Юсуповский дворец. Дворец Юсуповых (Палаты Волковых-Юсуповых) Дворец юсуповых адрес

Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке, известный как Волковы палаты - архитектурный памятник XVII-XIX веков. Это одна из самых старых гражданских построек, сохранившихся в историческом центре Москвы.
Жилые палаты были построены в XVII веке близ церкви св. Харитония в Огородной слободе (в Огородниках). Это была часть города между улицами Мясницкая и Покровка (от нынешнего Бульварного кольца и до Земляного вала). Здесь жили царские огородники, которые выращивали и поставляли свежие овощи к государеву столу.

Существует легенда о том, что первое строение на этом месте было возведено при Иване Грозном. Царь приезжал охотиться в лес, простиравшийся от нынешних Сокольников до Красных ворот. Охота часто длилась несколько недель, и по государеву указу для отдыха и ночлега был построен охотничий дворец, названный Сокольничьим.
Место возведения дворца было выбрано не случайно. По преданию Иван Грозный, проезжая однажды верхом через сосновый бор, зацепился за ветку собольей шапкой, которая упала в снег. Разгневавшись, царь приказал вырубить на этом месте вековые сосны и на широкой поляне возвести каменный дворец.
Точная дата постройки дворца и имена строителей неизвестны. Предполагается, что его строили русские мастера. Отчасти это подтверждает в своих воспоминаниях Феликс Феликсович Юсупов, повторяя семейную легенду: «Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве Собор Василия Блаженного».

Первый достоверно известный владелец палат - сподвижник Петра I, дипломат, вице-канцлер П. П. Шафиров. Он был обвинен в казнокрадстве, а конфискованный у него дом отдан графу Петру Толстому, управляющему Тайной канцелярией, главе следственной комиссии по делу царевича Алексея. В результате борьбы за власть с А. Д. Меньшиковым он был сослан в Соловки, а палаты в 1727 пожалованы за верную службу дьяку Алексею Волкову. Владельцем палат Волков был совсем недолго, но его имя закрепилось за Сокольничим дворцом, который стал называться палатами Волкова. Спустя полгода Петр II передает палаты сподвижнику Петра I князю Григорию Юсупову.
«Волковы палаты» принадлежали Юсуповым 190 лет - с 1727 по 1917 год. Палаты считались главным родовым гнездом князей Юсуповых и стали называться Юсуповским дворцом.

Дошедший до нас архитектурный ансамбль каменных палат формировался в период конца XV – начала XVIII вв. и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.
Более богатыми и представительными были восточные палаты, в сени второго этажа восточных палат вело Красное крыльцо.


Самая старая часть здания - нижний подклетный этаж восточной (крайней правой) палаты - датируется концом XVI или началом XVII века. Считается, что именно на этом месте находился охотничий дворец царя Ивана Грозного.


В XVII веке началось активное каменное строительство: в камне перестраивались церкви, общественные здания, дворцы (например, Теремной и Потешный дворцы в Кремле) и жилые дома – палаты. Архитектура этого времени продолжает традиции древнерусского зодчества. Для каменных палат характерна асимметричная композиция, сложные силуэты, шатровая крыша, «красное крыльцо». Фасады зданий обильно декорированы. Белокаменная резьба и многоцветные изразцы, ажурные кованые решетки и резные подзоры, коньки и флюгера на крышах - характерные черты нового архитектурного стиля, получившего название московского или нарышкинского барокко.


Существует легенда, что по приказу Ивана Грозного был построен подземный ход от Сокольничьего дворца к Кремлю. Этот подземный ход соединялся с другими многочисленными подземными ходами, чтобы царь всегда мог появиться неожиданно в том или ином месте Москвы.


Юсуповы оказались рачительными и предприимчивыми хозяевами. Близ дворца был разбит фруктовый сад, устроена оранжерея, имелось множество вспомогательных служб: каретный сарай, конюшня, ледник, склады, коровник.
Напротив дворца специально выстроили каменный трехэтажный дом, предназначенный для светских приемов, вокруг которого был разбит знаменитый Юсупов сад. Сад был большой, тенистый, огороженный каменной стеной, с мраморными статуями, беседками, руинами, гротами, прудом, фонтаном.


При Юсуповых территория усадьбы значительно расширилась: было куплено несколько новых участков и домов, в одном из которых располагался известный по всей Москве Юсуповский театр.
Юсуповский театр находился на месте этого здания, затянутого строительной зеленой сеткой.


Юсуповский дворец связан с именем А.С.Пушкина, который несколько лет жил здесь. С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную часть палат (флигель).
Маленький Пушкин в течение нескольких лет ходил гулять с няней в Юсупов сад. Существует легенда (ничем, правда, не подтвержденная), что в этом саду гостей развлекал механический кот, гуляющий на цепи, а из водоема поднимались фигуры богатырей... Возможно эти детские впечатления нашли свое отражение в поэме "Руслан и Людмила".
Именно здесь, "у Харитонья в переулке", поселил Пушкин Татьяну, героиню своего романа "Евгений Онегин".
Дом, где жила пушкинская семья, - это крайняя левая часть современного здания.


Когда семья Юсуповых на рубеже ХIХ-ХХ в.в. переехала в Москву, то для жилья был отремонтирован флигель. Западный корпус был соединен галереей со старыми палатами, а затем был надстроен третьим этажом (архитектор В.Д. Померанцев).
Восточная часть палат, парадная часть - служила для проведения различных торжеств, приемов, балов.


В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания.
Все интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф. Солнцева - выполнены богатые настенные росписи в русском стиле, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари.
В 1895 году со стороны двора к зданию было пристроено новое парадное крыльцо. Зеленый цвет крыльца выбрали специально, резко отличающимся от цвета основного здания.


Крыши сделали более крутыми, а их скаты расписали «в шашку». Восстановили декор кровли - высокие покрытия с флюгерами и каменными дымниками. В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII века.


На парадном дворе была построена каменная ограда с воротами, где был помещен герб Юсуповых.


Пристроеное крытое заднее крыльцо. Лестница украшена львами с гербовыми щитами в лапах. На щитах изображены гербы всех родов, породнившихся с Юсуповыми.
До наших дней сохранилась деревянная резьба лестниц, залов, переходов, выполненная в древнерусской традиции.


Один из залов первого этажа. Сцены царской охоты - дань московской легенде о Юсуповых палатах как об охотничьем дворце Ивана Грозного.


Сюжеты, посвященные истории строительства дворца Иваном Грозным.


Роспись каждого из залов имела свой уникальный сюжет, иногда это был просто растительный орнамент.


При реставрации дворца Юсуповы поставили перед архитекторами и художниками еще одну задачу - отражение истории своего рода. Ведь по знатности Юсуповы не уступали Романовым, а по богатству значительно превосходили их.
В Портретной комнате расположились 12 портретов наиболее ярких представителей династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской орды Юсуф-мурзы.


Портрет Юсуфа-мурзы,родоначальника рода Юсуповых и портрет его любимой дочери Суюмбеки, царицы казанской.


Гербовая комната. Декорирована скульптурными медальонами с гербами рода князей Юсуповых.


Кабинет князя Н.Б Юсупова. Здесь находилась богатая коллекция произведений древнерусского искусства, висел портрет княгини З. Н. Юсуповой.


Стилизованные росписи на стенах кабинета выполнены по эскизам Ф.Г. Солнцева.



Трапезная палата.
Интерьеры здания украшают фигурные печи из голландских изразцов начала XVIII века с рисунками и надписями того времени (сохранились до наших дней).


Домовая церковь Николая Чудотворца и великомученицы Татьяны


Росписи сводов.


Согласно моде конца XIX века во дворце была китайская комната.


Поражает богатое убранство самой главной, самой большой и красивой палаты дворца - Столовой палаты. Площадь палаты 170 квадратных метров, высота свода 10 метров.
Столовая палата с резными порталами, с золочеными дверями сквозной резьбы, с портретами четырех царей, отражающимися в венецианских зеркалах, с наборным паркетом и расписным сводом, прослыла Тронным залом.

Юсуповский дворец является архитектурно-художественным памятником XVII в. Расположен он по адресу: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д.21, стр.4


01 Попасть на территорию и внутрь дворца можно только в составе экскурсии и по предварительной записи по телефону.

02 Лично меня при входе остановил охранник и спросил на какое время я иду!

03 Стоимость часовой экскурсии составляет 300 рублей и фото 50.

04 Владельцем дворца долгое время был известный и влиятельный род Юсуповых, по имени которых и был назван особняк.

05 Особняк на этом месте был построен в 16 веке, еще при Иване Грозном.

06 По преданию, царь, охотившийся в этих местах с соколами неделями, велел построить для отдыха и пиров Сокольничий дворец.

07 Эта легенда нашла свое отражение в росписях Охотничьей комнаты первого этажа дворца.

09 Красный зал.

10 Зал, как и многие залы дворца, расписан в русском стиле.

11 В годы правления Петра I в Юсуповских палатах сменилось несколько хозяев.

12 В 1727 г. одним из них был Алексей Волков, обер-секретарь Военной коллегии и ближайший помощник Меньшикова.

13 Он был владельцем особняка недолго, но название «Волковы палаты» сохранилось до сих пор.

14 В том же 1727 году Петр II подарил дворец князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей кончины в 1730 году.

15 При нем было положено начало легендарным богатствам рода Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень по всей России.

16 «Волковы палаты» считались главным родовым дворцом князей Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая усадьба в подмосковном Архангельском.

17 Именно в это время древние палаты стали называться Юсуповским дворцом.

18 Князь являлся действительным тайным советником, сенатором, министром, членом Государственного совета, был первым директором Эрмитажа, Главноуправляющим московской экспедицией кремлевского строения и мастерской Оружейной палаты, заведовал всеми театрами России, был русским посланником в Италии.

19 Во дворце продолжительное время жила одна из самых красивых и образованных женщин России, прямая наследница рода Юсуповых - Зинаида Николаевна.

20 Самая богатая невеста России, она вышла замуж за праправнука М. И. Кутузова и внука прусского короля, русского графа Сумарокова-Эльстон, генерал-губернатора Москвы (1915).

21 Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов и передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия.

22 Последним владельцем дворца был их младший сын Феликс Феликсович Юсупов-младший, известный как активный участник кровавого заговора против Распутина.

23 Род Юсуповых владел палатами 190 лет - до 1917 года.

24 Юсуповы оказались рачительными и предприимчивыми хозяевами.

25 Близ дворца был разбит фруктовый сад и устроена оранжерея.

26 Неподалеку была выстроена небольшая фабричка по выпуску дешевой шерстяной ткани.

27 Во владении имелось множество вспомогательных служб: каретный сарай, конюшня, ледник, склады, коровник на 20 коров и помещение для торговли молоком и разнообразной дешевой молочной продукцией.

28 При Юсуповых значительно расширилась территория, прилегающая к зданию: было куплено несколько новых участков и домов, в одном из которых располагался известный по всей Москве Юсуповский театр.

29 В конце ХIХ века при Н. Б. Юсупове началась крупномасштабная реставрация здания, которому князь, не жалея средств, стремился придать дворцовое великолепие.

30 Под руководством архитектора А. Н. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, выполнена перепланировка внутренних помещений.

31 Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен третий этаж.

32 В 1892 году по проекту архитектора Н.В. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания.

33 Крыши сделали более крутыми, а их скаты расписали «в шашку».

34 Восстановили декор кровли - высокие покрытия с флюгерами и каменными дымниками.

35 В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII века.

36 Фасады получили красивую полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров.

37 Многочисленных гостей дворца поражало богатое убранство находящейся на втором этаже Столовой палаты (тронный зал), где устраивались балы и угощения.

38 Согласно моде конца XIX века во дворце была китайская комната. В «портретной» висели портреты всех представителей династии Юсуповых, начиная с князя Ногайской орды Юсуф-мурзы.

39 Гербовая комната была декорирована по высокому карнизу скульптурными медальонами с гербами рода князей Юсуповых.

40 В кабинете князя находилась богатая коллекция произведений древнерусского искусства, висел замечательный портрет княгини З. Н. Юсуповой.

41 В 2004 году начались масштабные ремонтно-реставрационные работы, разработанные Главным Управлением по охране памятников г. Москвы (в настоящее время -«Москомнаследие»), которые закончились в 2010 году.

42 Вот так выглядят интерьеры дворца сейчас. Экскурсия прошла на одном дыхании. Всегда восхищаюсь экскурсоводами, которые рассказывают незаученные тексты, восхищаются и полны гордости за свой музей. Самое необычное то, что дворец очень скромно выглядит снаружи, а внутри роскошные и интересные залы.

Материал взят с сайта

Большой Харитоньевский переулок расположен близ Чистых прудов, знакомых каждому жителю столицы. По протяженности и по количеству примечательных зданий этот переулок даст фору многим улицам. Знаменитый москвовед С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «У Большого Харитоньевского переулка берет начало речка Черногрязка, правый приток реки Яузы, ныне заключенная в подземную трубу. Название этой реки, возможно, происходит от характера местной почвы, и неудивительно, что именно здесь поселились огородники, образовавшие целую слободу, обитателям которой вменялось в обязанность поставлять ко двору «всякий огородный овощ».

Приходской храм огородников – церковь Харитония – была построена в 1652–62 годах, находилась примерно в центре этого района и носила название «что в Огородниках» или «что в Огородной слободе». По ней и именуется Большой Харитоньевский переулок. В XVIII веке переулок разделялся на две части – одна, от Белого города до церкви Харитония, называлась Харитоньевским переулком, а другая – до Земляного вала, Хомутовкой, по владельцу участка на углу с Садовым кольцом. Большой Харитоньевский переулок славится настоящим архитектурным чудом – старинными палатами, которые являются одной из самых старых гражданских построек, сохранившихся в Москве.

Появление на этом месте первого строения окутано московскими легендами. Согласно одной из них, первым владельцем палат был сам Иван Грозный. В XVI веке от Сокольников до нынешних Красных Ворот простирался дремучий лес, в котором царь любил охотится. По преданию, Иван Грозный, проезжая однажды на лошади через бор, зацепился за ветку, и его соболья шапка упала в снег. На этом самом месте государь приказал возвести Сокольничий дворец. Говорят, что строили этот дворец Барма и Постник – создатели собора Василия Блаженного. По государеву приказу был проведен подземный ход от Сокольничего дворца в Кремль. Иван Грозный любил появляться и исчезать внезапно.

В очередной раз следует оговориться, что история этого места до XVIII века состоит в основном из легенд и преданий. О них подробно рассказано в мемуарах одного из владельцев палат – Ф.Ф. Юсупова. После смерти Ивана Грозного Сокольничий дворец пустовал, пока по приказу Алексея Михайловича – большого любителя охоты – он снова не был открыт и приведен в порядок. Наиболее вероятной датой постройки существующих палат, по мнению исследователей, нужно считать конец XVII века. В это время сформировался комплекс двухэтажных построек с характерным декором в стиле московского барокко. Скорее всего, был еще и третий деревянный жилой этаж.

Части комплекса, построенные в конце XVII века, представляли собой сводчатые парадные помещения на подклетах. На рубеже XVII и XVIII веков к северо-восточному углу палат пристроили так называемую Столовую палату с широким проездом. При императоре Петре I Мясницкая улица, находившаяся недалеко от Огродной слободы, превратилась в парадную дорогу для царского выезда, в окрестностях которой стали селиться дворяне – приближенные государя. Первым достоверно известным владельцем палат в Большом Харитоньевском переулке стал П.П. Шафиров – сподвижник Петра Великого, известный дипломат, вице-канцлер, кавалер ордена святого Андрея Первозванного.

Как и многие другие «птенцы гнезда Петрова», Шафиров сделал успешную карьеру благодаря слепой преданности государю. Он был сыном перешедшего в православие польского еврея. Историк С.Ю. Дудаков в книге «Петр Шарифов» пишет: «За границей царь не расставался с Шафировым. Иностранец отмечал, что «Петр окружен совершенно простым народом; в числе его перекрещенец еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом». Полное доверие царя позволило Шафирову играть все более активную роль в определении внешней политики России». Возможно, именно Шафиров построил самые ранние из существующих частей комплекса.

Впрочем, в 1723 году Петр Павлович попал в немилость к императору, был приговорен к смертной казни, которую в последний момент заменили ссылкой в Сибирь. Шафирова лишили всех чинов и титулов и отобрали все имения. Палаты в Харитоньевском переулке были переданы графу П.А. Толстому – начальнику Тайной канцелярии, наводившему ужас на современников. Петр Андреевич происходил из старинного служилого рода. Он добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 возглавил следствие по его делу, за что был награжден поместьями и поставлен во главе Тайной канцелярии. Получив титул графа, он стал основателем этого знаменитого графского рода.

Потомками Петра Андреевича являются писатели Алексей Константинович и Лев Николаевич Толстые. Во время недолгого царствования Петра II Петр Андреевич ввязался в дворцовую интригу против А.Д. Меншикова и был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре умер. Владельцем дворца становится обер-секретарь Военной коллегии и ближайший сподвижник Меншикова А.Я. Волков. В книге Н.И. Павленко «Меншиков: Полудержавный властелин» Волков характеризуется так: «Судя по характеру возложенных обязанностей, во многих случаях весьма щекотливых, один из них, Волков, принадлежал к числу самых доверенных слуг светлейшего князя».

Своим «дненощным трудом» Волков представлял интересы Меншикова в следственных комиссиях. Консультант, бухгалтер, поднаторевший в распутывании кляуз стряпчий, Волков был фактически правой рукой князя, но всегда оставался в тени». После свержения Меншикова Волков лишился генеральского чина и палат в Харитоньевском переулке. Несмотря на то, что он оставался хозяином дома меньше года, в истории закрепилось название «Волковы палаты». Переданное в казну владение было пожаловано Петром II в 1727 году князю Г.Д. Юсупову – представителю одного из знатных российских дворянских родов, который уходит своими корнями в мусульманское средневековье.

Фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира» до сих пор хранится в Российском государственном архиве древних актов. Сами Юсуповы называли родоначальником своего рода легендарного Абу Бакра – соратника и тестя пророка Мухаммеда. Однако историки считают основателем рода Юсуфа-Мурзу – хана великой Ногайской Орды, наводившего страх на Русь. Его сын Иль-Мурза в 1563 году прибыл в Москву на службу русскому царю Ивану Грозному. Внук Иль-Мурзы Абдулл-Мурза был храбрейшим воином в сражениях России с первыми ее врагами – Речью Посполитой, Османской империей и Крымским Ханством.

При царе Федоре Ивановиче Абдулл-Мурза во время Великого поста по незнанию накормил патриарха Иоакима гусем. Иоаким похвалил поданную «рыбу». Когда патриарх и царь узнали об обмане – оба страшно разозлились. Нерадивому хозяину грозила опала и разорение. Абдул-Мурза думал три дня и три ночи и решил принять православие. Он получил имя Дмитрий, фамилию Юсупов, титул князя и прощение государя. Однако, согласно семейному преданию, в ту же ночь во сне ему явился пророк Мухаммед и проклял весь род за вероотступничество. Отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Проклятие сбылось…

Сын Григория Дмитриевича Борис Григорьевич Юсупов занимал должность генерал-губернатора Москвы. Вот что сообщает о нем Ф.Ф. Юсупов в книге «Перед изгнанием. 1887–1917»: «При Елизавете Борис Григорьевич был директором Шляхетского кадетского корпуса. Он выбрал наиболее одаренных из своих учеников и создал любительскую труппу актеров. Императрица Елизавета услышала молву о труппе, состоявшей исключительно из русских, пригласила их в Зимний дворец дать представление. На государыню это произвело впечатление. Это привело к тому, что императрица подписала в 1756 году приказ создать в Санкт-Петербурге первый публичный театр».

В 1770-х годах владение Юсуповых было расширено за счет покупки соседней усадьбы Измайловых, которая примкнула к участку с запада вместе с каменным домом. Уже при первых владельцах из рода Юсуповых было положено начало легендарным богатствам, которые хранились в старинных палатах в Харитоньевском переулке. Юсуповы владели множеством домов, дворцов и усадеб по всей России. Число принадлежавших им крепостных крестьян исчислялось десятками тысяч, а десятин земли – сотнями тысяч. По аналогии со всем известным Юсуповским дворцом на Мойке в Петербурге палаты в Первопрестольной столице стали называться также дворцом.

На рубеже XVIII и XIX веков к владению присоединился одноэтажный жилой дом купца Чирьева, и у Юсуповых в Харитоньевском переулке оказалось целых три дома. В то время участком владел самый знаменитый представитель княжеского рода – Николай Борисович Юсупов. Николай Борисович был министром Департамента уделов, сенатором, действительным тайным советником, членом Государственного совета, первым директором Эрмитажа, главноуправляющим Оружейной палаты и Экспедиции кремлевского строения. Этот вельможа, просвещеннейший человек своего времени и талантливый политик большую часть своей жизни провел за границей.

А.И. Герцен в книге воспоминаний «Былое и думы» пишет о Юсупове: «В России люди, подвергнувшиеся влиянию западного веяния, не вышли историческими людьми, а людьми оригинальными. Иностранцы дома, иностранцы в чужих краях, праздные зрители, испорченные для России западными предрассудками, для Запада русскими привычками, они представляли какую-то умную ненужность. К этому кругу принадлежал на первом плане блестящий умом и богатством русский вельможа, европейский grand seigneur и татарский князь Н.Б. Юсупов. Старый скептик и эпикуреец, приятель Вольтера и Бомарше, Дидро и Касти, он был одарен артистическим вкусом».

Часть строений в Харитоньевском переулке Николай Борисович сдавал внаем. В 1801 году средний дом комплекса с хозяйственными службами – кладовою, кухней, амбаром, конюшней, хлебным и каретным сараями – снимал Сергей Львович Пушкин, отец великого поэта. К тому времени близ дома был разбит фруктовый сад, в котором гулял с няней маленький Пушкин. Позднее он перенес свои детские впечатления от сада в поэму «Руслан и Людмила». Будущий поэт прожил в Харитоньевском только три года, но с этим переулком связано множество событий. Еще до рождения Пушкина бабушка поэта приобрела в соседнем Малом Харитоньевском скромную усадьбу.

Еще несколько десятилетий назад на углу двух Харитоньевских переулков стоял дряхлый одноэтажный деревянный домик. По одной из московских легенд, именно он упоминается в седьмой главе «Евгения Онегина», когда после утомительной прогулки возок Татьяны Лариной остановился, наконец, «у Харитонья в переулке». Этот домик так и назывался «Ларинским» или «домом Татьяны». Вполне возможно, Ларины имели «родственные связи» с Юсуповыми. Татьяна приехала к княжне Алине, московской кузине своей матери, а в 1820-е годы во дворце Юсуповых действительно жила княжна Алина – сестра Николая Борисовича Александра Борисовна Юсупова.

Некоторые москвоведы полагают, что именно с легкой руки Пушкина переулок, на котором находится Юсуповский дворец, получил название Харитоньевский. В пушкинские времена переулок назывался Хомутовский – по имени не слишком известного домовладельца Хомутова, жившего здесь в XVIII веке. На протяжении всей жизни Пушкин имел приятельские отношения с князем Юсуповым. Последняя их встреча произошла незадолго до смерти Николая Борисовича в 1831 году на праздничном ужине, устроенном четой Пушкиных. После кончины князя Александр Сергеевич написал нежно в одном из своих писем: «Мой Юсупов умер». Поэт посвятил ему стихи:

От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.


Продолжение


Денис Дроздов

Путеводитель по архитектурным стилям

Точная дата возведения палат и имена архитекторов не известны. Строителями дома называли Барму и Постника, создателей собора . Но эта версия не подтверждена.

В 1727 году Петр II пожаловал их князю и подполковнику Преображенского полка Г.Д. Юсупову. Этой семье палаты принадлежали до 1917 года. Попутно к ним присоединили владения на четной стороне переулка.

Юсуповы были образованными и обеспеченными людьми, и в их доме часто устраивали балы, спектакли, музыкальные и литературные вечера. Со временем напротив старинных палат появился трехэтажный каменный дом для праздников и приема гостей.

Этот дом окружал парк в духе версальских садов: с прямыми дорожками, статуями, круглым прудом и каменными террасами. Когда семья А.С. Пушкина жила в Большом Харитоньевском переулке, маленького Сашу водили гулять в «Юсупов сад». Он вспоминал об этом в стихах «В начале жизни школу помню я». В Юсуповом саду рос огромный дуб, обвитый золоченой цепью. По ней ходил пушистый игрушечный кот и разговаривал на голландском, а из пруда поднимались фигуры богатырей. Все это Пушкин описал в поэме «Руслан и Людмила».

В 1812 году почти все деревянные дома в переулке и сад Юсупова сгорели. Исчез и Юсуповский театр, где танцовщицы скидывали с себя полупрозрачные одеяния и представали перед публикой обнаженными. Так что можно сказать, что в Харитоньевском переулке зародился российский стриптиз.

В 1892 году П.Р. Султанов отреставрировал палаты Юсуповых в стилистике XVII века. Сохранились богатые интерьеры здания, где каждая комната оформлена в своем стиле.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Парадные сени украшены разноцветным травным орнаментом, а на парадной лестнице золотые львы держат герб Юсуповых. Китайская приемная стала данью моде XIX века - до сих пор здесь можно увидеть драконов и слонов, больше похожих на кабанов и медведей. Парадная столовая палата (тронный зал) предназначалась для торжественных приемов и по пышности убранства могла соперничать с кремлевскими царскими палатами: золоченая роспись, медальоны со знаками зодиака и фантастическими птицами, бронзовые двери, печь с голландскими изразцами. Гербовый зал отделан шелковыми обоями, декорирован скульптурными медальонами с фрагментами герба рода Юсуповых.

На третьем этаже располагается домовая церковь в честь Великомученицы Татьяны и Николая Чудотворца. Охотничий зал расписан сюжетами из строительства дворца Иваном Грозным. Крошечная портретная комната украшена портретами самых значимых представителей рода Юсуповых, начиная с князя Ногайской Орды Юсуф-Мурзы. А кованая ограда перед домом является копией ярославских решеток XVII века.

После революции в доме Юсупова устроили сначала музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещались различные организации и Сельскохозяйственная академия. Сейчас в части дома работает музей «Палаты Волковых-Юсуповых».

Говорят, что... ...на месте палат Юсупова стоял охотничий домик Ивана IV. Подземный ход от него вел в . Этот подземный лабиринт позволял царю неожиданно появиться там, где его не ждали. Правитель часто переодевался в «смерда» и неузнанный подслушивал сплетни о себе.
Была в подземельях и тюрьма с пыточными камерами и подземными мешками. Подтверждение этим слухам нашли при ремонте в 1991 году: тогда обнаружили таинственное подземелье с останками узников, прикованных цепями к стенам.
...древний род Юсуповых прокляли за отступление от веры. Однажды правнук хана Юсуфа Абдул-Мурза угостил патриарха Иоакима в пост гусем под видом рыбы. Когда патриарх узнал, что отведал мяса, он впал в ярость. Скандал дошел до царя и тот потребовал, чтобы Юсупов принял православие. Абдул-Мурза крестился. В ту же ночь ему было видение, что в каждом колене его рода только один наследник мужского пола проживет больше 26 лет. С тех пор в каждом поколении Юсуповых остается лишь один наследник. И даже сейчас у потомков Юсуповых, живущих в Греции, мальчики умирают в юном возрасте. Проклятие действует. А в декоре Юсуповских палат как укор присутствует гусь.

Усадьба Волковых - Юсуповых на фотографиях разных лет:

В Москве появился ещё один музей – Юсуповский дворец. Недавно открылся для осмотра Юсуповский дворец расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21. В статье подробно рассказано:

  1. Юсуповский дворец в Москве. История
  2. Интерьер дома с фотографиями комнат,
  3. История рода Юсуповых,
  4. Юсуповский дворец в Москве. Легенды
  5. Воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
  6. Истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой

Вестибюль

Помещение, в котором мы сейчас находимся, на снимке это светло-зелёное крыльцо, сени дворца, было пристроено в XIX веке, когда проводилась глобальная реконструкция дома. В XVII веке этой части дома не было и вот эта стена была наружной. Вы видите, в ней есть окошко, которое функциональной нагрузки в этой части помещения не несёт, а раньше это было окно наружу.


Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.

Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.

В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью меньше года, но благодаря ему дом вошёл в историю как палаты Волковых – Юсуповых.

В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову.

Юсуповский дворец в Москве. Парадная лестница

После многих лет реставрации дворец Юсуповых в Москве наконец был открыт для посетителей в 2010 году. Этот дворец – один из самых древних образцов гражданской каменной застройки Москвы – датируется XVII-XIX веками.


Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых. Инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой граф Сумароков – Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас посетители могут осмотреть только парадную, восточную часть дворца. В ней никто не жил, эти залы использовались лишь в представительских целях – для приёмов гостей и важных встреч.


Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации Константина Сомова.
В конце XIX века, когда во дворце проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовало, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это – дом-мечта. Особняк восстановили по представлениям людей XIX века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.


Лестница, которая видна выше, была пристроена в XIX веке, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых – Юсуповых. Описание герба можно встретить в разных источниках, где просто перечисляются его элементы, их расположение, цвет поля.


Но что означает тот или иной символ сейчас приходится только догадываться. Например в центре виден мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода Юсуповых. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.


Лев – фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Считалось, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Лев также символизирует ВЛАСТЬ и БОГАТСТВО.


Поэтому лев ещё раз изображён на лестничной стене. На пару к нему добавлен олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.



С этим помещением связана трагическая история юсуповских сокровищ. Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году, но увезти с собой все свои несметные богатства они не смогли. Часть сокровищ спрятали в Петербурге, другую же часть здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий по фамилии Буженинов. “Товарищи” арестовали Буженинова и подвергли пыткам. По одним сведениям он сознался, по другим – нет. Однако именно в парадной прихожей под лестницей был обнаружен тайник. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет – неизвестно, но сокровища Юсуповых одновременно обнаружили и здесь, в Москве, и в Ленинграде Петербурге в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов – диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых – 13 кг. Часть клада была передана в музеи, часть пропала, скорее всего была разворована чекистами.

Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которое условно называют

Юсуповский дворец в Москве. Китайская комната

В декорации этой небольшой комнаты использована китайская символика.

Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.


В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.

В центре свода над люстрой выписан пятипалый дракон – символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, считая, что их род происходит от китайских правителей. Дракон также является символом мудрости, символом плодородия и хранителем рода. Любопытно, что в отделке китайской комнаты использованы два вида драконов. Один из них – пятипалый, это символ самого императора.

У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.

Помимо росписей свод украшен фарфоровыми тарелками. Их использование в декоре дворца также вполне объяснимо. В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова – на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую – сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.

Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровый завод в Архангельском, производил эти дорогие предметы не для продажи. Фарфор делали для собственных нужд – для украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.

Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного зала. Раньше в ней было больше мебели и, говорят, здесь стояли чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.
Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.

Юсуповский дворец в Москве. Тронный зал

Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя.


Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.

Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.


Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.
В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.

Размеры этого зала весьма велики. Его высота составляет 11 метров, общая площадь – 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение, были сделаны в XIX веке и в настоящее время реставрированы. Однако в XIX веке центральная люстра можно было опустить ниже или, при необходимости, поднять выше. Сейчас люстра закреплена неподвижно.
В росписи сводов использованы знаки зодиака и некоторые символические образы.


Например, павлин символизирует особость рода. Эта птица служит символом гордости в хорошем понимании слова, спеси – в плохом, а также особости, исключительности. Кроме того павлин – это символ возрождения. Ведь каждый год он меняет свой хвост.


Птица Сирин в Древней Руси символизировала женское начало.


Пеликан – символ родительской любви и самопожертвования. Прежде считалось что пеликан вырывает из собственной груди куски плоти, чтобы насытить своих птенцов.


Единорог означает чистоту помыслов, благородство. Исторически сложилось, что изображение единорога могла держать невеста, девственница и монах, которые являются чистыми, непорочными. Белый цвет также означает чистоту и непорочность. Недаром единорога изображали в виде белого коня.

Стоит обратить внимание на изображение грифона, фантастического существа с телом льва, и головой орла. Орёл символизирует те же качества, что и лев. Если лев это царь зверей, то орёл – царь птиц. Таким образом грифон символизирует власть, могущество и богатство.(На снимке справа)

Знаки Зодиака расположены на рёбрах сводов. Зодиакальный цикл начинается с Весов и Девы. Однако он изображён не полностью. Здесь всего 9 изображений – 4 парных и Весы расположены без пары.

Три недостающих знака Зодиака помещаются в больших медальонах, это ещё и образы, несущие бОльшую символическую нагрузку.

Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.

Два венецианских зеркала в простенках окон также подлинные. Оправа зеркал восстановлена во время реставрации дворца.

Украшением зала служат портреты представителей императорского дома Романовых. Отпрыски рода Юсуповых были в родстве с императорской фамилией. Последний рода Юсуповых по мужской линии Феликс Феликсович был женат на Великой княжне Ирине Александровне Романовой.

Портреты Петра Первого и Петра Второго – подлинные. Представитель рода Юсуповых был ближайшим сподвижником Петра Великого, а этот дворец был подарен Юсуповым Петром Вторым. В зале есть и портреты первых Романовых – Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Портрет царя Алексея Михайловича – подлинный.


В старину Крестовая палата освещалась слюдяными окнами. В XIX веке в окна были вставлены стёкла, стилизованные под слюду. Переплетающиеся решётки установили специально, для более точной имитации средневековых слюдяных окон.

Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Наличие во дворце современных аудиовизуальных средств вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства провёл научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому арендатор понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание – в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся дипломатические конференции, дворец неоднократно использует Московская Патриархия. Кроме того здесь проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.

Юсуповский дворец в Москве. Маленькая прихожая, соединяющая тронный зал и трапезную

Это совсем крохотное помещение появилось во дворце лишь в XIX веке. В XVII веке, да и позже, лестницы ведущие на верхний этаж палат всегда строили снаружи. Внутренние лестницы появляются позже с распространением среди знати европейских обычаев и привычек. Первоначально в интерьерах дворца лестниц не было. Но в XIX веке стиль жизни изменился и появилась потребность соединить помещения изнутри. Стоит обратить внимание на дверь. Прежде она служила выходом на наружную лестницу, по ней можно было подняться на второй парадный этаж дворца.

Юсуповский дворец в Москве. Трапезная

Этот зал служил для торжественных обедов и приёмов. Он перекрыт традиционным для позднего русского средневековья коробовым безопорным сводом.

Трапезную отличает яркая и насыщенная роспись, похожая на ту, что украшает Тронный зал. Такая роспись зрительно увеличивает помещение и снимает чувство тяжести свода. если бы стены и своды трапезной были просто побелены, то они бы “давили” на присутствующих.
В орнаменте стен доминируют элементы экзотической восточной росписи. Декор подчёркивает происхождение Юсуповых из арабского халифата. В элементы узора вплетаются стилизованные изображения свечей – прямоугольник с наконечником – стилизованное изображение пламени свечи. Эта стилизация большой церковной свечи, которая называлась “вощяница”. Существует и другая гипотеза, что прямоугольник – не сама свеча, а подсвечник.
Внутри прямоугольников присутствуют изображения элементов герба Юсуповых.






Трапезная, как и все прочие помещения дворца, отапливалась изразцовой печью. Сейчас эта подлинная русская печь сохраняется лишь как часть декора интерьера.

Изразцы, украшающие печь, заметно отличаются по оттенку синего цвета.

Светлые изразцы – подлинные, относящиеся к XVIII веку. Тёмные – современные, выполенные по образцу старинных во время реставрации. Печи в старых русских домах несли не только обогревали дом, но и украшали его. Печные изразцы были сюжетными и орнаментальными. Орнаментальные изразцы поражают богатством и прихотливостью узора, а сюжетные представляют всевозможные истории – не только библейские, но, чаще всего, житейские сцены или поучительные притчи.
Из окна трапезной открывается вид во двор.


Раньше Юсуповым принадлежали обширные земли в этом районе, не только этот дом, а и много других. Вокруг этого дворца был большой сад, который, к сожалению не сохранился. С этим садом связаны воспоминания А.С.Пушкина. Сергей Львович и Надежда Осиповна своего дома в Москве не имели и некоторое время снимали флигель у Юсуповых. Маленький Саша Пушкин, гуляя с Ариной Родионовной в юсуповском саду, видел механического кота на цепи и описал его в знаменитой поэме «Руслан и Людмила». Этого кота Н.Б.Юсупов привёз из Голландии. До конца своих дней Александр Сергеевич любил князя Н.Б.Юсупова и когда тот умер, поэт написал: «Умер мой князь».
Узкая лестница ведёт наверх в

Домовый храм. Юсуповский дворец в Москве

Лестница в Домовый храм находится в маленькой комнатке, соединяющей Трапезную и Гербовый зал. Лестница маленькая, её сложно заметить.

Домовый храм находится на третьем этаже, в надстройке возведённой в XIX веке. Первоначально дворец был двухэтажным. Поначалу здесь размещались личные покои Зинаиды Николаевны, а позже архитектор Султанов организовал единое пространство из трёх разных помещений. Сейчас эти помещения называются по доминирующему цвету той или иной комнаты – голубая, красная и зелёная комнаты.
В XIX веке здесь были росписи, их остатки обнаружили при смывке стен. Росписи решено было восстановить по остаткам прежних.
Храм был освящён в честь Татьяны и Николая.

Юсуповский дворец в Москве. В голубой комнате

В настенной росписи представлены новозаветные сюжеты –
1.Господь с предстоящими святыми – Деисусный чин иконостаса – с обеих сторон Спасителя – Богоматерь и Иоанн Предтеча.
2.Вознесение Господнее.

3. Преображение

4. Тайная Вечеря.


Свод голубой комнаты окрашен в небесный цвет со звёздами, в центре – изображение Святого Духа в виде голубя.

Иконостас в домовом храме был, но литургии здесь не служили. Проводились поминовения усопших, приходили помолиться.
Патриарх Алексий Второй высказывал желание освятить помещение церкви с тем, чтобы здесь, может быть, проводить венчания и литургии, но пока это осталось пожеланием предыдущего Патриарха.

Юсуповский дворец в Москве. Красная комната

На своде в медальонах изображены святой Феликс. Это одно из мужских родовых имён Юсуповых.


Святая Татьяна, поскольку это было родовое женское имя


и святой Николай, покровитель многих Юсуповых, носивших это родовое имя.


Святая Зинаида – покровительница последней владелицы этого дома.


Святая Зинаида была прославлена в лике святых вместе со своей сестрой. На одной из стен изображено их краткое житие.


На росписях видно, как сёстры первоначально жили в пещере, лечили больных, совершали чудеса.


И приняли мученическую смерть от рук язычников. Те побили их камнями.

Здесь также стоит русская печь, на её изразцах изображены многочисленные сюжеты и орнаменты. Хорошо заметно, что в нижней части печи было очень много утрат, утраты заменены современной плиткой с более сочным и тёмным голубым цветом.

Юсуповский дворец в Москве. Зелёная комната


В тон росписям изразцы на печи тоже зелёные. В медальонах на стены изображения святых – покровителей рода Юсуповых – святой Димитрий Солунский,

священномученик князь Борис

святой Григорий


и святая Ирина.

Последний образ вряд ли мог здесь появиться ранее 1914 года. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича, тоже Феликс сочетался браком с Ириной Александровной лишь в 1914 году.
По периметру комнаты отчётливо читается надпись – имена последних представителей Юсуповых.

Гербовый зал. Юсуповский дворец в Москве

Сводчатая палата, декорированная бледно зелёным цветом с серебристым орнаментом.


В отделке свода видны узоры, в которые вплетены элементы герба Юсуповых.


Один из главных геральдических знаков – восьмиконечный мальтийский крест.


Известно, что Борис Николаевич Юсупов был рыцарем Мальтийского ордена. Восемь концов мальтийского креста символизируют восемь рыцарских доброодетелей, которыми должен обладать каждый рыцарь ордена.
В этом помещении проходили приёмы особо важных гостей. По свидетельствам современников раньше этот зал украшала люстра, которая стоила половину стоимости всего дома. Сейчас зал освещает современная люстра, стилизованная под старину.


В углу комнаты стоит старинная печь, привезённая из Поволжья. Она отделана изразцами очень редкого лимонного цвета.

К концу ХХ века эта комната оказалась в наихудшем состоянии. За годы советской власти дворец оказался поражённым грибком. До сих пор его не удалось полностью вывести. Некоторые районы Москвы расположены в низинах, на болотистых местах, поэтому многие старинные постройки в городе поражены грибком.
На стене – портрет З.Н.Юсуповой, копия картины В.А.Серова.

В XIX веке, когда Зинаида Николаевна обустраивала этот дом, она приобретала мебель либо в антикварных магазинах, либо специально заказывала за границей, поскольку приобрести подлинную мебель XVII века было практически невозможно. Хотя Юсуповы могли себе позволить очень многое, но предметов того времени просто не сохранилось.

Зинаида Николаевна была последней наследницей рода. Стоимость принадлежавшего ей только недвижимого имущества в Москве и Санкт-Петербурге оценивалось в более чем 21 миллион рублей. Кроме того, у неё было огромное количество разных драгоценностей, включая жемчужное ожерелье Марии Антуанетты. К тому же Юсуповы владели бесценной коллекцией живописи, включая полотна Рембранта.

Хорошо понимая, чем грозит роду фамильное проклятье, Юсуповы оставили завещание, в котором передавали, в случае прекращения рода, своё недвижимое имущество государству, Российской империи. Попытки многих Юсуповых способствовать продолжению и разветвлению рода успехом не увенчались. У Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича было четверо детей. Младший сын, Николай, погиб на дуэли из-за женщины накануне своего 25-летия. Поэтому наследник в семье был только один – Феликс Феликсович младший.

Ирина и Феликс

Интересна предыстория брака Феликса и Ирины Александровны. Юсуповы и помыслить себе не могли сделать предложение Великой Княжне. Но Романовы сами заговорили об этом. Это случилось в Москве, когда царскую семью принимали в Архангельском. Есть мнение, что сам Николай Александрович заговорил о том, Юсуповы – древний и достойный род и они не прочь были бы с ними породниться. Такое предложение, конечно, было расценено как величайшая честь и брак Ирины Александровны Романовой и Феликса Феликсовича Юсупова состоялся в 1914 году. А уже в 1915 в семье родилась девочка – Ирина Феликсовна Юсупова.

Юсуповский дворец в Москве. Портретная

В этой комнате логично поговорить об истории рода Юсуповых, который ведёт свою историю с X века. Пращур князей Юсуповых был выходцем из Багдадского халифата. В свою очередь он происходит из рода тестя самого пророка Мухаммеда.

Подробно с историей рода можно познакомиться на этой страничке. Мы же кратко остановимся лишь на некоторых представителях рода.

Известный в русской истории основатель Ногайской Орды хан Едигей также является одним из предков Юсуповых.
Первое изображение, которое начинает портретную галерею Юсуповых – это Ногайский хан Юсуф, он жил в XVI веке (1480-1555).

Его дочь, казанская царевна Сююмбека была пленена Иваном Грозным и вывезена в Москву.


Содержалась она с почестями, а два её сына похоронены в царской усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля. Самого Юсуфа убили, а двух его сыновей привезли в Москву, где они служили Московии верой и правдой.
Князь Дмитрий (умер в 1694) принял православие – это случилось после известного конфуза, когда князь по незнанию накормил Патриарха Иоакима гусем в постный день.


Когда Его Святейшество похвалил хорошо приготовленное блюдо, князь похвастался своим поваром, который и гуся может приготовить под рыбу. Патриарх разгневался, дело получило огласку, дошло до царя Фёдора Алексеевича и князю Дмитрию грозило и разорение, и опала, и, может быть, казнь. Тогда Юсупов решил принять православие. Ночью приснился Юсупову пророк Мухаммед и проклял весь род, пообещав, что отныне в его роду лишь один наследник будет доживать до 26 лет. Так оно впоследствии и вышло.
Следующее изображение – портрет сына князя Дмитрия, Григория Дмитриевича Юсупова.

Служил он во время Петра Первого, был сподвижником первого императора и прославился в Азовских походах и Северной войне. О его близости к Петру говорит тот факт, что за гробом императора он шёл наравне с А.Д.Меньшиковым и Ф.М.Апраксиным.
Этот дом в Большом Харитоньевском был пожалован Григорию Дмитриевичу императором Петром Вторым.
Его сын Борис Григорьевич предпочёл гражданскую службу военной. В 1740 году был назначен генерал-губернатором Москвы. Рядом – портрет его жены.

На другой стене представлен портрет князя Николая Борисовича, одного из самых ярких представителей рода, екатерининского вельможи. По некоторым сведениям одно время он даже был любовником императрицы. Во всяком случае, в его кабинете висела картина, изображающая его и императрицу в виде обнажённых Аполлона и Венеры. В числе его заслуг – закупка картин для Эрмитажа, он считался «знатоком искусств». Закупая картины для императорской коллекции, Николай Борисович и себя не забывал. Он дружил и вёл переписку с Дидро, Вольтером, а Бомарше даже посвятил ему стихотворение. В Европе Н.Б.Юсупов был принят монархами разных стран – Иосифом Вторым в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном в Париже.


В разное время он был директором Эрмитажа и главноначальствующим кремлёвских строений и Оружейной палаты.

Н.Б. Юсупов – единственный вельможа в русской истории, который был маршалом на коронации трёх императоров – Павла, Александра Первого и Николая Первого. Был награждён ВСЕМИ русскими и многими иностранными орденами. Специально для него была учреждена новая награда – драгоценная жемчужная эполета.

Он снискал славу ловеласа. В его комнате висело 300 портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. В Москве рядом с его особняком был специальный дом, окружённый стеной, где содержались наиболее миловидные из его крепостных. В 80-летнем возрасте имел 18-летнюю любовницу из крепостных.
Такое женолюбие было одной из причин разъезда супругов – он был женат на родственнице князя Потёмкина.

Живя в Москве, Юсупов купил имение Архангельское и обустроил его таким образом, что его называли «русским Версалем».
Н.Б.Юсупов основал знаменитые фарфоровые заводы.
Николая Борисовича очень любил А.С.Пушкин и после его смерти написал: «Умер мой князь Юсупов». Также поэт посвятил князю такие строки:
…Ты понял жизни цель, счастливый человек,
Для жизни ты живёшь свой долгий, ясный век,
Ещё ты смолоду умно разнообразил
Искал возможного, умеренно проказил.
Чредою шли к тебе забавы и чины…
Кстати, умер князь в 82-летнем возрасте от холеры.
Рядом на портрете изображена его сестра,


далее – жена.



Портрет его сына – Бориса Николаевича. Был полной противоположностью отцу. Однако сумел поправить пришедшие в упадок финансовые дела Юсуповых. Николай Борисович оставил немало долгов, Борис же сумел поправить дела.


Здесь же представлен портрет его жены.

Сын Бориса Николаевича Николай Борисович (его портрета здесь нет) был последним представителем рода по мужской линии. Значительную часть своей жизни он жил за границей, выполняя дипломатические поручения двора.

За семь лет до своей смерти он обратился к императору Александру Второму с просьбой о дозволении передать своё имя, титул и герб зятю – мужу старшей дочери графу Сумарокову-Эльстону.

Супружеская жизнь Зинаиды Николаевны была счастливой, она вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона по любви. В своё время к ней сватались представители европейских правящих домов – два французских инфанта и болгарский принц. Все получили отказ. Со своим будущим мужем Зинаида Юсупова познакомилась во время церемонии сватовства болгарского принца – Феликс Сумароков-Эльстон, потомок фельдмаршала М.И.Кутузова и прусского короля Фридриха-Вильгельма Четвёртого был в свите принца. Посватался к своей будущей жене через два дня после знакомства и получил не только жену, но в придачу имя, титул и герб семьи Юсуповых.

Над печкой слева – портрет матери Зинаиды Николаевны.


Завершает портретную галерею изображение сестры Зинаиды Николаевны, Татьяны Николаевны, умершей в 22-летнем возрасте от тифа. Ещё одна семейная история связана со смертью Татьяны Николаевны. Когда старшей, Зинаиде, было около 20 лет, она, упав с коня, сильно повредила ногу. Началась гангрена, в доме уже вряд ли надеялись на выздоровление девушки. Но случилось так, что в бреду Зинаида увидела Иоанна Кроншдтатского. Ей стало немного лучше и она попросила пригласить святителя в дом. После беседы со святым отцом девушка пошла на поправку и выздоровела. Говорили, что своим выздоровлением она подставила младшую сестру.

Юсуповский дворец в Москве. Кабинет

Интерьер кабинета был воссоздан по описаниям дворца Алексея Михайловича. На своде изображено движение небесных тел вокруг солнца. Хорошо видно, что Земля с Луной – больше по размеру, чем другие планеты – так считали в XVII веке.



И движение Земли с Луной вокруг Солнца.

В этой комнате находится редчайший экспонат музея – подлинный буфет.(Где он был сделан – неизвестно).


После событий 1917 года дворец захватили анархисты, затем здесь размещался военный музей, позже – Академия Сельскохозяйственных Наук известная под аббревиатурой ВАСХНИЛ. В этих помещениях работал академик, выдающийся учёный Николай Иванович Вавилов.


Обмеры здания и попытки реставрации проводились в 1928 году, а затем – в 1946 году. Но лишь в 1990-е годы, к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, который имеет непосредственное отношения к этому дому, отреставрировали фасад особняка.
Ещё одно помещение, которое можно осмотреть – это подвал дома.

Подвал. Красная комната. Юсуповский дворец в Москве

Эта самая старая часть дома, по некоторым данным она датируется концом XVI века. Существовала семейная легенда Юсуповых, говорящая о том, что именно на этом самом месте располагался сокольничий дворец Ивана Грозного. Существует гипотеза, что сокольничим дворцом пользовался и Алексей Михайлович, то есть он сохранялся около 100 лет.
Домом некоторое время владел Пётр Шафиров, прославившийся казнокрадством и мздоимством, за что и был сослан в Сибирь. Это самый первый известный владелец дома.
Затем, домом владел Пётр Толстой, начальник Тайной канцелярии, интриговал против Меншикова, за что попал в опалу. Дом был передан Волковым – хотя они владели домом совсем недолго, но в историю они вошли, как одни из владельцев особняка, который известен под названием дом Волковых – Юсуповых. Юсуповым дом жаловал император Пётр Второй.

Юсуповы – род очень древний. Представители рода непременно любили это подчёркивать во всём. Семейное предание говорит о том, что однажды Иван Грозный охотился в этих местах. Проезжая по лесу, ветка зацепила его шапку, сбросив её с головы. Разгневанный царь приказал срубить это дерево. Приказание перевыполнили, чтобы угодить государю – срубили несколько деревьев. Получилась небольшая полянка, на которой и был построен охотничий дворец царя. Поэтому присутствие на сводах изображений ловчих птиц.

Также существовала легенда о подземном ходе. Во всяком случае, последний Юсупов – Феликс Феликсович младший зафиксировал эту историю в своих мемуарах. Он писал, что родители, реставрируя дом, действительно нашли тайный ход с людскими скелетами и замуровали его. Версия о многочисленных подземных ходах, прорытых во времена Ивана Грозного, до сих пор бытует в Москве. Легенда повествует, что царь любил, переодевшись, выходить из Кремля тайными подземными ходами и оказываться в самых неожиданных местах столицы, чтобы послушать, что люди говорят. Юсуповы подчёркивали, что такой ход существовал и вёл от их дома к Кремлю. Но это пока ещё остаётся легендой, никаких ходов реставраторы не обнаружили.

Главная тема орнамента этого помещения – «райский сад». А также имитация пышной, буйной растительности летнего времени.


Лето в наших краях довольно короткое, скоротечное, и чтобы продлить ощущение тепла, лета, благоприятного времени года, помещения очень часто расписывали таким узором.
Если оглянуться на дверной проём, ведущий в этот покой, то в глаза бросается довольно обширный зондаж в стене.

Хорошо видно, что вход в подвальные залы находится именно там, где он и был на протяжении веков. Можно подумать, что раньше вход был очень низкий и людям приходилось буквально проползать в комнату. на самом деле проём был достаточно высоким. Просто за три века нарос культурный слой и уровень пола заметно поднялся.

Главной темой росписей сводов подвальной залы является соколиная охота на лебедя и селезня. Соколиная охота – занятие весьма дорогостоящее. Один тренированный охотничий сокол стоил цену шести лошадей!!!

Этапы охоты живописно показаны в росписях верхних частей стены и полусводов. Рассматривать их следует, начиная с правой стороны от входа. На первом изображении видна торжественная свита государя, первого венчанного царя Ивана Грозного и выезд из дворца на соколиную охоту.

Царю подводят коня, все сопровождающие уже готовы к торжественному выезду.
Следующая картина – напротив, на левой стене. Это сцена уже в лесу, на природе. Царю подносят соколов, он надевает крепкие, кожаные перчатки.

Это было необходимой мерой предосторожности, потому что когти у сокола настолько крепкие, что при нападении он перерубал шею лебедя надвое. Поэтому все сокольничьи всегда носили на руках перчатки. И ещё здесь можно обратить внимание на то, что на головках у всех соколов надеты шапочки.

Это было специальным способом охоты – шапочки надевались для того, чтобы сокол не отвлекался на посторонние предметы. А когда наступало время охоты, то шапочку, закрывающую соколу глаза, снимали и он стразу же бросался на добычу.

Ещё одна деталь – не следует путать сокольников и сокольничьих. Сокольники – простые слуги, которые следят за соколами, они и изображены на картине. Сокольничий – это придворный боярский чин.
На противоположной от входа стене нарисована сама сцена охоты с собаками и дичь.

На соколиную охоту обязательно брали собак. Но не затем, чтобы они приносили добычу. Сокол сам приносил добычу хозяину, для этой цели собаки были не нужны. А нужны они, чтобы спугнуть добычу – уток, гусей или лебедей. Ведь пернатые могли затаиться и просто тихо сидеть, не взлетая. Собаки их вспугивали, а сокол уже ловил. Во время охоты скорость сокола достигает 300 км в час. Это скорость поезда «Сапсан», хотя, говорят, что сейчас «Сапсан» идёт медленнее.

Соколиная охота проходила без участия человека. Сокола, предварительно сняв с него шапочку, подбрасывали вверх и он улетал в точку. А затем с высоты, с которой его и рассмотреть было нельзя, камнем бросался на добычу. И не всегда попадал сразу. Иногда промахивался и тогда взлетал ещё раз. Эти взлёты называются “ставкой”. Вот чем меньше таких “ставок”, тем лучше считается сокол.
На стене над дверью изображен итог всей охоты – царский пир. Видно, как перед столом в поклоне стоят сокольничьи.



У них при дворе был особый статус и особая ответственность. За утрату сокола сокольничий платил своей головой.

На последней картине вдалеке изображен ельник. Юсуповы подчёркивали, что это то самое место, на котором позже был построен дворец Ивана Грозного, а потом и этот дом.

Все росписи были сделаны артелью художников под руководством Морозова. При реставрации было смыто несколько слоёв (до 18!) побелки и штукатурки.

В 1919 Юсуповы покинули Россию. Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович – старший уехали в Рим, Феликс Феликсович – младший с семьёй – в Париж. Когда старший Юсупов умер, в 1928 году, Зинаида Николаевна переехала с сыну в Париж.

В конце 30-х годов нацисты неоднократно делали предложения о сотрудничестве князю Юсупову графу Сумарокову-Эльстон, которые он с негодованием отвергал. В отместку нацисты не вернули капиталов, хранившихся в банках Берлина. После войны Юсуповы окончательно разорились. Умер Феликс Феликсович в 1967 году.
Его дочь, Ирина Феликсовна вышла замуж за графа Николая Шереметьева. Их дочь Ксения Николаевна была в России, даже приняла российское гражданство. В 2004 году в семье единственной дочери Ксении Татьяны родилась девочка – Марилья.

О современниках Юсупоых, барских усадьбах и старинных храмах мы рассказываем на

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: