Поселок угольные копи. Чукотка

Город Анадырь имеет все атрибуты большого города, но в маленьком виде. Застроен он, в основном, пятиэтажными домами, все они покрашены в весёлые цвета – красный, синий, жёлтый и проч. Такая простая мера, как покраска домов, сделала город веселей многих иных северных городов и посёлков. Впрочем, внутри подъезды выглядят обычно, по-северному, без прикрас. Домов выше пяти этажей в городе не видно. Все дома стоят на ножках высотой 0,5-1,5 метра, под домами – пустоты, ветер и некоторые трубы.

В городе замечен один супермаркет («Новомариинский») и несколько десятков магазинов, как съедобных, так и вещевых. Цены на еду создаются следующим образом. Всё, что можно привезти пароходом, и долго хранится (крупы, консервы), привозится с июля по ноябрь и стоит относительно приемлемых денег – каждый килограмм наценивается рублей на 60. То есть, например, сахар стоит 120 рублей за кило, картофель, морковка и т.п. – порядка 90 (это привезли последним осенним пароходом, потребляйте, пока не кончилось!). Консервированные овощи, огурцы, капусты, помидоры, в железных и стеклянных банках, стоят раза в два больше, чем у нас в России. Отностельно недорогое мороженое (может быть потому, что не требует особых условий хранения, положил на улицу или в холодный склад и храни себе). А вот те фрукты, которые могут испортиться, помёрзнуть, протухнуть, или же кои поспевают после того, как с Владивостока отправится последний пароход (в конце октября), -- эти фрукты везутся самолётами и тут каждый килограмм уже «золотой». Бананы – 490 в супермаркете, мандарины – 650 руб/кг, всё прочее -- что везётся самолётом – также 700, и выше. К весне, когда съедятся калории, привезённые пароходом, -- будут довозить самолётом что позаканчивалось и каждый свежий продукт тоже будет 600 р/кг и выше. Сахара, перловки, риса, варенья и джемов, гречки хватит до лета, их завезли, вероятно, достаточно (цена – вдвое от московской). Производители еды – в основном Западная половина России. Самый почти дешёвый найденный продукт – «Ноги Свинные» (так на ценнике), 120 руб/кг. Отчего такие дешёвые, не знаю, может они своим ходом идут с Большой Земли? Рыба есть тоже не очень дорогая, пищевые свойства и рыбы, и "свинных ног" не изучались, не знаю кто их тут покупает вообще.

Маленькие магазины дороже, чем супермаркет, но ненамного. Зато они часто круглосуточно открыты. В одном магазине видел гречу по 50, это вообще почти бесплатно для местности этой. Еда есть некоторая с Южной Кореи – коктейли «Милкис», «Золотой майонез» и прочие, стоимость двойная+ от корейской розничной. А вот продуктов из соседней Америки не видно.

Салоны связи «Связной», «Евросеть», «Мегафон» тут тоже выросли, хоть тут и не евро... Так как мобильные телефоны и всякие современные игрушки – не тяжёлые, цена на них вполне адекватная. Может это ещё докризисный завоз. В целом, мобильный телефон можно купить за 1500 руб (всего $20), трёхсимочный – за 2000 ($30), билайн-модем за 1000, а цены на планшеты и т.п. не представляют интереса для читателей, не поедете ж вы в Анадыре планшет покупать. Есть в городе банки и обмен валюты, курс $$ такой же большой, как и на материке – более 70 рублей за доллар, хотя тут до Америки ближе, могли бы и подешевле доллары подвезти, с Аляски-то! Я понимаю -- к нам в Москву их везти накладно, так хоть анадырцам подкинули бы со скидкой!

На другом берегу лимана – в посёлке Угольные копи – много маленьких магазинчиков. Ценообразование примерно такое же, некоторые объекты дороже, например, снежок и кефир анадырского завода, стоящие в Анадыре 150, тут видел уже в продаже за 210. (В связи с тем, что полезные (т.е.дешёвые продукты) на Чукотке не были почти обнаружены, я перешёл к потреблению более вредных (т.е. дорогих) продуктов.)

Что же касается предметов непостоянного спроса, т.е. тех, на которых может найтись покупатель, а может и не найтись покупателя – такие рискованные товары на Чукотку не поступают вовсе, и нуждающееся заказывают их по почте или же привозят сами с Большой Земли. Впрочем, для предметов дорогих и компактных, стоимость провоза-пересыла тут не так велика, как в предметах картофельных или банановых. Поэтому в целом, анадырец на свою зарплату (также повышенную) обставит квартиру лучше и современней, чем житель Тамбова или Смоленска. А вот продукт у него в холодильнике будет менее разнообразен, чем у коллеги-протетария средней полосы России или Украины. Именно берём холодильник (не морозилку и не шкаф, ведь крупы и макароны у всех одинаковые). .

В Анадыре есть несколько памятников. Имеется статуя Владимира Ильича Ленина, он стоит перед Дворцом детского творчества (бывш.Дом Пионеров).. Также несколько лет назад появилась крупная скульптура святого Николая, находится она прямо перед деревянным храмом. Тот храм, говорят, единственный такой большой деревянный храм, стоящий на ножках на вечной мерзлоте. Внутри – я зашёл – было пусто, безлоюдно, но из алтаря доносились звуки церковной службы (может быть там один священник и был). Внутри храма была вешалка для одежды, и на ней надпись: «Вещи прихожан, которые сейчас молятся… НЕ БРАТЬ!» И вторая: «За оставленные вещи храм ответственности не несёт!» Да, вероятно требуется вводить просвещение законом Божьим в сей чукотский край, раз такие надписи имеют место, значит, нужно просвещать. – Замечено и культовое учреждение меньшего размера.

Памятник установителям Соввласти на Чукотке, и монумент ветеранам ВОВ, тоже присутствуют. И стела «Новомариинск / Анадырь». И памятник основателю Анадыря (Новомариинска) в XIX веке. Всего же пара основных улиц, Ленина и Отке, и несколько второстепенных.

Город холмистый, то вверх, то вниз устремляется. Улицы охлаждённые, есть светофоры, много довольно машин (на душу населения). Вчера была идеальная погода, около -25 градусов и почти без ветра. Я целый день ходил по городу А., фотографировал, пока не стемнело, а заходит солнце в 14 часов с чем-то. При случае покажу фотографии. Потом пошёл в супермаркет, купил себе продуктов для еды и для исследования

(Включая мюсли. С мюсли вышла незадача. Я взял небольшой пакетик мюслей (400 гр.), на котором было, как оказалось, написано, что они очень живые. «Жизнелюб», «Стиль жизни», «Живая еда» и «Живой продукт» -- сразу все эти надписи присутствовали на этикетке. Вещество было порождено не на Чукотке, а в подмосковном в городе Реутов. Когда я их залил кипятком, по помещению разнеслась такая вонь, что я удивился, попробовал, понюхал и выбросил получившуюся массу. Может вода не та? Аккуратно вскипятил ещё воды, залил ещё раз – вонь опять разнеслась, не стал есть и выкинул весь пакет. Тоже мне «живой» продукт. Даты выпуска нигде на пакете не было видно. Это ж умудриться надо, такой вечный продукт испортить!)

…пообедал всеми остальными продуктами, и пошёл в бибилотеку, где вчера состоялась моя 2-я лекция. А оттуда меня забрал человек по имени Владимир, представляющий здесь Российское Географическое Общество, он же руководитель детско-подросткового клуба путешествий, чтобы я выступил перед школьниками вечером. Школьников пришло всего трое, поэтому наиболее интересен был рассказ самого Владимира о его жизни, вот основное (в сокращении):

«Я приехал на Чукотку сразу после армии, в 1971 году. Летел более недели с пересадками (самолёт заправлялся, ждал погоды) в: Амдерме, Хатанге, Черском. И прибыл в Анадырь. То был тогда ещё не город, посёлочек. Немного деревянных бараков, домики деревянные, балки – они часто горели тогда. Предлагали мне работать водителем, но я напросился в тундру геологом. И так было там хорошо, что я сразу влюбился в этот край, такая чистота, красота, запах какой! Много лет работал геологом, а потом – моряком на судне. А Чукотка тогда хорошо обеспечивалась. В Ростове, например, вы ещё не помните, а в магазинах ничего не было, только например колбаса китовая, чёрная такая. В Донбассе получше было тогда снабжение, в Донецке, Луганске. А на Чукотке было всё хорошо, разные продукты, одежда. Зарплата была тогда, вы наверное даже не понимаете, целых 1200 рублей в месяц, советских рублей. Но на «материке» я ничего не мог купить важного на эти деньги, ни квартиру, ни машину – на всё очереди были огромные. Поэтому можно было летать в отпуск в Москву – билет стоил 200 рублей на самолёт – или в Сочи, и там гулять. Ну а завоз северный был тогда мощнее, чем сейчас, доставлялось много грузов, развивали Чукотку активно. Постепенно город стали обстраивать, город при мне вырос, самолёты стали напрямую летать в Москву. Так и росло всё до 1980-х годов. А потом всё запустили. И Абрамович сей, также показухой больше занимался, не было настоящего развития региона. Но мне нравится этот край, тут замечательные люди и природа невеоятно красивая. Если приедете весной или летом, когда день длиннее увидите во всей красе»

Владимир также сообщил мне о трудностях, которые возникают в связи с приглашением сюда иностранецев. Так например одни иностранцы были приглашены им, и были в пос.Провидения, откуда он улетел в Анадырь, а те остались ещё на день и потом улетели тоже. Так погранцы сделали большой нагоняй приглашающему – как так он посмел оставить «своих» иностранцев без сопровождения? И другие случаи, связанные с пограничниками, поведал он. В общем, пограничники имеют тут существенную власть над населением и хотят контролировать всё и всех. Особенно иностранцев!

Заставший далёкий расцвет Чукотки, Владимир не возлюбил Р.Абрамовича, губернатора Чукотки в 2000-2007 примерно годах. А вот другие граждане относились к бизнесмену-губернатору хорошо. Но подробно тема эта (Абрамович и Чукотка) не может быть мной освещена за недостатком информации, думаю что в интернете об этом мегабайты написаны и без меня.

Итак! Вкратце: я заночевал в Анадыре (квартиры тут хорошо отапливаются, не в Магаданской гостинице), а утром пошёл досматривать город и фоткать. Поднялся нехороший ветер, похолодало, мороз под -30, но ветрит, как будто под -40. Я зашёл в офис «Нортоко» попрощаться с Евгением Басовым и передать ему, что иностранцы, которые хотят посетить Чукотку и не могут получить пропуск, грустят. В числе этих грустных, известный нам поляк М.Мильчарек: ранее он уже получил пропуск и был тут пять лет назад: от Эгвекинота до Черского он добрался летом (а я писал об этом), -- а теперь вот не дают ему пропуск. Тут не просто погранзона, а ТЗИ – территория, закрытая для иностранцев. Тов.Басов сказал следующее (в кратком изложении):

«Я сам желаю, чтобы исчезла эта пограничная зона, чтобы больше людей приезжали на Чукотку. А так, что он хочет, чтобы упростился режим, я ему тоже отвечу шуткой: пусть они нам санкции отменят! Да, это не в его компетенции, я понимаю. Но и не в моей. Пограничники – если я делаю кому-то разрешение – будут считать, что я за человека этого несу ответственность. 99,9% людей, которые путешествуют по Северу, они хорошие, отличные люди. Но возможен 0,1%, из-за какого-то человека. который полезет не туда, у меня будут неприятности! А как мне работать, если у меня будут неприятности с пограничниками? Поэтому я предпочитаю перестраховаться, или пусть мы с ним вместе сходим, это будет конечно платно для него, но я буду спокоен. А если он хочет иначе, пусть теребит кого-то из местных жителей, пусть ему сделают частное приглашение». – Примерно так сообщил он.

Попрощавшись с Евгением, я стал покидать город Анадырь. Некоторые мои книги остались в библиотеке в подарок, чтобы сохранялись тут веками в вечной мерзлоте. На этот раз я отправился на переправу пешком, чтобы переехать автостопом в Угольные Копи. И сфотографировать зимник и езду машин, снегоходов по этому льду при свете дня. Но такой мерзкий пошёл ветер, что пока я шёл до переправы, уже не был сильно доволен (хорошо, подвезли «самостопом» до выезда на лёд). Как оказалось днём «в Угольках», мороз -33 градуса с средним ветром, ощущается как -43, дети малые даже в школу не пошли, занятия в школах у детей отменили.

Пошёл, поофотографировал зимник, хотя на холодном ветру это было не очень удобно, руки и фотоаппарат подмерзали попеременно. Кстати, сегодня в Анадыре от холода произошло следующее, вовсе небывалое в моей жизни явление, вот почитайте. Сегодня, 23 дек.2015 г, телефон мобильный у меня в кармане подмёрз, и при неудачном движении вывалился из кармана, и сам позвонил в город Момбаса (Кения). Это глупейшее (и платное) событие тем более удивительно, что африканский № в Момбасе у меня стоит никак не первым в телефонном справочнике. Это, можно подумать, специальный крик о помощи самого телефона: «ааа! Заберите меня отсюда! Хочу в Африку!!» -- Момбаса мне перезвонила, я извинился и сказал, что я её не набирал, а потом посмотрел ах! Самодеятельность телефона!

Ну, прошло минут двадцать, и автостоп вскоре удался, хотя почему-то не все машины останавливались (один водитель даже проезжая открыл окно и выругался на меня). Дорога через лиман была достаточно ровной. Через некоторое время поймался пустой УАЗик, который довёз меня до самых дверей библиотеки Угольных Копей, а я подарил ему (водителю) книжку «ПВП».

Я прибыл в Угольные Копи ещё засветло (в 13:30) и успел ещё побродить по посёлку, сфотографировать некоторые здания и пейзаж. Над горизонтом встала огромная луна диаметром в три-четыре обыкновенных, пейзаж вокруг был очень пустынный, но некоторые здания Угольных Копей также покрашены и украшают пейзаж. Пройдя опять в библиотеку «Угольков», я стал ждать начала своей тут лекции. Наука победит! Об Угольных Копях напишу позже.

Пишет Сергей Доля: Самая таинственная и труднодоступная заброшка находится на Чукотке - ядерная военная часть Анадырь-1 или, как называют её местные, Гудым. Появилась она в начале 60-х годов для размещения ядерных ракет поближе к возможному противнику, то есть США. База была супер-секретной, местные знали только что поблизости какая-то воинская часть.

Сердце Гудыма - огромная бетонная "нора" со складами для хранения и обслуживания ядерных ракет. Как и каким образом её "грызли" в вечной мерзлоте для меня загадка. Кроме военного объекта, был ещё городок, где проживали служащие и их семьи.

Впрочем, в традиционной попытке всех "жестко переиграть", мы переиграли, главным образом, самих себя. 8 декабря 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча на высшем уровне, в ходе которой Горбачёв и Рейган подписали бессрочный "Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности", после чего с базы вывезли всё вооружение. Некоторое время подземные помещения использовать как базу хранения Анадырского военного гарнизона, но в 2002 году Гудым полностью забросили.

Сегодня это город-призрак. Что было более-менее ценное разворовали. Тем не менее, несмотря на прогнившие станы домов и облупленную краску подземных тоннелей, можно увидеть грандиозные масштабы Гудыма...

Склады по пути к базе. Кругом валяются крылатые ракеты. Судя по всему учебные. На панораме они слева у синей бочки:

3.

Их тут очень много. Не считал, но навскидку штук 20:

4.

5.

Закрылки на ракете:

6.

Внутри какие-то шары:

7.

8.

Итак, Гудым. Через 3 дня после меня в Анадырь приезжал Шойгу и должен был посещать эту заброшенную базу. Сейчас этот объект никем не охраняется и никому не нужен, но может скоро сюда повесят замок и тогда я стану последним блогером, кто побывал внутри:

9.

На подъезде к нему незаметный ДОТ:

10.

11.

Вход в главный военный объект, где хранились ракеты:

12.

Туда прямо на машине заехали. Внутри длинный коридор с ответвлениями. В ответвления не совались, а по туннелю проехали:

13.

Тоннель закрывается массивной бронированной дверью, весом в 40 тонн (вес среднего танка). Время закрытия примерно 2 минуты:

14.

Пульт рядом с дверью:

15.

Объект имеет полную противоатомную защиту, рассчитан на бомбежки с воздуха:

16.

Интересно, конечно, куда ведут эти ответвления, но изучать не решились:

17.

Второй выход:

18.

Признаки бывшей охраны военного объекта:

19.

Но сейчас Гудым охраняют только евражки:

20.

21.

Зловещие инсталляции оставлены, по видимому, редкими путешественниками. Местным до этого точно нет дела, они выпиливают последние двери:

22.

Военный городок сейчас полностью разрушен и разворован. Не представляет интереса в качестве "заброшки", так как тут ничего не осталось:

23.

Местные приезжают сюда как на склад стройматериалов и тащат всё, что не приколочено. Я видел 3 машины с бригадами, которые отдирали доски и бревна от домов и грузили на прицепы:

24.

Какой-то интерес может вызвать бывший торговый центр:

25.

Для военного городка на крайнем севере он немаленький:

26.

27.

28.

29.

Бывший штаб:

30.

Внутри полная разруха:

31.

32.

Надпись: "В карауле, как на войне - будь бдительным вдвойне". Это карцер:

33.

Помещение охранников:

34.

35.

Комната отдыха:

36.

Вход в тюрьму:

37.

38.

Мягко скажем, небольшие:

39.

Напоследок, короткая экспозиция неизвестного военного автора:

40.

Угольные Копи

Угольные Копи - поселок напротив Анадыря. Их разделяет широкая река, перебраться через которую можно за 100 рублей на небольшом грубо сваренном катерке. В поселке живет 5 тысяч человек - всего лишь в два раза меньше, чем в городе, - но из-за того, что все государственные здания находятся в Анадыре, Угольные Копи выглядят значительно меньше своего соседа.

Тем не менее, это еще один атипичный чукотский поселок...

Вокруг поселка тундра. Иногда в город заходят мишки. В прошлом году была медведица с медвежонком. Загнала рыбаков на крышу сарая, сожрала всю рыбу и удалилась:

2.

Так же, как и в Анадыре, асфальт тут не используют. Все дороги покрыты наливным и абсолютно ровным бетоном. Есть даже знак дорожной камеры, но саму камеру выставляют только по праздникам:

3.

Жители собирают ягоды и грибы прямо за поселком. Далеко отъезжать не нужно:

4.

Все дома весело раскрашены:

5.

Это играет огромную роль в жизни Севера, так как большую часть года здесь все белое и пасмурное:

6.

Везде тротуары, разметка для машин, покрашенные бордюры:

7.

Непонятно, то ли это дворовая территория так размечена, то ли это дорога так извивается, но красиво:

8.

Памятник первому летчику-чукче:

9.

Детский садик:

10.

Школа построена по особому северному проекту. Нигде раньше таких не видел:

11.

Рядом со школой стадион с искусственным газоном:

12.

В поселке много детских площадок. Есть даже скейт-парк:

13.

Спортзал:

14.

По городу ходят бесплатные автобусы 3 раза в день. Отвозят людей на работу в угольную шахту или аэропорт, и потом обратно:

15.

В остальное время люди передвигаются на такси, которых в поселке огромное количество:

16.

По тундре на обычных колесах далеко не уедешь, так что в городе много вездеходов:

17.

Страшная каракатица называется Странник:

18.

В городе продолжается заливка пыльных участков бетоном, хоть это и весьма дорогое занятие. Например, заливка этой площадки обходится поселку в 4 миллиона рублей:

19.

Поселок развивается. Строится новый магазин:

20.

Хотя, конечно, вот этот изумрудный домик он вряд ли переплюнет:

21.

Координаты : 64°44′12″ с. ш. 177°40′28″ в. д.  /  64.73667° с. ш. 177.67444° в. д.  / 64.73667; 177.67444 (G) (Я) Глава администрации

Андрущенко Петр Павлович

ПГТ с Население Национальный состав Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

География

История

Статус посёлка городского типа - с 1968 года.

Население

Численность населения
1970 1979 1989 2002 2009 2010 2012 2013
5940 ↗ 9929 ↗ 12 357 ↘ 3863 ↘ 3395 ↘ 3368 ↗ 3487 ↗ 3574
2014 2015 2016
↗ 3586 ↗ 3666 ↗ 3736

Экономика

Основу экономики составляет добыча бурого угля . Близ посёлка расположен крупнейший в регионе международный аэропорт Угольный .

Памятники

В 2014 году в посёлке был установлен бронзовый памятник военному лётчику Тимофею Елкову - уроженцу Чукотки, погибшему в боях во время Великой Отечественной войны. Ранее с 1997 года монумент находился в Шахтёрском , но после его ликвидации в 2002 году памятник был заброшен .

Палеоботаническое наследие

На территории пос. Угольные Копи, в районе Золотого хребта сохранились следы ископаемой флоры и фауны, датированне поздним мелом - палеоценом, обнаруженные в 2003 году. Известны два месторождения - Угольный и Первомайский комплекс. Комплексы ископаемых растений интересны обширным видовым составом и сохранностью окаменевших растительных остатков. В настоящее время представлены в музейных фондах МЦ «Наследие Чукотки» г. Анадырь (130 экспонатов) и в коллекции палеоботаника А. А. Грабовского (1700 экспонатов) Большого разнообразия достигают представители морской ископаемой фауны плиоценового возраста, обнаруженных в 1939, 2011 году. Пыльцевые зерна, извлечённые из раковин показывают, что ещё около 2 млн лет назад на территории Золотого хребта существовали хвойно-широколиственные леса.

В маастрихтских отложениях внутренней части Золотого хребта известны находки мозазавров. В ископаемом состоянии сохранились остатки зубов, позвонков, фрагмент челюсти .

Напишите отзыв о статье "Угольные Копи"

Ссылки

  • Угольные Копи - статья из Большой советской энциклопедии .

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  3. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  4. . .
  5. . .
  6. . Проверено 2 января 2014. .
  7. . Проверено 25 ноября 2014. .
  8. . Проверено 31 мая 2014. .
  9. . Проверено 16 ноября 2013. .
  10. . Проверено 2 августа 2014. .
  11. . Проверено 6 августа 2015. .
  12. . chukotken.ru (13 мая 2014). Проверено 1 июля 2014.
  13. Крайний Север . № 5 (1762), 11 февраля 2011 г., 5 августа 2011
  14. culbilibino.ru/stati/eksponaty-pod-nogami.html -Палеонтологическая коллекция главного музея округа - Музейного Центра (г. Анадырь) - пополнилась образцами ископаемой флоры Чукотки.
  15. [[Грабовский А.А., Дьяченко Я.В. Новые палеонтологические находки из нижнеюрских-среднеплейстоценовых морских отложений Нижне-Анадырской низменности ]]uchi.skachate.ru/docs/1029/index-463667.html?page=2]

Отрывок, характеризующий Угольные Копи

Так капитан рассказал трогательную историю своей любви к одной обворожительной тридцатипятилетней маркизе и в одно и то же время к прелестному невинному, семнадцатилетнему ребенку, дочери обворожительной маркизы. Борьба великодушия между матерью и дочерью, окончившаяся тем, что мать, жертвуя собой, предложила свою дочь в жены своему любовнику, еще и теперь, хотя уж давно прошедшее воспоминание, волновала капитана. Потом он рассказал один эпизод, в котором муж играл роль любовника, а он (любовник) роль мужа, и несколько комических эпизодов из souvenirs d"Allemagne, где asile значит Unterkunft, где les maris mangent de la choux croute и где les jeunes filles sont trop blondes. [воспоминаний о Германии, где мужья едят капустный суп и где молодые девушки слишком белокуры.]
Наконец последний эпизод в Польше, еще свежий в памяти капитана, который он рассказывал с быстрыми жестами и разгоревшимся лицом, состоял в том, что он спас жизнь одному поляку (вообще в рассказах капитана эпизод спасения жизни встречался беспрестанно) и поляк этот вверил ему свою обворожительную жену (Parisienne de c?ur [парижанку сердцем]), в то время как сам поступил во французскую службу. Капитан был счастлив, обворожительная полька хотела бежать с ним; но, движимый великодушием, капитан возвратил мужу жену, при этом сказав ему: «Je vous ai sauve la vie et je sauve votre honneur!» [Я спас вашу жизнь и спасаю вашу честь!] Повторив эти слова, капитан протер глаза и встряхнулся, как бы отгоняя от себя охватившую его слабость при этом трогательном воспоминании.
Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами Рамбаля. Следя за рассказом о борьбе долга с любовью, Пьер видел пред собою все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что то очень значительное и поэтическое.
«Петр Кирилыч, идите сюда, я узнала», – слышал он теперь сказанные сю слова, видел пред собой ее глаза, улыбку, дорожный чепчик, выбившуюся прядь волос… и что то трогательное, умиляющее представлялось ему во всем этом.
Окончив свой рассказ об обворожительной польке, капитан обратился к Пьеру с вопросом, испытывал ли он подобное чувство самопожертвования для любви и зависти к законному мужу.
Вызванный этим вопросом, Пьер поднял голову и почувствовал необходимость высказать занимавшие его мысли; он стал объяснять, как он несколько иначе понимает любовь к женщине. Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не может принадлежать ему.
– Tiens! [Вишь ты!] – сказал капитан.
Потом Пьер объяснил, что он любил эту женщину с самых юных лет; но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный сын без имени. Потом же, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней, потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил ее над всем миром и потому, тем более, над самим собою. Дойдя до этого места своего рассказа, Пьер обратился к капитану с вопросом: понимает ли он это?
Капитан сделал жест, выражающий то, что ежели бы он не понимал, то он все таки просит продолжать.
– L"amour platonique, les nuages… [Платоническая любовь, облака…] – пробормотал он. Выпитое ли вино, или потребность откровенности, или мысль, что этот человек не знает и не узнает никого из действующих лиц его истории, или все вместе развязало язык Пьеру. И он шамкающим ртом и маслеными глазами, глядя куда то вдаль, рассказал всю свою историю: и свою женитьбу, и историю любви Наташи к его лучшему другу, и ее измену, и все свои несложные отношения к ней. Вызываемый вопросами Рамбаля, он рассказал и то, что скрывал сначала, – свое положение в свете и даже открыл ему свое имя.
Более всего из рассказа Пьера поразило капитана то, что Пьер был очень богат, что он имел два дворца в Москве и что он бросил все и не уехал из Москвы, а остался в городе, скрывая свое имя и звание.
Уже поздно ночью они вместе вышли на улицу. Ночь была теплая и светлая. Налево от дома светлело зарево первого начавшегося в Москве, на Петровке, пожара. Направо стоял высоко молодой серп месяца, и в противоположной от месяца стороне висела та светлая комета, которая связывалась в душе Пьера с его любовью. У ворот стояли Герасим, кухарка и два француза. Слышны были их смех и разговор на непонятном друг для друга языке. Они смотрели на зарево, видневшееся в городе.
Ничего страшного не было в небольшом отдаленном пожаре в огромном городе.
Глядя на высокое звездное небо, на месяц, на комету и на зарево, Пьер испытывал радостное умиление. «Ну, вот как хорошо. Ну, чего еще надо?!» – подумал он. И вдруг, когда он вспомнил свое намерение, голова его закружилась, с ним сделалось дурно, так что он прислонился к забору, чтобы не упасть.
Не простившись с своим новым другом, Пьер нетвердыми шагами отошел от ворот и, вернувшись в свою комнату, лег на диван и тотчас же заснул.

На зарево первого занявшегося 2 го сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска.
Поезд Ростовых в эту ночь стоял в Мытищах, в двадцати верстах от Москвы. 1 го сентября они выехали так поздно, дорога так была загромождена повозками и войсками, столько вещей было забыто, за которыми были посылаемы люди, что в эту ночь было решено ночевать в пяти верстах за Москвою. На другое утро тронулись поздно, и опять было столько остановок, что доехали только до Больших Мытищ. В десять часов господа Ростовы и раненые, ехавшие с ними, все разместились по дворам и избам большого села. Люди, кучера Ростовых и денщики раненых, убрав господ, поужинали, задали корму лошадям и вышли на крыльцо.
В соседней избе лежал раненый адъютант Раевского, с разбитой кистью руки, и страшная боль, которую он чувствовал, заставляла его жалобно, не переставая, стонать, и стоны эти страшно звучали в осенней темноте ночи. В первую ночь адъютант этот ночевал на том же дворе, на котором стояли Ростовы. Графиня говорила, что она не могла сомкнуть глаз от этого стона, и в Мытищах перешла в худшую избу только для того, чтобы быть подальше от этого раненого.
Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара. Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками.
– А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик.
Все обратили внимание на зарево.
– Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.
– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).

В соответствии с Законом Чукотского автономного округа «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Анадырского района Чукотского автономного округа» от 25 ноября 2004 года № 41-ОЗ населенный пункт Угольные Копи наделен статусом муниципальное образование городское поселение.

Городское поселение Угольные Копи расположен в районе Крайнего Севера в 200 км к югу от Полярного круга, в пределах тундровой зоны, в зоне развития многолетней мерзлоты.

Населенный пункт – Угольные Копи основан в начале XX века как поселение шахтеров, работающих на шахте, снабжавших пост Ново–Мариинск углем.

Дату основания поселка Угольные Копи условно можно отнести к концу 1920-х годов. Тогда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта, создан участок Анадырского рыбокомбината.

Угольные Копи - поселок городского типа, который по площади занимает 80,55 кв. км. Численность постоянного населения на 01.01.2018 год составила 3 761 человек, в основном это русские, вместе с ними в Угольных Копях проживают чукчи, эвены, чуванцы, эскимосы и др. Численность временного населения на 01.01.2018 год составила 1 087 человек.

Городское поселение Угольные Копи входит в состав Анадырского муниципального района и занимает площадь 8055 га.

Из общей численности жителей в среднем 69,6 % заняты в экономике.

На территории поселка Угольные Копи находится ОАО "Шахта "Угольная", занимающееся добычей бурого угля, и аэропорт международного значения "Анадырь" (Угольный). В конце 2005 года в аэропорту "Анадырь" открыт новый аэровокзальный комплекс, который имеет высокий уровень комфорта и технологий обслуживания пассажиров.

КАРТА-СХЕМА

Границы городского поселения Угольные Копи

Описание границы городского поселения Угольные Копи

Граница идет от условной точки А (8-й причал) по северной стороне автодороги "Автоподъезд к 8-му причалу" 1700 м. до точки Б (поворот на бывший населенный пункт "Геологический").

Посёлок городского типа, в составе Анадырского района Чукотского автономного округа, расположен на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив Анадыря.

Население по результатам переписи 2002 года - 3863 человека, по переписи 2010 года составляло 3368 человек, в 2015г - 3666 чел.
Количество избирателей на 01.01.2010 года: 2607 человек

Это рабочий поселок. Здесь живут шахтеры, военные, рабочие, служащие, авиаторы, Расположен на левом берегу Анадырского лимана. Добраться до него можно из аэропорта Анадырь на такси или рейсовом автобусе за 15-20 мин. Из окружного центра летом можно доехать рейсовым катером, а потом на автобусе. Время в пути - около 1 ч. Зимой, когда акватория Анадырского лимана покрывается толстым льдом, открывается ледовая дорога, и тогда время в пути на машине из Анадыря до Угольных Копей не превысит 30 мин.
Основан населенный пункт в начале XX в. как поселение шахтеров, снабжавших пост Ново-Мариинск углем. Районное управление в разные годы находилось то в Анадыре, то в Шахтерском. С 1997 г. окончательно центром района становятся Угольные Копи. Здесь находятся все районные учреждения, несколько воинских частей. Есть сеть магазинов, узел связи, библиотека, школы, дом культуры. Поселок вытянут вдоль дороги аэропорт - Шахтерский. Самым благоустроенным является микрорайон "Первомайка". Гостиницы в поселке нет, но есть в аэропорту. Очень живописны окрестности поселка с видом на лиман, бескрайнюю тундру. Летом здесь прекрасная рыбалка и обилие ягод и грибов
---
На протяжении десятилетий на карте Анадырского района долгое время административным центром был поселок Комбинат, переименованный в начале 1960-х годов в Шахтёрский. В 2007 году он был окончательно ликвидирован. Поселок располагался на противоположной от Анадыря стороне лимана, между берегом бухты Мелкой и подножием Второй Горки, и долгое время был как бы отдельным микрорайоном столицы Чукотки. Первые сведения об освоении этих мест относятся еще к началу XX века. Примерно в 1909 году здесь обосновался крупный капиталист из Владивостока, владелец рыбных промыслов Грушецкий. Он был также единоличным владельцем «Тихоокеанской пароходной компании «Грушец­кий и К°». Кроме обычных грузовых пароходов он владел и двумя рефрижераторами, а по тем временам суда такого типа были довольно редкими. В 1906-1908 годах на левой стороне лимана добывали золото на американском акционерном прииске «Дискавери». Прииск закрыли, но ожидания остались. Вот и решил Грушецкий обосноваться поближе к местам желанных будущих открытий золота, чтобы не упустить свой шанс. А пока он вложил свободные капиталы в строительство первых двух на северо-востоке России рыбо-разводных заводов на западном берегу Камчатки. А заодно добился статуса поставщика двора его императорского величества самого вкусного на Дальнем Востоке анадырского лосося. По сведениям известного геолога Петра Полевого, изучавшего Чукотку в 1912-1913 годах, только рефрижератор «Евгения» увозил к царскому столу небывалый улов - 72 тысячи пудов за лето. Из-за малолюдства населения в округе на свои рыбалки Грушецкий чаще всего привозил корейских рабочих из Владивостока.
В 1910-1920-х годах старатели после летних поисков золота зимой на левом берегу лимана проходили шурфы по разведке найденного здесь угля. В 1928 году Акционерное Камчатское общество (АКО), созданное годом раньше, направило крупную по тому времени даже для страны геологическую экспедицию под руководством В.В. Купер-Конина. В ее распоряжении были два буровых станка, два гусеничных трактора с прицепами, морские и речные катера, баржи, мастерская для ремонта оборудования, оснащенная различными станками. Катера и баржи обосновались в бухте Мелкой. Золота на месте бывших работ прииска «Дискавери» и на соседних водотоках бассейна реки Волчьей экспедиция, работавшая до 1930 года, не нашла, зато сделала предварительный подсчет запасов угля на левом берегу Анадырского лимана. По ее оценке, они составляли 17,6 миллиона тонн. Это оказалось очень кстати, так как на прежних разработках, на месте первых угольных копей на другой стороне лимана, из-за пожара пласт в 1929 году в значительной мере выгорел.
В 1929 году АКО решило осваивать богатые запасы местного лосося и создало Анадырский рыбоконсервный комбинат. На берегу бухты Мелкой в том же году началось строительство Анадырского рыбозавода, одной из рыболовецких баз комбината. Через два года здесь вступила в строй электростанция мощностью в 44 кВт. Следующим летом уже было выпущено 12 500 ящиков рыбных консервов. Каждый из них содержал по 48 банок. В состав комбината входило пять рыболовецких баз, консервный завод, кустарная разработка местных углей на левом берегу лимана, другие объекты. А с появлением второго консервного завода на юге района, в Мейныпилыыно, где была также одна из рыболовецких баз, рыбоконсервный комбинат разделился на два комбината - Анадырский и Мейныпилыынский. Максимального вылова и выпуска продукции оба комбината достигли в 1943 году. Большая часть улова шла на засолку, и ее в бочках отправляли для питания заключенных, добывавших олово на оборонных предприятиях Дальстроя в Чаунском районе и работавших также на других объектах.
В то время, когда строили корпус комбината, не только на Чукотке, но и в стране еще не было опыта строительства в условиях вечной мерзлоты, да и сами ее особенности требовали всестороннего изучения. И так получилось, что здание, построенное без учета знаний о мерзлоте, через пару лет начало разрушаться. Но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Недалеко от берега бухты Мелкой в 1935 году была основана Анадырская научно-исследовательская мерзлотная станция, ставшая первым академическим научным учреждением на Чукотке. В разное время на станции ра­ботали талантливые специалисты, ставшие со временем крупными учеными с мировым именем. Ее основатель, кандидат наук П.Ф. Швецов, за выдающиеся работы был избран членом-корреспондентом Академии наук, минуя докторскую степень. Как крупный ученый, Петр Филимонович долгое время возглавлял Институт мерзлотоведения Академии наук СССР, был удостоен Государственной премии.
Бухта Мелкая и Вторая Горка, между которыми расположен Комбинат, ставший после войны центром района, сыграли выдающуюся роль в истории округа. Вначале бухта прославилась обильными уловами рыбы. В 1932 году на ее водную гладь совершил посадку гидросамолет летчика Г. Страубе. Отсюда же с его экипажем стартовала летная экспедиция геолога С. Обручева и картографа К. Салищева на поплавковом самоле­те ЮГ-1. В полетах в небе Чукотки возглавил экипаж морской летчик Ф.К. Куканов. Пройдут десятилетия, и работы геологов с применением авиации станут обычным явлением, а сам метод получит название групповой съемки.
В апреле 1940 года в окрестностях Комбината завершился первый авиарейс, связавший Москву с Анадырем. Его выполнил один из первых Героев Советского Союза М.В. Водопьянов. А летом на новой авиалинии посадка на самолеты Н-309, вылетающие с Анадыря в Москву, шла из деревянного морского причала у берега бухты. На Второй Горке еще до войны стартовали в небо первые летчики из числа коренных жителей края. Тогда же первые парашютисты Чукотки «приземлялись» на лед бухты. Уходили в небо тогда с грунтовой полосы Второй Горки и льда бухты многие летчики Чукотской авиагруппы. Один из них, В.И. Масленников, в годы войны стал командиром эскадрильи авиации дальнего действия. За бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу врага и выполнение других боевых заданий Виталий Иванович в 1943 году был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Он награжден также 4 орденами Ленина, орденами Боевого Красного Знамени и Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями. Столь внушительного числа наград не было ни у одного гражданского летчика страны. После войны Виталий Иванович снова не раз сажал свою машину на лед бухты уже как летчик полярной авиации и перерывах между полетами с большим увлечением пре­красно писал маслом чукотские пейзажи. Всего Виталий Иванович летал в Арктике полных тридцать лет.
Особенно важную роль выпало сыграть бухте Мелкой и Второй Горке в годы Великой Отечественной войны. Летом самолеты садились на дозаправку на Горку, а зимой на лед, как на запасной аэродром. Это были сотни самолетов, перегоняемых с Аляски к фронту по системе договоров ленд-лиза по знаменитой и секретной тогда авиатрассе АлСиб, экипажи которых совершали посадку на лед зимой. Садились здесь командир Краснознаменной Красноярской перегоночной дивизии Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук, известный американский летчик Томас Уотсон, другие знаменитые летчики. В конце 1970 - начале 1980-х годов Томас Уотсон был послом США в Советском Союзе. В 1987 году 73-летний бывший посол США во время кругосветного перелета с запада на восток был принят в Москве Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко в Москве, а потом были незабываемые встречи на земле Чукотки и в Анадыре, где в годы войны прошла боевая молодость Томаса Уотсона.
Напомним, авиалиния Москва-Анадырь-Москва была открыта в 1940 году. Двадцать лет ее конечным пунктом оставалась Вторая Горка. Все это время самолеты сначала шли на юг, в направлении Хабаровска, а потом уже на Москву. Во время частых посадок самолетов на заправку не редкими были и пересадки на другие типы самолетов. В 1960 году на авиатрассе Москва-Анадырь- Москва, которая пролегала по северному маршруту с посадками в Амдерме, Хатанге и Тикси, стали летать более комфортабельные и современные машины - первенец советской гражданской реактивной авиации Ту-104 и турбовинтовой самолет Ил-18. Они перевозили не только пассажиров, но и грузы, особенно свежие овощи, в аэропорт столицы округа. Самолеты садились и взлетали с первой бетонной полосы округа - военного аэродрома, но еще долго, до сентября 1974 года, часть служб гражданской авиации, пока не был построен аэровокзальный комплекс, находилась на Второй Горке. Такой «разброс» служб гражданской авиации делал в ту пору Анадырский аэропорт самым сложным в стране.
Комбинат и аэропорт соединяет грунтовая дорога. Ее последние километры проходят через Угольные Копи. У поселка есть ряд микрорайо­нов, включая аэропорт.
Дату основания Угольных Копей условно можно отнести к концу 1920-х годов, когда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта. Тогда же здесь был создан вспомогательный учас­ток Анадырского рыбокомбината. После ликвидации последнего в 1957 году шахта стала самостоятельным предприятием. На протяжении десятилетий уголь отсюда поступал не только в окружной центр, но и в глубинные пункты по реке Анадырь, на Эгвекинотскую ГРЭС. В виде эксперимента в конце 1960 - начале 1970-х годов были поставки на Камчатку и в Японию. Коллективы подземщиков по уровню производительности на однотипном оборудовании входили в число лучших в стране. Сейчас уголь добывают уже из четвертой шахты. Его подают по конвейеру на причал, где летом загружают на плавсредства. Зимой более сотни тысяч тонн завозят на Анадырскую ТЭЦ автомашинами по ледовой переправе через лиман. Для шахтеров и работников других учреждений построен по современным проектам микрорайон Первомайка.
Недалеко от шахты в 1930-х годах построили передающую радиостанцию и антенное поле. Приемная станция была создана на мысе Обсервации. Передающая и приемная станция десятки лет считались комплексом правительственной связи.
В Угольных Копях долгое время находились воинские части Анадырского гарнизона.
Как военный гарнизон поселок Угольные Копи сейчас утратил свое значение. Летом 1983 года расположенную здесь дивизию ПВО подняли по тревоге и развернули ее маршрут вглубь страны. Уже в воздухе командир дивизии получил координаты назначения - Гудаута, побережье Черного моря.

В последние годы воинские части из Угольных Копей и окрестностей поселка выведены. Но надо назвать еще один объект - Жиловая Кошка.
В водах на траверзе кошки (косы) и скалистого островка Алюмка всегда был обильный ход лосося на нерест. Там, на косе, до середины 1940-х годов было старинное село Тавайваам. Но военные «положили глаз» на мыс Селения, которым оканчивается кошка, и, не поделив места с рыбой, решили построить бетонный причал. Жителям Тавайваама пришлось «потесниться», и их переселили на другой берег лимана, в окрестности Анадыря.
Сейчас Тавайваам, оставаясь селом, находится под управлением администрации города. А к первому, когда-то бетонному причалу, который давно утратил прежнее военное значение, в навигацию швартуются теплоходы с грузами для левой стороны лимана.
От этого причала начинается также пассажирская линия, связывающая левый берег с окружным центром.
Самым удаленным микрорайоном Угольных Копей является городок авиаторов. В начале 1996 года независимые ранее авиаотряды Анадырский, Билибинский, Чаунский и Шмидтовский объединились на базе Анадырского аэропорта в единое государственное предприятие «Чукотавиа». Его филиалами стали аэропорты Певека, Кепервеема (Билибина), Омолона, мыса Шмидта, залива Креста, Маркова, Провидения, Лаврентия, Беринговского.
Аэропорт Анадырь связан прямыми рейсами с Москвой, Магаданом и Хабаровском. При этом с Москвой столицу округа связывают рейсы двух авиакомпаний, на которых летают комфортабельные самолеты «Боинг-747» и ИЛ-62. Выполняются рейсы в Омск, а летом в аэропорты юга России. В окружной центр, в горняцкие поселки и национальные села округа выполняют рейсы вертолеты Ми-8 и грузовой Ми-26. Пилоты «Чукотавиа» на внутренних линиях обслуживают самолеты Ан-3, Ан-24, Ан-26, освоили Ан-74. На смену боевым самолетам времен «холодной войны» в аэропорту в последние годы приземлялись сугубо мир­ные, но знаменитые «Русланы», вертолет МЧС Ми-26, другая крылатая и винтокрылая техника.
Несколько ранее, в 1990 году, была открыта международная воздушная линия Анадырь-Анкоридж. А в апреле 2002 года аэропорту Анадырь присвоен статус международного. В конце 2005 года, в дни празднования 75-летия Чукотского автономного округа, в аэропорту Анадырь открыт новый аэровокзальный комплекс.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: