Угловая арсенальная башня кремля. Башни Московского Кремля: фото и названия

Она завершала оборонную линию со стороны Красной площади и контролировала переправу через реку к Торгу.

История

Возведена в 1492 г. итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари (около 1450–93).

С момента постройки долгое время башня именовалась Собакиной по близлежащему к ней двору бояр Собакиных; современное название получила после возведения в XVIII в. здания Арсенала.

Первоначально Собакина башня была самой высокой башней Кремля. В прошлом она выполняла не только оборонные функции. В башне был выкопан колодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости.

Из Угловой Арсенальной башни шел тайный ход к реке Неглинной, а её шестнадцатигранный объём имел семь рядов бойниц; ход и бойницы заложили, вероятно, в 1670–80-х гг. при устройстве расширяющегося книзу цоколя, приложенного полукругом к первоначальной стене.

Минеева Ю. (Julmin) , CC BY-SA 1.0

В 1672–86 гг. над башней возвели восьмигранный шатер на ступенчатом основании, который заканчивался ажурным восьмериком с шатриком и флюгером.

В 1707 г. Пётр I в ходе подготовки Москвы к обороне от шведов отдал приказ растесать оставшиеся незаложенными пять ярусов башенных бойниц для установки артиллерии.

В 1812 г. при взрыве французскими войсками Арсенала в стенах башни образовались трещины и рухнула дозорная вышка. Вскоре башня была восстановлена в прежних формах архитектором О. И. Бове.

В 1894 г. был произведён ремонт башни, переделка интерьеров и её приспособление для размещения Московского губернского архива.

В 1948–50-х гг. в ходе реставрации башни были восстановлены в первоначальных формах расположенные в шести уровнях амбразуры.

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки. Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла. Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству. Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов. Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского. И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.

Угловая Арсенальная башня Московского Кремля взмывает вверх на 60.2 м. Диаметр у основания – 26.4 м. Толщина стен – около 6 м. Возведением башни занимался миланский архитектор Солари (Петр Фрязин) в 1492 году. Первоначально она имела семь рядов бойниц и потайной выход к реке Неглинной. В 1670-1680 гг. ее укрепили расширяющимся коническим цоколем, а нижний ряд бойниц заложили.

Бойницы второго ряда, оказавшиеся непосредственно над цоколем, вскоре также были закрыты. В 1677-1686 гг. башню надстроили сложным, многоступенчатым верхом, а в 1707 г. по приказу Петра I бойницы оставшихся пяти рядов расширили для установки в них артиллерийских орудий.

Название угловой Арсенальной башни Московского Кремля

Изначально башню величали Собакиной – в честь рядом находившегося двора боря Собакиных. Современное название же возникло в 18 в., так как ряд было построено здание Арсенала. Предназначение башни заключалось в обороне переправы через реку Неглинную (еще до того, как последнюю убрали в трубу) и была хранилищем источника воды.

В глубоком подвале башни до сих пор существует родник-колодец. В 1894 г. его решили откачать, но вода, по свидетельству современников, постоянно прибывала. Впрочем, вода не принесла вреда ни самой башне, ни разместившемуся в ней в конце 19 в. архиву – внутри нет и намека на сырость.

Богатства угловой Арсенальной башни

Из поколения в поколение переходят легенды о спрятанных в средневековых крепостях богатствах. К сожалению, эти предания крайне редко находят подтверждение. Московский Кремль, всегда обладавший особой притягательностью для ценителей древностей, подарил нам 24 удивительные находки. Один из кладов был найден в Угловой Арсенальной башне. В 1976 г. при расчистке засорившегося колодца нашли спрятанные в нем предметы вооружения конца 15 – начала 16 в.

Слово «клад» обычно ассоциируется с драгоценными камнями, ювелирными украшениями, слитками золота и серебра и уж никак не с кольчугами и шлемами. Но в старину воинское вооружение представляло немалую ценность и стоило дорого: шлемы и кольчуги, например, упоминались в завещаниях с указанием стоимости каждой вещи.

Необыкновенные сокровища хранят и сами стены Кремля. В начале 19 в., в первые годы правления Александра I, начали ремонтировать кремлевские стены и башни. Тогда и был обнаружен клад-загадка: русская братина конца 16 – начала 17 в., наполненная древнеримскими медными монетами. Полторы тысячи лет разделяет эти предметы! Мы никогда не узнаем, кто и, главное, зачем спрятал монеты, ведь в 17 в. они не представляли никакой материальной ценности. Видимо, и в старину были люди, охваченные страстью к коллекционированию.

Взрыв башни

Угловая Арсенальная – удивительно прочная и устойчивая башня. Он выдержала взрыв французами Арсенала в 1812 г., хотя массив башни дал трещины. Взрывной волной был снесен лишь верхний шатрик с вышкой. В 1816-1818 гг. под руководством О. Бове башню восстановили. После реставрационных работ 1946-1957 гг. она вновь обрела тот вид, что имела в 17 в.

Выйдя через ажурные чугунные ворота Александровского сада и повернув направо, мы направляемся к Красной площади. Если вход через Забелинский проезд закрыт (что случается нередко, особенно когда в Кремле ведутся ремонтные работы), можно обогнуть здание Исторического музея и мимо Иверской часовни пройти в Воскресенские ворота. Каменные Воскресенские ворота Красной площади были постоены в 1680 г. В дни коронаций и особых торжеств через них с Тверской улицы в Кремль въезжали русские цари. В 1931 г. ворота разобрали, но в 1994-1996 гг. восстановили в прежних архитектурных формах.

Воскресенские ворота

Примостившаяся у Воскресенских ворот часовня Иверской Божьей Матери поставлена во имя чудотворной иконы, почитавшейся москвичами как одна из главных святынь города. Часовню уничижили одновременно с Воскресенскими воротами, вместе с ними же ее отстроили заново. В часовне всегда много народа.

Воскресенские ворота и Иверская часовня примыкают к величественному темно-красному зданию в псевдорусском стиле. Это Императорский (после 1918 г. – Государственный) Исторический музей, открытый в 1883 г. на месте главной городской аптеки, находившейся здесь с начала 18 в.

Казанский собор

Первое, что мы видим, миновав Воскресенские ворота и вступив на Красную площадь, – небольшой, почти миниатюрный собор Казанской Божьей Матери, храм-памятник, построенный в 1636 г. в ознаменование освобождения Москвы от польских интервентов. В 1937 г. храм снесли, так как он якобы мешал движению колонн военной техники и участников праздничных демонстраций. В 1993 г. Казанский собор по обмерным чертежам восстановили в первоначальном виде.

Проходя мимо возрожденного храма, вы, возможно, услышите торжественные слова молебна или пение церковного хора, транслируемые на улицу мощными репродукторами. Итак, вы на Красной площади. Перед вами северо-восточная стена древнего Кремля.

Угловая Арсенальная башня Московского Кремля – самая могучая из угловых башен: ее высота шестьдесят метров. Обращают на себя внимание ее крепкие (толщиной около четырех метров) стены, которые возвышаются на широком круглом основании. Мощная структура башни говорит о ее особенном значении в системе обороны Кремля. Эта важная роль и предопределила ее архитектуру. Угловая Арсенальная башня была возведена в 1492 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Фундамент башни уходил глубоко под стены, что делало ее еще более защищенной. Для придания башне устойчивости ее построили так, что ее основание получилось расширенным книзу.

Первоначальное название башни – Собакина, потому что неподалеку располагался двор с хоромами бояр Собакиных. Башня завершила оборонительную линию Кремля со стороны Красной площади. Она выполняла не только защитные функции. Внутри находился колодец для обеспечения водой воинов. В случае осады питьевой водой могли пользоваться защитники крепости. От Собакиной башни сделали тайный подземный ход. С помощью этого хода можно было выйти к реке Неглинной, которая до XIX века текла вдоль северной стены Кремля (в том числе там, где сейчас Александровский сад). В XVI веке башню укрепили дополнительной полукруглой стеной, после чего постройка стала неприступной.

В начале XVIII века по приказу царя Петра I возле Собакиной башни возвели Арсенал – самое большое сооружение Москвы петровского времени. Это грандиозное здание предназначалось для военного склада и музея-хранилища военных трофеев и древнего оружия. Именно тогда Собакина башня получила свое новое название – Арсенальная. В 1707 году Петр I, опасаясь нападения шведов на Москву и Кремль, приказал растесать узкие окна в широкие, чтобы отсюда можно было вести огонь из мощных современных пушек. Это изменение придало башне еще более грозный вид. К сожалению, в 1812 году, перед тем как покинуть Москву, Наполеон приказал взорвать стены Кремля.

От взрыва особенно пострадала Арсенальная башня: с нее сорвало верхний шатер и вышку, а по стенам в некоторых местах пошли трещины. В 1816-1819 годах башню восстанавливал знаменитый московский архитектор О.И. Бове. В конце XIX века была проведена реставрация Арсенальной башни, после которой в ней разместился Московский губернский архив. Сотрудники архива хотели откачать воду из колодца, однако у них ничего не получилось, потому что вода прибывал на десять литров в секунду. О роднике Угловой Арсенальной башни ходит множество легенд. Говорят, что создатель башни Пьетро Антонио Солари, выпив воды из родника, простудился и умер.

Родник не раз хотели откачать, потому что он часто затапливал первый этаж. Этот источник, кстати, сохранился до наших дней. Угловая Арсенальная башня – одна из самых красивых башен Московского Кремля. Сейчас башня на реставрации и скрыта строительными лесами. Но ко дню города реставрация, наверное, закончится. Когда будете прогуливаться по Красной или Манежной площади, приглядитесь внимательно к деталям башни: навесные бойницы (небольшие окна), каменный восьмигранный шатер с ажурными узорами, изящный флюгер на самом верху. Нижний массив башни состоит из восемнадцати граней. Чувствуется, что это мощное сооружение ушло глубоко в землю.

Денис Дроздов

У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история. И наверняка названия всех башен многие не знают. Познакомимся?

Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.

БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ(МОСКВОРЕЦКАЯ)

БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ (Москворецкая) башня находится в юго-восточном углу Кремля. Ее построил итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487-1488 годах. К башне примыкал двор боярина Беклемишева, за что она и получила свое название. Двор Беклемишева вместе с башней при Василии III служил тюрьмой для опальных бояр. Нынешнее название – «Москворецкая» – взято от расположенного рядом Москворецкого моста. Башня находилась на стыке Москвы-реки со рвом, поэтому при атаке врага она первой принимала на себя удар. С этим связано и архитектурное решение башни: высокий цилиндр поставлен на скошенный белокаменный цоколь и отделен от него полукруглым валиком. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. Завершают башню машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих стен. В подвале башни существовал тайник-слух для предупреждения подкопа. В 1680 году башню украсил восьмерик, несущий высокий узкий шатер с двумя рядами слухов, который смягчил ее суровость. В 1707 году, ожидая возможного наступления шведов, Петр I приказал у ее подножия устроить бастионы и расширить бойницы для установки более мощных орудий. Во время нашествия Наполеона башня пострадала и затем ремонтировалась. В 1917 году при обстреле пострадал верх башни, который был восстановлен к 1920 году. В 1949 году, при реставрации, в прежнем виде были восстановлены бойницы. Эта одна из немногих кремлевских башен, которая радикально не перестраивалась. Высота башни 62,2 метров.

КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКАЯ(ТИМОФЕЕВСКАЯ)

КОНСТАНТИНОВО-ЕЛЕНИНСКАЯ башня своим названием обязана стоявшей здесь в древности церкви Константина и Елены. Башню построили в 1490 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари и использовали для прохода населения и войска в Кремль. Раньше, когда Кремль был белокаменным, на этом месте стояла другая башня. Именно через неё Дмитрий Донской с войском выезжал на Куликово поле. Новую башню построили по той причине, что с её стороны не у Кремля не было естественных преград. Её оснастили подъёмным мостом, мощной отводной стрельницей и проездными воротами, которые после, в 18-начале 19 вв. были разобраны. Своё название башня получила по имени церкви Константина и Елены, стоявшей в Кремле. Высота башни 36,8 метров.

НАБАТНАЯ

НАБАТНАЯ башня получила свое имя по большому колоколу - набату, висевшему над ней. Когда-то здесь постоянно дежурили дозорные. С высоты они зорко следили – не идёт ли вражье войско к городу. И если приближалась опасность, дозорные должны были предупредить всех, ударить в набатный колокол. Из-за него башню и назвали Набатной. Но сейчас в башне нет колокола. Однажды в конце 18 века по удару Набатного колокола в Москве начался бунт. А когда в городе восстановился порядок, за разглашение недоброй вести колокол наказали – лишили языка. В те времена это была обычная практика, вспомнить хотя бы историю колокола в Угличе. С тех пор Набатный колокол замолчал и долго оставался без дела, пока его не убрали в музей. Высота Набатной башни 38 метров.

ЦАРСКАЯ

ЦАРСКАЯ башня. Она совсем не похожа на другие Кремлёвские башни. Прямо на стене стоят 4 колонны, а на них островерхая крыша. Нет ни мощных стен, ни узких бойниц. Но они ей и ни к чему. Потому что строили на два столетия позже остальных башен и вовсе не для обороны. Ранее на этом месте располагалась небольшая деревянная вышка, с которой, по преданию, наблюдал за Красной площадью первый русский царь Иван Грозный. Ранее на этом месте располагалась небольшая деревянная вышка, с которой, по преданию, наблюдал за Красной площадью первый русский царь Иван Грозный. Позже здесь соорудили самую маленькую башню Кремля и назвали её Царской. Высота её 16,7 метров.

СПАССКАЯ(ФРОЛОВСКАЯ)

СПАССКАЯ (Фроловская) башня. Построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари. Это название идет с XVII века, когда над воротами этой башни повесили икону Спаса. Возведена на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Её, как и Никольскую, построили для защиты северо-восточной части Кремля, не имевшей естественных водных преград. Проездные ворота Спасской башни, в то время ещё Фроловской, в народе считались «святыми». Через них не проезжали на лошадях и не проходили с покрытой головой. Через эти ворота проходили полки, выступавшие в поход, здесь встречали царей и послов. В 17 веке на башню водрузили герб России – двуглавого орла, чуть позже гербы водрузили и на другие высокие башни Кремля – Никольскую, Троицкую и Боровицкую. В 1658 году кремлёвские башни переименовали. Фроловская превратилась в Спасскую. Её так назвали в честь иконы Спаса Смоленского, находящейся над проездными воротами башни со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. В 1851-52 гг. на Спасской башне установили часы, которые мы видим до сих пор. Кремлёвские куранты. Курантами называют большие часы, у которых есть музыкальный механизм. У Кремлёвских курантов музыку исполняют колокола. Их одиннадцать. Один большой, он отмечает часы, и десять поменьше, их мелодичный перезвон раздается каждые 15 минут. В курантах находится специальное устройство. Оно приводит в движение молоток, он ударяет по поверхности колоколов и звучит бой кремлёвских курантов. Механизм Кремлёвских курантов занимает три этажа. Раньше куранты заводили вручную, а сейчас это делают при помощи электричества. Спасская башня занимает 10 этажей. Ее высота со звездой - 71 метр.

СЕНАТСКАЯ

СЕНАТСКАЯ башня построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари, возвышается позади Мавзолея В.И.Ленина и названа по названию Сената, чей зеленый купол поднимается над крепостной стеной. Сенатская башня – одна из древнейших в Кремле. Построенная в 1491 году в центре северо-восточной части кремлевской стены, она выполняла только оборонительные функции – защищала Кремль со стороны Красной площади. Высота башни – 34,3 метров.

НИКОЛЬСКАЯ

НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь Николы Старого, а над воротами башни помещалась икона Николая Чудотворца. Надвратная башня, построенная в 1491 г. архитектором Пьетро Солари, была одним из основных оборонительных редутов восточной части Кремлевской стены. Название башни происходит от Никольского монастыря, находившегося неподалеку. Поэтому над проездными воротами стрельницы была поставлена икона Николая Чудотворца. Как и все башни, имеющие въездные ворота, Никольская имела подъёмный мост через ров и защитные решетки, которые опускались во время боя. Никольская башня вошла в историю в 1612 г., когда через её ворота в Кремль ворвались войска народного ополчения, возглавляемые Мининым и Пожарским, освободившие Москву от польско-литовских интервентов. В 1812 г. Никольская башня вместе со многими другими была взорвана отступающими из Москвы войсками Наполеона. Особенно пострадала верхняя часть башни. В 1816 г. она была заменена архитектором О.И.Бове на новый иглообразный купол в псевдоготическом стиле. В 1917 г. башня опять пострадала. На этот раз от артиллерийского огня. В 1935 г. купол башни венчает пятиконечная звезда. В 20 веке башня реставрируется в 1946-1950-х и в 1973-1974-х гг. Сейчас высота башни составляет 70,5 метров.

УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ(СОБАКИНА)

УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня построена в 1492 году Пьетро Антонио Солари и расположена подальше, в углу Кремля. Первое название получила в начале XVIII века, после постройки на территории Кремля здания Арсенала, второе происходит от находившейся неподалёку усадьбы бояр Собакиных. В подземелье угловой Арсенальной башни есть колодец. Ему больше 500 лет. Он наполняется из древнего источника и потому в нём всегда чистая и свежая вода. Раньше от Арсенальной башни шёл подземный ход к реке Неглинной. Высота башни 60,2 метров.

СРЕДНЯЯ АРСЕНАЛЬНАЯ(ГРАНЁНАЯ)

СРЕДНЯЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня возвышается со стороны Александровского сада и называется так, поскольку прямо за ней находился склад оружия. Её построили в 1493-1495 гг. После постройки здания Арсенала башня получила своё название. Возле башни в 1812 году был возведён грот – одна из достопримечательностей Александровского сада. Высота башни 38,9 метров.

ТРОИЦКАЯ

ТРОИЦКАЯ башня называется по церкви и Троицкому подворью, находившихся некогда поблизости на территории Кремля. Троицкая башня - самая высокая башня Кремля. Высота башни в настоящее время вместе со звездой со стороны Александровского сада составляет 80 метров. К воротам Троицкой башни ведёт Троицкий мост, защищаемый Кутафьей башней. Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля. Построена в 1495-1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Миланцем. Башня называлась по-разному: Ризоположенская, Знаменская и Каретная. Своё нынешнее название получила в 1658 году по имени Троицкого подворья Кремля. В двухэтажном основании башни в XVI-XVII веках размещалась тюрьма. С 1585 по 1812 год на башне находились часы. В конце XVII века башня получила многоярусную шатровую надстройку с белокаменными украшениями. В 1707 году из-за угрозы шведского вторжения бойницы Троицкой башни были расширены под тяжёлые пушки. До 1935 года на вершине башни был установлен имперский двуглавый орёл. К очередной дате Октябрьской революции было принято решение снять орла и установить на ней и остальных главных башнях Кремля красные звёзды. Двуглавый орёл Троицкой башни оказался самым старым - 1870 года изготовления и сборным на болтах, поэтому при демонтаже его пришлось разбирать на вершине башни. В 1937 году померкшую самоцветную звезду заменили на современную рубиновую.

КУТАФЬЯ

КУТАФЬЯ башня (связана мостом с Троицкой). Ее название связывают вот с чем: кутафьей называли в старину небрежно одетую, неповоротливую женщину. Действительно, Кутафья башня - невысокая, как остальные, а приземистая, широкая. Башня сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и машикули. В XVI-XVII веках уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами, так что вода окружала башню со всех сторон. Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 метрам. Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту. Существуют две версии происхождения названия «Кутафья»: от слова «кут» - укрытие, угол, либо от слова "кутафья", обозначавшего полную, неповоротливую женщину. Кутафья башня никогда не имела покрытия. В 1685 году ее увенчали ажурной "короной" с белокаменными деталями.

КОМЕНДАНТСКАЯ(КОЛЫМАЖНАЯ)

КОМЕНДАНТСКАЯ башня получила свое название в XIX веке, поскольку в здании рядом располагался комендант Москвы. Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, сегодня протянувшейся вдоль Александровского сада. Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи неё Колымажному двору в Кремле. В 1676-1686 годах была надстроена. Башню составляет массивный четверик с машикулями(навесные бойницы) и парапетом и стоящий на нем открытый четырехгранник, завершенный пирамидальной кровлей, смотрильной вышкой и восьмигранным шартиком. В основном объеме башни - три яруса помещений, перекрытых цилиндрическими сводами; сводами перекрыты и ярусы завершения. В XIX веке башня получила название “Комендантская”, когда рядом в Кремле, в Потешном дворце XVII века поселился комендант Москвы. Высота башни со стороны Александровского сада - 41,25 метров.

ОРУЖЕЙНАЯ(КОНЮШЕННАЯ)

ОРУЖЕЙНАЯ башня, стоявшая когда-то на берегу речки Неглинной, теперь заключенной в подземную трубу, получила название по находящейся рядом Оружейной палате, второе происходит от находившегося рядом Конюшенного двора. Когда-то рядом с ней располагались старинные оружейные мастерские. Ещё в них делали драгоценную посуду и украшения. Древние мастерские дали название не только башне, но и замечательному музею, расположенному рядом за кремлёвской стеной – Оружейной палате. Здесь собраны многие кремлёвские сокровища и просто очень древние вещи. Например, шлемы и кольчуги древнерусских ратников. Высота Оружейной башни 32,65 метров.

БОРОВИЦКАЯ(ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ)

Построена в 1490 году Пьетро Антонио Солари. Проездная. Первое название башни - изначальное, происходит от Боровицкого холма, на склоне которого стоит башня; название холма, видимо, происходит от древнего бора, росшего на этом месте. Второе название, присвоенное царским указом от 1658 года, происходит от располагавшейся рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи и иконы св. Иоанна Предтечи, размещавшейся над воротами. В настоящее время - основной проезд для правительственных кортежей.Высота башни 54 метра.

ВОДОВЗВОДНАЯ(СВИБЛОВА)

ВОДОВОЗНАЯ БАШНЯ – названа так из-за машины, которая была здесь когда-то. Она поднимала воду из колодца, устроенного внизу на самый верх башни в большой бак. Оттуда по свинцовым трубам вода текла в царский дворец в Кремле. Таким образом в старину в Кремле был организован свой водопровод. Он работал долгое время, но потом машину разобрали и увезли в Санкт-Петербург. Там её использовали для устройства фонтанов. Высота Водовзводной башни со звездой 61,45 метров.Второе название башни связывают с боярской фамилией Свибло, или Свибловых, отвечавших за её строительство.

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ башня. По легенде в этой башне раньше хранилась чудотворная икона «Благовещение», а так-же в 1731 году к этой башне пристроили церковь Благовещения. Скорее всего, название башни связано с одним из этих фактов. В 17 веке для прохода прачек к Москве-реке возле башни были сделаны ворота, названные Портомойными. В 1831 году их заложили, а в советское время разобрали и церковь Благовещения. Высота Благовещенской башни с флюгером 32,45 метров.

ТАЙНИЦКАЯ

ТАЙНИЦКАЯ башня- первая башня заложенная при строительстве Кремля. Названа так потому, что от неё к реке вёл тайный подземный ход. Предназначался он для того, чтобы можно было брать воду в случае если крепость осадят враги. Высота Тайницкой башни 38,4 метров.

ПЕТРОВСКАЯ(УГРЕШСКАЯ)

ПЕТРОВСКАЯ башня вместе с двумя безымянными была построена для усиления южной стены, как наиболее часто подвергавшейся нападению. Как и две безымянные Петровская башня сначала не имела названия. Имя своё она получила от церкви митрополита Петра на Угрешском подворье в Кремле. В 1771 году во время строительства Кремлёвского дворца башню, церковь митрополита Петра и Угрешское подворье разобрали. В 1783 году башню отстроили заново, но в 1812 году французы во время оккупации Москвы уничтожили её снова. В 1818 году Петровскую башню снова восстановили. Её использовали для своих нужд кремлёвские садовники. Высота башни 27,15 метров.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: