Биография энрико карузо кратко. Тенор, изменивший мир

Энрико Карузо (25 февраля 1873 – 2 августа 1921), был итальянский оперный тенор. Он пел к большому признанию в крупнейших оперных театрах Европы и Америк, появляющихся в большом разнообразии ролей из итальянских и французских репертуаров, которые колебались от лирического до драматического. С 1902 до 1920 Карузо также сделал приблизительно 290 коммерчески выпущенных записей. Все эти записи, которые охватывают большую часть его актерской карьеры, доступны сегодня на CD и как цифровые загрузки.

Историческое и музыкальное значение
25-летняя карьера Карузо, простираясь с 1895 до 1920, включала 863 появления на нью-йоркской Метрополитен Опера, прежде чем он умер в возрасте 48 лет. Спасибо частично к его чрезвычайно популярным отчетам фонографа, Карузо был одним из самых известных лиц его дня, и его известность вынесла к подарку. Он был одним из первых примеров глобальной знаменитости СМИ. Вне отчетов имя Карузо познакомилось к миллионам через газеты, книги, журналы и новую технологию СМИ 20-го века: кино, телефон и телеграф. Карузо совершил поездку широко и с Метрополитен Опера по туристической компании и самостоятельно, дав сотни действий всюду по Европе, и Северной Америке и Южной Америке. Он был клиентом отмеченного покровителя Эдварда Бернейса, в течение срока пребывания последнего в качестве пресс-секретаря в Соединенных Штатах. Беверли Силлс отмечена в интервью:” Я смог сделать это с телевидением и радио, и СМИ и все виды помогает. Популярность, что Карузо, которым обладают без любой этой технологической помощи, удивителен. ”
Биографы Карузо Пьер Кеи, Бруно Зирато и Стэнли Джексон известность Карузо признака не только к его голосу и музыкальности, но также и к острому деловому чутью и восторженному объятию коммерческой звукозаписи, затем в ее младенчестве. Много оперных певцов времени Карузо отклонили фонограф (или граммофон) вследствие низкого качества ранних дисков. Другие, включая Аделину Патти, Франческо Таманьо и Нелли Мелбу, эксплуатировали новую технологию, как только они узнали финансовую прибыль, которую Карузо пожинал от своих начальных сессий записи. Карузо сделал больше чем 260 существующих записей в Америке для Victor Talking Machine Company (позже RCA Виктор) с 1904 до 1920, и он заработал миллионы долларов в лицензионных платежах от розничной продажи получающихся дисков на 78 об/мин. (Ранее, в Италии в 1902–1903, он сократил пять партий отчетов для Gramophone & Typewriter Company, этикетки Zonophone и Отчетов Pathé.) Его также услышали живой со сцены Дома Метрополитен Опера в 1910, когда он участвовал в первой общественной радиопередаче, которая будет передана в Соединенных Штатах.
Карузо также появился в двух кинофильмах. В 1918 он играл двойную роль в американском немом фильме Мой Кузен для Paramount Pictures. Этот фильм включал последовательность, изображающую его на стадии, выполняющей арию Vesti la giubba от оперы Леонкавалло Pagliacci. В следующем году Карузо играл характер по имени Козимо в другом фильме, Великолепном Романе. Производитель Джесси Лэски заплатил Карузо 100,000$ каждый, чтобы появиться в этих двух усилиях, но Мой Кузен шлепнулся в театральной кассе, и Великолепный Роман очевидно никогда не выпускался. Краткие искренние проблески Карузо за кулисами были сохранены в современной видеозаписи кинохроники.
В то время как Карузо пел в таких местах проведения как Ла Скала в Милане, Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, в Лондоне, Мариинском театре в Санкт-Петербурге и Teatro Colón в Буэнос-Айресе, он был также ведущим тенором Метрополитен Опера в Нью-Йорке в течение 18 последующих сезонов. Именно во Встреченном, в 1910, он создал роль Дика Джонсона в La fanciulla del West Джакомо Пуччини.
Голос Карузо простирался до высокого C в его начале и вырос во власти и весе, когда он стал старше. Он спел широкий спектр ролей, в пределах от лирического, к spinto, к драматическим частям, в итальянских и французских репертуарах. В немецком репертуаре Карузо спел только две роли, Асад (в Карле Голдмарке Королева Сабы) и Lohengrin Ричарда Вагнера, оба из которых он выступил на итальянском языке в Буэнос-Айресе в 1899 и 1901, соответственно.

Молодость
Энрико Карузо приехал от бедных, но не лишенного фона. Родившийся в Неаполе в Через Сан Хиованнельо agli Оттокалли 7 25 февраля 1873, он был окрещен на следующий день в смежной церкви Сан Джованни e Паоло. Названный Errico в соответствии с Неаполитанским диалектом, он позже принял бы формальную итальянскую версию своего имени, Энрико (эквивалент “Генри” на английском языке). Эти изменения произошли в предложении поющего учителя, Гульельмо Верджине, с которого он начал уроки в возрасте 16 лет.
Карузо был третьим из семи детей и одного из только трех, чтобы пережить младенчество. Есть история родителей Карузо, имевших 21 ребенка, 18 из которых умерли в младенчестве. Однако на основе генеалогического исследования (среди других, проводимых другом семьи Карузо Гидо Д’Онофорио), биографы Пьер Кеи, Фрэнсис Робинсон, и Enrico Caruso Jr. & Andrew Farkas, доказал это, чтобы быть городской легендой. Сам Карузо и его брат Джованни, возможно, были источником преувеличенного числа. Вдова Карузо Дороти также включала историю в биографию, что она написала о своем муже. Она цитирует тенора, разговор о его матери, Анне Карузо (урожденный Baldini): “У нее были двадцать один ребенок. Двадцать мальчиков и одна девочка – слишком многие. Я – мальчик номер девятнадцать”.
Отец Карузо, Марселлино, был рабочий литейного завода и механик. Первоначально, Марселлино думал, что его сын должен принять ту же самую торговлю, и в возрасте 11 лет, мальчик был отдан в учение инженеру-механику по имени Пальмьери, который построил общественные водные фонтаны. (Посетив Неаполь в будущих годах, Карузо понравилось указывать на фонтан, который он помог установить.) Карузо позже работал рядом со своим отцом на фабрике Meuricoffre в Неаполе. По настоянию его матери он также учился в школе какое-то время, получая базовое образование под опекой местного священника. Он учился писать в солидном подлиннике и изучил техническое составление документов. Во время этого периода он пел в своем церковном хоре, и его голос показал достаточно обещания для него рассмотреть возможную карьеру в музыке.
Карузо был поощрен в его ранних музыкальных стремлениях его матерью, которая умерла в 1888. Чтобы собрать деньги для его семьи, он нашел работу как уличный певец в Неаполе и выступил в кафе и вечеринках. В возрасте 18, он использовал сборы, которые он заработал, напев в итальянском курорте, чтобы купить его первую пару новой обуви. Его успех как заплаченный артист был прерван, однако, на 45 дней воинской повинности. Он закончил это в 1894, возобновив его голосовые уроки с Vergine после выброса от армии.

Записи
Карузо обладал голосом с приятным голосом, который был “мужествен и силен, все же сладок и лиричен”, цитировать певца/автора Джона Поттера (см. библиографию, ниже). Не удивительно, он стал одним из первых крупных классических вокалистов, которые сделают многочисленные записи. Он и фонограф диска, известный в Соединенном Королевстве как граммофон, сделали много, чтобы продвинуть друг друга за первые два десятилетия 20-го века. Многие записи Карузо оставались непрерывно доступными начиная со своего первичного размещения приблизительно век назад, и каждые из его выживающих дисков (включая невыпущенные взятия) были обновлены и повторно выпущены в последние годы.
Первые записи Карузо были устроены, делая запись пионера Фреда Гэйсберга и сокращения на диске на трех отдельных сессиях в Милане в течение апреля, ноября и декабря 1902. Они были сделаны с сопровождением фортепьяно для предшественника HMV/EMI, Gramophone & Typewriter Company. В апреле 1903 он сделал семь дальнейших записей, также в Милане, для Anglo-Italian Commerce Company (AICC). Они были выпущены на дисках, имеющих печать Zonophone. Еще три Миланских записи для AICC следовали в октябре. На сей раз они были освобождены Отчетами Pathé на цилиндрах, а также на дисках. 1 февраля 1904 Карузо начал делать запись исключительно для Victor Talking Machine Company в Соединенных Штатах. В то время как большинство американских записей Карузо было бы сделано в студиях в Нью-Йорке и Камдене, Нью-Джерси, Виктор также иногда делал запись его в церкви Троицы Камдена, которую они приобрели в 1917 за ее акустические свойства и которая могла разместить большую группу музыкантов. Первые записи Карузо для Виктора В 1904 были сделаны в Комнате 826 в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Заключительная запись Карузо сессии имела место в Камдене 16 сентября 1920 с пением тенора Domine Deus” и “Crucifixus” от Миниатюрного messe Россини solennelle. Самые ранние американские отчеты Карузо оперных арий и песен, как их приблизительно 30 предшественников миланского производства, сопровождались фортепьяно. С февраля 1906, однако, оркестровое сопровождение стало нормой, использовав ансамбль между одиннадцатью и двадцатью музыкантами. Регулярными проводниками этих встреч записи с оркестром был Уолтер Б. Роджерс и, с 1916, Джозеф Пэстернэк. Начинание в 1932, RCA Виктор в США и EMI (HMV) в Великобритании, переиздало несколько из старых дисков с существующим сопровождением, перезаписавшим звук более многочисленным электрически зарегистрированным оркестром. (Более ранние эксперименты, используя этот метод передублирования, выполненный Виктором в 1927, считали неудовлетворительными.) В 1950 RCA Виктор переиздал много более полного зондирования записи Карузо на дисках на 78 об/мин, сделанных из более гладкого винила вместо обычной грампластинки. Поскольку долгоиграющие диски (LP) стали популярными, многие его записи были в электронном виде увеличены для выпуска на расширенном формате. Некоторые его записи были также выпущены Виктором RCA на формате на 45 об/мин в начале 1950-х.
В 1970-х Томас Г. Стокхэм из университета Юты использовал ранний цифровой метод переработки по имени “Soundstream”, чтобы обновить записи Виктора Карузо для RCA. Эти ранние оцифрованные усилия были выпущены частично на LP, начавшись в 1976, и затем они были выпущены полные RCA на компакт-диске (в 1990 и снова в 2004). Другие полные комплекты записей Карузо в более новых цифровых восстановлениях были выпущены на CD на этикетке Pearl и в 2000–2004 Наксосом. Наксос с 12 дисками установил, был обновлен отмеченным американским инженером аудио восстановления Уордом Марстоном. Жемчуг также выпустил в 1993 набор CD, посвященный RCA’s, электрически перезаписал звук версии оригинальных акустических дисков Карузо. RCA так же выпустил три набора CD материала Карузо с современным, в цифровой форме сделал запись оркестрового добавленного сопровождения. Отчеты Карузо теперь доступны в Интернете как цифровые загрузки. Его пользующиеся спросом загрузки в iTunes были знакомыми итальянскими песнями “Санта Люсия” и “O Единственный Mio”. Карузо умер перед введением более высокой преданности, электрическая техника записи в 1925. Все его записи были сделаны, используя акустический процесс, который потребовал, чтобы записывающийся исполнитель пел в металлический рожок или трубу, которая передала звук непосредственно к основному диску через стилус. Этот процесс захватил только ограниченный диапазон подтекста и нюансов, существующих певческим голосом. 12-дюймовые акустические записи Карузо были ограничены максимальной продолжительностью приблизительно 4:30 минуты. Следовательно, выборы, которых он сделал запись, были ограничены теми, которые могли быть отредактированы, чтобы соответствовать этому временному ограничению.

Почести
Во время его целой жизни Карузо получил много заказов, художественных оформлений, свидетельств и другие виды почестей от монархов, правительств и разных культурных организаций различных стран, в которых он пел. Он был также получателем итальянского рыцарства. В 1917 он был избран почетным членом Пхи Му Альфой Синфонией, национальным братством для мужчин, вовлеченных в музыку, главой Альфы братства Консерватории Новой Англии в Бостоне. Одна необычная премия, даруемая ему, была премией “Почетного Капитана нью-йоркской Полиции”. В 1987 Карузо был посмертно награжден Наградой за выслугу Грэмми. 27 февраля того же самого года, Почтовая служба Соединенных Штатов выпустила почтовую марку за 22 цента в его честь. Он был выбран в Зал славы Журнала Граммофона в 2012.

Более поздняя карьера и личная жизнь
С 1916 вперед Карузо начал добавлять героические части, такие как Сэмсон, Джон Лейдена, и Eléazar к его репертуару.
Карузо совершил поездку по южноамериканским странам Аргентины, Уругвая и Бразилии в 1917, и два года спустя выполненный в Мехико. В 1920 ему заплатили тогда огромную сумму 10,000 долларов США в ночь, чтобы петь в Гаване, Куба.
Соединенные Штаты вошли в Первую мировую войну в 1917, послав войска в Европу. Карузо сделал обширную благотворительную работу во время конфликта, собрав деньги по связанным с войной патриотическим причинам, дав концерты и участвуя с энтузиазмом в двигателях Связи Свободы. Тенор показал себя, чтобы быть проницательным бизнесменом начиная с прибытия в Америку. Он поместил значительную пропорцию своего дохода от рекордных лицензионных платежей и пения сборов в диапазон инвестиций. Биограф Майкл Скотт пишет, что к концу войны в 1918, счет на уплату налогов годового дохода Карузо составил 154,000$.
До Первой мировой войны Карузо был романтично связан с итальянским сопрано, Адой Джакетти, которая была несколькими годами, более старыми, чем, он был. Хотя уже женатый, Джакетти родил Карузо четыре сына во время их связи, которая продлилась с 1897 до 1908. Два переживших младенчества: Родольфо Карузо (родившийся 1898) и певец/актер Энрико Карузо младший (1904–1987). Ада оставила своего мужа, изготовителя Джино Ботти, и существующего сына, чтобы сожительствовать с тенором. Информация, предоставленная в биографии Скотта Карузо, предполагает, что она была его красноречивым тренером, а также его возлюбленной. Заявления Энрико Карузо младшего в его книге имеют тенденцию доказывать это. Ее отношения с Карузо сломались после того, как 11 лет и они отделились. Последующие попытки Джакетти предъявить иск ему за убытки были отклонены судами. К концу войны Карузо встретил и добился 25-летнего светского человека, Дороти Парк Бенджамин (1893-1955). Она была дочерью богатого нью-йоркского доступного адвоката. Несмотря на неодобрение отца Дороти, пара женилась 20 августа 1918. У них была дочь, Глория Карузо (1919–1999). Дороти жила до 1955 и написала две книги о Карузо, изданном в 1928 и 1945. Книги включают многие письма Карузо его жене.
Скрупулезный костюмер, Карузо взял две ванны в день и любил хорошую итальянскую еду и дружелюбную компанию. Он подделал особенно близкую связь со своим Встреченным и коллегой Ковент-Гардена Антонио Скотти - любезный и стильный баритон из Неаполя. Карузо был суеверным и обычно несомым очарованием удачи с ним, когда он пел. Он играл в карты для релаксации и делал набросок друзей, других певцов и музыкантов. Дороти Карузо сказала, что к тому времени, когда она знала его, любимое хобби ее мужа собирало альбомы для вырезок. Он также накопил ценную коллекцию редких почтовых марок, монет, часов и старинных табакерок. Карузо был тяжелым курильщиком сильных египетских сигарет, также. Эта вредная привычка, объединенная с недостатком физических упражнений и графиком наказания действий, что Карузо охотно предпринял сезон после сезона во Встреченном, возможно, способствовала постоянному плохому здоровью, которое сокрушило прошлые 12 месяцев его жизни.

Болезнь и смерть
16 сентября 1920 Карузо завершил три дня сессий записи Виктора в церкви Троицы в Камдене, Нью-Джерси. Он сделал запись нескольких дисков включая Domine Deus и Crucifixus от Миниатюрного messe solennelle Россини. Эти записи должны были быть его последним.
Дороти Карузо отметила, что здоровье ее мужа начало отличную нисходящую спираль в конце 1920 после возвращения из длинных североамериканских гастролей. В его биографии Энрико Карузо младший указывает на театральное повреждение, полученное Карузо как возможный спусковой механизм его смертельной болезни. Падающий столб в Сэмсоне и Делиле 3 декабря ударил его по спине по левой почке (а не на груди, как обычно сообщается). За несколько дней до того, как работа Pagliacci во Встреченном (Ключ Пьера говорит это, была 4 декабря, на следующий день после раны Сэмсона и Делилы) он перенес холод и заболел кашлем и “тупой болью в его стороне”. Это, казалось, было серьезным эпизодом бронхита. Врач Карузо, Филип Хоровиц, который обычно лечил его от мигреней со своего рода примитивной единицей ДЕСЯТКОВ, диагностированной “межреберной невралгии” и объявил его подгонкой, чтобы появиться на стадии, хотя боль продолжала препятствовать его голосовому производству и движениям. Во время исполнения L’elisir d’amore Доницетти в Бруклинской Консерватории 11 декабря 1920, он перенес кровоизлияние горла, и работа была отменена в конце Акта 1. После этого инцидента ясно нездоровый Карузо дал еще только три действия на Встреченном, заключительный, являющийся как Eléazar в La Juive Алеви, 24 декабря 1920. Рождеством боль в его стороне была так мучительна, что он кричал. Дороти вызвала врача отеля, который дал Карузо немного морфия и кодеина и призвал другого доктора, Эвана М. Эванса. Эванс ввел трех других врачей, и Карузо наконец получил правильный диагноз: гнойный плеврит и empyema.
Здоровье Карузо ухудшилось далее в течение нового года. Он испытал эпизоды сильной боли из-за инфекции и подвергся семи операциям, чтобы слить жидкость из его груди и легких. Он возвратился в Неаполь, чтобы выздороветь от самой серьезной из операций, во время которых была удалена часть ребра. Согласно Дороти Карузо, он, казалось, выздоравливал, но позволил себе быть исследованным антисанитарным местным доктором, и его условие ухудшилось существенно после этого. Братья Бастьанелли, выдающиеся врачи с клиникой в Риме, рекомендовали, чтобы его левая почка была удалена. Он был на пути в Рим, чтобы видеть их, но, ночуя в отеле Vesuvio в Неаполе, он взял тревожную перемену к худшему и был дан морфий, чтобы помочь ему спать.
Карузо умер в отеле вскоре после местного времени 9:00 2 августа 1921. Ему было 48 лет. Bastianellis приписал вероятную причину смерти перитониту, являющемуся результатом взрыва подпочечный нарыв. Король Италии, Виктор Эммануэль III, открыл Королевскую Базилику церкви Сан Франческо ди Паолы для похорон Карузо, которые были посещены тысячами людей. Его забальзамированное тело было сохранено в стеклянном саркофаге на кладбище Del Pianto в Неаполе для скорбящих, чтобы рассмотреть. В 1929, у Дороти Карузо был его, остается запечатанным постоянно в декоративной каменной могиле.

Энрико Карузо (1873-1921) - итальянский оперный певец. Он родился 25 февраля 1873 года в семье бедных рабочих. Родители видели в сыне инженера, но он с детства мечтал стать музыкантом. Только невероятное трудолюбие вкупе с талантом помогло мальчику выбраться из нищеты, стать известным на весь мир. Даже сейчас люди продолжают чтить его память, вспоминать великолепное исполнение лирических и драматических произведений. Особенно хорошо у музыканта получались традиционные неаполитанские песни. Примечательно, что у Карузо было минимальное музыкальное образование. Он обучался в вечерней школе. Преподавателем для тенора стал пианист Скирарди и маэстро де Лютно. Также юношу обучал бархатный баритон Миссиано.

Тяжёлое детство

Энрико был третьим ребёнком в бедной семье, после его появления у Марчелло и Анны-Марии Карузо родилось ещё четверо детей. Как известно, всего мать родила за свою жизнь 18 детей, но выжило только 12 из них. Семья проживала в одном из бедных промышленных районов Неаполя. После окончания начальной школы мальчик отказался учиться дальше, хотя родители видели в нём инженера. Он хотел идти к своей мечте, посвятить жизнь музыке, поэтому отправился в хор небольшого местного храма.

В возрасте 15 лет будущий певец потерял мать. После её смерти он устроился работать в автомастерскую к своему отцу. Одновременно с этим Энрико начал подрабатывать, выступая на церковных праздниках в Сан Джованелло. Карузо считал, что в церкви погибшая мать сможет услышать его пение, поэтому посвящал этому занятию всё своё время. Прихожане восхищались его тенором, иногда даже предлагали спеть для своих возлюбленных. За это они щедро платили талантливому парню.

Позднее он начал выступать на улицах. Именно тогда Энрико услышал педагог Гульельмо Верджине. Он пригласил юношу на прослушивание, вскоре тот стал учеником известного дирижёра Винченцо Ломбарди. Преподаватель во всём поддерживал своего подопечного, именно он организовал первые концерты для Карузо в местных барах и ресторанах. Кроме того, педагог посоветовал сменить имя Эррико (данное при рождении) на более благозвучный псевдоним.

Первое появление на сцене

Шестнадцатого ноября 1894 года состоялся дебют исполнителя на сцене «Театро нуово». Он исполнил партию в опере Морелли «Друг Франческо», певцу удалось сразу привлечь внимание зрителей и критиков. Через некоторое время он спел в опере «Сельская честь», затем исполнил заглавную партию в «Фаусте». В 1895 Энрико впервые отправился на гастроли за границу.

Одной из первых стран, которые посетил Карузо, стала Россия. После этого он выступал во многих населённых пунктах, завоевав себе армию поклонников по всему миру. В 1900 г. музыкант впервые появился на сцене легендарного театра «Ла Скала», который находится в Милане.

Всемирный успех

После гастролей в Европе певец впервые выступил в Лондоне, это случилось в 1902 году. Через год он повторил успех в Нью-Йорке, исполнив роль Герцога Мантуанского на сцене «Метрополитен-опера». Зрители высоко оценили талант тенора, с того времени он стал главной звездой американского театра. Энрико регулярно пел партии из французских и итальянских опер. Его репертуар насчитывал огромное количество произведений.

Свой первый серьёзный гонорар певец потратил на увеселительные заведения. Позже он несколько раз появлялся на сцене в нетрезвом виде, из-за этого чуть было не испортил свою карьеру. Кроме того, Энрико ежедневно выкуривал по две пачки египетских сигарет. Он рисковал своим здоровьем и голосом ради пагубной привычки, не задумываясь о последствиях.

Именно Карузо стал первым оперным исполнителем, который согласился записать голос на граммофонные пластинки. Благодаря этому его репертуар сохранился на долгие годы. Сейчас существует около 500 записанных дисков певца.

Личная жизнь

Энрико производил невероятное впечатление на женщин. Когда его карьера только начиналась, юноша намеревался жениться на дочери руководителя театра. Но в последний момент он передумал, сбежал с церемонии с балериной. Спустя некоторое время музыкант познакомился со своей коллегой Адой Гиачетти. Она была старше его на десять лет, но разница в возрасте не помешала бурному роману.

Вскоре после знакомства влюблённые начали жить в гражданском браке. За 11 лет супруга родила четверых сыновей. Из них остались в живых только Родольфо и Энрико, названные в честь персонажей «Риголетто». Женщина пожертвовала карьерой ради семьи, но Карузо не захотел остепениться. Он регулярно флиртовал, хотя и не изменял Аде. В итоге жена не выдержала, она сбежала с водителем семьи.

Тенор разозлился на возлюбленную, в отместку он начал встречаться с её младшей сестрой. Гиачетти подала в суд с требованием вернуть украденные драгоценности, она не собиралась мириться с бывшим мужем. Закончилась эта история тем, что Аде удалось добиться от супруга выплаты ежемесячного пособия.

В возрасте 45 лет Энрико встретил свою первую официальную жену. Ею стала дочь американского миллионера Дороти Парк Бенжамин. Она была младше супруга на 20 лет. Отец отказывался давать благословение на их союз, он даже лишил дочь наследства. В это время музыкант сходил с ума от ревности. Он хотел откормить жену до такого состояния, чтобы её не считали привлекательной другие мужчины.

Последнее появление Карузо на сцене датируется 24 декабрем 1920 годом. Он сильно заболел из-за перенесённой аварии, поэтому вернулся в Италию. Тенор умер от плеврита 2 августа 1921 г., его похоронили в Неаполе. Отпевание происходило в церкви Сан-Франческо-ди-Паола. После смерти мужа Дороти издала две книги о его жизни. Они были написаны в 1928 и 1945 гг., состояли преимущественно из любовных писем от певца для любимой супруги.

- не только величайший талант, но и человек с уникальным характером, о гранях которого можно судить по интересным случаям, которые происходили с артистом.

Шутник и любитель розыгрышей

Потрясающий голос, легендарная личность - Энрико Карузо знаком общественности как непревзойденный гений, однако современники певца знали его и как человека с отличным чувством юмора. Причем проявлял он его иногда прямо на сцене. До сих пор вспоминают случай: одна из певиц случайно потеряла во время исполнения партии кружевные панталоны. Но никто этого не заметил, потому как девушка успела пихнуть их ногой под стол. Никто, кроме Карузо. Он медленно подошел к столу, поднял панталоны и с важным видом поднес их певице.

Известно и его пренебрежительное отношение к политикам. Так, на встрече с испанским королем в его резиденцию Карузо явился со своими макаронами, уверяя, что они вкуснее королевских. До сих пор цитируют и его знаменитое обращение к американскому президенту - «Господин Президент, вы почти так же знамениты, как я».

Тенор-катастрофа

Энрико Карузо несколько раз становился свидетелем и иногда участником катастроф. Однажды в Сан-Франциско, где гастролировал Карузо, прошло землетрясение. Пострадала и гостиница, в которой проживал певец. Но тогда Карузо отделался лишь испугом и снова нашел место для юмора. Когда друзья тенора встретили его в полуразрушенной гостинице с мокрым полотенцем на плече, он пожал плечами и сказал: «Я же говорил, что случится непоправимое, если я возьму верхнюю ноту». Еще несколько раз жизни певца угрожала опасность: однажды прямо во время спектакля произошел взрыв в театре, после этого в особняк Карузо проникли грабители, а еще певца шантажировали мошенники, вымогая крупную сумму денег.

Энрико Карузо. Фото: www.globallookpress.com

Избирательный профессионал

Карузо одним из первых оперных певцов начал записываться на граммофонных пластинках, и делал это в крупных масштабах. Так, певец записал около 500 альбомов, каждый из которых расходился огромным числом копий. Самыми продаваемыми стали «Смейся, паяц!» и «Паяц». Известно также, что Карузо чрезвычайно трепетно относился к композициям и предпочитал исполнять все партии на языке оригинала. Он считал, что никакой перевод не может донести до зрителей всех задумок композитора.

Плохой актер

Несмотря на безупречный голос, которым восхищался весь мир, Карузо частенько упрекали в отсутствии актерских навыков. Особенно старалась пресса и завистники. Но фраза, которую однажды произнес Федор Шаляпин заставила замолчать всех ненавистников: «За те ноты, ту кантилену, ту фразировку, которой обладает великий певец, вы обязаны простить ему все».

Верный профессии

Энрико Карузо знал не только все свои партии, но и партии всех своих партнеров по спектаклю: вживаясь в образ, он не выходил из него, пока не затихнут последние аплодисменты. «В театре я просто певец и актер, но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор», - говорил Карузо.

Последний свой спектакль, 607-й по счету, Карузо играл уже тяжело больным. Он вытерпел все мучительные 5 актов оперы, после чего окончательно слег. Зрители кричали «Бис», не зная, что слышали знаменитого тенора в последний раз.

Enrico Caruso / Энрико Карузо

Ruggero Leoncavallo, "Pagliacci", ariozo Canio " Recitar!" - "Vesti la giubba"

Giacomo Puccini, Tosca-Act I, Recondita armoni (Cavaradossi)


Великого итальянского тенора Энрико Карузо называют королём оперного искусства. Его голос поражает красотой и необыкновенной выразительностью звучания. Энрико знал более ста опер на разных языках, исполнял бесчисленное количество песен любого жанра. «Властителем людских сердец» считал его публицист Никола Даспуро. Газета «Фигаро» писала о Карузо как об артисте «со слезой в голосе», певце, который пел с такой выразительностью и с таким теплом, как никто другой. Сам артист, перечисляя качества, необходимые для того, чтобы стать великим певцом, называл «широкую грудь, большое горло, отличную память, ум, уйму работы и… кое-что в сердце»!

Энрико Карузо родился 25 (по некоторым источникам — 26 и даже 27) февраля 1873 года в Неаполе, в семье рабочего-механика. С детства он был захвачен оперной музыкой и неаполитанскими песнями. Юный Карузо пел по праздникам в хоре церкви Святой Анны. Оценив его талант, маэстро Гульельмо Верджине пригласил 19-летнего Энрико в свою школу пения Храм бельканто.

Официальный дебют Карузо состоялся в неаполитанском театре Нуово 24 декабря 1895 года. Малоизвестная опера Морелли «Друг Франческо» была освистана публикой. Правда, галёрка неистово аплодировала Карузо, но там были его друзья.

На молодого певца обратил внимание театральный агент Франческо Дзукки. Он напечатал афишу, на которой было начертано крупными буквами: «В опере выступит замечательный тенор Энрико Карузо». Уловка Дзукки удалась: его подопечный снискал успех.

Триумф певца рос от спектакля к спектаклю. Но пройдёт восемь лет, прежде чем Карузо завоюет признание не только в Италии, но и за её пределами. Молодой тенор гастролировал в крупнейших театрах мира. Миланский «Ла Скала», «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Колон» в Буэнос-Айресе, «Сан-Карло» в Неаполе, прославленные оперные театры Петербурга и Москвы и многие другие театры Европы и Америки хотят видеть на своей сцене Карузо.

В 1903 году Энрико приехал в США. Он заключил контракт с «Метрополитен-опера» и вскоре стал её первым солистом. В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех. Летопись театра «Метрополитен-опера» констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за одиннадцать часов до начала представления!

Энрико Карузо считался самым высокооплачиваемым оперным певцом мира, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в «Метрополитен-опера». Руководитель театра Джулио Гатти-Казацца утверждал, что «никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

Миллиардер Генри Смит, чтобы получить согласие Карузо на выступление в его доме, предложил артисту сумму на доллар больше, чем «Метрополитен-опера». Другой миллиардер вёл переговоры с итальянским тенором о серии концертов в зале его дворца.

Карузо был законодателем моды в Америке и Европе. Многие артисты подражали ему в манере держаться на сцене. Причёска «под Карузо» была очень популярна в начале века. О его любви к вещам ходили легенды. В гардеробе певца всегда было не менее пятидесяти костюмов и восьмидесяти пар обуви.

По словам биографа Витторио Торторелли, великий Карузо был властелином толпы. Но он был добрый, весёлый человек, остро и глубоко реагировавший на дружеские чувства; несмотря на богатство и именитость, он был готов щедро помогать людям, доставлять им радость и счастье.

Высокого мнения о нём были коллеги. Джакомо Пуччини, впервые услышав в исполнении 24-летнего Карузо арию Каварадосси из «Тоски», воскликнул: «Ты послан мне самим Богом!»

Фёдор Иванович Шаляпин, с которым Карузо связывали не только несколько совместных выступлений, но и тёплые дружеские отношения и общая страсть к рисованию, в одном из интервью рассказал о своей первой встрече с великим итальянцем на сцене «Ла Скала»: «Карузо произвёл на меня самое очаровательное впечатление, весь его облик олицетворял сердечную доброту. А его голос — это идеальный тенор. Каким наслаждением было петь с ним вместе!»

Осенью 1907 года в порту Нью-Йорка собралась большая группа эмигрантов из Италии. Для того чтобы попасть в Америку, им необходимо было иметь с собой не менее 50 долларов. У большинства семей такой суммы не оказалось. И тут кто-то вспомнил о Карузо. Когда певцу сообщили о проблеме соотечественников, он тут же выделил эмигрантам необходимую сумму. Позже он не раз устраивал благотворительные концерты в пользу земляков.

История с эмигрантами имела неожиданное продолжение. Зимой к певцу пришёл мальчик с букетом цветов и конвертом, в который были вложены 50 долларов. Это итальянская семья пекарей с благодарностью возвращала певцу долг. Энрико тут же отправился к пекарю в гости. Весело, по-семейному, Карузо провёл с земляками вечер. И, конечно, не забыл вернуть им деньги.

Каждый год Энрико посещал Неаполь. Он помогал друзьям, как только мог: одевал, давал деньги, устраивал на работу. Карузо пел для них в таверне неаполитанские песни.

Слава и богатство не вскружили голову Карузо даже тогда, когда он достиг зенита и обрёл идолопоклонников. Он остался скромным, хотя и не лишённым экстравагантности, — такой уж был склад его натуры.

В один из летних дней в саду парижского кафе выступали бродячие музыканты. Мальчик играл на аккордеоне, а старик, вероятно, его отец, обходил столики с тарелкой в руках. Элегантный представительный господин в соломенной шляпе, куривший сигару, с любопытством следил за происходящим. Он был крайне удивлён, когда увидел всего несколько монет в тарелке, — мальчик играл прекрасно. Выяснив, что музыканты — итальянцы из Бари, он попросил мальчика сыграть «О моё солнце».

Когда зазвучала мелодия, господин, надвинув на лоб соломенную шляпу, запел во весь голос знаменитую песню ди Капуа, жестом руки предлагая старику обходить посетителей. Очень скоро тарелка наполнилась монетами до краёв, а потом ещё и ещё раз. По голосу кто-то узнал Карузо. Бродячие музыканты стояли потрясённые. Энрико Карузо — а это был действительно он, — сияя от удовольствия, радостно смеялся. Народ уже толпился у входа сада-ресторана. Друзья поспешили увести певца из кафе.

Карузо, как истинно великий человек, подсмеивался над своей славой и часто рассказывал следующую историю. Однажды у Карузо сломалась машина, и, пока её чинили, он был вынужден остановиться у местного фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал руку Карузо и взволнованно произнёс: «Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне великого путешественника Робинзона Карузо!»

А вот ещё одна известная история. Когда Карузо, уже прославленный певец, пришёл в банк, чтобы получить по чеку значительную сумму, оказалось, что у него нет при себе документов.

— Но я же Карузо! — воскликнул он.

— А чем вы это докажете? — спросил клерк.

Певец нахмурился, потом его лицо просветлело. Он запел арию Каварадосси из оперы «Тоска». Исполнение было столь великолепным и чистым, что восхищённый банковский служащий тут же выдал ему деньги.

Рассказывали, что, взяв как-то высокую ноту, Карузо разбил висевшую рядом люстру. Американский отоларинголог Уильям Ллойд зафиксировал в голосе Карузо 560 колебаний в секунду. От такого колебания могли лопнуть оконные стёкла.

В Берлине в одном из театров узнали, что Карузо — заядлый курильщик и бросает повсюду непотушенные окурки. К нему приставили пожарного, который следовал за ним с ведром повсюду, где бы он ни находился.

В Мехико Карузо пел «Кармен» под открытым небом на Пласа де Торос в присутствии тридцати тысяч зрителей. Объявление о выступлении Карузо было вывешено лишь за день до спектакля. На афише была простая надпись: «Поёт Карузо». Мексиканцы брали места штурмом. Более десяти тысяч человек не смогли попасть на концерт. Ни силы властей, ни дождь, обрушившийся во время спектакля на импровизированный театр, не могли заставить охваченную экстазом бурлящую толпу, готовую на любые жертвы, покинуть площадь.

По окончании последней сцены, вызвавшей всеобщий восторг, Карузо удалился под охраной полиции, приставленной следить за общественным порядком. Нужно было уберечь Карузо от неистовства восторженных поклонников.

В чём причина триумфа Карузо? Певец попытался ответить на этот вопрос в своём письме жене Дороти: «Наверное, тем, что в этот раз я пел, как никогда в жизни. Нечеловеческим напряжением всех сил мне удалось посредством голоса передать публике мои чувства и переживания, добиться духовного единения с ней. И это захватило её».

Карузо пользовался большим успехом у женщин. У дверей его гостиничного номера дежурили поклонницы — наследницы богатейших семей Америки. В августе 1918 года 45-летний тенор женился на американке Дороти Парк Бенджамен. Через год у них родилась дочь Глория. Кроме того, у Карузо было два внебрачных сына — Энрико и Рудольфо.

24 декабря 1920 года Карузо выступал в театре «Метрополитен-опера» последний раз. Это было шестьсот седьмое появление артиста на сцене этого театра. Карузо пропел пять актов «Дочери кардинала». Публика неистово аплодировала, кричала «бис». Но певец был уже серьёзно болен. У Карузо развивался в тяжёлой форме гнойный плеврит, и многочисленные операции лишь продлили его жизнь.

Энрико Карузо умер утром 2 августа 1921 года в Неаполе. Ему было всего 48 лет. Тело великого певца было набальзамировано и выставлено в центральном зале отеля «Везувио» в хрустальном гробу. Три дня и три ночи прощались итальянцы со своим кумиром. Прах Карузо погребён в Неаполе, на кладбище Пьянто, в специально возведённой капелле.

В сентябре 1921 года из Америки в Неаполь была доставлена огромная восковая свеча весом в пять центнеров — дар американского народа. Свечу планировали зажигать раз в год перед изображением Богоматери в память великого артиста, кумира миллионов. Эту гигантскую свечу отлили в Нью-Йорке по заказу «Объединённых больниц», институтов и приютов Америки, которым Карузо оказывал помощь.

Тысячи туристов из всех стран мира стекаются ежегодно в морское предместье Неаполя Санта-Лючия, посещают небольшое кладбище Пьянто, театр Сан-Карло — места, связанные с именем Карузо, чтобы почтить его память.

Сторожа закрытой часовни, где покоится Карузо, оберегают её от причуд посетителей. Одна нью-йоркская студентка осталась на кладбище после его закрытия, для того чтобы побыть в обществе великого певца до восхода луны. Пожилая женщина, тоже американка, готова была отдать последние деньги за то, чтобы ей разрешили посидеть до ночи на ступеньках часовни и воскресить воспоминание о том, как в далёкие дни своей молодости она слушала Карузо.

К счастью, остались записи голоса Энрико Карузо: он стал первым певцом, чей репертуар был записан на пластинках, а знаменитое ариозо «Смейся, паяц!» разошлось миллионным тиражом. Всего же Карузо было напето около 500 пластинок с более чем 200 произведениями!

Многие тенора преклоняются перед талантом Энрико Карузо. Однажды Лучано Паваротти остановился в гостинице «Эксцельсиор». Узнав, что Карузо обычно жил в соседней гостинице «Везувий», он сказал себе, что в следующий раз обязательно остановится в «Везувии» и, если возможно, в его номере. «Затрудняюсь объяснить, почему мне так захотелось, — писал Паваротти. — Может быть, это дань уважения, может быть, признательность, может быть, суеверие. Возможно, я подумал, что, пока буду жить там, он научит меня чему-то ещё в искусстве пения».

Трудно не согласиться с Торторелли, заявившим: «Память о Карузо будет жить до тех пор, пока в сердцах людей не угаснет любовь к музыке, пению и великим артистам».



Recitar!… mentre preso dal delirio

Non so più quel che dico e quel che faccio!
Eppur… è d’uopo… sforzati!
Bah! Sei tu forse un uom?
Tu se" Pagliaccio!

Vesti la giubba, e la faccia infarina.
La gente paga e rider vuole qua.
E se Arlecchin t’invola Colombina,ridi,
Pagliaccio, e ognun applaudirà!
Tramuta in lazzi lo spasmo ed il pianto,
in una smorfia il singhiozzo e’l dolor — Ah!
Ridi, Pagliaccio, sul tuo amore infranto.
Ridi del duol che t’avvelena il cor.



Recondita armonia di bellezze diverse!
È bruna Floria, l’ardente amante mia.
E te, beltade ignota, cinta di chiome bionde,
Tu azzurro hai l’occhio,
Tosca ha l’occhio nero!

L’arte nel suo mistero,
le diverse bellezze insiem confonde…
Ma nel ritrar costei,
Il mio solo pensiero,
Ah! il mio sol pensier sei tu,
Tosca, sei tu!


Энрико Карузо – это великий певец, имя которого, без сомнений, известно во всех уголках нашей необъятной планеты. Его песни и чарующий вокал являют собой образец высшего музыкального искусства. Именно поэтому его композиции легко перешагнули границы стран и континентов, прославив имя великого итальянца на много десятков лет.

Но что же такого уникального было в творчестве этого выдающегося тенора? Как развивалась его судьба, и насколько долгим был его путь к вершинам музыкального искусства? Раскрыть некоторые тайны, связанные с жизнью и творчеством великого маэстро мы попытаемся сегодня. В нашем биографическом обзоре вы найдете все самые интересные факты из жизни неподражаемого итальянского классика.

Ранние годы, детство и семья Энрико Карузо

Энрико Карузо появился на свет двадцать пятого февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили достаточно бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми, щедрыми и открытыми людьми.

Своему любимому сыну они всегда желали самого лучшего, а потому полностью поддержали его в тот момент, когда он заявил, что хотел бы учиться музыке.

С самых ранних лет Энрико Карузо пел в церковном хоре. Данное увлечение стало для мальчика подлинным наваждением в тот период, когда его мама начала часто болеть и вскоре умерла. Как впоследствии вспоминал сам великий тенор, долгое время он искренне считал, что только в церкви его почившая мать сможет услышать его пение.

Однако некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги.

Во время одного из подобных «уличных концертов» нашего сегодняшнего героя заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине. Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрико Карузо стал заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя.

Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

Энрико Карузо - O Sole Mio

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены.

Звездный путь Энрико Карузо

После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах. А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала».

После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.

посвящённая Энрико Карузо

Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии.

Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс.

Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

Кончина Карузо, причина смерти

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

Личная жизнь Энрико Карузо

Доподлинно известно о том, что еще в молодости Энрико долгое время был влюблен в оперную певицу Аду Джакетти, которая долгое время являлась фактически его гражданской женой. Несмотря на пылкий роман в один прекрасный день, девушка просто сбежала от певца с молодым шофером.

После этого наш сегодняшний герой сочетался браком с девушкой по имени Дороти, которая до конца своих дней носила его фамилию и всегда оставалась подле Карузо. После смерти легендарного тенора супруга исполнителя написала несколько публикаций о его жизни.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: