Оршанский успенский монастырь. Орша

Основан в 1631 году княгиней Анной Огинской (матерью Богдана Стеткевича-Завирского), передавшей на содержание монастыря часть своих землевладений с деревней Свистелки, благодаря чему в некоторых источниках обитель упоминается как Свистёльская . В монастыре было несколько деревянных церквей и прочие монастырские постройки. Также, в монастыре находилась двухъярусная брама-звонница с каменным нижним ярусом. В 1655 году был возведён каменный Успенский собор. В 1691 году построена кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 1950-х годов. В 1920-е годы монастырь был закрыт, храм использовался под склад и коптильню. Успенский собор монастыря вновь был открыт со времени Великой Отечественной войны. В настоящее время на месте монастыря построены многоэтажные дома.

Современный Успенский монастырь

Монастырь возобновил свою деятельность в 1996 году на новом месте при Свято-Ильинской церкви (построена в 1880 году на месте сгоревшей деревянной начала XVI века), которая была полностью отремонтирована. Был построен новый двухэтажный корпус для сестёр. В 2006 году было завершено строительство и состоялось освящение Успенской церкви монастыря.

См. также

  • Список монастырей Белоруссии

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнскi Успенскі манастыр // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i iнш.; Маст. Э. Э. Жакевiч. - Мн. : БелЭн, 1997. - Т. 4:Кадэты-Ляшчэня. - С. 321. - 432 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0041-2.
  • Тамара Габрусь, Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнскi Успенскі манастыр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. - Мн. : БелЭн, 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 174. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0.

Женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Орше (Витебская епархия).

Монастырь основан в 1631 году. В монастырский комплекс входили четыре деревянные церкви, среди которых главным был Успенский собор, двухъярусная брама-звонница с каменным нижним ярусом, а также жилые и хозяйственные постройки. Уже в 1649 году в монастыре проживало около 30 монахинь.

В 1655 г. был возведён новый каменный Успенский собор вместо деревянного, который пострадал от пожара.

В 1691 г. построена кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 1950-х годов.

Во второй половине XVII в. возведены новые Успенская и Покровская церкви, в 1824 г. - Николаевская. В 1718 г. в монастыре проживало 46 монахинь. В 1842 г. монастырь причислен к первому классу.

Обитель была закрыта распоряжением советской власти в 1918 году, храм использовался под склад и коптильню.

Успенский собор монастыря вновь был открыт со времени Великой Отечественной войны.

Монастырь возобновил свою деятельность в 1996 году при Оршанской Свято-Ильинской церкви, которая была построена в 1880 году на месте сгоревшей деревянной начала XVI века. Церковь была полностью отремонтирована, а также построен новый двухэтажный корпус для сестёр.

В 2001 году из Минского кафедрального Свято-Духова собора монастырю передана копия Оршанской иконы Божией Матери, списанная в XVIII веке. Список сделан в



Орша. Свято-Успенский женский монастырь

Монастырь основан в 1631 г. Уже в 1649 г. в монастыре проживало около 30 монахинь. В монастырский комплекс входили четыре деревянные церкви, среди которых главным был Успенский собор, а также жилые и хозяйственные постройки. Успенский монастырь оказывал поддержку вновь основанным обителям, посылая своих монахинь для налаживания монастырской жизни. Есть упоминания, что из Кутейно были и первые насельницы Ново-Девичьего монастыря в Москве.

В 1655 г. в Кутейно построен новый каменный Успенский собор вместо деревянного, который пострадал от пожара. В 1691 г. построена из кирпича церковь Рождества Богородицы, просуществовавшая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 50-х годов ХХ века. Во второй половине XVII в. возведены новые Успенская и Покровская церкви, в 1824 г. - Николаевская. В 1718 г. в монастыре проживало 46 монахинь. В 1842 г. монастырь причислен к 1-му классу.

Обитель была закрыта распоряжением советской власти в 1918 г., здания не сохранились. На месте монастыря были построены многоэтажные дома.

Монастырь возобновил свою деятельность в 1996 году при Оршанской Свято-Ильинской церкви, которая была построена в 1880 году на месте сгоревшей деревянной начала XVI века. В 2001 году из минского кафедрального Свято-Духова собора монастырю передана копия Оршанской иконы Божией Матери. Список сделан в XVIII веке.

http://piligrim.by/content/view/468/505/

Успенский монастырь находится на Витебской земле в живописном месте у берега Днепра. Эта обитель в свое время носила название Кутеинского монастыря, поскольку располагалась рядом с впадавшей в Днепр уже не существующей речкой Кутеинкой.

Обитель была основана в 1631 году по инициативе княгини Анны Огинской и ее сына Богдана Стеткевича, выделивших землю под монастырь. Вскоре был построен деревянный Успенский храм, правда, простоявший недолго, и сгоревший от пожара в 1635 году. На ее месте возвели каменный Свято-Духовский храм, который освятил святитель Петр (Могила). А каменная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы была возведена в 1655 году.

Помимо этих двух церквей в монастыре также были построены каменный Николаевский и деревянный Покровский храмы, надвратная колокольня, а в 1691 году был выстроен храм Рождества Богородицы.

В средине XIX века в монастыре проживало порядка 100 монахинь и послушниц.

Среди монастырских святынь наиболее известной был список чудотворной Казанской иконы Богоматери. В день ее праздника в обитель прибывало множество верующих, причем даже из соседних губерний. От этого образа были зафиксированы многочисленные исцеления больных. В здешней приходской школе перед началом занятий обязательно молись перед святыней.

Успенский монастырь советская власть закрыла в 1918 году, а монахинь отправили на принудительные работы в лагеря. В обители оборудовали складские помещения и коптильню. Известно, что в 1950-х годах разрушили Рождество-Богородичный храм. Богоборческие власти не пощадили и другие постройки. Сегодня на месте обители возвышаются многоэтажки.

Восстановление Успенского монастыря в Орше произошло во второй половине 1990-х годов. Синодом было основано сестричество при древнем городском храме пророка Илии, что и стало началом второй жизни обители.

Отдельно стоит сказать о величественной Ильинской церкви – на сегодняшний день старейшей в Орше. Предание гласит, что она была построена примерно в 1460 году. Новый деревянный храм поставили на месте сгоревшего в 1515 году. Нынешнюю каменную церковь в псевдорусском стиле возвели вместо старой в 1880 году. В 1920-1940-х годах в закрытой богоборческой властью церкви находился склад. В годы немецкой оккупации в храме возобновились богослужения, после чего он более не закрывался.

Решением Синода монастырь открыли в 1997 году. Соборный храм окончили возводить и освятили в 2006 году. На 2017 год в Оршанской обители проживает 11 сестер.

Святыни. Чудотворная Оршанская икона Богоматери XVIII века. Другие иконы: «Спас Нерукотворный», «Скоропослушница», «Тихвинская». Крест-мощевик.

Епархия: Витебская.

Адрес: Беларусь, Витебская обл., г. Орша, ул. Ильинская, 1

Обновлено: Сентябрь 29, 2017 автором: Alexander

Координаты : 54°30′09″ с. ш. 30°25′05″ в. д.  /  54.5025500° с. ш. 30.4180944° в. д.  / 54.5025500; 30.4180944 (G) (Я)

Успе́нский монасты́рь - православный монастырь в городе Орша (Белоруссия), находится в юрисдикции Белорусского экзархата Русской православной церкви .

Кутеинский Успенский монастырь

Основан в 1631 году княгиней Анной Огинской (матерью Богдана Стеткевича-Завирского), передавшей на содержание монастыря часть своих землевладений с деревней Свистелки , благодаря чему в некоторых источниках обитель упоминается как Свистёльская . В монастыре было несколько деревянных церквей и прочие монастырские постройки. Также, в монастыре находилась двухъярусная брама-звонница с каменным нижним ярусом. В 1655 году был возведён каменный Успенский собор. В 1691 году построена кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 1950-х годов. В 1920-е годы монастырь был закрыт, храм использовался под склад и коптильню. Успенский собор монастыря вновь был открыт со времени Великой Отечественной войны . В настоящее время на месте монастыря построены многоэтажные дома.

Современный Успенский монастырь

Монастырь возобновил свою деятельность в 1996 году на новом месте при Свято-Ильинской церкви (построена в 1880 году на месте сгоревшей деревянной начала XVI века), которая была полностью отремонтирована. Был построен новый двухэтажный корпус для сестёр. В 2006 году было завершено строительство и состоялось освящение Успенской церкви монастыря.

См. также

Напишите отзыв о статье "Успенский монастырь (Орша)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Аляксандр Ярашэвiч. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i iнш.; Маст. Э. Э. Жакевiч. - Мн. : БелЭн , 1997. - Т. 4:Кадэты-Ляшчэня. - С. 321. - 432 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0041-2 .
  • Тамара Габрусь, Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнскi Успенскі манастыр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 174. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • // / авт.-сост. С.Э. Сомов. - Мн. : "Четыре четверти", 2003. - С. 96-98. - 200 с. - (Наши духовные ценности). - 2500 экз. - ISBN 985-6089-85-9 .

Ссылки

  • на сайте Витебской епархии

Отрывок, характеризующий Успенский монастырь (Орша)

– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: