Где находится монастырь святого варлаама. Монастырь варлаам в метеорах

наш автобус выезжает на "монастырскую кольцевую дорогу".

Мы все выше и выше поднимаемся в горы по извилистому серпантину

и вскоре из окна автобуса перед нашим взором возникают монастыри Метеоры, которые в полном мере соответствуют своему общему названию (в переводе с греческого метеоры - парящие в воздухе).

А вот на горизонте показался и монастырь Варлаама - место нашей первой плановой остановки в Метеорах.

В начале XIV века на скалу, расположенную на высоте около 550 метров над уровнем моря, взобрался монах Варлаам и воздвиг здесь несколько сооружений: келью и небольшую церковь, которые в дальнейшем стали основой будущего монастыря.

Варлаам, наверное, поднимался на скалу достаточно долго. Сегодня же, благодаря развитой инфраструктуре этих мест, "восхождение" к монастырю заняло у нас несколько минут. Спустя это время наш автобус припарковался на площадке, расположенной при входе в монастырь, и мы приступили к его осмотру.

Но сначала вернемся к Варлааму. После его смерти все воздвигнутые им строения достаточно быстро превратились в руины. Следующими покорителями "скалы Варлаама" стали братья-монахи Нектарий и Феофан - представители богатой и знатной семьи из города Янина. В начале XVI века они совершили успешное "восхождение" и имея за душой соответствующую финансовую поддержку приступили к строительству полномасштабного монастырского комплекса. Вскоре результаты их строительной деятельности уже хорошо просматривались снизу, что сыграло не последнюю роль в плане привлечения единомышленников, и те, кто смог преодолеть трудности восхождения, активно включались в монастырскую жизнь. Все это способствовало быстрому подъему и процветанию обители. После смерти братьев монастырь не пришел в упадок, т.к. имелось достаточное число их учеников и последователей, благодаря усилиям и стараниям которых, монастырь продолжал развиваться и поддерживаться в хорошем состоянии на протяжении последующих веков.

Со стороны стоянки монастырь выглядит не столь привлекательным, каким мы его обозревали с дороги, но тем не менее даже в этом ракурсе чувствуется его неприступность и величие.

Приобретя входные билеты и выполнив требования дресс-кода, мы переступаем порог монастыря.

Добраться до "сердца" монастыря непросто.

Сначала надо преодолеть несколько сотен метров по тропинке,

вырубленной в скалах, соединенных между собой небольшими мостиками, нависающими над пропастью.

Несмотря на то, что эта тропинка достаточно комфортная для ходьбы - она с каждым десятком метров все выше и выше поднимается вверх -

ведь основная часть монастыря расположена на самой вершине скалы Варлаама.

Вскоре тропинка преобразуется в крутую лестницу,

преодолев которую

мы оказываемся на главной монастырской площади.

Отсюда, сверху, открывается великолепный вид на окрестности Метеоров.

Вот женский монастырь Русану (Святой Варвары) - место следующей нашей остановки в рамках сегодняшней экскурсионной программы.

А это - место парковки нашего автобуса.

Близлежащие скалы...

Но вернемся к монастырю, над которым развиваются флаги Греческой Республики и Греческой Православной церкви.

Справа от нас располагается здание старинного госпиталя

с небольшой часовней внутри.

Проследовав мимо трехярусной колокольни (строение более позднего периода)

мы выходим

к стенам собора Всех Святых.

Собор был построен в 1542 году,

о чем имеется соответствующая надпись под сводами храма.

Внутрь мы заходить не стали (из-за большого количества паломников и туристов + фотографировать запрещено), однако достоверно известно, что настенные фрески, которыми он украшен изнутри - дело рук Франко Кателано.

Продолжая осматривать доступные для посещения территории монастыря

(в "служебные" помещения, такие как кельи, алтарь, церковь Трех Святителей проход обычным "смертным" закрыт)

мы оказываемся в зоне хозяйственных построек, где поднимаемся в башню с подъемным устройством,

посредством которого в свое время осуществлялась доставка грузов и людей в монастырь.

Выглядело это следующим образом.

фотография с сайта http://www.greeknotes.ru

Поэтому наличие иконы в зоне подъема - вещь достаточно предсказуемая.

Кстати, с этой "смотровой площадки" открывается вид не только тыльную сторону монастыря Варлаама,

но и на главный монастырский комплекс Метеоров -

Мегала Метеора или монастырь Великого Метеора в честь Преображения Господня.

Прежде, чем мы покинем стены монастыря Варлаама (время нашей экскурсии на исходе) - несколько дополнений к сказанному:

До строительства колокольни в монастыре использовался следующий способ сигнализации, заменяющий громоздкий колокол: к стене собора были прикреплены металлические пластины разной ширины и специальной формы, которые при ударе по ним металлическим предметом издавали звуки разной тональности;

Ступени и пешеходные проемы в скалах начали строиться только в 1922 г. До этого времени монахи поднимались в монастырь либо в сетках (как указано на фотографии выше), либо по хлипкой системе веревочных лестниц;

Первые женщины переступили порог монастыря только в 1928 г., когда помогали монахам тушить пожар. После этого случая им был разрешен доступ на постоянной основе.

Мы могли бы еще долго наслаждаться окружающей обстановкой, но наш гид настойчиво требовал от нас вернуться к автобусу в назначенное им время. Если не выполнить его "пожелания", то можно оказаться в ситуации "семеро одного не ждут". Так что если вы хотите осмотреть все местные достопримечательности подробно и без спешки - забудьте об организованных туристических группах.

Мы же покидаем монастырь Варлаама (он же монастырь Всех Святых) и направляемся к монастырю Русану , расположенной в "шаговой доступности" от нас.

/ Монастырь Варлаама Метеоры

Монастырь Варлаама Метеоры

(греч. Μονή Βαρλαάμ; англ. Monastery of Varlaam)

Объект Юнеско

Часы работы: в летнее время (период с 1 апреля по 31 октября) ежедневно с 9:00 до 16:00, выходной – пятница. В зимнее время (период с 1 ноября по 31 марта) ежедневно с 9:00 до 16:00, выходные: четверг - пятница.

Как добраться: Метеора расположена в горах Фессалии на севере Греции, в горах Хасия (горный массив Пинд), недалеко от реки Пиньос, в 1 - 2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала. В Метеору можно попасть различными видами транспорта: на поезде, автобусе и автомобиле.

На поезде из Афин в Каламбаки (Метеору) можно добраться почти за 5 часов. Ежедневно из Афин до Каламбаки отправляется два прямых поезда и несколько поездов с пересадкой в Палеофарсалосе. Из столицы Греции со станции Лариссис на Каламбаку отправляется поезд №884, а возвращается обратно под номером 885. Затем, на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеора. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

На автобусе из Афин можно добраться до Трикала за 5,5 часов. Автобусы от Афин отходят с терминала Б до Трикалы. Из Трикала в Каламбаки автобусы ходят, приблизительно, раз в час. Дорога займёт 40 минут. Затем на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеора. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

На автомобиле путь от Афин до Каламбаки займёт, примерно, 4 часа. Маршрут: Афины - Ламия - Домокос - Кардица - Трикала - Каламбака (357 км). В Метеору можно попасть, свернув с главного шоссе на полпути между Лариссой и Ламией, увидев указатель «Trikala». Повернув на Трикалу далее следовать по указателям на Коламбаку, а затем, и до Метеор. Вас приятно удивят прекрасные дороги и подъезды.

Из Салоников до Каламбаки на поезде дорога займёт 3 часа. Затем, на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеора. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

Из Салоников до Каламбаки можно добраться и на автобусе. С автобусной станции КTEL Makedonia: рейс Салоники - Каламбака осуществляется ежедневно, каждые 2 - 3 часа. Продолжительность пути около трёх часов. Затем, на автобусе, либо на такси до деревни Кастраки (1 км от Каламбаки) и монастырей Метеоры. Автобусы до деревни Кастраки отправляются от остановки рядом с фонтаном Plateia Dimarhiou в 9:00, 11:00, 13:00, 16:00 и следуют далее до монастыря Мегало Метеоро. Там же, напротив фонтана обычно стоят таксисты, которые отвезут Вас до любого из монастырей Метеор.

Из Салоников удобнее всего добираться до Метеоры на арендованном автомобиле. Для этого, следует держаться дороги по указателям Ларисса, далее необходимо свернуть с главного шоссе на полпути между Лариссой и Ламией, увидев указатель «Trikala». Повернув на Трикалу далее следовать по указателям на Коламбаку, а затем, и до Метеор.

До монастырей пешком добраться можно по длиной дороге, протяжённостью 5 километров, она проходит по обратной стороне Метеоры от Каламбаки до монастырей Святой Троицы, и монастыря Святого Стефана, откуда уже можно спускаться вниз к другим монастырям. Добраться до монастыря Варлаама можно по узкому мосту, ведущему от главной дороги.

Монастырь Варлаама или Всех Святых – один из действующих монастырей Метеоры, Греция. Это второй по величине из шести ныне действующих метеорских монастырей. Расположен на скале высотой 373 метра.

Этот монастырь получил своё название от монаха Варлаама, который поднялся на скалу, в первой половине XIV века и построил маленький храм, посвящённый Трём иерархам.

Но, настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и, затем, в монастыре Дионисия на Святом Афоне.

В автобиографии братьев Феофана и Нектария, хранящейся в монастыре, так описывается период воссоздания обители:«...мы нашли прекрасное, просторное место на вершине, которая нам очень понравилась. Она называлась Варлаам, в честь монаха, жившего здесь в прошлом. Долгое время здесь никто не жил, поэтому, мы начали строить свой монастырь на руинах старого, от которого оставались лишь следы фундамента и часть алтаря. Среди местных иноков и мирян не было ни одного, кто помнил бы, что здесь кто-либо когда-либо жил. Изрядно потрудившись вдвоём, мы, с Божией помощью, восстановили храм Трёх Святителей. Потом, по благодати и благословению Божию, стали приходить и другие иноки, и когда число братии достигло тридцати человек, мы решили воздвигнуть для нужд растущего братства ещё одну церковь, больших размеров. Все иноки много и с охотой трудились вместе с нами, и мы построили этот большой храм, посвящённый Всем Святым».

В 1544 году умер Феофан, в 1550 году умер Нектарий. Братья погребены под юго-восточным нефом. При жизни братья построили Собор Всех Святых, а в качестве строительного материала монахи использовали туф. В автобиографии братьев сообщается, что собор был построен за 20 дней, в то время, как материалы, необходимые для постройки, собирались и поднимались на скалу в течение 22 лет.

Собор Всех Святых расписан настенными фресками высокого мастерства. В общем, иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниши фигуры пророков. В нижней части – фигуры святых, Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи.

В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне.

Собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра, которая среди привычных церковных украшений являются, в некоторой мере, экзотикой.

В юго-восточной части скалы построено квадратное здание – это больница.

Балконный замок монастыря Варлаама имеет высоту 40 метров.

Для того, чтобы посетить часовню Трёх иерархов – Василия Великого, Григория Диолога и Иоанна Златоуста, которую построил Варлаам в юго-восточной части скалы, нужно взять разрешение у монахов. Часовня была полностью разрушена, и отстроили её 1518 году. Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Особенно восхищают две фрески, украшающие внутреннее пространство церкви: «Житие святого Ефрема Сирина» и «Успение Иоанна Златоуста». Среди других фресок: Рождество Пресвятой Богородицы, изображения основателей монастыря – братьев Нектария и Феофана.

Алтарь представляет собой продолговатое здание, которое внешне переходит в трёхсторонний купол. Сегодня – это музей сокровищ монастыря. Здесь можно увидеть бесценные переносные иконы, среди которых икона Богоматери с младенцем – работа Эммануила Тзанеса. В монастырском музее хранятся и многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения, резные распятия и священные сосуды, плащаницы. Среди монастырских реликвий находится и двусторонняя византийская икона. С одной стороны на ней изображена сцена распятия Христа. Другая сторона, где изображено Успение Пресвятой Богородицы, была написана известным иконописцем Феофаном Критским.

В 1922 году были прорублены ступени в скале. До этого в монастырь можно было подняться только по системе из 4-х - 5-ти верёвочных лестниц.

До 1928 года в обитель женщины не допускались. В 1928 году первые женщины из Кастраки поднялись туда, чтобы потушить пожар. После немецкой оккупации (1941 - 1944 годов) женщинам был разрешён доступ в монастырь. А во время Второй Мировой войны монастырь был разграблен.

Сегодня в монастыре Варлаама постоянно проживают всего 7 монахов.

Монастырь Варлаама – это популярный Метеорский монастырь с милым садом и гостеприимными и дружественными монахами, любящими побеседовать с посетителями. Пожалуй, самый красивый и даже милый монастырский ансамбль не оставит равнодушным своих посетителей. Здесь стоит побывать и прикоснуться к этой благоговейной вечности…

Читайте, также:

Руины этого храма впечатляют даже издалека. А что же будет, если подойти к ним ближе?

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Координаты : 39°42′51″ с. ш. 21°37′37″ в. д.  /  39.714167° с. ш. 21.626944° в. д. (G) (O) (Я) 39.714167 , 21.626944

Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар - давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и затем в монастыре Дионисия на Святом Афоне .

На скале Варлаама, где оставались еще руины скита , Нектарий и Феофаний при помощи еще двух монахов начали восстановление монастыря. Когда братия увеличилась они построили, Собор Всех Святых ().

В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой . Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил , Феодор Стратилат , Мина , Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский .

На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых говорит о противодействии православия исламу , а также на тесную связь метеорского монастыря и Янины.

Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы » к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью. Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни. Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны, всё - одежды, позы - подчеркивают пластичность фигур.

Сохранилась надпись в нефе, подтверждающая авторство Кателано:

Началось оформление нефа в июне и закончилось в октябре 1566 руками священника Георгия из Фив и брата Франко.

На восточной стене собора изображено Второе пришествие , которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита.

На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого . Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее:

Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.

На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей, Ефросин - повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп.

Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и доступна.

Все три живописца из Фив являются значительными представителями «школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых Собора монастыря Варлаама - наиболее яркими образцами школы.

Больница

Больница - квадратное здание, построенное в юго-восточной части скалы. Крыша внешне опирается на четыре колонны. Этой системой образуются девять помещений, из которых восемь покрывается крестообразным сводом и дополняются девятым, которое покрывается куполом, переходящий в камин. Подобный внешний вид имеет и больница Великой Метеоры . С северной стороны больницы пристроено маленькое помещение, часовня Святых Анаргирон, отведенная для больных и стариков.

Замок

Балконный замок монастыря Варлаама имеет высоту 40 м. На нем видна надпись, где отмечаются имена создателей и год создания - 1536 год :

Часовня Трех иерархов

Сцена Распятия в часовне Трех иерархов

Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В 1627 году , спустя сто десять лет после восстановления братьями Апсарами, часовня Трех иерархов была построена заново и украшена настенными фресками в г.

В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Отсутствие купола, где должен быть изображен Вседержитель, возмещается 57 фигурами прародителей по верхнему поясу северной, южной и западной стен.

На северной стене, рядом с создателями Нектарием и Феофаном, что держат копию часовни в руках, изображен Святой Николай Молодой, замученный в Трикала . С же года в обители хранится череп святого. Изображение фигуры его появилось здесь через двадцать лет после смерти мученика. Наряду с тем есть несколько и женских фигур - Святая Екатерина, Святая Варвара и Святая Фьокла.

В общем, картина часовни Трех иерархов является примером манеры «критской школы» начального периода, к которой, очевидно, принадлежал главный иконописец часовни - Иоанн.

Алтарь

Алтарь представляет собой продолговатую здание, которое внешне переходит в трехсторонний купол. Внутри - низкая колоннада, состоящая из пяти столпов, что разделяет помещение на две ниши.

Сегодня алтарь переработан в музей сокровищ монастыря. Там посетитель может увидеть бесценные переносные иконы, из которых наиболее значительной может считаться икона Богоматери с младенцем - работа Эммануила Тзанеса. Выставлены также предметы исключительно искусной работы: вышитые золотом эпитафии, одежды, литургические принадлежности подобное.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Греция.

Монастырь
Монастырь Варлаама
Μονή Βαρλαάμ
39°42′51″ с. ш. 21°37′37″ в. д. H G Я O L
Страна Греция Греция
Город Каламбака
Конфессия Православие
Епархия Стагонская и Метеорская митрополия
Тип мужской
Дата основания XVI век
Статус действующий монастырь
Монастырь Варлаама на Викискладе

История основания

Считают, что название монастырь получил от имени монаха Варлаама, первого поселенца, который поднялся на скалу, в первой половине XIV века и построил маленький храм, посвящённый Трём иерархам. Также известно, что монах Варлаам был современником святого Афанасия Метеорского , который основал монастырь Мегала Метеора .

Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар - давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и затем в монастыре Дионисия на Святом Афоне .

На скале Варлаама, где оставались ещё руины скита , Нектарий и Феофаний при помощи ещё двух монахов начали восстановление монастыря. Когда братия увеличилась они построили, Собор Всех Святых ().

В южном помещении изображено Сретение , избиение младенцев царём Иродом . Ниже - Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части - явление Христа ученикам , Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части - раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже - Распятие.

В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина , Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря , Вход Господень в Иерусалим , Отречение Петра , Суд Пилата , Бичевание Христа .

В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой . Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Суд Пилата , Несение Креста . Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил , Феодор Стратилат , Мина , Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский .

На юго-восточной колонне изображён основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых говорит о противодействии православия исламу , а также на тесную связь метеорского монастыря и Янины.

Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы » к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью. Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни. Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны, всё - одежды, позы - подчёркивают пластичность фигур.

Сохранилась надпись в нефе, подтверждающая авторство Кателано:

Началось оформление нефа в июне и закончилось в октябре 1566 руками священника Георгия из Фив и брата Франко .

На восточной стене собора изображено Второе пришествие , которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита.

На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого . Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее:

Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.

На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей, Ефросин - повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп.

Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и доступна.

Все три живописца из Фив являются значительными представителями «школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых Собора монастыря Варлаама - наиболее яркими образцами школы.

Больница

Больница - квадратное здание, построенное в юго-восточной части скалы. Крыша внешне опирается на четыре колонны. Этой системой образуются девять помещений, из которых восемь покрывается крестообразным сводом и дополняются девятым, которое покрывается куполом, переходящий в камин. Подобный внешний вид имеет и больница Великой Метеоры - сегодня не посещается. Для того, чтобы посетить часовню, которую построил Варлаам в юго-восточной части скалы, нужно взять разрешение у монахов. Когда на скале поселились братья Апсары, она была полностью разрушена, они отстроили её 1518 г.

Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В 1627 году , спустя сто десять лет после восстановления братьями Апсарами, часовня Трёх иерархов была построена заново и украшена настенными фресками в г.

В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Отсутствие купола, где должен быть изображён Вседержитель, возмещается 57 фигурами прародителей по верхнему поясу северной, южной и западной стен.

На северной стене, рядом с создателями Нектарием и Феофаном, что держат копию часовни в руках, изображён Святой Николай Молодой, замученный в Трикала . С же года в обители хранится череп святого. Изображение фигуры его появилось здесь через двадцать лет после смерти мученика. Наряду с тем есть несколько и женских фигур - Святая Екатерина, Святая Варвара и Святая Фьокла.

В общем, картина часовни Трёх иерархов является примером манеры «критской школы» начального периода, к которой, очевидно, принадлежал главный иконописец часовни - Иоанн.

Алтарь

Алтарь представляет собой продолговатую здание, которое внешне переходит в трёхсторонний купол. Внутри - низкая колоннада, состоящая из пяти столпов, что разделяет помещение на две ниши.

Сегодня алтарь переработан в музей сокровищ монастыря. Там посетитель может увидеть бесценные переносные иконы, из которых наиболее значительной может считаться икона Богоматери с младенцем - работа Эммануила Тзанеса . Выставлены также предметы исключительно искусной работы: вышитые золотом эпитафии, одежды, литургические принадлежности подобное.

Варлаамо-Хутынский монастырь, расположенный в семи километрах от Новгорода, раньше был мужским, а ныне он женский. Главной святыней храма испокон веков считаются мощи его основателя - преподобного Варлаама. Однако никто не уезжает отсюда, не посетив могилу известного русского поэта и государственного деятеля восемнадцатого века Он похоронен недалеко от главного собора, рядом со своей супругой Д. Дьяковой.

Описание

Точное месторасположение этой святой обители - северная окраина небольшой новгородской деревеньки, по названию которого и назван сам храм. Монастырь Варлаамо-Хутынский возвышается на красивом берегу Волхова. Эта река так величава и неспешна, что местами больше похожа на стоячий обширный пруд...

Варлаамо-Хутынский монастырь, знакомый паломникам со всей России, находится всего в нескольких километрах от Новгородского кремля. Еще издалека видны его серебряные купола, а подъехав поближе, можно увидеть и сам белоснежный собор, стоящий на крутом берегу реки Волхов.

Исторически монастырь являлся мужским, но сегодня его приходится возрождать женщинам. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли четыре послушницы с матушкой Алексией. В настоящее время здесь живет и трудится, ежедневно молясь, около сорока насельниц.

Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь считается одним из самых посещаемых мест для паломничества на северо-западе нашей страны. Каждое воскресенье сюда приезжает несколько автобусов из столицы и Петербурга, Белгорода и Воронежа, из многих других городов не только России, но и Украины. Паломников в монастыре привлекают не только мощи преподобного, но и горка, которую нанес этот святой, используя только свою скуфейку. Интересно, но землю с нее брать не разрешается. Здесь рассказывают, что к одной из женщин, забравшей горстку земли, во сне пришел разгневанный Варлаам и повелел отнести взятое обратно. До нас дошел и колодец, который вырыл преподобный. Считается, что вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. Многие приезжают за этой водой, особенно когда наступает сезон зимних заготовок.

История

Варлаамо-Хутынский монастырь, отзывы о паломничестве в который полны теплых воспоминаний, пережил на протяжении своей многовековой истории существования и взлеты, и падения. Более того, он славится чудесами, которые происходили при мощах его основателя - Варлаама преподобного. Первое упоминание о монастыре относится к 1192 году.

Его основатель подвизался в деревеньке Хутынь достаточно давно, задолго до того, как здесь появился монастырь Варлаамо-Хутынский. Место это в те времена было довольно мрачным. Удаленное от Новгорода на несколько верст, оно имело дурную славу. Берега обильно поросшие лесом, внушали местным жителям суеверный страх. Поговаривали, что в этих местах властвует и есть много змей. Видимо, поэтому и название свое этот новгородский пригород имел соответствующее - Хутынь, подразумевающее «худое место». Однако преподобный Варлаам, не испугавшись дурной молвы, все-таки решил поселиться именно здесь. В этом мрачном и глухом лесу ему пришло знамение - яркий луч света, исходивший из самой глубины непроходимой чащи. И именно это вселило в него надежду. Согласно легенде преподобный запретил змеям приближаться к обители ближе чем на двенадцать верст. Поэтому до сих пор ни одна рептилия здесь больше не появилась. В память об этом самую первую церквушку монастыря освятили в честь Преображения Господня.

Основатель

Будучи в мирской жизни достаточно богатым человеком, преподобный Варлаам потратил немалые средства на открытие и благоустройство Хутынской обители. Историки указывают, что монастырь Варлаамо-Хутынский получил от него по завещанию целых два села с холопами, а также несколько «пожень и ловель». Таким образом, преподобный заложил основу будущего благосостояния обители, потратил немало труда и на ее духовное процветание. Именно Варлаам первым воспитал целую плеяду подвижников, которые впоследствии стали достаточно выдающимися деятелями.

Заслуги преподобного Варлаама

Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.

Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.

Жизнь первых насельников

Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.

Удивительные факты

Варлаамо-Хутынский монастырь, фото которого свидетельствуют о величавости этого храма, как общерусская святыня был возвышен во второй половине пятнадцатого столетия. Уже с 1460 года к мощам преподобный Варлаама начали совершаться паломничества. Почтить его приходил и великий князь Василий II со своими сыновьями Андреем и Юрием. В том 1460 году у мощей преподобного Георгию Тумгеню - княжескому постельничему - было даровано исцеление.

А спустя несколько лет, в 1471 году, в монастыре происходит событие, о котором до сих пор новгородцы вспоминают с большим удовольствием. Великий князь Иоанн III, пожелавший открыть мощи Варлаама, был посрамлен. Когда по его велению начали раскапывать могилу святого, вырвавшийся прямо из земли огонь опалил стену и дверь иконостаса. Великий князь со страхом убежал, а его сгоревший посох и часть алтаря еще долго хранились в ризнице монахов.

Одна из самых известных русских святынь

Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.

В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.

Бедствия

Спустя несколько десятилетий, в 1611 году, монастырю пришлось пережить более тяжелое испытание. Во время нашествия шведов, предводителем которых был Якоб Делагарди, именно Хутынская обитель была выбрана для устройства штаб-квартиры чужеземцев. И нужно сказать, вели себя шведы в ней довольно бесцеремонно. Историками их действия прямо называются ограблением. И это действительно так: даже раку преподобного Варлаама шведы не пощадили, сняв с нее все серебро.

В середине семнадцатого века, после изгнания захватчиков, было принято решение о разборе древнего Спасо-Преображенского собора и о строительстве каменного сооружения. Выстроенный на прежнем месте, и сегодня поражает своим величием Варлаамо-Хутынский монастырь.

Как доехать

В отличие от многих других российских церквей и храмов эта обитель вполне доступна для приезда сюда на общественном транспорте. Варлаамо-Хутынский монастырь, адрес которого: Новгородская область, пос. Хутынь, является местом, куда на праздники съезжаются тысячи верующих. Добраться до него не составляет труда. Из Новгорода с автовокзала до Хутыни довольно регулярно курсирует автобус № 121.
На автомашине из областного центра можно добраться, если двигаться по Большой Московской улице. На пересечении с улицей Державина следует повернуть направо и, добравшись до указателя на Хутынь, поехать налево. Через несколько минут будет развилка, которая приведет на Монастырскую улицу. Она-то и выведет прямо на Варлаамо-Хутынский монастырь.

Расписание богослужений

Ежедневно в стенах храма проводится общая утренняя молитва и полунощница, а также акафист и литургия, которая начинается в половине седьмого утра. После окончания обедни в храме и в часовне преподобного Варлаама, а также у его колодца служат молебны. Вечернее богослужение начинается в 18 часов. По воскресеньям в вечерние часы в главном соборе перед мощами преподобного Варлаама читается акафист.

Праздники и особые дни в монастыре связаны в основном с именем его основателя. Память преподобного празднуется 19 ноября и в первую пятницу во время Петрова поста. Престольный в обители проходит 19 августа.

Впечатления паломников

Настоятельницей является матушка Алексия. Именно ею был благословлен сбор пожертвований от прихожан на строительство часовни на горке, которую возвел собственноручно преподобный, основавший Варлаамо-Хутынский монастырь.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: