Цветы в горах тепе кермен. Пещерный город Тепе-Кермен: загадочная «гора-крепость

Обновлено 02/04/2019

Пещерный город Тепе-Кермен в Крыма одна из самых популярных достопримечательностей полуострова. Сюда приезжают не только из близлежащих курортов, но и издалека.

История крепости на холме

Пещерный город Тепе-Кермен – одна из самых известных достопримечательностей Крыма . Она находится между поселками Кудрино и Машино, на расстоянии 7 километров от Бахчисарая – в долине реки Кача. Древнее городище расположено на горе Тепе-Кермен, которая возвышается над речной долиной на 300 метров. По форме гора очень похожа на пирамиды майя (фото к статье взяты с commons.wikimedia.org).

Пещерный город, бывший некогда большим и развитым населенным пунктом Тавриды, окутан тайнами и легендами. Он входит в число главных крымских достопримечательностей-загадок . Недалеко от этого поселения находятся другие пещерные города Бахчисарая. Больше нигде на полуострове Крым нет такого количества древних историко-археологических памятников. Каждый год руины Тепе-Кермен и остальных бахчисарайских городищ посещают тысячи туристов.

«Тепе-Кермен» в переводе на русский язык означает «Крепость на холме». Ее история берет начало в конце V – начале VI вв. нашей эры. Именно в этот период на Крымском полуострове начинают массово возникать пещерные поселения, в которых можно было укрыться от набегов кочевых племен. Часть историков склоняется к мысли, что пещерные крымские города были основаны в период правления Юстиниана Первого – императора Византии, решившего таким способом дополнительно обезопасить подступы к Херсонесу.


Время расцвета города-крепости пришлось на XII – XIII века. В тот период ее активно застраивали. В Тепе-Кермен появилось множество жилых и хозяйственных построек, были усилены и оборонительные укрепления. Фундаменты многих непещерных сооружений сохранились до настоящего времени. До конца XIII столетия Крепость на холме входила в число процветающих пещерных городищ Средневековой Тавриды.

Но 1299 год стал переломным в истории города. Большинство историков и ученых-археологов убеждены в том, что Тепе-Кермен прекратил свое существование в результате нашествия татарских полчищ под предводительством хана Ногая. Татары попросту уничтожили все население после захвата города, и восстанавливать его было некому.

Тепе-Кермен в наши дни

Историко-археологический комплекс «Крепость на холме» занимает территорию больше гектара. Природные и рукотворные пещеры расположены в шесть ярусов – на высоте от 1 до 5 метров. Они имеют различную форму – квадратную, прямоугольную, овальную и круглую. Несколько столетий назад в пещерах находились жилища, храмы, ремесленные мастерские, хозяйственные и складские помещения. Самые большие пещеры состоят из нескольких «комнат». Бродить по территории древнего города можно очень долго.


Всем экскурсантам обязательно стоит побывать в пещерном храме постройки 11 века, находящемся в западном районе городища – на вершине холма. Эта культовая достопримечательность уникальна – ничего подобного среди сакральных памятников Крыма, вырубленных в скалах, нет. Храм с баптистерием интересен прежде всего своей архитектоникой, нехарактерной для 11 века. Его алтарь смещен внутрь, а неф расположен поперек. Это не единственная, но самая знаменитая церковь Тепе-Кермен.


Все экскурсии традиционно завершаются восхождением на вершину Крепости на холме, где можно увидеть громадный камень, стоящий в одиночестве на краю крутого обрыва. Когда-то эта монолитная глыба была частью большого здания. В одном из преданий пещерного города говорится, что именно в этот камень переселилась душа последнего градоначальника, не пожелавшая покидать Тепе-Кермен.


После прогулки по многочисленным пещерам этой достопримечательности Бахчисарая возникает ощущение сопричастности к многовековой истории городища, созданного нашими далекими предками, которые жили, трудились, сражались с врагами и умирали на этой земле. С горной вершины открывается потрясающий панорамный вид на долины и другие горы, склоны которых покрыты зелеными лесами.



Полезная для посещения информация

Тепе-Кермен на карте

Как добраться до пещерного города

Проще всего до пещерного города Тепе-Кермен добраться на машине – собственной, если вы приехали в Крым на ней, или арендованной. Дорога из Бахчисарая займет около 20 минут . Маршрут из Бахчисарая и любого другого населенного пункта полуострова можно проложить прямо на карте, расположенной выше. Например, из Ялты, где советую покорить , на машине ехать около часа.

Тем, кто захочет арендовать машину заранее и при этом уже на этапе заказа желает знать какой железный конь ему достанется, я рекомендую . Большой плюс этого агрегатора в том, что при поиске сразу видны год выпуска, модель и комплектация машины. Кот в мешке вам точно не достанется.

Цены на аренду вполне конкурентноспособны , тем более, что компания сотрудничает с местными прокатными конторами, которые в отличие от международных обычно отличаются более вкусными ценами. Также запомните такой момент: при заказе автомобиля цена на сайте будет такой же, как если бы вы заказывали ее непосредственно в прокатной конторе.

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Официальные сведения
Средневековый город-крепость в

Бахчисарайском районе Крыма ,

в 7 км юго-восточнее Бахчисарая. Высота 544 м

Общие сведения о Тепе-Кермен (по опубликованным источникам)

Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымско-татарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине» (töpe - холм, вершина, kermen - крепость). Тем же именем называют и остатки средневекового города-крепости (по другим источникам - монастыря) Тепе-Кермен, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Площадь пещерного города около 1 га.

Фактически городом он не являлся, а был, скорее, крепостью-замком, на территории которого население округи укрывалось от войск неприятеля, что и объясняет отсутствие источников воды.

Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Высока концентрация искусственных пещер - более 230-ти. Есть пещерная церковь XII-IX веков с высеченными крестами, могилами, надписями на греческом. Среди кустарника и травы видны следы фундаментов. Стены не сохранились. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.

До сих пор не ясно, из какого источника брали воду жители города. Колодцы на территории Тепе-Кермена не обнаружены, а все известные родники находятся у самого подножия горы.

Тепе-Кермен - это одинокая конусовидная гора, на которой селились люди, напоминает по форме вулкан. Она была частью Внутренней гряды, которая постепенно разрушается, и осталась в виде одинокого «крымского Везувия» высотой 543 метра над уровнем моря. Тепе-Кермен , с тюркского означает Вершина-Крепость , видна издалека..

Считается, что крепость на этой горе начали строить в VI веке. На ничтожной площади в 1,4 гектара вырублены около 250 пещер самого разного назначения: жилища, склады, подвалы, оборонительные, культовые (церкви) и погребальные помещения. После похода на Тепе-Кермен остается впечатление, что город перенасыщен пещерами, что скала истончена и вот-вот распадется от этих бесконечных, съедающих ее полостей в шесть ярусов. Со всех сторон горизонта гора похожа на террикон шахты, а с востока выглядит огромным кораблем, рассекающим прозрачный воздушный океан.

Стенами здесь перекрыли только самые ответственные участки плоскогорья, где нет обрывов и куда враг смог бы легко пролезть по склону. Там же, для надежной обороны, выдолбили пещеры-казематы. Караульное помещение на юго-западе плато могло служить основанием специальной дозорной башни.

В отличие от Чуфут-Кале, Тепе-Кермен был слишком неудобным для нормального, хотя бы для сносного быта. Здесь нет колодцев. Жителям приходилось собирать дождевую воду по системе желобков в специальные каменные цистерны. Город продержался недолго и то лишь как военная крепость. На плато видны остатки каких-то зданий. В центральной части городища археологи откопали фундаменты четырехкомнатного дома, у стен которого остались конической формы вырубки IХ-Х веков для установки глиняных бочек (пифосов).

Интересно увидеть пещерную церковь VIII века, высеченную в северо-восточном обрыве скалы. Храм прямоугольный, с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. В полу вырублены могилы.

Есть у пещерной церкви своя особая примета – оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну пещерного города Тепе-Кермен . Вот эта тайна, случайно открытая краеведами. В день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры - и на противоположной стене появляется точная форма креста.

На «носу» плато Тепе-Кермен остался одинокий вертикальный камень, от которого падает тень на площадку. Раньше это была большая пещера со сводами…

Тепе-Кермен – самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Случайными находками можно назвать монету 1305 года, несколько бубенчиков, нательный крестик, зеленые и синие обломки стеклянных браслетов, нащечную бляшку конской сбруи, осколки стеклянной лампадки...

Я рада, что снова пишу о Крыме. Туристический маршрут в этом году разрабатывали таким образом, чтобы сначала ознакомиться с достопримечательностями Юго-Западного Крыма. Затем, продолжая автопробег по трассе Севастополь-Ялта-Симферополь, посетить "Храм Солнца" в самой южной части Крыма и завершить путешествие по горному Крыму знакомством с урочищем Демерджи. Потом нежились на побережье Азовского моря в Восточном Крыму, как в прошлом году. Отпуск всего две недели, и очень хотелось провести его эффективно, с яркими и незабываемыми впечатлениями.


Исключительно живописные места Юго-Западного Крыма находятся несколько в стороне от самых популярных туристических маршрутов. Однако они представляют собой интереснейший с культурно-исторической точки зрения регион. На территории Крымского лесостепного предгорья в Бахчисарайском районе сохранились древние пещерные поселения (города) – одни из самых впечатляющих сооружений давно минувших эпох. Это своеобразные музейные комплексы под открытым небом. Пещерные города начинали строить еще потомки тавров и скифов. За многие столетия не раз менялся этнический состав населения и статус пещерных городов. Временами такие поселения становились важными административными и хозяйственно-культурными центрами целых регионов, возле которых проходили основные торговые пути.


Особенностью пещерных городов является тот факт, что об этих уникальных памятниках крымской истории, существовавших еще на рубеже новой эры, нет ни единого прямого упоминания в летописных документах вплоть до XIV века, а то, что было написано о них после, лишь предположения, догадки и констатация уже покинутого и заброшенного состояния пещер, которое можно наблюдать и сегодня современным туристам. В этом, наверное, и заключается притягательный магнетизм и волнующий воображение интерес к миру далеких предков, оставивших после себя загадочные руины и уникальные постройки. Посещение пещерных городов Крыма не оставляет равнодушными ни романтиков, ни искателей острых ощущений и приключений, ни просто туристов, тем более, проходит оно в окружении красивейших и неповторимых природных ландшафтов с дальними, захватывающими дух перспективами.

Первый день нашего путешествия

Мы решили начать знакомство с пещерными городами Крыма с Тепе-Кермен . Почему не с Чуфут-Кале или Баклы? Во-первых, понимали, что за короткое время невозможно посетить все пещерные города Крыма, некоторые из них "будут ждать нашего приезда" до следующих лет, а те, которые мы посетили в этом году, возможно, повторного посещения, так как не все удалось посмотреть. Во-вторых, поселение Чуфут-Кале возникло в более позднее время, предположительно с середины XIV века, соответственно является наиболее изученным историками и археологами. В-третьих, так изначально задумывался наш туристический авто маршрут.


На машине к Тепе-Кермен нужно ехать через село Машино и, проехав от села еще около 1,5 км, свернуть влево, на грунтовую дорогу. До долины реки Качи через Бахчисарай мы добрались уже поздним вечером, когда стемнело. Искать платный ночлег в ближайших селах не стали, хотя знали, что в этом районе есть туристические базы. Когда свернули на грунтовую дорогу и через несколько метров поняли, что она сильно размыта, в темноте легко застрять или разбить машину, оставили идею заночевать у самого подножия Тепе-Кермен. Мы выбрали место непосредственно рядом с грунтовкой, благо там никто по ночам не ездит. Разбили палатку, детей отправили спать в машину рядом. Ночное небо было в тот день особенно восхитительным: ясное, яркое, переполненное звездами и звездными туманностями. Я не успевала загадывать желания, так часто приходилось ловить взглядом падающие звезды. Недалеко от поверхности земли пролетали светлячки, крошечные тельца которых в темноте светились зеленым, словно точечные фонарики. Из Машино доносился незатихающий лай собак, который прерывал сон. Наутро, проснувшись, мы окончательно приняли решение идти пешком по грунтовой дороге до Тепе-Кермен. Местные жители, конечно, ездят по раздолбанной и глубоко размытой колее, но мы не рискнули.

От нашей временной стоянки рядом с грунтовкой до места, с которого непосредственно начинается подъем на Тепе-Кермен, было около 2-3 км. К Тепе-Кермен можно пройти пешком и из Бахчисарая, от Ханского дворца, мимо турбазы "Привал", и через Михайловское лесничество. Подъем на Тепе-Кермен идет по северо-восточному склону, остальные склоны труднодоступные или неудобные. Это мы проверили на себе. С одной стороны, осваивать тропы без проводника увлекательно, ощущаешь себя "первопроходцем", а с другой стороны, даже при подробном описании пути в интернете можно ошибочно выбрать другую тропу и потерять время и силы. В некоторых безлюдных и труднодоступных местах Крыма вообще небезопасно, поэтому помощь проводника считается обязательной.


Конечно, Тепе-Кермен не относится к таким местам, однако нас угораздило свернуть на тропу восточнее основного подъема. Поняли мы это, когда уже на 2/3 преодолели подъем. Дальше лезть, особенно с пятилетней дочкой, не захотелось, учитывая, что до этого приходилось чуть ли, не ползком, на четвереньках преодолевать неустойчивый и скатывающийся под ногами грунт. Мы спустились и нашли основную тропу, до которой не дошли немного меньше километра. Там же дежурили работники заповедника, собиравшие плату за вход на Тепе-Кермен.


С этого места подъем осуществляется по раздваивающейся тропе. Левее она круче, по ней мы поднимались. Приходилось цепляться за корни деревьев, поэтому желательно взять с собой палку, чтобы можно было опираться. Однако эта тропа показалась нам гораздо легче той, по которой мы полезли вначале. Обратно спускались по тропе справа, она самая удобная. В нашей семье после всех "петляний" даже забавная присказка появилась: "Если вы экстремал, то забирайтесь на Тепе-Кермен с юго-запада или юга, если почти экстремал, то на развилке по основному подъему выбирайте левую тропу, если не экстремал, то держитесь правее. А если вы вообще не любите прикладывать усилия, то оставайтесь дома перед телевизором".

Пещерный город Тепе-Кермен до сих пор является наименее исследованным, несмотря на свое удачное расположение и близость к населенным пунктам. Поселение представляет собой трехуровневую систему пещерных сооружений на вершине горы-останца, бывшей составной частью Внутренней гряды Крымских гор. Размещаясь на самом скромном по площади плато, всего 1,2-1,3 га, городище Тепе-Кермен имеет около 250 хорошо сохранившихся пещерных помещений разного назначения: погребального, культового, хозяйственного и оборонительного. По насыщенности искусственными пещерами Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену.


Северо-восточный склон Тепе-Кермена занимает некрополь, первые погребальные сооружения которого ученые относят к VI-VII вв. нашей эры. Конструкция некоторых склепов состояла из одной или нескольких погребальных камер и дромоса, вход в склепы закрывался плитой. Такой вид захоронений существовал еще в тавро скифской традиции. Кстати, среди вещей, раскопанных на месте Тепе-Керменских захоронений, нашли нащечную пряжку от конской сбруи IV в. до н.э. в виде стилизованного изображения барана. Вполне возможно, эта вещица – амулет, принадлежность скифской или более поздней скифо-сарматской культуры. Что самое интересное, на соседнем с Тепе-Кермен плато Хыс-Хулен-Бурну археологами было обнаружено поселение, сегодня называемое Кыз-Кермен. Это место нечасто посещается туристами, хотя имеет очень давнюю историю. При археологических раскопках здесь нашли остатки скифских укреплений, датируемых IV в. до н.э.- II в. н.э., просуществовавших до вторжения готов в Крым в III в. н.э..


Весьма загадочным является то, что на плато Хыс-Хулен-Бурну практически нет искусственно высеченных пещерных сооружений в отличие от их изобилия на Тепе-Кермен. Это предположительно говорит о том, что для местного этноса Кыз-Кермен было не характерным высекание искусственных пещер для проживания. Скорее всего, изначально на плато Хыс-Хулен-Бурну находились хорошо укрепленная крепость и развитое городище с высоким статусом, а соседнюю возвышенность Тепе-Кермен использовали исключительно для захоронений.


Все это дает основание предположить, что Кыз-Кермен и Тепе-Кермен были составляющими единого древнего культово-административного центра, а пещерное поселение на Тепе-Кермен возникло позднее, по версии археологов и историков в VI веке нашей эры. Расцвет же пещерного города Тепе-Кермен пришелся на период с IX по XIII вв. н.э., возможно, когда влияние культовых слоев, населявших Хыс-Хулен-Бурну, стало переходить к культовым слоям, населявшим Тепе-Кермен.


Может быть, это произошло в результате переселения на Тепе-Кермен монахов раннего христианства, которые в скалах высекали пещеры, превращая их в храмы, кельи и святые места, монастырские комплексы, отсутствующие в скифской культуре. Скифы высоко ценили только места своих захоронений и в основном поклонялись могилам своих умерших со всей страстью и преданностью. Древнегреческий историк Геродот удивлялся отсутствию у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Таким образом, он, вероятно, был прав, полагая, что для отправления религиозных ритуалов скифы собирались в условном месте и уходили оттуда по их окончании, но при этом они не считали, что проведенная церемония каким-то образом освятила то место, где ее проводили.


Местное, коренное и пришлое, смешанное и многокомпонентное, состоящее из аланов, сарматов, готов, скифов, население горных районов, среди которых были еще сильны традиции язычества и влияние раннего тавро скифского культа, стало приобщаться к христианскому культу. Особенно быстро распространялось христианство среди крымских готов. Авторитет монахов и ранних христианских монастырей возрастал, что нашло отражение в изменении характера захоронений на Тепе-Кермен. На территории некрополя северо-восточного склона появляются надгробные камни с изображением креста, датированные VIII-X вв. н.э.. Постепенно склепы некрополя переходят в могильники с плитовыми, а позднее и грунтовыми могилами, характерными для греко-византийского периода.


Среди множества крымских легенд, существует сказание о Кыз-Кермене и Тепе-Кермене. Согласно этой легенде, некогда Кыз-Кермен (в переводе с тюркского "Девичья башня") был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала дочь-красавица. А князь и его войско соседней возвышенности Тепе-Кермен, непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, подчиняя жителей окрестных поселений. Чтобы наладить мир, старейшины Кыз-Кермена решили поженить дочь и молодого наследника замка Тепе-Кермен. Молодые согласились, но между ними возник спор. Молодой наследник замка Тепе-Кермен потребовал, чтобы невеста пришла к нему в замок, но она была горда и своевольна, и считала, что жених должен явиться к ней первым. Старейшины порешили устроить встречу на нейтральной территории. Они соорудили мост через овраг-пропасть между Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, приглашая будущих возлюбленных в сопровождении подчиненных дружин встретиться на нем. Но дойдя до середины моста, девушка, вспомнила старые обиды, нанесенные ее народу, сгоряча выхватила нож и убила жениха. Дружина, находящаяся при расправе над молодым наследником Тепе-Кермен, вмиг зарубила девушку, затем между враждовавшими друг с другом дружинами разгорелась потасовка, мост обрушился и все упали в обрыв.


В этой легенде с глубоким сакральным смыслом можно провести любопытные параллели, связанные с историей развития данного региона. Тюркское название Кыз-Кермен ассоциируется с народностью, ранее поклонявшейся Деве – главному божеству матриархата. Этот народ, поддерживающий культ Девы, изначально проживал на данной территории. Жених с Тепе-Кермен в легенде символизирует новый культ, патриархат. Возможно, он берет начало с вторжения готских племен в исследуемую область, которые, как в древности и полагалось, грабили священные захоронения местного населения с целью наживы, а с появлением нового вероисповедания на Тепе-Кермен стали его последователями. Та, единственная, искусственно созданная пещера в обрыве плато Хыс-Хулен-Бурну, была высечена уже в период существования монастырского комплекса на Тепе-Кермен. Это наглядно следует из внутренних деталей и обустройства пещеры, а также ее направленности в сторону Тепе-Кермен, что тоже символично. Скорее всего, в ней проживал монах-отшельник из монастыря на Тепе-Кермен. Чтобы посетить эту пещеру на Кыз-Кермен, надо рискнуть спуститься по стертым ступеням в обрыве скалы, что по описаниям очевидцев доставляет такую сильную и неповторимую гамму эмоций, намного превосходящую, чем, целый день лазания по Тепе-Кермен и Эски-Кермен. Эта пещера, как своеобразная монашеская жертва женственности (чему? или чего?, совершенно неважно по причине одного и той же морфемы-окончания) – бессмысленный или совершенно исключительный аскетический подвиг на грани хрупкости высокой жизни и искушающего смертельного лика перед неотвратимой пропастью?

Но вернемся к описанию пещерного города Тепе-Кермен, чья хозяйственная направленность видна сразу. Большинство пещер использовалось для всесезонного содержания скота, поэтому это поселение часто называют "городом скотоводов". В скальных помещениях, предназначенных как хлева и загоны, насчитывается большое количество вырубленных в стенах и на полу разных видов кормушек. Простые скотоводы проживали в одних и тех же помещениях с животными. Загоны с кормушками и каменными петлями привязи продолжаются небольшими прямоугольными нишами или овальными комнатками с входными проемами. Некоторые входы находятся сразу за кормушками, оснащены подрубками под деревянные рамы и пазами для засовов. Такие ниши и комнатки служили спальнями для людей, которые закрывались на ночь в этих скромных уголках, а животные теплом своих тел согревали их от холода. В пещерах можно наблюдать около стенные или напольные углубления для очагов, где готовили пищу и поддерживали огонь для обогрева помещений.

На плато городища ведут главные северо-восточные ворота. В древности здесь была построена дорога в три марша. Остатки от нее при желании можно проследить на заросшем лесом склоне. На Тепе-Кермен ученые выделяют три храма. Один из них располагался у главного входа, от него осталась комната с полукруглыми арочными нишами в стене и с вырубными могилами и костницами. Скорее всего, это церковное помещение было частью многокомнатного комплекса. В метрах пятидесяти к северу, на втором ярусе была вырублена церковь с ризницей. Попасть в нее можно, не поднимаясь на плато. В неприметном с тропы храме у восточной стены располагалась алтарная апсида, а южная стена имела вход в скругленное помещение, определенное учеными как ризница. Вдоль стен церкви были устроены скамьи, а в полу и нише стены - могилы. Здесь же можно увидеть надпись на греческом языке и изображение с древнееврейской надписью (возможно оставленное неким караимом при посещении церкви в более позднее время). Считают, что эти две церкви появились на последних этапах жизни пещерного города, в XIII-XIV вв. н.э..

Визитной карточкой Тепе-Керменской обители является церковь с крещальней (баптистерием). Ее возникновение большинство относит к VIII веку нашей эры, однако некоторые ученые датируют ее первыми веками христианства. Особенностью храма является его поперечное расположение с вынесенной внутрь алтарной преградой. Гайдуков Н.Е.: "Храм в плане вытянут, но не с запада на восток, как это бывает обычно" (примеч. авт. у христиан), "а с севера на юг" (примеч. авт. как у караимов). Еще одна загадка Тепе-Кермен. Уж не намек ли это на времена укрепления Хазарского каганата в Юго-Западном Крыму и ослабления Византийского влияния? Тогда еврейские надписи можно связать с проживанием караимов на возвышенности Тепе-Кермен в поздний период существования пещерного города и использование ими церкви в своих целях, а потом они переселились на более укрепленный Чуфут-Кале после золотоордынского нашествия в Крыму.


С одной стороны, археолог А.Л. Якобсон отмечал, что архитектурное решение с поперечным расположением нефа было характерно для византийского востока, в отличие от столичного византийского стиля. По другой из версий в церкви с баптистерием изначально стояла перегородка, отделяющая помещение с крещальней. Это может свидетельствовать в пользу древнего происхождения храма, т.к. в ранние времена христианства некрещеный человек не имел права входить в храм и крещение проводилось в отдельно сооруженных при храмах крещальнях. По этому поводу высказывается П. Бабенчиков, исследовавший церковь в 1940 году: "В старину вся восточная часть пещеры до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной".

Что же на самом деле скрывает Тепе-Кермен? Пещеры горы-останца разного происхождения: отчасти они относятся к христианскому монастырю, отчасти к укрытиям караимов, отчасти к хозяйству феодального замка X-XI вв., может быть и то, и другое здесь существовало одновременно? Как считает Гайдуков Н.Е.," это вообще характерно для Крыма - возможность жить сообща, всем вместе, относительно не стесняя других". (Путеводитель по пещерным городам Крыма).


Обзор пещерного города Тепе-Кермен мы закончили к трем часам дня. Вернувшись к машине с толстым налетом придорожной пыли, я поняла для себя, что вторую ночь хотела бы провести в гостиничном номере и обязательно с горячим душем. Поэтому, мы стали собираться в Баштановку, чтобы выяснить, где пообедать и найти платный ночлег.

(«замок вершины» , тюрк.) - гора-останец конической формы, у южной бровки Внутренней гряды Крымских гор близ с. Кудрино (Бахчисарайский район). Здесь в VI–XIV вв. существовал пещерный город, крипты-пещеры которого сохранились до наших дней (256 пещер, вырубленных в 6–7 ярусов на склонах и на вершине горы). С 1964 г. - это комплексный памятник природы (5 га ). Объект географического и исторического туризма.

Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 544 м над уровнем моря и 225 м над окружающей местностью. Склоны её поросли лесом с запада и северо-запада, остальная часть безлесна. Кажется, только птица способна подняться сюда. Вид этой горы удивителен, откуда бы на неё ни смотреть - издали, с плато, когда она как остров тонет в туманно-сиреневых далях на фоне гор Главной гряды , или вблизи, где правильность её очертаний, контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал макушки, загадочность пещер будят фантазию и воображение. Ни один из пещерных городов Предгорья не производит такого восторженного впечатления. Наиболее впечатляюще она выглядит с востока и с севера.

Малюсенькое (площадью всего около 1 га ), треугольное в плане плато со всех сторон обрывается вниз отвесными скалами, достигающих высоты 12 м и тем не менее здесь насчитывается до трёхсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов, которые являют собой едва ли не всё многообразие типов, встречающихся в пещерных городах Крыма . Встречаются комплексы пещер, состоящие из двух, трёх и четырёх помещений. Пещеры на западной стороне плато носили, в основном, оборонительный характер. Это были боевые казематы с амбразурами для стрельбы из лука и сбрасывания камней.

История

Археологически городище исследовано недостаточно: выявлено, что оно существовало с VI в., когда здесь, на пограничье византийских владений строится небольшая крепость. В XI–XII вв. застройка становится более плотной, появляются наземные храмы. Из-за вторжений татар (поход Ногая в 1299 г., Тимура в конце XIV в.) жизнь в городе постепенно замирает. Впрочем, население не совсем покинуло Тепе-Кермен: по крайней мере, здесь отмечены следы небольшого монастыря, существовавшего и в XVI в. Оборонительные сооружения Тепе-Кермена практически неизвестны, правда, немецкий ученый XVIII века Туйман упоминает руины крепости на вершине. Предполагается, что цитадель - самая укрепленная часть крепости, последний оплот её защитников - находилась на южном скалистом выступе плато. От неё сегодня сохранилась одинокая, вертикально поставленная каменная плита. Остатки «постелей» боевой стены, которая вместе с вырубленными в скале верхними маршами дороги свидетельствуют о продуманной системе укреплений, вполне типичной для раннесредневековых крепостей Внутренней гряды - Эски-Кермена , Мангупа (на мысе Тешкли-бурун) и др. В месте входа на плато сохранились подрубки от основания ворот раннесредневековой стены. Укрепления Тепе-Кермена, возможно, возникли на территории укрепленного убежища, с примыкавшим к нему сельским поселением, к которому принадлежали пещеры восточного и юго-восточного склона. Скорее всего, это был феодальный замок, господствовавший над Качинской долиной.

Описание

Единственный путь на плато к городищу Тепе-Кермен ведёт с северо-востока. Узкая, местами пугающе крутая тропа протискивается между деревьями, скалами, оборонительными пещерами и неожиданно быстро выводит на самый верх. Повсюду видны вырубленные в скале пещеры - хозяйственные, оборонительные, культовые. Некоторые из них образуют многоярусные системы, соединенные пролетами изящных, как будто висящих в воздухе каменных лестниц.

Самый известный памятник Тепе-Кермена - вырубленная в скале пещерная церковь с необычным алтарём и с крещальней, или баптистерием, VIII–IX вв., весьма своеобразная по интерьеру. Её остатки находятся в северо-восточной части плато. Это довольно большая церковь, по архитектурным особенностям необычная для средневековой Таврики. Она вытянута с юга на север, а не с запада на восток, как это было обычно принято. Её длина более 11 м и ширина от 4 до 5 м . Алтарная преграда выдвинут вперед и занимает почти всю центральную часть помещения. В каменном полу храма и на открытой площадке рядом с храмом высечены многочисленные костницы - «многоразовые» усыпальницы средневековых христиан. Такие постройки известны на территории Малой Азии, входившей в состав Византийской империи. Они появлялись в период иконоборческого движения, что даёт основание датировать этот храм VIII–IX вв. На территории Тепе-Кермена находилось ещё несколько пещерных и наземных церквей. Остатки небольшой часовни с полукруглой алтарной абсидой расположены у южной оконечности городища. В северо-западном обрыве находится «церковь с ризницей». Это церковь простой прямоугольной формы с апсидой, по бокам которой расположены ниши, а в южной стене вырублен проход в ризницу. Здесь сохранились остатки греческих надписей.

На Тепе-Кермене сохранились следы довольно густой наземной застройки, пока ещё слабо изученной. Как и в большинстве средневековых горных поселений Таврики, жилые постройки в небольших и довольно тесных усадьбах были двухэтажными, их окружали хозяйственные пристройки и навесы. Во время раскопок обнаружены фрагменты черепиц, пифосов, амфор, поливных тарелок, датируемых XII–XIV вв. При раскопках встречались и отдельные находки VI–VI вв., дающие основание полагать, что плато осваивалось человеком с V в.

До сих пор остается неясно, как решалась на Тепе-Кермене проблема водоснабжения. По предположению Д. Л. Талиса, жители могли запасать дождевую воду, собирая ее в специальные скальные вырубки.

Описание Тепе-Кермена по Бровко

Наиболее полное обследование пещер Тепе-Кермена было предпринято в 1912 г. Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы. Его результаты были обобщены Н. А. Боровко в работе, которая «по полноте иллюстративного материала (фотографии, планы, чертежи), охватывающего едва ли не все пещеры этого города, нужно отдать ей справедливость, представляет исключительное явление в литературе о пещерных городах».

Установлено реальное количество имеющихся на сегодня пещер - 250, дана их классификация по форме. Самые крупные пещеры со входом во всю ширину, составляющие примерно половину всех пещер, Боровко причислил к самым ранним: внутри имеется обычно нечто вроде лежанки, с углублением, напоминающим ясли, верхний край которого иногда приподнят и снабжен дырами словно для привязи скота. По мнению Боровко, «лежанки», или каменные скамьи, предназначенные для погребений, с утратой прежних погребальных обычаев были приспособлены к хозяйственным нуждам. Их верхнюю часть углубили и превратили в «ясли», а по верхней кромке пробили круглые отверстия, вероятно, для привязывания животных. Часто встречаются в таких пещерах «каменные кольца» - так приходится называть, - пишет Боровко, - высеченные в стенах, потолке уступы с дырами, очень напоминающими отрезки кольца, вставленные своими концами в каменную массу». Пещеры с входом в виде люка, находящиеся на вершине плато, производят впечатление погребов наземных сооружений, за исключением нескольких, служивших цистернами для сбора воды. Пещеры с «дверью», которых насчитывается 57, - это маленькие помещения без окон. Отмечает он также и несколько самых маленьких - ниже человеческого роста - и самых «непонятных» пещер со входом-«дверью», расположенных с противоположной стороны горы.

На юго-западе скала выдается в лес уступом: обогнув её и двигаясь к югу, встречаем самую крупную пещеру. Перед ней естественная терраса, в левом конце которой вход в виде двери: против входа - выступ с нишей, над ними, по обе стороны - две нитеобразные выемки. По словам Боровко, «некоторые принимают её за пещерный храм, но не христианский». Разбирает Боровко и основные гипотезы о происхождении пещер. Первая приписывает их образование «народу глубокой древности», «троглодитам» Страбона: эту точку зрения высказывали Дюбуа де Монпере, Д. Струков, Г. Караулов. Другие приписывают крипты христианам, спасавшимся от гонений, иконопочитателям (Паллас и др.). Согласно третьей гипотезе, высказанной немецким ученым Тунманом в 1777 г., Тепе-Кермен - это кладбище глубокой древности. «Тепе-Кермен, то есть замок горной вершины, - писал он, - высокая, отдельно стоящая гора в виде сахарной головы...:, на вершине которой еще и теперь видны остатки крепости, по-видимому, глубочайшей древности. Вся скала покрыта бесчисленным количеством гротов и пещер, расположенных в особом порядке, почти как колумбарии древних. Можно думать, что их назначение и было служить местами погребения».

Фотографии Тепе-Кермена

Как добраться?

Тепе-Кермен находится в 6 км от Бахчисарая. Добраться до него можно из Бахчисарая, минуя Чуфут-Кале , по тропе, выводящей через караимское кладбище на плато, далее по лесной дороге и затем по тропе, круто уходящей влево и вниз по скалистому склону в лес. Она приводит на ровную поляну, посреди которой возвышается усеченный конус поросшей лесом горы Тепе-Кермен, увенчанной скалистой вершиной. Или на автобусе «Бахчисарай - Синапное» доехать до села Кудрино. От села пешком на север по просёлочной дороге, обходя гору Тепе-Кермен с восточной стороны. Дорога приведет вас к подножию горы с северной стороны, откуда начинается подъём на плато. Расстояние - 2,8 километра.

Чтобы добраться на машине, из Бахчисарая направляйтесь в сторону села Синапное, миновав села Предущельное и Машино, сверните с шоссе налево, на просёлочную дорогу, которая приведёт к северному подножию горы Тепе-Кермен к началу подъёма на плато.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: