Новый афон келья. Новый Афон.Псырцха

Грот Святого апостола Симона Кананита находится в ущелье реки Псырцха. Здесь, согласно преданию, жил и молился Святой апостол. Пещера была освящена водосвятием в 1884 году; в ней прорублен вход для паломников и поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона.


Путь к пещере начинается у древнего храма IX-X вв., возведенного на месте мучительной смерти святого, погибшего от рук римских легионеров.Нужно миновать рукотворный водопад и подняться к железнодорожной платформе Псырцхе.




Вышли рано утром и просто наслаждались дорогой, идти нужно по не широкой дорожке, потом подниматься по ступеням. С маленькими детьми лучше не ходить, нужна осторожность.




Начало дорожки к келье начинается с кассы заповедника внутри небольшого сквера. По пути к гроту находятся ещё несколько христианских святынь: источник со святой водой, омовение в котором, согласно преданию, излечит от всех недугов; гранитный валун с отпечатком стопы Святого апостола (около него останавливаются паломники и служатся молебны); горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть.


Небольшой естественный грот в ущелье Псырцхи, где жил апостол в 53-55 гг. н.э. вплоть до своей гибели.


В пещере обычно кто-то дежурит для предотвращения вандализма; за фотосъемку платить не нужно. Сюда приводят многих экскурсантов, но большую часть времени царит тишина. На стенах пещеры – старинные мозаики, изображения крестов, надписи, иконы, лампады. Этому месту абхазы поклонялись даже в годы турецкого господства и в советское время.


Согласно церковному преданию, Симон Кананит был послан на землю древних абазгов, чтобы проповедовать среди них христианство. В Абазгии апостол избрал для проживания и служения небольшой грот в живописном ущелье горной реки Псырцха. До конца своих дней Святой апостол Симон Кананит жил среди абазгов, проводя дни и часы в посте и молитвах, оберегал семьи местных жителей, прославлял Иисуса Христа. Приходившие к гроту святого люди слушали евангельские проповеди о Боге Иисусе, который стал Человеком и отдал свою жизнь во искупление людских грехов, о святых апостолах и Богородице, которая, волей жребия должна была нести благую весть древним абазгам. Симон Кананит стал национальным абхазским святым и основателем одной из самых древних христианских общин.

Грот Симона Кананита приобрел свой теперешний вид уже после смерти святого апостола. Монахи-отшельники прорубили в пещере вход, построили лестницу из известковых плит. В своё время апостол входил внутрь своей обители через узкое отверстие в своде. На стенах пещеры монахами был высечен четырехконечный крест, а также выложены мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

«Святой Симон Кананит был из числа 12 апостолов. Чтение Евангелия на литургии в день его памяти, 10 мая, благовествует о братьях Господа по плоти, между ними упоминается и о Симоне (Мф. 13, 54–58). Здесь необходимо заметить, что праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы, до 80-летнего возраста жил как простой труженик и имел от супруги Соломии четверых сыновей и двоих дочерей. По кончине жены жил вдовцом, и в этом положении его застало избрание Божиего Промысла. Апостол Симон — третий мнимый брат Господа по плоти, или, проще сказать, по родству.
Есть предание, что на браке у апостола Симона в Кане Галилейской Господь сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино (Ин. 2, 1–9). Презрев все мирское, он пошел за Христом, уневестив душу свою Жениху бессмертному. Вместе с Андреем Первозванным проповедовал веру в Иудее, также в Эдессе, Сванетии, в Абхазии. А кроме того, апостол Симон странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию, Ливию и Британию.
Из жития апостола Андрея Первозванного видно, что, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь евангельскую, он со спутниками, среди которых был Симон Кананит, дошел до земли Иверской, а затем и гористой Сванетии в княжение некой жены, принявшей их. Здесь остался Матфей, а великий Андрей с Симоном Кананитом проникли глубже в горы, в пределы осетин. Оттуда спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте, ныне Сухум, жители которого приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе Симона, а сам отправился далее. Проповедовал апостол Симон в Абхазии, по словам летописи, в 55 году по Рождестве Христовом. Святой апостол подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи.
Как долго он проповедовал в Абхазии, летописи не говорят. Известно лишь, что прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями и божественное учение стало приносить обильный плод веры в народе. Апостол подвергся за это бесчисленным огорчениям и бедствиям. А во время гонения, воздвигнутого грузинским царем Адеркием, увенчан был мученическим венцем и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу Псыртсхи.
Брошенное святыми апостолами семя слова Божия успешно произросло и благотворно распространилось, в 1089–1130 годах весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквями. По завоеванию страны турками абхазы приняли магометанство, и многие христианские храмы, в том числе и святого апостола Симона Кананита, были разрушены. Но место его погребения всегда особо почиталось местными обитателями, необъяснимо для них самих».

Для меня важным моментом в путешествии всегда является знакомство со святынями, почитаемыми в тех местах, где я бываю. Так лучше постигается душа народа, его культура и традиции.

Наверное, не буду оригинальна в том, что существуют такие святые места или храмы, которые не оставляют равнодушными не только приверженцев той конфессии, к которой они принадлежат, но и других людей, в том числе и атеистов.

Разве не замрёт сердце перед нежной красотой русской лебёдушки – храма Покрова на Нерли?

А строгий белокаменный храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге? Этот шедевр древнерусской архитектуры, несмотря на простоту и строгость своих линий, оставляет очень сильное впечатление! В один ряд с ними по праву можно поставить и православный новоафонский храм в честь апостола Симона Кананита.

Симон Зилот (ревнитель) был одним из двенадцати Апостолов, тем учеником Христа, на свадьбе которого в Кане Галилейской Сын Божий сотворил первое чудо, претворив воду в вино.

Потому и именуется он также Кананитом.

Почему же на абхазской земле так почитаем этот святой? Дело в том, что по церковному преданию именно он нёс здесь свой миссионерский просветительский подвиг, живя в небольшой пещере в скале над рекой Псырцхой,

именно в этом краю он претерпел мученическую кончину, был распилен римскими язычниками. Жители села Псыртцха, глубоко почитавшие этого молитвенника и чудотворца, сами похоронили его(около 55 г. н. э.).

История храма

Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.

Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.

Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии. С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев. А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».

Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.

И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.

Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых - еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.

Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.

К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.

23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.

Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.

В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.

Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л. Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье. И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,

и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.

Можно ли попасть внутрь?

К сожалению, в настоящее время храм закрыт на реставрацию. При существующем с 2011 года церковном расколе в Абхазии он, тем не менее, принадлежит именно Абхазской православной церкви, а не раскольникам, прибравшим к рукам Новоафонский монастырь. Будем надеяться, что все недоумения и разбирательства улягутся, а пока вы можете обойти этот чудесный храм, и позади, в наружную нишу в его стене в районе алтаря поставить свечу с просьбой к великому Святому Симону о его молитвенной помощи за вашу семью.

Как добраться до храма

Если вы отдыхаете в самой Абхазии или на российском черноморском побережье Кавказа, то добраться до Нового Афона очень просто. В или в Адлере можно купить экскурсионный тур, включающий в себя посещение новоафонской пещеры, монастыря, грота Симона Кананита и его храма . Если вы хотите посмотреть эти достопримечательности за один день и едете в Абхазию впервые, то очень советую этот самый простой и вполне интересный вариант. При пересечении границы вам понадобиться только ваш российский паспорт.

Если вы любите также, как я, вне экскурсионных рамок и людных компаний разведывать этот мир, то можно и самостоятельно посетить этот замечательный курортный городок. От Адлера до Нового Афона чуть более 90 км. На своём автомобиле от Адлера вы доезжаете до пограничного пункта у реки Псоу, а далее, после его прохождения, просто едете по Сухумскому шоссе,

обозревая по дороге прекрасные природные виды.

Если машины у вас нет, то доезжаете от Адлера до границы на автобусах 125 и 125С, а также маршрутках 100 и 125 до Казачьего рынка. Проходите границу (возникнут вопросы о местонахождении КПП, вспомните поговорку про "язык, который доведёт", обратитесь к кому-то из местных, любой человек вас сориентирует).

На абхазской стороне вас уже поджидает масса маршруток, частников и рейсовые автобусы . Я бы выбрала последнее – самое надёжно е на абхазских дорогах. Так как манера езды местного населения, по моему мнению, несколько холеричная , а с большим икарусом не поспоришь. Ну, и маршрутка (150 рублей) тоже вполне подойдёт. Частники же могут заломить весьма высокую цену (больше 1000), а о темпераменте местных водителей я только что намекнула. Но если вы обожаете дорогой экстрим, то можно рискнуть. На ветровом стекле автобусов и маршруток всегда написано направление их следования, потому просто ищите табличку "Новый Афон". Городок очень мал, и, выйдя в Новом Афоне на остановке "Площадь Боевой славы", вам останется лишь спросить, как дойти до храма, а также добраться до других новоафонских достопримечательностей,

которые непременно надо увидеть пытливому глазу настоящего путешественника!

Составлено с использованием материалов: http://www.mandalay.ru/grot-simona-kananita.html В Новом Афоне стоит храм Симона Кананита, построенный из белого тесаного камня, датируется он IХ-Х веками. Храм Святого великомученика Апостола Симона Кананита построен в 10-11 веках и является действующим. Трехапсидный храм, композиция которого характерна для раннесредневековой (IX - Х вв.) Абхазии. Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями. С легкой руки Новоафонских монахов, этот храм обычно связывали с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея Первозванного, который, согласно церковной традиции, проповедовал на обширной территории вокруг Черного моря и на Кавказе. В 55 году н. э. они достигли пределов Абхазии, где апостол Андрей оставил Симона для распространения христианства среди абхазов.

В пору царствования Адерки пришли в Абхазию и Эгриси Андрей и Симон Кананит - двое из двенадцати святых апостолов...Великий Андрей, совместно с Симоном отправились в земли Овсетские, достигли города, который называется Фоста-фор, где содеяли множество чудес, обратили и просветили множество народа; оттуда ушли в земли Абхазские и добрались до города Севаста, ныне именуемого Цхуми. И оставил там Андрей Симона Кананита с учениками, а сам ушел в страну джиков. Джики - люди земли этой - были жестокосердны и весьма злы делами своими, неверующи и беспастырны. Они не только не вняли проповеди апостола, но тщились умертвить его. Однако божья благодать защитила Андрея. Увидев непреклонность их, он оставил джиков и удалился. Потому-то по сию пору пребывают они в неверии. Могила же Симона Кананита находится в городе Никопсии, между Абхазией и Джикетией, ибо там и преставился апостол Симон.

А святой Андрей затем утвердил в вере мегрелов и абхазов и удалился в Скифию...

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. В пятидесятых годах нашей эры Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере на берегу одноименной реки. Во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь Адеркий, Симон принял мученическую кончину. Был заживо распилен пилой и отрезана голова. Недалеко от этого места была впоследствии построена церковь его имени. На фото, ступени к гроту Апостола.


Что нам известно о Симоне Кананите? На его свадьбе Иисус Христос сотворил свое первое чудо! Симеон был настолько беден, что к середине праздника вино закончилось. Распорядитель стал спрашивать у жениха, как ему поступить. Иисус, услышав это, сказал: «Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям». Каково же было удивление виночерпиев, когда в чаши гостей полилось вино! Не знаю, насколько это чудо можно считать "положительным”, как говориться, не мне судить, но после этого Симеон так уверовал в христианские ценности, что оставил свою невесту за свадебным столом, и стал повсюду следовать за Иисусом и проповедовать веру Христову.
Жил он в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.
Но христианство только устанавливалось в этой части Понта Эвксинского, и в годы правления грузинского царя Адеркия на берегу реки римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову.
В некоторых изданиях сказано, что Симон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным.
Предание говорит, что Симон Кананит попадал в свой грот-келью через узкое отверстие в своде.
Монахи-отшельники снизу прорубили второй вход в грот Симона Кананита, выложили каменную лестницу из известковых плит. Они же на стенах пещеры выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.


В IX веке, в период расцвета Анакопии, на мощах Симона Кананита был выстроен храм, разрушенный потом мусульманами-завоевателями. Позже, в X веке, храм был восстановлен на старом фундаменте, украшен внутри уникальной фресковой росписью. В дни гонений на христиан и установления Советской власти в Абхазии стены были забелены. На сегодняшний день удалось очистить лишь малую часть фресок.
Храм Святого великомученика Симона Кананита является действующим, стоит на территории современного Нового Афона. Симону идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. По старой христианской традиции, которую свято чтят в этих местах, двери Симоно-Кананитского храма закрывают для посторонних во время свершения церковных таинств – венчания, крещения, исповеди… Служба в пещере Симона Кананита.

Грот Симона Кананита — пещерная келья, которая является почитаемым у христиан местом. Келья расположена в абхазском городе Новый Афон. Место находится в ущелье Псырцха, в отвесной скале. К месту поклонения ведет крутая лестница (200 ступеней), выдолбленная в скале. В центре грота располагается крупный валун — по легенде апостол использовал его в качестве стола. Внутри грот украшен иконами и свечами. На входе можно приобрести свечку. Внутри всегда находится смотритель, с которым можно пообщаться на религиозные темы.

Место издавна было почитаемым у христиан, ежегодно сюда приходили паломники из разных стран. С образованием Новоафонского монастыря , монахи с греческой святой горы Афон пришли сюда и освятили грот. Бывшая апостольская келья была превращена в небольшую часовню.

Паломнический и туристический путь к гроту проходит по территории природного Псырцхинского заповедника (вход — 200 рублей) вдоль речного русла. Путь стартует от места, где, если верить библейским преданиям, Симон Кананит был убит в 55 году. Посетители заповедника проходят мимо источника со святой водой и огромного валуна с впадиной, напоминающей отпечаток человеческой ступни. Говорят, что это отпечаток ступни самого апостола. Здесь всегда останавливаются паломники, иногда проводятся молебны.

В целом дорога к гроту апостола Симона Кананита очень живописная. Даже если вы нерелигиозный человек, стоит прогуляться, чтобы полюбоваться природой Абхазии. Дорога была облагорожена местными монахами в XIX веке. Лес выглядит как тысячи лет назад: папоротники, субтропические деревья, извилистые тропы, горные ручьи, водопады. Пеший путь занимает 30 минут. За это время туристы успевают проникнуться атмосферой древнего леса. По пути встречается заброшенная железнодорожная станция — очень фотогеничная. В жаркое время можно искупаться в горной реке. Имейте в виду, что подъем по лестнице очень крутой, ступени могут быть скользкими. В высокий сезон к келье апостола проводятся бесплатные экскурсии (по цене входного билета), при условии набора группы от 10 человек.

Симон Кананит в Новом Афоне

Святой, выбравший местом своего уединения гористую кавказскую местность, был одним из сыновей Иосифа, то есть являлся сводным братом Иисусу Христу. Симон уверовал, когда увидел одно из чудес Иисуса — превращение воды в вино. Апостол почитается как покровитель супружества. За свою жизнь, по преданиям, Симон проповедовал не только на Ближнем Востоке, но и в кавказских царствах. На землю Иверскую (так именовался Новый Афон и окрестности в те времена) он пришел вместе с Андреем Первозванным. В абхазских притчах встречается упоминание некого Симона, который исцелял местных жителей молитвами и речной водой.

Местом монашеского уединения Симон Кананит выбрал крошечную и труднодоступную пещеру в скале у речного ущелья. В те времена никакой лестницы не было. Попасть в пещерную келью можно было через отверстие наверху, спустившись по веревке. Местные жители приходили исповедаться, приносили еду и одежду. Абхазцы считают, что именно проповеди Симона Кананита помогли им отказаться от язычества и стать христианами.

Но вскоре у Симона, ведущего тихий монашеский образ жизни, появились противники. Грузинский царь Адеркий (по другой версии римские легионеры) был язычником, он выступал против христианизации кавказских народов. По его приказу и был убит Симон Кананит. Существует несколько версий о том, как его лишили жизни. По одной из них, апостолу отсекли голову мечом. По другой, отпилили пилой. Менее популярная версия гласит, что апостол Симон Кананит был распят на кресте.

Симона Кананита похоронили здесь, в Новом Афоне. Опять же, версии о точном месте захоронения расходятся. По самой популярной, на месте погребения сейчас находится храм Симона Кананита . Сейчас каменный храм закрыт из-за обветшания внутренней обстановки. Но поклониться святому можно у одной стен, она легко опознаваема по нише с иконой с изображением апостола и всегда зажженной свечкой. Память святого апостола Симона Кананита почитают 23 мая.

Как добраться

Келья Симона Кананита находится на расстоянии от центра города. От автобусной остановки «Новый Афон» нужно подниматься вверх, в сторону гор, вдоль речного русла до водопада и храма Симона Кананита. Далее — оплатить вход в заповедник и двигаться вдоль реки, следуя указателям. Если вы прибываете на своем автомобиле, стоит иметь в виду, что парковка перед входом в ущелье — платная.

Внутри Нового Афона общественный транспорт не курсирует. Добраться до города можно на автобусах из других городов Абхазии. Максимальная стоимость билета — 200 рублей, от пограничного пункта Псоу.

Карта пешего маршрута от автобусной остановки до грота апостола Симона Кананита

Такси до Нового Афона можно вызвать через приложения «GT такси» и «Абхазия такси» (только на Андроид). Но автомобиль не сможет доехать до самого грота — таксисты довозят паломников и туристов до кассы у входа в ущелье Псырцха. Финальный отрезок маршрута, проходящий по заповедным местам, можно пройти только пешком.

Виды Псырцхинского заповедника и тропа к келье

Грот апостола Симона Кананита на видео

В Абхазии, на берегу реки Псырцха, находится памятник древней архитектуры – трехапсидная крестовокупольная церковь Симона Кананита . Возведенная в эпоху становления Анакопии в IX-X веках религиозным и административным центром Абхазского царства, она расположена на месте, где был похоронен, согласно преданию, апостол Симон Кананит . Экскурсия в храм Симона Кананита является сегодня одним из важнейших пунктов паломнических маршрутов не только Нового Афона и Абхазии, но и всего Причерноморья.

Храм Симона Кананита: страницы истории

Храм Симона Кананита – уникальный памятник, представитель абхазской школы церковного строительства, сформировавшейся под влиянием Византии. В середине VIII века Абазгская епархия, подчинявшаяся до этого Константинопольскому патриархату, стала самостоятельной Абхазской Православной Церковью. Это событие послужило толчком расцвета в Абхазском царстве церковного строительства. Стремясь увековечить свои имена, абхазские цари строили соборы и храмы, не жалея средств на их украшение. Этот исторический период подарил Кавказу и всему Восточному Причерноморью выдающиеся архитектурные памятники. Основные из них:

  • Бзыбский храм;
  • храм Алахадзы;
  • храм Симона Кананита;
  • Моквский храм;
  • Лыхненский храм;
  • Нижнеархызский храм.

В XI века мастера из Абхазии участвовали в строительстве киевского Софийского собора. Храм Симона Кананита расположен в одном из самых живописных мест Нового Афона – у Новоафонского водопада. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня. Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново. В эпоху Комнина, императора Византии (XIV век), он был украшен уникальнейшей фресковой росписью. Паломник А.Н. Муравьев , посетивший церковь в первой половине XIX века, писал в посвященном этим местам сочинении, что храм Симона Кананита имеет греческое устройство «с полукружием горняго места » и тройным разделением алтаря. Муравьев был поражен тонкостью выложенных из дикого камня стен и высотой опирающихся на тонкие столбы сводов. В то время еще были видны остатки живописной росписи на западной стене: два мученика и Успение Богоматери .

История храма

Указом от 27 ноября 1875 года император Александр III передал храм Симона Кананита Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю . Монахи сразу же принялись за восстановление древней церкви: почти все стены забелили, их высота изменилась, появился новый профилированный карниз, купол приобрел форму луковицы, а барабан стал круглым. Западный притвор украсила колокольня. Не восстановленными остались только портики над южным и западным входами. Реставрация храма Симона Кананита была закончена в 1882 году, весной которого он был освящен и стал действующим.

Симон Кананит считается покровителем семьи и брака. Ежегодно к храму приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Сегодня храм относится к Абхазской Православной Церкви. Каждый год, в день памяти апостола Симона Кананита (23 мая), в церкви проводится литургия с крестным ходом.

Во время экскурсии в храм можно увидеть две греческие надписи, сохранившиеся с эпохи раннего средневековья. Одна из них расположена над южным входом в церковь, вторая – на одном из камней восточной стены. В обеих надписях звучит просьба Господа о помощи.

Грот апостола Симона Кананита

Туристические и паломнические маршруты, связанные с именем Симона Кананита и Новым Афоном , не ограничиваются только храмом. В ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола .

События, связанные с этим гротом, произошли в середине I века. Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный , совершив долгое путешествие через малоазийские города, Неокесарию, Трапезунд и страну лазов, оказались в Апсилии. После проповедничества в Себастополисе дороги апостолов разошлись – Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Он начал активную проповедническую деятельность, и вскоре об этом стало известно римским перфектам. Они начали гонения на Симона Кананита, закончившиеся мученической смертью апостола. Похоронившие тело местные жители, обращенные апостолом в христианство, веками передавали сведения о месте погребения, спустя столетия на нем появился Новоафонский храм Симона Кананита.

Экскурсия в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья. Путь к гроту начинается у храма. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности :

  • целебный источник со святой водой;
  • небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола;
горные пороги, рядом с которыми Симон Кананит встретил смерть.

Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви. Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.

Экскурсия в храм Симона Кананита и грот-келью, где жил святой – дань памяти великой вере и человеколюбию, которые так редко можно встретить в наши дни. Отдыхая в Абхазии , обязательно посетите эти места: здесь начиналась история Православной Церкви.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: