото: @ka_rx)

Один из главных курортов Нормандии, котрый прославился еще несколько десятилетий назад, когда его облюбовали кинозвёзды. В Довиле ежегодно проходит фестиваль американского кино. Сам город маленький, но очень симпатичный, пропитанный романтикой колоритного французского севера.

Гранвиль – красивая архитектура и завораживающая природа


Гранвиль (фото: @oskar.jakubis)

Если вы хотите окунуться в атмосферу северного французского города и своими глазами увидеть природные и архитектурные красоты, то не упустите возможности съездить в Гранвиль. Здесь вы сможете полюбоваться на залив Мон-Сен-Мишель, острова Шозе, церковь Нотр-Дам, церковь Святого Павла, протестантский храм, церковь Николая Чудотворца. Гранвиль знаменит своими блюдами из морепродуктов, поэтому обязательно посетите один из местных ресторанов или сходите на местный рынок в выходные.

Сен-Мало – литературная достопримечательность в Бретани


Сен-Мало (фото: @leo_li)

Порт в Бретани, упоминания о котором часто встречается в классической и современной литературе. Сен-Мало очень популярен у туристов, ведь в этом сравнительно небольшом городке целых 83 объекта обладают статусом исторического памятника. В Сен-Мало расположен Большой Аквариум – один из самых крупных аквариумных комплексов Европы.

Английский канал или Ла Манш – это пролив, находящийся между Францией и Великобританией. Соединяет страны дорога, проходящая под водой. Она занимает третье место в списке самых длинных железнодорожных тоннелей. В давние времена пролив имел другие название, например, Океанус Британикус, Канал да Манча, Ла Маника или Эрмельканал. Французы же говорят Ла-Манш, что в переводе означает «рукав», но как англичане называют залив? Они отдают предпочтение такому названию, как Английский канал. Длина пролива составляет 578 км, ширина в узком месте– 32 км, в широких доходит 250 км, перетекает в Па-де-Кале. Средняя глубина пролива – 60 метров, а максимальная может быть до 170.

Города, расположенные в проливе

На карте мира видно, что более плотная населенность отмечается на берегах Англии. Город Портсмут насчитывает 422 тысячи жителей, Саутгемптон – 304, а Плимут – 259 тысяч человек. Самый большой город, около Ла-Манша, во Франции – это Гавр. Население там составляет почти 250 тысяч человек. В Кале проживает 100 тысяч, а в Булонь-сюр-Мер – менее 90 тысяч человек.

Пересечение пролива вплавь

Пловцы со всего мира пытаются покорить Ла-Манш, проплыв самую узкую часть (Па-де-Кале, ширина пролива 32 км). Погодные условия осложняют данный процесс, ведь температура воды летом не поднимается выше 18 градусов. Волны и ветер иногда достигают отметки 4 балла по шкале Бофорта. Кроме того, порой изменяется течение, из-за приливов и отливов. На данный момент переплывали пролив чуть больше 1 тысячи человек. Некоторые факты об этом:

  1. Мэттью Уэбб – первый мужчина, переплывший Ла-Манш в 1875 году. Заплыв занял почти 22 часа. Первой женщиной в истории стала жительница Соединенных штатов Америки Гертруда Эдерле, которая проделала путь за 14 часов 39 минут в 1926 году.
  2. Население Советского Союза никогда не участвовало в таком необычном виде спорта. Однако 12 лет назад житель России Павел Кузнецов переплыл пролив Ла Манш за 14 часов 33 минуты. Помимо него попробовали свои силы еще несколько соотечественников. Рекорд смог установить Юрий Кудинов, который преодолел расстояние всего за 7 часов и 5 минут.
  3. Самым медленным заплывом отличился житель Великобритании Д. Кобелл. Он потратил на заплыв через залив почти 29 часов.
  4. Филипп Круазон – первый человек без рук и ног, который переплыл пролив. Мужчина применял специальные протезы, благодаря которым не тонул. Плавание заняло 14,5 часов.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: