Свято успенский одесский патриарший мужской монастырь. Успенский монастырь в одессе

Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь, без сомнения, одна из наиболее известных обителей, существующих на территории современной Украины.

Посетители духовной семинарии имеют возможность увидеть огромную коллекцию разнообразного церковного антиквариата, представляющего собой не только духовную, но и историческую ценность. Все экспонаты были обнаружены в разные времена во время археологических раскопок.

История

Мужской монастырь появился в Одессе в 1824 году, но в первый год не мог похвастаться красотой и величием. Даже храм на его территории был деревянный. Каменный собор Успения Божией Матери с двумя куполами появился только на следующий год. Позднее на территории монастыря, вокруг главного собора, было развернуто масштабное строительство, вылившееся в появление монастырского храма, корпуса для монахов, колокольни, разнообразных хозяйственных построек.

Тяжелый период для монастыря и его братьев наступил с приходом советской власти. Уже в 1922 году все монастырское имущество и ценности были национализированы в пользу государства. По истечению 12 лет на волне борьбы с религией уничтожили и основной храм.

Восстановлена работа мужского монастыря была только в 1942 году, в период немецкой оккупации. Одновременно здесь появилась резиденция местного патриарха и семинария для обучения священнослужителей.

Храмы и архитектурный ансамбль монастыря

Своей архитектурой Свято-Успенский монастырь в Одессе привлекает внимание к себе с первого взгляда. На входе располагается внушительная колокольня, возвышающаяся над землей на 53 метра. От колокольни, по скрытой в тени деревьев аллее, можно пройти непосредственно к церкви Святителя Николая Мирликийского, второго по важности объекта на территории комплекса. По соседству располагается главный собор, полностью восстановленный после уничтожения.

Южная часть территории обители отведена под кладбище, где покоятся не только служители монастыря, но и городские архиереи. В комплексе покоятся иеромонах Владимир и несколько других людей, причисленных к лику святых. Важное место отведено и резиденции патриарха, представляющей собой образец интересной и нестандартной архитектуры.

Один из главных архитектурных достопримечательностей Одессы — звонница с надвратным храмом в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. На 53-метровой колокольне находятся 15 колоколов, самый большой из них отлит в Донецке и весит без малого пять тонн. В помощь звонарям установили специальный аппарат с рычагами-клавишами и педалями.

В 1834 году построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы — одно из немногих строений монастыря не уничтоженное большевиками в 1930-е годы. Ранее храм носил название иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Храм святого Николая Чудотворца, построенный после 1834 года, стал третьим по счету в монастыре. В 1988 году к нему пристроили купол и колокольню.

На территории монастыря находится самая старая духовная школа на юге Украины — Одесская Духовная семинария. При семинарии имеется храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, также коллекция старинных церковных артефактов.

Собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» построен в 1998-2010 годы, с соблюдением традиций русского зодчества XVI века. Внутри храма вмещается порядка 3 000 прихожан.

В некрополе Свято-Успенского монастыря покоятся останки служителей русской православной церкви, а также ряд правящих архиереев Одессы (XIX и начала XX веков).

Также на территории монастыря находятся:

  • гостиница,
  • летняя резиденция патриарха,
  • часовня в честь великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии,
  • множество интересных малых архитектурных форм.

На входе в Свято-Успенский Одесский монастырь: Google-панорама

Святыни

Имеющиеся в монастыре святые мощи и иконы относятся к числу почитаемых в православном мире. Здешние храмы регулярно становятся местом богослужений, на которые приезжают верующие из разных регионов. Большая их часть приходится на летний период, когда в Одессе всегда многолюдно.

Главные святыни Свято-Успенского Одесского монастыря:

  • частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня,
  • рака и ковчеги с мощами святых,
  • икона Божией Матери «Млекопитательница» XVII века,
  • икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому».

Расписание богослужений в Успенском монастыре Одессы

Службы по воскресеньям и праздничным дням проводятся трижды в день:

  • утренние — в 6:00 и 9:00,
  • вечерние — в 16:00.

Расписание может меняться, уточнять необходимо по указанному телефону либо в

Этот будущий центр духовной культуры возник в результате трагического происшествия. Однажды во время увеселительной прогулки молдавский помещик Александр Теутул с друзьями развел костер. Греческое судно, плывшее в Одессу, приняв костер за свет маяка, сбилось с обозначенного курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, как человек верующий и сильно переживавший происшедшее, решил подарить свое имение Русской Православной Церкви.

Так, в 1814 году на подаренной территории появляется деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и архиерейское подворье. А в в 1827 году было завершено устройство маяка. Впоследствии, строения несколько раз перестраивались и в 1825 году состоялось освящение каменного храма. Кроме этого, появились трапезная, гостиница для приезжих, огороды и виноградники.

В революционные годы имущество монастыря будет конфисковано, а сам храм - взорван. Большинство священников и монахов были отправлены в ссылки. Настоящее возрождение началось лишь в 1944 году, когда монастырская обитель начинает постепенно благоустраиваться. В 1946 году этот монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и даже была создана его летняя резиденция. Поэтому монастырь стали называть ещё Патриаршим.

Сейчас Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь - центр духовной жизни Одессы и место паломничества.

Святоархангело-Михайловский женский монастырь

Узнать ещё об одной истории становления и развития православия в Украине, можно посетив

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь. В 1835 году граф Михаил Воронцов на окраине города, недалеко от моря построил церковь в честь Архангела Михаила - своего небесного покровителя. Через пять лет Священный Синод учредил при этом храме женский монастырь.

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь тогда стал настоящим духовно-культурным центром Одессы. Здесь функционировала больница и трапезная для малоимущих, создано Епархиальное училище для девочек-сирот. К сожалению, в годы «революционной бури» монастырская обитель была признана «контрреволюционной» и была закрыта. В 1931 году Архангело-Михайловский собор с колокольней взорвали. Хотя в грозные 40-е годы и пытались возродить в оставшихся строениях монастырскую жизнь, но в 1961 году снова было все закрыто.

Лишь в 1992 году началось настоящее возрождение обители: проводились восстановительно-строительные работы, вновь открылись мастерские по созданию и пошиву облачений, вышивке бисером и золотом, реставрации икон. На территории монастыря работают трапезная для питания неимущих и Дом милосердия, приютивших людей без определенного места жительства. Митрополит Агафангел передал в дар чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери и церковную утварь для совершения обрядов.

В настоящее время - открыт музей «Христианская Одесса», где собраны уникальные коллекции, рассказывающие о становлении православной религии в городе.

Сентябрь

5 – свщмч. Павла Одесского
8 — Владимирской иконы Божией Матери

мчч. Адриана и Наталии
храм на Французском бульваре
12 – св. блгв. кн. Александра Невского
храм на ул. Пироговской
17 – прпмч. Парфения, игумена Кизилташского
21 – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь с. Александровка
храмы в честь Рождества
29 – прп. Кукши Одесского
30 – мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
часовня в Свято-Успенском мужском монастыре

Октябрь

4 – свт. Димитрия Ростовского

8 — прп. Сергия Радонежского

12 – свщмч. Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского
14 – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


26 — Иверской иконы Божией Матери

Ноябрь

4 — Казанской иконы Божией Матери
храм на Пересыпи
6 – иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
храм на ул. Белинского
10 — cвт. Димитрия Ростовского
храм на втором христианском кладбище
12 — прпмч. Владимира Черкасского
21 – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь г. Одесса
храмы в честь Архангела Михаила
22 – свщмч. Парфения, епископа Ананьевского
23 – свщмч. Прокопия, архиепископа Херсонского

Декабрь

2 – прпмч. Геннадия Одесского
мч. Леонида
4 – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
храмы в честь Введения
6 — св. блгв. кн. Александра Невского
храм на ул. Пироговской
10 – иконы Божией Матери «Знамение»
Свято-Андреевское подворье
11 – свщмч. Серафима, митрополита Петроградского
13 – ап. Андрея Первозванного
Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь
19 – святителя и чудотворца Николая

храмы в честь святителя
24 — прп. Кукши Одесского
25 – свт. Спиридона Тримифунтского, чудотворца
храм на ул. Ак. Королёва

Январь

15 – прп. Серафима Саровского Чудотворца
храм в Свято-Иверском монастыре
23 – свщмч. Анатолия, митрополита Одесского
25 – мц. Татианы храм в г. Одессе(5 ст. Б. Фонтана)
иконы Божией Матери «Млекопитательница» находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре

Февраль

5 – мч. Агафангела придел в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
День тезоименитства Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского.
7 – свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского
храм на ул. Старопортофранковской
12 – собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого
придел в нижнем храме Свято-Успенского кафедрального собора
Собор новомучеников и исповедников Российских –
храм Одесской Духовной Семинарии на ул. Семинарской
свщмч. Дионисия, епископа Измаильского
15 – Сретение Господне
храмы в честь Сретения Господня
25 – Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Свято-Иверский Одесский мужской монастырь
свт. Алексия, митрополита Московского
День тезоименитства Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Март

15 – иконы Божией Матери «Державная»
придел в Свято-Пантелеимоновском Одесском мужском монастыре
22 – праведного Феодосия Балтского
27 – свщмч. Никодима, архиепископа Костромского и Галичского
30 – прп. Алексия, человека Божия
храм на Алексеевской площади

Апрель

7 – Благовещение Пресвятой Богородицы
храм на ул. Мечникова, 132
8 – Собор Архангела Гавриила
собор на проспекте Добровольского
23 – свщмч. Григория V, патриарха Константинопольского
Суббота 5-я Великого поста – Похвала Пресвятой Богородицы
левый придел в Свято-Успенском кафедральном соборе
Вход Господень в Иерусалим
храм ул. Кустанайская
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Теплодар
Вторник Светлой седмицы – Иверской иконы Божией Матери
Свято-Иверский Одесский мужской монастырь
Среда Светлой седмицы – Касперовской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
Пятница Светлой седмицы – иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Май

6 – вмч. Георгия Победоносца
придел в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
храм на 411-й батарее
15 – блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба

18 – вмц. Ирины
нижний храм в пгт. Авангард
22 – свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца
нижний храм Свято-Успенского кафедрального собора
храмы в честь святителя
24 – Мефодия и Кирилла, учителей словенских
храмы в честь святых
26 – прпмч. Владимира Черкасского
30 – праведного Ионы Одесского
Свято-Успенский Кафедральный собор
Вознесение Господне
храмы в честь Вознесения

Июнь

1 – свщмч. Онуфрия, архиепископа Курского и Обоянского
свщмч. Антония, епископа Белгородского
3 – Владимирской иконы Божией Матери
храм пр-т Добровольского, 110
Равноапп. царя Константина и матери его Елены
Свято-Константино-Елененский монастырь г. Измаил
7 – свт. Иннокентия, архиепископа Одесского
День Святой Троицы
Свято-Троицкий собор г. Одессы
храмы в честь Св. Троицы
15 – великомученика Иоанна Нового Сочавского
24 – иконы Божией Матери «Достойно есть»
храм на Алексеевской пл.
29 – свщмч. Гермогена, епископа Тобольского
Неделя 3-я по Пятидесятнице – собор Одесских святых

Июль

1 — праведного Ионы Одесского
6 — Владимирской иконы Божией Матери
храм пр-т Добровольского, 110
9 – Тихвинской иконы Божией Матери
храм в Андреевском подворье
12 – славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Касперовской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
храмы в честь святых апостолов
15 – положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

18 – свт. Иннокентия, архиепископа Одесского
прп. Сергия Радонежского
домовой храм Патриаршей ризиденции в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
21 – Казанской иконы Божией Матери
храм на Пересыпи
22 – прп. Гавриила Афонского
Свято-Ильинский мужской монастырь
23 – положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве
частица ризы находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
26 – Собор Архангела Гавриила
собор на проспекте Добровольского,110

Август

1 — прп. Серафима Саровского Чудотворца
храм в Свято-Иверском мужском монастыре
2 – пророка Илии
Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь
4 – мироносицы равноап. Марии Магдалины
храм на 9-й ст. Б. Фонтана
5- Почаевской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
6 — мчч. блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба
надвратный храм в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
9 – вмч. и целителя Пантелеимона
Свято-Пантелеимоновский Одесский мужской монастырь
свщмч. Амвросия, епископа Сарапульского и Елабужского
13 – мч. Иоанна
19 – Преображение Господне
Спасо-Преображенский Одесский кафедральный собор
Храмы в честь Преображения
28 – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Свято-Успенский Одесский мужской монастырь
Свято-Успенский кафедральный собор

История возникновения Свято-Успенского Одесского мужского монастыря связана с именем митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил. С образованием Кишиневской кафедры основанная в 1794 г. Одесса стала управляться Кишиневскими архиереями (так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архипастыря в Одессе; с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским).

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Теутул неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. В 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. История щедрого пожертвования трагична: однажды Теутул развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли. Александр Теутул был очень опечален происшедшим и, усмотрев в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.

С разрешения Святейшего Синода в 1814 году митрополит Гавриил основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, где за два года была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка, но ввиду значительных расходов окончание его строительства было передано гражданскому морскому ведомству (впоследствии маяк был перенесен на другое место).

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.

В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.

В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.)

После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре.

В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению Церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить Литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».

В том же 1922 году монастырь был закрыт. Многие его насельники запечатлели верность Христу мученической кончиной, в том числе насельник преподобномученик иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.

В 1944 году началось возрождение монастыря. В обитель возвращаются бывшие насельники, включая тех, кто понес многолетний исповеднический подвиг, претерпев лагеря и ссылки: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов) и другие. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил . С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря . С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря.

24 декабря 1964 года в Одесском монастыре преставился бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых.

В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители.

В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Пребывающий ныне на Одесской кафедре неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского.

История возникновения Одесского Свято-Успенского монастыря связана с именем известного церковного деятеля рубежа XVIII-XIX вв. митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеску-Бодони), Экзарха Молдовлахийского. Это именно митрополит Гавриил при основании Одессы, в 1794 г., совершил молебен и положил первый камень «новому граду», а также и первые камни для основания первых церквей в Одессе. С образованием Кишиневской кафедры Одесса стала управляться святителями Кишиневскими - до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местожительством правящего архипастыря в Одессе. А с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским.

Рассказывают, что в 1804 г. митрополит Гавриил познакомился в Одессе с дворянином Александром Теутулом, владевшим имением на берегу Черного моря (сейчас это в районе 16-й станции Большого Фонтана). Поместье было окружено фруктовыми садами, виноградниками и лугами - словом, благодать. Однако владелец земель испытывал, видимо, острый дискомфорт после трагедии, произошедшей в 1813 г., виновником которой невольно стал сам. Дело в том, что однажды вечером, пируя с приятелями на берегу, он зажег костры, а греческие моряки, шедшие в Одессу на суденышке, приняли огни за маяк (в реальности находившийся совсем в другом месте) и судно разбилось о скалы. Теутул и его гости бросились спасать моряков, но в живых остались немногие. Совестливый человек, дворянин Теутул щедро одарил оставшихся в живых и передал церкви свое имение для устройства на этой земле храма и маяка.

Вот так в 1814 г. усадьба Теутула стала подворьем Кишиневского архиерея, которым тогда был митрополит Гавриил; маяк тут был достроен к 1827 г. гражданским морским ведомством.

А в 1824 г. подворье преобразовали в Свято-Успенский мужской монастырь.

В Свято-Успенском монастыре Одессы

В 1825 г. состоялось освящение каменного собора, который воздвигли на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор украсили богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени, кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, каменная ограда, обустроены колодцы, насажены виноградники.

В 1834 г. на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 г. соорудили водосвятную часовню, действующую и теперь.

А после 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Когда в 1837 г. Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде сюда поселился на первое время в Свято-Успенском монастыре.

В Крымскую войну 1853-1856 гг. братия Свято-Успенского Одесского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Господа Бога, Заступницу рода христианского и Покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении «нашествия иноплеменников», о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ.

В XIX ст. Одесса стала довольно крупным городом - во многом и по той причине, что через неё пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. Поэтому Свято-Успенский Одесский монастырь стал играть важную роль для православных паломников, для жизни города и всего юга страны.

Переменчивый ХХ век

В 1920-х православная Одесса была расколота, многие храмы заняты обновленцами.

В 1922 г. монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим, прекратилась и монашеская жизнь. В монастыре не осталось даже дискоса и чаши для причащения. Вскоре безбожники взорвали и главную святыню монастыря - Успенский храм.


Свято-Успенский храм

В Свято-Успенском соборе теперь находятся разные святыни монастыря - чудотворная местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница», написанная афонскими монахами в XVII в., икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых. Здесь же - рака с мощами преподобного Кукши, о коем скажем ниже.

Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Композиция Рождение Христа

В Свято-Никольской церкви находятся Касперовский образ Богоматери и икона святителя Николая Чудотворца. В старых документах было разыскано подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что имело чрезвычайную ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»

Среди ровного ряда крестов на монастырском кладбище выделяется крест-памятник белого мрамора - над могилой митрополита Бориса (Вика).

Возрождение монастыря произошло в 1944 г., а в 1946 г. открылась Одесская духовная семинария, в которой с 1954 г. по 1958 г. учился Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 г.

С 1940-х монастырь стал регулярным местом оздоровительного отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие.

В родную обитель с тех лет стали возвращаться бывшие ее насельники - уже испытанные в горниле гонений и испытаний. Многие из них понесли многолетний исповеднический подвиг, претерпели лагеря и ссылки. В их числе схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов).

В 1946 г. Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция патриарха, между прочим, единственная на Украине. Патриарх стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь получил наименование Патриарший.

Резиденция Святейшего Патриарха

Много трудов для устроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 г., во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря. В Одесской духовной семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя духовной школы.

В 1965 г. в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря. В 1967 г. в покоях летней резиденции Патриарха Московского и Всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру митрополита Агафангела, усилиями коего, а также братии и доброхотов построены с Божией помощью новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.


Новый храм Живоносный источник

В период архипастырского служения митрополита Агафангела сооружены также деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршая резиденция, проведены новые коммуникации, построена зимняя оранжерея, отреставрировано кладбище и на всей территории монастыря уложена плитка общей площадью более 4 тыс. кв. м.

Поклонный крест

Важнейшие вопросы монастырской жизни сегодня решаются на Духовном соборе старцев во главе с наместником монастыря епископом Белгород-Днестровским Алексием. Решения Духовного собора монастыря утверждаются митрополитом Агафангелом.

Подвижники веры

В связи с гонениями на Церковь в первой половине XX в. исчезли архивные документы и сведения о подвижниках благочестия Свято-Успенского монастыря XIX и начала XX столетий. Известно, что в 1913 г. в монастырь прибыли монахи со Святой Горы Афон.

Многие епископы, священнослужители и иноки запечатлели верность Христу Богу мученической кончиной. Среди них насельник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря преподобномученик Владимир - иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 г.

А во второй половине XX ст. в монастыре подвизались следующие подвижники: Постриженики Святой Горы Афон монахи Мелитон (Педченко) и Тихон (Болгарин), а также иеромонах Дамаскин (Горбанев), иеромонах Иона (Цирута), иеросхимонах Каллистрат (Голота), схиигумен Иоасаф (Кузняк), схиигумен Сергий (Капров), схиархимандрит Пимен (Тишкевич), архимандрит Власий (Сумин).

Колокольня монастыря с надвратным храмом в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба

Всему русскому православию известен старец Успенского монастыря Иона (Игнатенко), к которому притекают с духовными проблемами православные из ближних и дальних пределов. Известен о. Иона и как стоятель за единство канонической Церкви. 20 июля с.г. во время визита на Украину со старцем имел беседу Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Могила и святые мощи старца Кукши

На небольшом монастырском кладбище сохраняется могилка, покрытая мраморной плитой, на которой выбито: «Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский. Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря». Под плитой видны большие углубления, ямки, откуда верующие набирают себе землю с могилки святого.

Почитание старца святой жизни схиигумена Кукши (в миру Косьма Величко, 1875-1964), фактически нашего современника, подвизавшегося на Афоне, в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, а завершившего земной путь в Новороссии, было столь велико, что в день его кончины, в декабре 1964 г., советским телеграфам было запрещено принимать сообщения об этом - чтобы в Одессу не хлынул поток верующих. На погребение тогда власти выделили только два часа. Это сам преподобный предвидел в своей присказке: «90 лет - Кукши нет. Хоронить-то будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают».

Уже после прославления преподобного (4 октября 1994 г.) по его молитве произошло чудо воскрешения из мертвых маленькой девочки Ксении, о чем есть документальные свидетельства ее родителей.

Каждый день Свято-Успенской обители начинается молебном пред ракой с мощами преподобного Кукши Одесского.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: