Понтонный мост. Наплавные, понтонные мосты

Мосты Кёте Райнер

Что такое наплавной, или понтонный, мост?

Что такое наплавной, или понтонный, мост?

В 490 г. до н. э. в Марафоне, находившемся неподалеку от древнегреческой столицы Афины, произошла знаменитая битва. После продолжительных войн грекам удалось наконец одержать победу над персами, войско которых возглавлял царь Дарий из династии Ахеменидов.

По мосту, положенному на заякоренные корабли, составленные борт к борту, войско персидского царя Дария пересекло Босфор

На это время приходится первое в истории упоминание о примечательном техническом достижении. В 493 г. до н. э. персидский царь Дарий совершил поход против скифов, переправив свою армию через Босфор в самом узком месте пролива, где ширина была 700 м. Сделал он это по первому наплавному мосту: деревянный настил был положен на заякоренные корабли, скрепленные борт к борту. Меньше повезло персидскому царю Ксерксу, который 13 лет спустя вознамерился переправиться таким же способом через другой пролив - Геллеспонт (ныне Дарданеллы). Налетевший внезапно ураган разметал корабли и разрушил почти готовый мост. Разгневанный Ксеркс приказал обезглавить строителей и наказать море - высечь его! Был построен второй мост из 700 кораблей, связанных канатами и поставленных на тяжелые якоря. Проезжая часть была из брусьев, покрытых утрамбованной землей, и с барьером по бокам, чтобы пугливые лошади не свалились в воду. Предполагают, что по этому мосту переправилось огромное войско - 700 000 конных и пеших воинов, но, несмотря на это, Ксеркс все же потерпел поражение в сражении с греками. Многие военачальники использовали мосты, укрепленные на кораблях или понтонах - простых плавающих ящиках, чтобы быстро переправить большое войско через водную преграду. Карфагенский полководец Ганнибал пересек таким образом Рону, Александр Македонский - азиатскую реку Оксу, а римский император Калигула приказал навести понтонный мост в Неаполитанском заливе, только чтобы похвастать, что он-де «проскакал на коне по морю».

Наплавные, или понтонные, мосты строили и для мирных целей, если не хватает средств для возведения постоянной прочной переправы. Так в начале прошлого века возникли мосты через Рейн возле Карлсруэ, Шпейера и Кёльна, использовавшиеся даже для железнодорожным транспорта. Однако такие мосты пригодилось регулярно разводить, чтобы пропускать идущие по реке суда, они так страдали от сильных паводков и ледоходов и в конце концов были замене постоянными мостами.

автора Антонов Борис Иванович

Атаманский мост Мост расположен в створе Кременчугской улицы и Глухоозерского шоссе. Название получил от размещавшихся поблизости казарм лейб-гвардии Атаманского полка (Атаманская улица, 2).В 1853 г. было закончено строительство казарм гвардейских казаков на Обводном

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Предтеченский мост Мост находится в створе улицы Черняховского и Тамбовской улицы. Название моста происходит от придела Рождества Иоанна Предтечи Крестовоздвиженской церкви, расположенной неподалеку.Железобетонный мост построен в 1963 г. по проекту инженера Е. А.

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Боровой мост Мост находится на продолжении Боровой улицы. Длина моста 38 м, ширина - 18,5 м. Наименование моста происходит от того, что в старину в этом районе имелся сосновый бор.До 1961 г. здесь находился пятипролетный деревянный мост на свайных опорах длиной 52 и шириной

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Ипподромный мост Мост расположен восточнее Подъездного переулка. Современное название получил в 1944 г. по находившемуся на месте нынешней Пионерской площади Ипподрому, сгоревшему во время блокады.Пешеходный металлический мост был построен в 1968 г. по проекту инженеров

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Рузовский мост Деревянный мост построен в 1905 г. в створе Рузовской и Рыбинской улиц. Название получил по городу Руза Московской области.Новый деревянный мост построен в 1985 г. по проекту инженера С. Н. Шилкина. Длина моста 30,5 м, ширина -

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Торговый мост Торговый мостМост соединяет Театральную площадь с улицей Союза Печатников (бывшая Торговая улица). Длина моста 26,7 м, ширина - 10,5 м. Название моста происходит от Торгового (Литовского) рынка, находившегося неподалеку с 1789 до середины 1920-х гг.Впервые мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Кашин мост Мост находится в створе проспекта Римского-Корсакова. Длина моста 23,85 м, ширина - 16 м.Первый постоянный мост с деревянным пролетным строением построен здесь в 1805–1810 гг. В 1839–1840 гг. Кашин мост вновь перестроили, и он стал трехпролетным, на каменных,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Казачий мост Мост расположен на правом берегу Обводного канала у Александро-Невской лавры. Название мосту дано по находившимся неподалеку казармам лейб-гвардии Казачьего полка, построенным архитектором И. Д. Черникой в середине XIX века.Деревянный мост построен здесь в

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Ремагенский мост Был возведен во время 1-й мировой войны по настоянию генералитета, чтобы увеличить переброску войск и боеприпасов на Западный фронт. Раньше был известен как мост Людендорфа.7 марта 1945 американская танковая часть захватила мост, помешав попытке немцев

Из книги Лондон по Джонсону. О людях, которые сделали город, который сделал мир автора Джонсон Борис

Лондонский мост Они всё прибывают, как прилив надвигаясь на меня по мосту.Солнце, ветер, дождь, снег или слякоть, они всё идут. Почти каждый день я проезжаю на велосипеде мимо них, когда они выходят набегающими волнами, шеренга за шеренгой, со станции метро «Лондонский

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Мост самоубийц Литейный мост считается излюбленным местом петербургских самоубийц. То и дело здесь спасают (а иногда – нет) людей, решивших свести последние счеты с жизнью. В районе моста Нева достигает максимальной глубины – 24 метра. Но дело даже, наверное, не в этом.

Из книги Иллюзия свободы [Куда ведут Украину новые бандеровцы] автора Бышок Станислав Олегович

12.4. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Ирина Фарион, центральный идеолог ВО «Свобода» и новоизбранный депутат Верховной Рады Украины, известна даже за пределами Украины своими откровенно русофобскими заявлениями, экстравагантными поступками и истерическими формами

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Что такое арочный мост? Естественный арочный мост высотой 34 м через р. Ардеш на юге Франции. Вероятно, некогда это был вход в обрушившуюся пещеруОбразец более прочного, арочного моста тоже существует в самой природе - это проемы в скалах. Они образуются в местах, где река

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Что такое вантовый мост? В обычном висячем мосту несущие тросы, перекинутые через пилоны, закрепляются на берегах. Вся конструкция держится на этих дугообразно провисающих между опорами тросах. Наряду с этим существуют и вантовые висячие мосты, где проезжая часть

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Полное собрание сочинений. Том 18. Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

1. Что такое материя? Что такое опыт? С первым из этих вопросов постоянно пристают идеалисты, агностики, и в том числе махисты, к материалистам; со вторым – материалисты к махистам. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.Авенариус говорит по вопросу о материи:«Внутри

Вы счастливый обладатель дома у водоема, наверняка вы представляли себе мостик посередине озерца, на который в тихую погоду можно выйти порыбачить или просто посидеть, наслаждаясь гладью воды или шелестом прибоя. Конечно, можно соорудить капитальный мост забетонированный, а можно прибегнуть к более романтичному способу и создать плавучий мост. Такой причал основывают на понтонах, которые и помогают причалу держаться на поверхности. Изготавливаем понтоны из бочек своими руками.

Единственным недостатком будет высокая цена. Если вы хотите сохранить семейный бюджет, можно воспользоваться пластмассовыми бочками.

Изготавливаем своими руками понтон, используя бочки

Разберемся детально в процессе изготовления плавучего причала из бочек собственноручно. Для создания причала нам понадобятся материалы и строительный инструмент:

  1. Пластиковые бочки четыре штуки, можно использовать металлические, за неимением первых.
  2. Деревянные доски или влагоустойчивая фанера.
  3. Брус 10 см.
  4. Брус 5 см.
  5. Канат.
  6. Смола эпоксидная.
  7. Краска алкидная.

Для создания понтона, древесину лучше выбирать лиственную. Она не так гниет при контакте с водой, что значительно продлит срок службы. Если не удалось найти такие брусья, можно остановить свой выбор на дубе или сосне. Все материалы нужно грунтовать и покрасить. При выборе фанеры, торцы промазывают заранее подготовленной смолой. Если вы в качестве бочек выбрали металлические их также необходимо тщательно загрунтовать. А затем покрасить антикорозийкой. Производить сбор понтона лучше рядом с водой, что бы не тащить готовую конструкцию:

  • Итак, изначально готовим квадрат, одна сторона должна быть 2.5 м. Если соблюдать этот размер здесь отлично поместятся бочки. Для изготовления каркаса используем лаги. Для получения ровного квадрата, в углы кладите ровные брусья или измерить диагонали квадрата;
  • Далее подготавливаем двухсотлитровые бочки, нам потребуется четыре штуки. Как правило, найти такие совсем не проблема, остается поддать их обработке;
  • Покрываем бочку краской, а затем промазываем пробку герметиком или силиконом. Если в наличии бочек нет, их всегда можно приобрести в строительном магазине. При покупке отдавайте предпочтение пластиковым изделиям;
  • Когда бочки готовы, сооружаем внутренний скелет понтона. Для этого необходимо по углам квадрата поместить бочки. Размеры бочек позволяют это сделать без проблем. Нам необходимо укрепить бочки, внутри устанавливаем брусья, так что бы одна сторона фиксировала бочку, а другая упиралась в каркас. Для прочности сооружения можно закрепить бочки еще двумя брусьями. Их необходимо разместить по обе стороны от бочки, плотно прижав ее. Брусья к основе крепятся шурупами. Далее бочки фиксируются веревками. Для каждой бочки делаются по шесть дырок. Затем конструкция переворачивается.

Дальнейшая сборка понтона проводится уже на воде. Каркас верхней стороны обшивается материалом, который вы выбрали для создания пола.

Создаем понтон из пластмассовых бутылок

Самым обычным способом создания понтона будут понтоны, изготовленные из бутылок:

  • Для начала работы необходимо собрать огромное количество пластмассовых бутылок. Хорошо если все бутылки двухлитровыми, необходимо будет приблизительно 350 штук. Такое количество необходимо, если бутылки двухлитровые и причал небольшой. Если бутылки меньшего объема их понадобиться больше. Лучше если бутылки будут не ровные, тогда их связать будет намного проще;
  • Перед началом работы необходимо проверить герметичность каждой из бутылочек. Ваша цель создать большой причал, его необходимо делать из нескольких не больших;
  • Для создания понтона из пластиковых бутылочек необходимы брусья для каркаса, канаты и мешки. В каждый из мешков необходимо поместить бутылки, в обычный мешок помещается около тридцати бутылок. Их нужно сложить по вертикали в два слоя. От количества мешков, зависит вес, который причал сможет выдержать;
  • Для установки мешков крепите их к каркасу при помощи мешков. Размещать мешки необходимо соответственно размерам причала. Покрытие лучше делать из досок. Причал лучше крепить к сваям или при помощи якорей.

Также используя такой метод создания понтонов, используя автомобильные камеры и пенопласт.

Видео о понтонах на пластиковых поплавках

Видео о самодельном понтоне из пластиковых бутылок

Понтонный мост — это сооружение над водой, имеющее плавучие опоры, которые называются понтонами. Разновидностью является мост наплавной, у которого отсутствуют обособленные понтоны, а пролетные сооружения выполняют функцию «плавучести». Применялись такие сооружения для организации временных переправ при аварийных состояниях или в период ремонта стационарных мостов, в военное время и при выполнении работ по ликвидации последствий ураганов, Но есть много примеров, когда понтонный мост функционирует и постоянно (в России - Павлово, Бийск, Тарко-Сале, Уренгой).

Сооружения на понтонах имеет много достоинств. В первую очередь они транспортабельны. Их легко перемещать по воде и в разобранном состоянии по суше. Второе преимущество - быстрота монтажа. Однако при этом есть и существенные недостатки. Понтонные мосты создают проблемы для судоходства, обладают низкой несущей способностью, так как их устойчивость зависит от уровня воды, ветра, волн. Их невозможно эксплуатировать в период ледостава и ледохода.

Понтонная переправа - результат сложного инженерного процесса, требующего особых технологий и знаний. Пластиковые модули облегчают этот процесс. Понтонный мост является сборной конструкцией, состоящей из плавучих элементов. Такие сборные сооружения используются как для транспортных средств, так и для пешеходов.

Внешняя «легкость» и простота всей конструкции не снижают характеристики грузоподъемности, поэтому такие мосты используют для военных целей.

Преимущества

Понтонный мост - это модульная конструкция, которая легко собирается за сравнительно короткое время. При этом сборка не требует каких-либо специальных технических навыков и знаний.

Подобное сооружение модульно-расширяемое, и при необходимости можно легко изменить его ширину и форму.

Модули из пластика износостойки, не подвержены воздействию кислоты, морской воды, низкой температуры. Понтонные мосты на основе пластиковых модулей используются на любой поверхности воды, не вредны для окружающей среды, не нарушают водную фауну и флору, противостоят течениям и волнам.

Интересные факты

  • Понтонная система была лично разработана австрийским инженером Карлом фон Бираго, командовавшим первым в истории понтонным военным корпусом. Эта система получила распространение во всех крупных европейских армиях.
  • В России самый протяжённый понтонный мост имеет длину почти 750 метров. Он соединяет пригород Хабаровска с Этот мост связывает остров и правый берег Амурской протоки, он работает с 2002 г. в период с конца мая по октябрь, по нему передвигается сельскохозяйственная техника и автомашины. До организации моста Большой Уссурийский остров с городом связывала В зимнее время на остров добираются по льду, а в период ледостава и ледохода остров от «большой земли» остается отрезанным. Мост разводят раз в сутки, чтобы не нарушать работу китайских и российских судов.
  • Интересно, что при неправильной эксплуатации понтонный мост может "уплыть". Это произошло, например, в 2005 году в городе Новокузнецке, когда мост через речку Кондому унесло течением.

Вот уже на протяжении нескольких поколений деревянные конструкции применяться в строительстве широкого плана. Их можно по праву считать ровесниками человека. Много лет тому назад всем Славянам были чужды дома выстроенные из целого или обтесанного дерева.

Идея этих сооружений проста и понятна. На берегах сооружаются опоры, между которыми протягивается цепочка надувных конструкций – понтонов, лежащих на воде. На понтоны сверху укладывается дорожное полотно, по которому водную преграду пересекает автомобильный транспорт и пешеходы. Помимо понтонов, для возведения наплавных мостов могут использоваться любые другие плавучие средства, например, плоты или баржи.

Наплавные сооружения возникают обычно там, где строительство на постоянных опорах невозможно или чрезвычайно дорого, например, на очень широких или глубоких реках, в местах с непостоянным потоком пересекающих водную преграду транспортных средств. Наплавные мосты не ставятся надолго, это скорее краткосрочная конструкция, по крайней мере, в условиях российской зимы, когда все реки покрываются льдом.

Обусловлено это тем, что плавучие элементы такого моста не удерживаются при ледоходе. Поэтому в зимнее время мост разбирается, а на его месте при необходимости организуется ледовая переправа. Хотя известные случаи, когда небольшой ледоход такие сооружения выдерживали. Наплавные мосты отличаются короткими сроками монтажа, поэтому они популярны для решения военных задач.

В российской армии существуют специальные подразделения, и специализирующиеся на быстром развертывании таких переправ. Мы всегда были одними из первых в решении данного военного вопроса, поэтому в 1973 году именно с использованием советских систем египетская армия форсировала Суэцкий канал.

Оказывается, в военных целях понтоны используются уже очень давно. В исторических хрониках есть упоминания о строительстве мостов этого типа в 5 веке до нашей эры во время войны персов со скифами. Продолжалась их славная история и в царской Руси, и во время Великой Отечественной Войны. Сегодня в России понтонные наплавные мосты - это средство мирного применения. Они позволяют сооружать переправы через крупные реки в сельской местности и при освоении новых территорий.

Какие же преимущества выделяют строители? Первое это высокая скорость наведения. Какой бы простой ни была конструкция на жестких опорах, в любом случае наплавная переправа будет возведена значительно быстрее. При строительстве не нужно ориентироваться на глубину водоема и характер дна, как это происходит при сооружении мостов на жестких опорах.

Это позволяет использовать рабочих с низкой квалификацией. Стоимость строительства моста такого типа чрезвычайно мала, так как сроки возведения минимальны, плавучие средства достаточно мобильны и могут использоваться неоднократно. Для прохождения небольших судов в конструкции предусматривается судоходный канал, который при необходимости открывается.

Для полноты картины нужно отметить и недостатки. Такому мосту требуется постоянная обслуживающая бригада, так как необходимо следить за целостностью конструкции, пропускать плывущие по воде суда и ремонтировать опоры. Есть ограничения для наведения наплавных мостов на реках с сильным течением. От 2,5 м/с это уже опасно и грозит опрокидыванием моста, от 3,5 м/с практически невозможно.

Под нагрузкой наплавные мосты деформируются, поэтому скорость движения транспортных средств по ним невелика, для автомобилей это от 10 до 30 км/ч. Есть определенные затруднения при значительном изменении уровня рек. Обычно подразумевается, что понтонный мост выдерживает колебания уровня воды в 2,5-3 метра, при больших значениях необходима перепланировка береговых опор.

Однако, несмотря на все недостатки, потребность в наплавных мостах будет всегда, ведь это прекрасный вариант как для решения аварийных задач, так и для организации относительно постоянной переправы при отсутствии иных вариантов.

Engineering News-Record

Обзор мостов на плавучих опорах, которые раздвигают границы возможностей этой технологии

Постоянные понтонные мосты по сути являются эксклюзивными сооружениями, возводить которые имеет смысл только для определенных редко встречающихся видов участков: особо глубоких водных объектов, а также водных объектов с очень мягким дном, где установка опор была бы нецелесообразной.

Понтонный мост Эвергрин-Пойнт в городе Сиэтл, США, длина 2350 метров (понтонная секция моста), строительство завершено в 2016 году. По шестиполосному мосту через озеро Вашингтон проходит дорога штата SR 520 – из самого Сиэтла в его восточные пригороды. Мост поддерживают 77 бетонных понтонов, которые крепятся к дну озера 58 якорями, привязанными к стальным тросам. Размеры каждого из 21 понтонов, на которых держатся настил и пролетная конструкция, составляют 110 м x 23 м x 8,5 м, масса – 10000 тонн. А 44 дополнительных понтона, которые используются для стабилизации веса моста, имеют массу по 2300 тонн каждый. Настил с каждого из концов соединяется с неподвижными подъездами к мосту двумя поперечными понтонами, каждый из которых весит 9200 тонн, с помощью шарниров. Понтоны были спроектированы Департаментом транспорта штата Вашингтон, пролетная конструкция – компанией KPFF. Строительство моста осуществлялось совместным предприятием с участием Kiewit Corp., General Construction Co. и Manson Construction. Особенности рельефа озера - глубина воды 61 м и 61 м мягкого ила под ней - послужили аргументом в пользу понтонного моста, так как обычный обошелся бы чрезмерно дорого, потребовалось бы сооружать башни и обширные подъезды к нему, которые были бы слишком затратны и совершенно неуместны в районе, где преобладает жилая застройка. Стоимость постройки составила 4,5 млрд долларов. Этот мост стал заменой прежнего четырехполосного понтонного моста Эвергрин-Пойнт, который был открыт в 1963 году. Фото: Wikimedia Commons

Наиболее активно новые проекты понтонных мостов изучаются в Норвегии, которая уже является счастливой обладательницей двух самых длинных в мире мостов такого типа. Прибрежная автомагистраль E39, крупномасштабный проект, над которым ведется работа в этой стране, будет включать в себя восемь крупных переходов через водные преграды. Один из них, Бьорнафьорден, скорее всего, станет понтонным мостом.


Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку

«Мы рекомендуем понтонный мост, но пока не решили, будет ли он с креплением на концах (как Бергсойсунд и Нордхордланд), или же по сторонам и с креплением тросами к морскому дну [по типу понтонных мостов в окрестностях Сиэтла], – рассказывает Эйдем Матиас Эгеланд, руководитель проекта строительства перехода черед фьорд в Норвежском управлении дорожного хозяйства. – Большую сложность для сооружения здесь понтонного моста с креплением по сторонам, по сравнению с мостами около Сиэтла, представляет глубина. У моста через Худ-Канал самое глубокое якорное крепление – 120 метров ниже уровня моря, а глубина Бьорнафьорда – более 600 метров в самой глубокой точке».

Норвежская администрация дорог общего пользования (НАДОП) заказала проведение исследований обоих вариантов.

«Такие фирмы, как Multiconsult, а также Johs Holt, NGI, Entail, Rambøll и Aker Solutions, проводили исследование понтонного моста с креплением по сторонам, – рассказывает Эгеланд, – в то время как Norconsult, Dr.techn.Olav Olsen, NGI, Aker Solutions и Aas-Jakobsen рассматривали мост с креплением на концах. Следующим этапом станет дальнейшее изучение этих двух концепций понтонных мостов для принятия окончательного решения о выборе между ними».

Все четыре самых длинных понтонных моста в США расположены в окрестностях Сиэтла. Самый старый из них, мост имени Лейси В. Мэрроу, был построен на основе проекта прогрессивного инженера Гомера Хэдли, разработавшего свою идею после того, как ему пришлось заниматься строительством бетонных барж во время Первой мировой войны. Впервые он предложил эту идею на заседании Американского общества инженеров гражданского строительства в 1921 году, однако она была отвергнута. В последующие годы Хэдли работал в Ассоциации фирм цементной промышленности. В конце концов ему удалось убедить Департамент шоссейных дорог штата Вашингтон попробовать его идею на практике. Строительство первого моста с использованием бетонных понтонов завершилось в 1940 году.

Мост имени Лейси В. Мэрроу, Сиэтл, США, 2020 метров, 1940 год. По нему проходят ведущие на восток полосы федеральной трассы Interstate 90 – через озеро Вашингтон из Сиэтла, штат Вашингтон, в Мерсер Айленд, расположенный в том же штате. Это первый в мире понтонный мост, сооруженный с использованием бетонных плавучих опор, он был спроектирован инженером Гомером Хэдли и построен компанией Puget Sound Bridge and Dredging Co., и обошелся в 9 миллионов долларов. При проведении реконструкции в 1990 году затонула секция моста длиной 850 метров, так как во время шторма был заполнен водой один из понтонов. Мост вновь открылся в 1993 году после капитального ремонта, затраты на который составили 93 миллиона долларов. Фото предоставлено Департаментом транспорта штата Вашингтон

Особенности рельефа двух водных объектов, расположенных неподалеку от Сиэтла, служат доводом в пользу понтонных мостов. «Глубина воды и длина открытых водных участков – вот основная причина, по которой Департаментом транспорта штата Вашингтон было принято решение о строительстве понтонных мостов, – поясняет Стив Пир, менеджер отдела информационных средств и строительных коммуникаций Департамента транспорта штата Вашингтон. – Озеро Вашингтон достаточно глубокое, 200 футов воды и под ними 150-200 футов мягкого трепельного грунта. Глубина воды в Худ-Канале в некоторых местах превышает 300 футов. Протяженность мостов через озеро Вашингтон и Худ-Канал должна составлять более мили. Для моста традиционной конструкции потребовались бы опоры высотой больше, чем 40-этажное здание, а висячий мост наподобие перекинутого через пролив Золотые Ворота пришлось бы делать слишком массивным, чтобы можно было поднять [подвесить] его над водой. Подводя итог: Для уникальных условий нашего региона понтонный мост является наиболее практичной конструкцией, как в архитектурном, так и в финансовом плане».

Мост через Худ-Канал, США, длина 1988 метров, 1961 год. По этому мосту дорога штата SR 104 проходит через Худ-Канал – природный фьорд, впадающий в залив Пьюджет-Саунд. Мост соединил берега полуостровов Олимпик и Китсап. Глубина воды на этом участке составляет от 24 до 104 м, а под ней – несколько сотен футов ила, в силу чего строительство опорных колонн для обычных мостов обошлось бы слишком дорого. В 1979 году, после ураганного ветра, несколько понтонов оторвались от креплений и затонули. Мост был закрыт на ремонт и возобновил свою работу в 1982 году. С 2003 по 2009 год Департаментом транспорта штата Вашингтон была осуществлена замена восточной половины понтонной секции моста, восточного и западного подъездных участков, восточного и западного переходных участков, а также электрооборудования западной половины. На заводе Concrete Technology в Такоме изготовили 14 понтонов. Каждый понтон состоит примерно из 40 индивидуальных ячеек. Фото: Wikimedia Commons

Самый новый понтонный мост в этом регионе – Эвергрин-Пойнт, самый длинный мост такого типа в мире, – был открыт в 2016 году. Он пришел на смену существовавшему ранее понтонному мосту и обладает большей пропускной способностью для транспорта. При проектировании моста закладывалась возможность пустить по нему в будущем еще и скоростной трамвай. Чтобы решить проблемы с погодными условиями и проведением технического обслуживания, конструкторская группа предложила поднять настил моста над понтонами на 20 футов, что обеспечивает возможность полного доступа ко всем его системам снизу. «Этот проект был сложной задачей, потому что понтонный мост имеет тенденцию прогибаться и изгибаться под воздействием нагрузки от движения по нему и факторов окружающей среды, таким образом, пролетная конструкция должна была иметь достаточно прочные сочленения, способные выдерживать эти прогнозируемые смещения», – рассказывает Майкл Абрахамс, технический директор по конструкциям компании WSP USA.

Мост Демерара Харбор Бридж, Гайана, длина 1851 метр, 1978 год. Мост охватывает устье реки Демерара в Джорджтауне, столице Гайаны. Проектирование и изготовление элементов моста было выполнено британской фирмой Thos. Storey (Engineers) Ltd., которая известна по производству мостов Бейли. Министерство транспорта и общественных работ Гайаны разработало проект береговых опор, пункта сбора пошлины за проезд и западной подъездной дороги. Сейчас по двухполосному мосту проезжает в среднем 14 000 автомобилей в сутки. Пропускная способность моста ограничена необходимостью ежедневно разводить его, открывая движение по реке, а процесс сведения происходит медленно. Время разведения моста зависит также от уровня воды и скорости течения (приливной волны), которые часто вступают в противоречие с периодами максимальной интенсивности движения транспорта. Компания-владелец и оператор моста Demerara Harbour Bridge Corp. наняла для проведения расчетно-аналитического обоснования и проектирования нового моста через реку Демерара голландскую фирму LievenseCSO, деятельность которой посвящена строительству гидротехнических и прибрежных сооружений. В их отчете, который был представлен в августе 2017 г., говорится, что существующий мост «давно уже пережил свой срок службы» и «более не пригоден для обслуживания нынешних и будущих потоков движения транспорта». Рекомендация фирмы заключается в строительстве нового трехполосного моста с фиксированными опорами. Фото: Wikimedia Commons

Департамент транспорта штата Вашингтон намеревается заявить о прохождении еще одной ключевой точки после того, как к уже существующему мосту имени Гомера М. Хэдли через озеро Вашингтон будут добавлены рельсы для скоростного трамвая. Сложной задачей для транспортной компании Sound Transit стал монтаж рельсов на мосту, при сооружении которого были использованы складывающиеся соединения для перехода от жесткой конструкции к плавучей, которая может подниматься и опускаться на целых 2 фута в зависимости от уровня воды. Начав работу с консультационной группой, под руководством компании, ныне носящей название WSP, директор британской фирмы Andy Foan Ltd. Энди Фоэн разработал «рельсы с опорой на криволинейный элемент» – крыльчатую изогнутую платформу в месте двух соединений, там, где в конструкции моста осуществляется переход от жестких опор к плавучим.

«Конструкторская бригада компании WSP осуществила разработку, анализ и тестирование на прототипах [в полном объеме] конструкции с изогнутыми элементами, соответствующей техническим требованиям Sound Transit для скоростного трамвая, – говорит Абрахамс. – Она представляет собой рельсовое звено с плавно изменяющимся радиусом, которое может использоваться и в других сферах, например, для сооружения плавучих верфей или железнодорожной колеи в ледниковых или сейсмических зонах».

Предполагается, что строительство начнется летом этого года и завершится к 2020 году.

Абрахамс также участвовал в разработке проекта единственного другого сопоставимого по размерам понтонного моста в США, расположенного не в штате Вашингтон – моста Форд-Айленд (иначе именуемого мостом имени адмирала Клэри) на Гавайях. Абрахамс поясняет, что флоту «потребовался мост через Перл-Харбор, который обеспечивал бы низкоуровневый переход, при минимальных помехах для визуального восприятия расположенного поблизости мемориала линкора «Аризона», а также с условием наличия 650-футового судоходного канала для прохождения авианесущих крейсеров». Длина моста составляет 4672 футов, длина понтонной секции – 930 футов; строительство было завершено в 1998 году.

Мост имени Гомера М. Хэдли, США, 1772 метра, 1959 год. По нему проходят в направлении на запад и обратно полосы федеральной трассы Interstate 90 – через озеро Вашингтон между городом Мерсер Айленд, штат Вашингтон, и Сиэтлом. Стоимость строительства составила 97 миллионов долларов. Он назван в честь Гомера Хэдли – инженера, спроектировавшего соседний мост имени Лейси В. Мэрроу. В конструкцию моста входят 18 понтонов: 10 бетонных и девять с пролетной конструкцией на возвышении. Фото предоставлено Департаментом транспорта штата Вашингтон

Варианты с понтонными мостами рассматриваются и в нескольких других странах, где подобные сооружения уже имеются. Представители руководства японского города Нагасаки подумывают о строительстве понтонного моста через залив Омура, который сможет обеспечить дополнительный маршрут до аэропорта. Еще один возможный проект – понтонный мост через озеро Оканаган в Канаде.

Мост Бербис-Бридж, Гайана, 1571 метр, 2008 год. Мост охватывает устье реки Бербис и включает в себя 39 понтонов. Над его строительством работал консорциум компаний Bosch Rexroth и Mabey & Johnson. Стоимость строительства составила 38 миллионов долларов. Ежедневно мост разводят на 1½ часа для прохождения речного транспорта. С автомобилей взимается пошлина за проезд в размере 2200 гайанских долларов (10 долларов США). Фото предоставлено Berbice Bridge Co.

Одной из отличительных особенностей понтонных мостов являются их потребности в техническом обслуживании. «Им требуется больший объем обслуживания в силу подвижного характера такого моста, – говорит Николас Райэн, референт по связям с СМИ компании SNC-Lavalin. – На соединения оказывают воздействие более сильные движения, обусловленные колебаниями моста. Эти движения приводят к более сильному износу соединений в ходе нормальной эксплуатации».

Мост Нордхордланд, Норвегия, 1246 метров (понтонная секция), 1994 год. Этот комбинированный вантовый и понтонный мост около города Берген соединяет с материком остров Флатой, пересекая Салхусфьорден, глубина которого составляет 500 м. Имеются две полосы для автомобилей и дорожка для пешеходов/велосипедистов. Плавучая секция представляет собой стальное коробчатое пролетное строение на 10 бетонных понтонах, каждый из которых состоит из 9 водонепроницаемых ячеек. Проект был создан фирмой Aas-Jakobsen. С учетом такой большой глубины фьорда боковые системы крепления моста обошлись бы слишком дорого. Вместо этого понтоны зафиксированы при помощи соединений с гибкими пластинами, болтов и натянутых тросов. Мост построен консорциумом Arbeidsfellesskapet Salhus Bru, в который вошли следующие компании: Norwegian Contractors, Aker Entreprenor, Veidekke и Kvaerner Eureka. Фото предоставлено Норвежской администрацией дорог общего пользования

Хотя постоянные понтонные мосты обладают прочной репутацией, их число невелико, а вот временные понтонные мосты распространены гораздо более широко, они используются как во время военных учений, так и в случае гражданских чрезвычайных ситуаций. Они широко применялись в годы Второй мировой войны и силами союзных держав, и войсками стран Оси, самый известный из них был сооружен, когда американским частям необходимо было пересечь реку Рейн после разрушения существующих мостов отступающими немецкими войсками.

Мост Бергсойсунд, Норвегия, 933 метра, 1992 год. Мост соединяет острова Аспойя и Бергсойя, пересекая фьорд глубиной 320 метров. Понтоны и береговые опоры проектировались инженерной фирмой Johs Holt, стальная пролетная конструкция – фирмой DNV Veritec. Бетонные понтоны изготовлены компанией Norwegian Contractors, ферменная пролетная конструкция из стальных труб – Aker Verdal. Мост опирается на семь бетонных понтонов. Фото предоставлено Норвежской администрацией дорог общего пользования

Мост Уильяма Р. Беннетта, Британская Колумбия, Канада, 690 метров, 2008 год. Проектирование и сооружение моста осуществлялось компанией SNC-Lavalin, получившей контракт на его эксплуатацию и техническое обслуживание на 30 лет в виде государственно-частного партнерства. Роль ведущей проектно-конструкторской фирмы выполняла компания Buckland & Taylor Ltd. в партнерстве с SNC-Lavalin. Пятиполосный мост опирается на 9 понтонов, каждый из которых имеет ширину 25 м, а их длина варьируется от 25 м до 90 м. Строительство обошлось в 144,5 миллиона канадских долларов. Мост стал заменой трехполосному мосту через озеро Оканаган, тоже понтонному, который был сооружен в 1958 году. По словам представителей SNC-Lavalin, в числе множества сложных задач, с которыми компания столкнулась в ходе проекта, были: «напряженный график, строительство моста в непосредственной близости от существующего понтонного моста и обеспечение нормального движения транспорта во время строительства, обеспечение рабочей силой по причине быстрого роста рынка, археологическая зона и необходимость консультаций с коренным населением, а также демонтаж существующего моста». Фото предоставлено SNC-Lavalin

Мост Юмемай, Осака, Япония, 410 метров. Первый в мире разводной понтонный мост соединяет два искусственных острова, Юмесима и Майсима, в Осакском заливе. Конструкция понтонного моста была выбрана по причине того, что такой подход оказался наиболее подходящим для мягкого грунта осушенного участка земли. Двойные арки моста опираются на два больших стальных понтона. Понтоны рассчитаны на противодействие коррозии за счет обшивки титановыми пластинами по бокам и наличия системы катодной защиты. Плавучая часть моста весит 30 000 тонн. Северный водный путь, который он пересекает, редко используется для прохождения судов, но когда это все же происходит, маневрирование мостом осуществляется с помощью буксиров. Фото: Wikimedia Commons


Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: