Часовня над могилою гетмана Украины П. Д

Православная часовня

Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.

В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу - двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.

Квадратная в плане часовня - это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход при­страивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.

Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архи­тектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.

Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма - отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства ико ностасом.

Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.

Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.

Что касается категорий архитектурных, то в объемно- пространственной композиции и стилистическом оформлении фаса дов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар­ хитектурного образа .

Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.

Второе отличие часовни от храма заключается в том, что ча совня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.

Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.

Объемно-пространственная композиция часовен

Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:

    простой квадрат;

    квадрат с террасой или верандой;

    квадрат, развитый до прямоугольника;

    квадрат с развитыми углами;

    квадрат как ядро композиции;

    многоугольник;

    квадрат, дополненный с одной стороны полукругом

Рассмотрим подробно каждый вариант плана.

1.Часовня, квадратная в плане, является наиболее распространенным вариантом. Ее размеры по наружным стенам не превышают 6,4 х 6,4 м (три сажени), а наименьшие размеры - 3 * 3 м. Такие часовни имеют один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Оконные проемы размещаются, как правило, по всем стенам, включая и ту, в которой расположен вход. Если же окна занимают две стены, то глухой остается стена

напротив входа. Такой прием чаще используют в деревянных часовнях. Пластика стен в этом случае решается только дверными или оконными проемами, а также крыльцом (рис. 2, 3).

Второй вариант можно считать разновидностью первого – к квадрату часовни пристраивается открытая терраса или крытая веранда. Она окружает объем здания с трех сторон (боковых и главного фасада) и расширяет пространство для молящихся. Приподнятая на несколько ступеней терраса придает часовне стройность и завершенность. В результате такого приема портал входа оказывается центром композиции главного фасада (рис. 4).

    Вариант с прямоугольным планом развивается из квадрата пристройкой к нему дополнительных помещений с одной или, симметрично, с двух сторон квадрата. Развитая входная часть создает вестибюль; симметричные пристройки подчеркивают главный, квадратный в плане объем; боковые пристройки дают возможность создания сложного завершения со множеством барабанов и малыми глав­ами (рис. 5).

    Квадратный план с профилированными четырьмя углами отличается от предыдущих вариантов тем, что именно этот прием придает часовне образ памятника. Выполненные таким образом часовни посвящаются памятным событиям. В остальном план повторяет прием, при котором в квадрате имеются один дверной проем и два оконных или три дверных проема с лестницами. Необходимо отметить, что во всех случаях стена напротив главного входа остается глухой (рис. 6).

    Главным помещением всего сооружения остается часовня. Она квадратная в плане и выделяется на фасаде. Группа встроенных помещений развивается по-разному: в одну из боковых сторон, по обеим боковым сторонам или по диагонали. Часовня, как правило, имеет два входа, но встречаются и три (рис. 7, 8).

    Квадратный план со срезанными углами представляет много­угольник, иногда переходящий в круг. Скошенные углы преобразуютквадрат в восьмиугольник. Восьмиугольный план определяет наружныйшатер и внутренний купол такого типа сооружений (рис. 9).

    Квадрат с апсидой, напоминающей алтарь, создает образ церкви. В этой структуре главный фасад дополняется квадратом высокого крыльца, расположенного на одной оси с апсидой (рис. 10).

Рассмотренные варианты планов говорят не столько об их эволюции, сколько об устойчивости формы плана. Все вносимые элементы новизны больше относятся к декору фасадов часовен. Можно с уверенностью сказать, что квадрат - это та форма, которая, незави­симо от размера, обеспечивает монументальность сооружения.

Открытые или закрытые часовни . В закрытой часовне присутствуют ограждающие стены и входная зона, одна или несколько.

Открытая часовня имеет как минимум три или четыре опоры, несущих завершение. Открытая часовня может быть решена и в виде сооружения, в котором присутствует лишь одна ограждающая стена -восточная. Естественно, что открытые часовни могут быть только неотапливаемыми (рис. 11).

Стилистика. Количество стилей, применяющихся в православном строительстве часовен, ограничено. В основном это византийский, барокко, классицизм, русский и неорусский стили (рис. 12-15).

3. Часовни в городской среде

Можно выделить несколько типов размещения часовни в современном городе:

    на территории монастыря или храма;

    в мемориальном комплексе;

    на площади;

    на магистрали (улице);

    при учреждениях и больницах;

    в жилом микрорайоне;

    на озелененной территории.

Каждая из этих градостроительных ситуаций накладывает определенный отпечаток на внешний облик, архитектурное решение часовни, а иногда и на ее назначение. Так, часовни, расположенные на территории монастыря или храма, как правило, имеют вспомогательное значение. Среди храмовых построек монастыря часовня чаще всего имеет подчиненное композиционное значение. Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. На кладбище часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил, на входе или примыкают к храму. Часовни, расположенные на площадях, в основном находятся в центральной части города, где появляется все больше современных зданий. Поскольку часовня в данном случае указывает на историческую значимость опре­еленного места, то в архитектурном отношении часовня всегда делается доминирующей. Часовни на площадях должны обладать большой архитектурной выразительностью, независимо от размера площади.

Вдоль улиц и магистралей возводят часовни в честь известных религиозных и светских лиц. Приемы размещения часовни по отношению к улицам и магистралям могут быть разнообразны. В основном часовни строят либо на оживленных улицах, либо на самых видных площадках. Часовни строят и на территории производственных и административных учреждений - как государственных, так и коммерческих (по частному заказу). Часовни, расположенные в жилой за­стройке, построены в основном недавно - в 90-х годах прошлого столетия. Они возводились в уже сложившихся районах, размещаясь подчас в сложных условиях сильно стесненной территории.

Озелененные территории города являются лучшим окружением для часовни, но это не всегда достижимо в реальной ситуации.

При всем многообразии рассмотренных архитектурных приемов и градостроительных ситуаций при возведении часовен следует считать, что часовня должна являться одним из наиболее выразительных компонентов городской среды. Выполняя учебный проект часовни, необходимо соразмерять постройку с местными природными условиями и масштабами окружающих ее зданий и сооружений.

4. Функциональные типы часовен

В современных архитектурно-строительных правилах принято, что по функциональным особенностям современные православные часовни разделяются на богослужебные, водосвятные, мемориальные, погребальные.

/. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Вместимость богослужебных часовен составляет от 5 до 50 человек (т. е. площадь от 2,5 до 25 м 2). Площадь помещения при проектировании любого храмового сооружения при нимается из расчета 1 м 2 на 2 человека.

Богослужебные часовни подразделяются на приходские, монастырские, крестильные и часовни при учреждениях (посольствах, больницах, хосписах, учебных заведениях, приютах и домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях и др.).

    Водосвятные (надкладезные) часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов, т. е. в виде открытых часовен или в виде закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м 2 .

    Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, также могут быть открытыми или закрытыми. Мемориальные, или памятные, часовни строятся на памятных исторических местах, в честь каких-либо личностей или событий. Ввиду своего мемориального значения часовни-памятники, как правило, имеют сильно развитую цокольную часть (памятники всегда имеют развитый подиум), в котором могут даже размещаться вспомогательные помещения.

Мемориальные часовни подразделяются на часовни-хранительницы икон, часовни памяти о святых, часовни в память о знаменательной дате, часовни в память об утраченной церкви.

4. Погребальные часовни устраиваются на кладбищах, над погребальными камерами и могилами также в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 м 2 . Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид, в том числе наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году, в дни особого поминовения усопших. На паперти

должно быть достаточно места для размещения нескольких крышек гробов, а габариты притвора должны обеспечивать одновременную установку нескольких гробов. Минимальные габариты одного места с гробом - 5,4 на 2,4 м.

(Иверской иконы Божией Матери) в Москве у Воскресенских (Неглиненских, Триумфальных, Куретных, Львиных) ворот Китай-города; одна из особо почитаемых святынь православной Москвы. С сер. XVII в. в ней находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери .

Сведения об И. ч. как о деревянном строении Николо-Перервинского мон-ря появились в источниках в 1659-1660 гг. в связи со встречей в Москве у Неглиненских ворот Китай-города привезенной 13 окт. 1648 г. с Афона Иверской иконы. Через эти ворота совершались торжественные въезды на Красную площадь русских царей, иностранных послов. Первая И. ч., где находился один из списков образа, вероятно, была сооружена на месте встречи иконы и скорее всего сгорела во время большого пожара в авг. 1668 г. 19 мая 1669 г. к Неглиненским воротам (в И. ч. или под отдельный навес) перенесли новый список иконы (прежний отправили в Иверский Валдайский мон-рь). Согласно «Указателю Московских церквей» М. И. Александровского (М., 1919. Ркп.), постройки первоначально находились с внутренней стороны стены Китай-города.

По-видимому, в 1680 г., при реконструкции Неглиненских ворот, И. ч. была отстроена заново к северу от них. На воротах были изображены «добрым письмом» покровители Москвы: прп. Сергий, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, Московские святители Петр и Алексий, над ними - образ Воскресения Христова. Согласно источнику 1722 г., новая часовня была каменной. По синодальному указу в 1723 г. И. ч. была закрыта, но в 1727 г. открылась вновь. Из-за строительства новых Воскресенских ворот после пожара 1737 г. И. ч. вновь оказалась на новом месте. При имп. Елизавете Петровне И. ч., в документах названная «деревянным чуланом», была разобрана, и по прошению игумена Николо-Перервинского мон-ря икону поместили в каменный «приделок». В 1791 г. И. ч. отстроили заново (архит. М. Ф. Казаков), в 1801 г. она была «благолепно украшена» (проект П. Гонзаго): снаружи обита жестью, декорирована медными вызолоченными пилястрами с капителями, гирляндами, 8-конечными звездами, купол увенчивала позолоченная фигура ангела. После перестройки И. ч. вмещала до 50 чел. Во время Отечественной войны 1812 г. И. ч. пострадала от пожара и была восстановлена; в память об изгнании имп. Наполеона ежегодно совершался крестный ход из Кремля к И. ч. и оттуда с образом вокруг кремлевских стен. В 1929 г. И. ч. была разобрана.

Чудотворный образ из не запиравшейся на ночь И. ч. часто выносили в дома горожан, замещая его списком. Для перевозки образа использовали особую, закрытую карету, запряженную четверкой лошадей. Процессия, сопровождаемая форейтором с факелом, стала достопримечательностью Москвы. И. ч. называли «отрадным перепутьем для всех верующих»: к ней приходили, уезжая из Москвы или приезжая в нее. Горожане, почитая И. ч., снимали перед ней шапки и не начинали никаких важных дел, не помолившись в ней. Именно благодаря И. ч. укрепился обычай вступать на Красную пл. и в Кремль через Воскресенские ворота. Ему следовали, приезжая в Москву на коронацию, все императоры, вплоть до имп. Николая II; перед возвращением в С.-Петербург обязательно прощались с Иверским образом (царь Петр I, вернувшись в 1699 из Зап. Европы, не сразу поехал к И. ч., что вызвало нарекания москвичей; его торжественный въезд в Москву в 1721, после победы в Северной войне, был совершен через Воскресенские ворота). В 1775 г. здесь перед казнью молился Емельян Пугачёв.

И. ч. постоянно упоминалась в художественной лит-ре как символ особого московского благочестия: у И. А. Бунина («Воспоминания», «Чистый понедельник»), Б. К. Зайцева («Голубая звезда»), И. С. Шмелёва («Богомолье»), А. И. Солженицына («Красное колесо»). В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов «увидал - проехав по городу - эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами» и «почувствовал себя дома, в тихом пристанище». По свидетельству И. Д. Сытина, А. П. Чехов, приезжая в Москву, всегда занимал номер гостиницы «Большая Московская», выходивший окнами на И. ч., чтобы видеть ночной молебен, к которому собиралось много горожан.

Образ И. ч. встречается в поэзии нач. ХХ в.: у О. Э. Мандельштама («От Воробьевых гор до церковки знакомой / Мы ехали огромною Москвой»), М. И. Цветаевой («Мой - рот - разгарчив, / Даром что свят - вид. / Как золотой ларчик, / Иверская горит»; «А вон за тою дверцей, / Куда народ валит, / Там Иверское сердце, / Червонное, горит»), В. Ф. Ходасевича («Грошевую свечу за чудное спасенье / У Иверской поставила она»), в живописи (А. Лентулов. «У Иверской», 1916, ГТГ).

В 1918 и в 1922 гг. И. ч. была ограблена, за небрежное хранение церковных ценностей понесли наказание члены совета общины; остававшиеся в часовне ценности - золотая риза весом более пуда, неск. пудов серебра, 2 больших изумруда, более 100 алмазов, рубины и др. камни - были изъяты в 1922 г. В 1920 г. англ. писатель Г. Уэллс в кн. «Россия во мгле» отметил, что «особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены». Перед И. ч. разворачивалось главное действие «комсомольского рождества» в Рождественский сочельник 1923 г. После закрытия и сноса И. ч. на ее месте была установлена авангардистская скульптура рабочего, исчезнувшая после разрушения ворот в 1931 г.

Остатки И. ч.- каменные прямоугольные в плане фундаменты (5,5×6 м) - открыты и изучены при реконструкции Исторического (Воскресенского) проезда Московской археологической экспедицией Ин-та археологии РАН в 1988 и 1994 гг.

4 нояб. 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень И. ч. В 1996 г. были завершены работы по воссозданию И. ч. и ворот (архит. О. И. Журин). Ныне часовня, пристроенная к сев. стороне Воскресенских ворот, имеет куполообразную кровлю, увенчанную золоченой фигурой арх. Михаила с крестом. Окна (в т. ч. ложные) овальной формы обрамлены венками и золоченым подзором в виде драпировки. К единственному дверному проему на главном (сев.) фасаде ведут широкие чугунные ступени; его фланкируют золоченые горельефные фигуры апостолов Петра и Павла. Перед И. ч. по решению московского правительства установлен знак «Центр Москвы».

25 окт. 1995 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, список иконы прибыл в Москву из Иверского монастыря на Афоне, где был написан иером. Лукой, а на следующий день Патриарх Алексий II совершил чин освящения И. ч. В наст. время в И. ч. ежедневно совершаются молебны, к-рые служат поочередно священники московских храмов.

Арх.: Чернов С. З. Отчет Моск. археол. экспедиции… 1988 г. // Архив ИА РАН. Т. 5. Р-1. 6 № 13158, 13159.

Л. А. Беляев

Часовня и храм - чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!

Что такое часовня и чем она отличается от храма

Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей - Литургии, для которой престол необходим.

Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь - это храм, нет его - часовня.

Главная задача и суть часовни - помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.

Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории - чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.

Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева

Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?

Построить часовню может, по сути, любой - человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.

А причин, почему не построили храм, может быть несколько:

  1. понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
  2. понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
  3. для данного места храм будет слишком большим сооружением.

Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?

Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого - причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это - тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как - литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).

Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и - просто богобоязненность и уважение к традициям.

Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться , и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?

Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.

Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью - это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.

Вот в таких случаях строятся часовни.

Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва

Какие есть правила в часовне и для ее создателей?

Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).

  1. освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
  2. на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим - это очевидно. Хотя, сколько их должно быть - на это никаких правил нет - всё решают возможности.

В остальном - часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания - это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.

Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле

Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года

Православная часовня в Греции. Хороший пример, когда архитектура полностью созвучна времени, но не разрушает собой христианского духа.

Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью - помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное - вытекает прямым образом из этого.

Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно - по целому ряду причин.

Какие службы можно служить в часовне?

Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу - например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или - большая радость).

Реже - другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) - отсюда как раз название часовни.

В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.

Самые маленькие часовни и часовенные столбы

Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:

Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!

Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!

Сколько часовен в Москве?

В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.

Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.

Самые известные московские часовни - это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и - часовня в честь Иверской Божией Матери - у ворот, ведущих на Красную площадь.

Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади

А вот, что было на этом месте в Советское время.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Достойный памятник эпохи (часовня-усыпальница в г. п. Мире)

Часовня-усыпальница кн. Святополк-Мирских в г. п. Мир представляет собой оригинальный, столичного уровня, памятник архитектуры ХХ ст. Создателем этого архитектурного произведения является замечательный российский зодчий рубежа ХIХ–ХХ вв. Роберт Робертович Марфельд (1852–19Незначительная по своим геометрическим параметрам, несколько вытянутая в плане, часовня-усыпальница имеет асимметричную объемно-пространственную композицию. В ее планировочной структуре предусмотрено два самостоятельных уровня. Верхний – представляет собой двухсветное пространство часовни, рассчитанное на ограниченное число скорбящих. Нижний – пространство усыпальницы. Внутреннее пространство интерьеров решено лаконично и немноготемно, торжественно и одухотворенно, что наводит присутствующих на мысль о возвышенно-божественном, далеком от повседневности.

Часовня-усыпальница, при незначительных габаритах, очень цельна и монументальна, решена с активным созидательным началом, свойственным модерну, однако имеет достаточно развитую пластическую насыщенность. Вертикаль звонницы придает «возвышенность» этому типу сооружения, «открыта на четыре стороны» и завершена шлемовидным куполом. Плоскости стен звонницы прорезаны узкими щелями-проемами, что ассоциируется с темой белорусских церквей оборонного зодчества ХV–ХVI вв.2 Не исключено, что зодчий был знаком с этими архитектурными памятниками Беларуси, однако, он ни в коем случае их не копировал. Обращение к историческому наследию помогло Р. Марфельду уяснить прообраз своей сугубо индивидуальной художественной композиции с элементом парадоксальности, которая резко отличалась от традиционных, канонических решений, характерных для подобного типа культовых (православных) сооружений. Этим, сравнительно небольшим по объему сооружением, зодчий показал себя смелым художником-композитором и стилизатором.

Необычным художественным обликом часовня-усыпальница в г. п. Мир резко отличается от традиционных решений. Например, ее можно сравнить с часовней кн. Паскевичей в гомельском дворцово-парковом комплексе, которая была построена по проекту академика Червинского в 1889 г.3 Она исполнена в «русском стиле», в характере архитектуры московских пятиглавых шатровых церквей ХVII–ХVIII вв. Главной достопримечательностью гомельской часовни является яркая насыщенность декоративного убранства, где особую красочность фасадам придают майоликовые плитки с сочным растительным орнаментом.

И все же часовня-усыпальница в г. п. Мир, ее архитектура, на наш взгляд, – прорыв, прорыв новаторский, шаг вперед к свободе мысли и творчества в культовой (православной) архитектуре4. Надо полагать, что новая художественная идея-концепция трактовки часовни-усыпальницы, предложенная Р. Марфельдом, была поддержана и одобрена самим заказчиком. Нетрудно себе представить, как луковичные завершения диссонировали бы со строгим силуэтом самого Мирского замка.

Часовня-усыпальница в г. п. Мир исполнена в приятных пропорциях, с использованием сочной цветовой гаммы, в основе которой лежат сочетания красного кирпича и бетонных вставок. С художественно-эстетической точки зрения это было вполне оправдано. Своеобразие внешнего облика достигнуто за счет использования синтеза архитектуры и изобразительного искусства, современных декоративно-художественных средств: мозаичного панно, исполненного в ярких золотистых тонах (лик Спаса Нерукотворного); орнаментально-декоративных поясов, карнизов, обрамлений арочного перспективного портала; металлических ограждений решеток с интересным рисунком; княжеского фамильного картуша (художественная ковка по металлу) и т. п. И все это сделано качественно, с большой любовью, тактично, с хорошим вкусом.

В стилистическом облике часовни-усыпальницы угадываются черты романской архитектуры, созданные под мощным влиянием символизма и модерна. Имеют место и приемы «кирпичного стиля» 5, которые широко использовались Р. Марфельдом в более ранних его работах (здание архива МВД, в Доме Императорского человеколюбивого общества, здании томского Технологического института), здесь же они трансформировались в броские эффектные формы раннего модерна. И все же в этом произведении отчетливо заметен след переходности к новой архитектурной системе, позволявшей решать более сложные художественно-эстетические проблемы пространственной композиции, ритмики форм и линий, фактуры и цвета 6. При этом генетический почерк мастера сохранен, он легко узнаваем по своей удивительной верности и стабильности к закономерностям построения архитектурно-пространственного организма.

Часовня-усыпальница Святополк-Мирских утопает в зелени живописного парка, великолепно отражается в зеркале водоема , навевает грусть, легкую тоску, поэзию старины ушедшего романтического прошлого. Она надолго оставляет у посетителей неизгладимое впечатление, дополняя и усиливая эмоциональную приподнятость, полученную от всего историко-архитектурного комплекса Мирский замок.

(1852–1921)

– академик архитектуры (1887), профессор Академии художеств и Института гражданских инженеров в Петербурге. Архитектор-практик конструктивистского направления модерна.

На Украине:

– здание среднетехнического училища в г. Александровске;

– храмовый комплекс на месте крушения Императорского поезда вблизи ст. Борки (1890–1894);

– обелиски: Александру II и Александру III в г. Чернигове; Александру III в селе Малиничи;

– памятный знак в честь событий 1888 года в с. Оменяни на Волыни (1890).

Литература:

1. Петербург немецких архитекторов (от барокко до авангарда). Чистый лист. – Петербург, 2002. – С. 275–282; Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века. Каталог выставки

ЧАСОВНЯ

/Арх. Н.Б. Васнецов 2010г./

/опыт православной традиции для проектировщика /

В древности, наряду с храмами часовни были распространенными общественными сооружениями, воздвижение которых утвердилось от времён принятия крещения. Распространялись и малые им сродные архитектурные формы, такие как поклонные кресты, киотные столбы, сени и прочие. Их многочисленность была обусловлена потребностями христианского бытия. Они облагораживали путевые направления, природный ландшафт, центры городских композиций.

Роль часовни в современном мире.

Как определяют святоотеческие предания православной церкви, полнота жизни человека определяется тремя составляющими: физической, душевно-сознательной и духовной. Какое же архитектурное наследие сложилось в строительной практике по этим определениям? Для физической составляющей человека предназначены стадионы, спортзалы и бассейны, столовые и рестораны, уютное жильё и т.п. Для душевной составляющей театры и музыкальные залы, выставочные павильоны и картинные галереи, клубы, библиотеки и т.п. Для укрепления духовной составляющей строились монастыри, церкви и часовни. Часовня – это пространство духовного состояния человека, предназначенное более всего для сугубого сердечного сосредоточения в молитве, особенно если храм находится в отдалении от этого места. Часовня нужна и для общих соборных усилий христиан в молитве.
В часовне, кроме частных молитв, происходит подготовка верующих к Божественной литургии. Без священника вычитываются псалтирь, каноны, акафисты, часы и службы данного дня. Священник в часовне может исполнять таинство крещения, исповедь, соборование, молебны с водосвятием, совершать отпевание и панихиды. По особому поводу, в день святого посвящения часовни или в другой день, священник на переносном антиминсе, как когда-то в древности над гробами мучеников, может отслужить литургию, здесь часовня преобразуется в алтарь. От часовни могут совершаться крестные ходы вокруг поселений, где она играет роль не только духовного, но и пространственно организующего центра. Таким образом, значение часовни в современном мире и в современной застройке очевидно.

Из истории развития часовни и её аналогов

История возникновения развития часовен и её аналогов начинается в античную эпоху, когда первые христиане ставили памятники над входами в подземные кладбища и над подземными церквами. Эти надгробные памятники стали первыми часовнями; они обозначали молитвенные местопредстояния над гробами мучеников, т.е. у престолов. От них получили развитие такие малые формы, как сень-киворий, голубец и киотный столб.
В полном завершённом исполнении их характеризует общее конструктивное свойство - они имеют покрытия - навесы.
Сень (по-русски) или киворий (по-гречески) напоминает мини-часовню открытого типа, без стен; она является навесом над престолом, где осуществляется литургическое священнодействие – освящение даров Святого Духа. Сень-киворий, иногда называемая царской сенью, устанавливается в алтарях крупных храмов. Конструктивно она выглядит как купол или балдахин, поддерживаемый колоннами, установленными на престоле. Первая зафиксированная в истории сень-киворий известна в городе Солуни в IV в. в церкви св. Георгия. Из описаний Павла Силенциаца известна сень-киворий в храме Св. Софии в Константинополе, устроенная императором Юстинианом в VI в. В XII в. сень-киворий появляется на Руси в храме святой Богородицы во Владимире. Одна из последних сеней XIX века установлена в алтаре храма Христа Спасителя в Москве. Купол сени-кивория означает славу Божию и благодать над землёю, небо над распятием, место положения тела Христова, поэтому в раннем христианстве внутри кивория висел голубь, в которого полагали святые Дары.
Не следует смешивать киворий-купол или навес с киворием, являющимся сосудом для хранения св. Даров. В ветхозаветной церкви киворий - кедровый с золотом кивот, где иудеи хранили скрижали завета.
Голубец - крытый срубец с осиновым двухскатным покрытием, навес над могилою – это малая архитектурная форма, как бы мини-часовня, вовнутрь которой попасть невозможно. Также идёт от традиции устройства часовен над мощами первых христианских мучеников для литургической службы. Эта форма надгробий была распространена на Севере в дореволюционной России. В голубце коньковое накрывное бревно символизирует голубя, который обозначает почивающую благодать Святого Духа над захоронением. Отсюда и название.
Киотный столб или кивот - поставец для святых икон. Иногда вместо креста ставился перед населённым пунктом, при въезде на поклонную гору, перед кладбищем. Он же мог ставиться над престолом бывшего храма, над которым согласно православному преданию до страшного суда предстоит в молитве ангел. Это конструктивно-развитый киот на столбе или столбах, с нишей для иконы и лампады с небольшим навесом, перед которым путешествующие поселяне или паломники вычитывали нужные для душевной потребности чтения. Возведение этой конструкции более доступно, требует менее материальных затрат, во многих случаях заменяет постановку часовни.
Часовня, упоминается в правилах деяний Трулльского собора 691 года, известного как «пято-шестой», признаваемого наравне с правилами семи Вселенских соборов православной церкви, и около 800 года в капитулярии законоположений Карла Великого. В Византийской церкви на греческом языке часовни дословно именуются как дома молитвы.
Перенятая от византийцев в 988 году православная вера обновила культуру восточных славян. Проповедники христианства на местах языческих требищ водружали кресты, строили часовни. Известно, что в Великом Новгороде, где стоял истукан Перуна, и в Ростове Великом, на месте идола Велеса, были поставлены часовни.
В период, когда священство было немногочисленным и храмы украшали в основном княжеские резиденции, часовни были важными организующими центрами в становлении христианства. Расположенные в поселениях, удалённых от редких действующих храмов, они являлись опорными точками миссионеров священников. Из храма сельский священник поочерёдно посещал отдалённые часовни для исполнения треб обременённой каждодневным трудом паствы.
Часовни строились и в глухих лесах одинокими отшельниками, и на их местах впоследствии часто возводились церкви и монастыри. Часовенка, срубленная в XIV веке в Радонежских лесах преподобным Сергием, положила начало знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
В России образ храмов и часовен развивался на основе византийского зодчества в сочетании с древней строительной культурой славян - деревянным зодчеством. Его внедрение во многом повлияло на образ современной церковной архитектуры.
После крещения Руси храмы устраивались по-византийски, статные, крестовокупольные по конструкциям, они украсили былинную страну. По мере продвижения христианства, новокрещёные поселяне не могли сразу ставить дорогие каменные храмовые постройки, требующие не только особенного ремесленного навыка, но и долговременного его освоения. Поэтому для соборного молитвенного предстояния сооружали, как умели, укрытия - избы, деревянные срубы прямоугольного клетского типа, с установленными сверху крестами или деревянными главками с крестами. Так появились первые молитвенные дома – деревянные часовни, и первые деревянные храмы, которые с появлением «родного», постоянного священства стали умножаться на территории древней страны. На Руси, в зодчестве дохристианского периода, издревле существовал навык строительства разнообразных типов деревянных шатровых, ярусных форм, применявшихся в гражданских и крепостных постройках. С утверждением в сердце народа христианских основ, учитывая мотив византийской пластики кирпично-плинфовых храмов, славяне начали строить деревянные культовые сооружения известными им ремесленно-плотницкими приёмами. Технические решения деревянных конструкций повлекли за собой новые церковные формы, оказавшие влияние на каменную архитектуру. Этим объясняется переход к XVI веку, в каменно-кирпичном строительстве храмов, от форм византийского первоисточника к формам традиционного зодчества Руси. Конструкция определяла архитектурно-церковный образ без излишеств, обработанный символическим декором. Этот национально-церковный период формообразования церковных строений продолжался с X века по XVII век.
В последующие века под влиянием общественно-политических движений, в церковно-строительной практике стала преобладать модно-эстетическая культура, исповедуемая светским образом мышления. Внешне, как платья, менялись архитектурные стили, насыщенные неконструктивным декором, часто лишённым церковного смысла: барокко, классицизм, модерн и др., но внутреннее церковное настроение или дисциплина православия не позволила изменить символический строй, порядок формообразований – в основном церковный канон храмоздания сохранялся.

О символически-конструктивном объемном выражении часовни

Традиционно часовня, как и храм, при строительстве ориентируется на восход солнца, символизирующий второе пришествия Христа. Но в некоторых случаях ориентацию часовни меняют в зависимости от влияния сложившейся ситуации. У часовни, в отличие от храма, нет алтарной части, потому что часовня не создана для полного круга суточного богослужения, и литургия, которая в храме по святоотеческой традиции происходит каждое воскресение, в часовне допустима лишь в случае крайней необходимости, при наличии специально приносного к этому событию антиминса. Здесь она сама становится алтарём священнодействия. Следует обратить внимание на понятие храм-часовня. По сути, это церкви с алтарями, но очень маленьких размеров, сравнимых с часовней, в которых литургическая служба происходит крайне редко, поэтому чаще они используются как часовни. Такими можно назвать современные церкви в Москве на Белорусском вокзале, во имя Св. муч Георгия, на Киевском и Казанском вокзале с посвящениями пресвятой Богородице. При традиционной ориентации часовни, восточная её стена изнутри служит основой иконостаса. В некоторых редких случаях эта стена может быть выступающей - округлой или многогранной, повторяя распространённую форму церковного алтаря, так же используется под конструкцию иконостаса. Она может быть одно-объёмной без тамбура, и много-объёмной, как и в храме без алтаря содержать центрально-соборную часть, притвор, звонницу. Часовня венчается или крестом, или может быть одноглавой, двуглавой и многоглавой.
Часовня в объёмном решении может быть клетской, купольной, шатровой, ярусной, огненной. Подобно храму, она отражает духовное построение церкви. Под крестом, символом «непобедимой победы», часовня видимо через единство конструкции и символа, ступенчато выраженного ярусами архитектурных форм и иногда поддержанного иконописным изображением изнутри и снаружи, даёт образ историко-временного пути церкви и чинопоследование в её устроении: её главу – Христа и её тело – святую Соборную и Апостольскую Церковь. Здесь иерархично, ступенями, сверху вниз, подразумевается расположение чинов ангельских сил; чинов ветхозаветной церкви: праотцев, пророков; новозаветной церкви: евангельских праздников, апостолов и святых православной Церкви. Иерархия образов заканчивается рядом воинствующей, то есть противостоящей греху, живой церкви: это «коленопреклонённое» пространство с изображением полотенец - символов очищения для молящегося прихожанина. Таким образом, живущий современный человек сливается в подобающем архитектурном окружении со всей предшествующей церковной полнотой, становится членом действительного торжествующего единства.
В плановом решении часовни могут быть круглыми – круг это символ вечности, квадратными – обозначающими небесный град, прямоугольными – символ корабля спасения, крестообразными – символ духовной победы, восьмигранными – образ будущего века и сопутствующей Богородичной любви, многогранными – со значением круга.
Символизм священных построек, выраженный архитектурной пластикой, создан на основах святоотеческих преданий, и тому есть множество примеров.
Здание – часовни, как предтечи храма, с начала его строительства и до конца эксплуатации - есть пространство для укрепления духовного состояния человека, где при отдаче им зодческого мастерства воплощается Божественный образ Церкви, здесь осуществляется синтез конструктивно-инженерных решений с церковной символикой и традицией.
При созидании часовни надо остерегаться форм, навеянных «свободными» воображениями, имеющими лишь оригинальность, но лишёнными разумного осмысления связки церковных и конструктивных основ.

Обьёмно-пространственное и цветовое разнообразие часовен

Можно в истории и современной практике усмотреть два основных «типологических» момента становления часовен. В одном случае часовни могут появиться в стихийно укрытом пространстве, где человеку удобно предстоять в молитве. Это пещеры и естественные укрытия. Здесь творец - природа. В пример приведём житие XIV века преп. Тихона Калужского, ему дупло старого дуба служило и кельей, и часовней. В другом же случае, это упорядоченное пространство, создаваемое уже самим человеком по законам строительных технологий. Примером здесь послужит самая древняя сохранившаяся в России деревянная храм - часовня XIV века клетского типа преп. Лазаря из Муромского погоста.
В объёмно-пространственном исполнении часовня - это укрытие или навес для молящихся. Часовни можно разделить на два типа: открытого, как навес – часовня, и закрытого, как часовня со стенами. При открытом пространстве часовня служит для соборных молений при стечении множества людей, здесь изобилие дневного света. В закрытом типе дневной свет минимален, он способствует отрешению человека от окружающего мира. Здесь проектировщик с помощью минимального дневного света может удачно выражать пластику пространства светотеневыми соотношениями.
Назначение часовни при сохранении её духовной сути многообразно. В нашей действительности возрождена традиция постановки часовен на городских площадях, в сельских поселениях, при дорогах, над родниками, в деревнях и на кладбищах. Сохранилась традиция установки памятных часовен над престолами бывших храмов, а так же в честь исторических и церковных событий. Именные часовни ставятся над захоронениями святых и прославленных церковью людей. Также часовни бывают домовые, больничные, пещерные, транспортно-передвижные, корабельные, при учебных заведениях, в воинских частях, в местах заключения и т.д. В некоторых случаях устанавливаются временные часовни.
Часовни бывают маленькими и большими, достигающими размеров крупных храмов. Такой была часовня св. Пантелеимона на подворье Русского Афонского монастыря на Никольской улице в Москве второй половины XIX века. Известны крупно-объёмные часовни, сохранившиеся на Русском Севере и в Сибири. Общепринятыми конструктивными строительными материалами для исполнения часовен в традициях русского церковного зодчества использовалось дерево, кирпич, камень, железо, медь, свинец. В древности практиковались ткано-шатровые часовни при воинских походах и в полевых военных лагерях. Реже часовни исполнялись из чугуна и бронзы. К примеру, это часовня-памятник героям русско-турецкой войны 1877-1878 годов в Москве у Ильинских ворот, а также, столпообразные часовни-памятники, посвящённые событиям 1812 года; на поле Бородинском, в расположении батареи Раевского рядом с захоронением князя Багратиона, и в Смоленске.
Цвет часовни зависит от строительного материала, или, в случае её крашения, от символического её посвящения. В церковном уставе и церковной традиции оговорены цвета, употребляемые в течение года в богослужении. Эти цвета могут быть использованы при покраске и часовен, и храмов. Жёлтый или золотой цвет обозначает Божественную Славу, белый цвет духовную чистоту и Преображение, зелёный – это цвет вечной жизни, Троицы и святых преподобных, красный - цвет победы Пасхи и священно-мучеников, голубой и пурпурный – цвет Богородичный, серебряный – цвет чистоты и покаяния, синий и фиолетовый – цвет постовых и крестопоклонных праздников.
В старину часовни красились немногочисленными естественными природными красителями. В покраске и отделке некоторых деталей применялось золото и серебро. Зачастую использовали цвет используемых материалов, к примеру, на крышах медь или свинец. Применялись цветные изразцы. Часовня может быть одноцветной и многоцветной, символически расписанной геометрическим, растительным или зооморфным орнаментом.

Строительство часовен в современном градообразующем пространстве

В основу созидания образа новой часовни могут быть положены региональные зодческие традиции, на основе веками сложившихся традиций православной церкви - византийской, киевской, московской, северорусской и других. Облик часовни может зависеть от исторических предпосылок, это касается часовен, когда-то уничтоженных и вновь восстанавливаемых.
В XX столетии в России понятия духовных основ человека игнорировались. Но общество в целом держалась на опыте духовно-нравственных накоплений прошлых веков, и во многом положительные материальные достижения реализовывались благодаря этому фактору. Потери нравственности, которые наблюдаются в современном мире, обедняют духовные качества человека, общество становится мёртвым с вытекающими отсюда последствиями. Часовня, её образ может способствовать восполнению утраченной благодати, и её постановка в существующем мире необходима. Традиционная часовня, как и храм, поставленная в сложной градостроительной ситуации среди стремительных магистралей и возвышающихся небоскрёбов, облагораживает пространство. Она есть знамя и символ духовного бытия, возглавляющего душевные и физические силы.
В старину часовня была звеном церковного пространства, которое начиналось с придорожного креста, киотного столба, затем часовни, храма, монастыря и городского ансамблевого единства. Сегодня постановка часовни авторитарна и индивидуальна, но значение её также актуально, как и в старину. Она всё чаще является зерном современного градообразующего пространства. В изменённой, порой обезличенной жилой среде она служит ферментом духовного насыщения, создаёт пространство высокого духовного состояния человека. Для проектировщика важно вписать часовню в среду среди потоков современного города. Пример этому - включённая в обезличенный городской ландшафт Москвы, на стрелке Нового Арбата и улицы Поварской, сохранившаяся церковь Симеона Столпника XVII века, огненного типа. Удачно начинающая ритм современной застройки, она, относительно жилья по своему масштабу, сравнима с часовней.

Библиография:

Полный Православный Богословский
энциклопедический словарь.
Издательство П.П.Сойкина.
- Толковый словарь живого
великорусского языка
Владимира Даля.
- И. Снегирёв, Часовня в русском мире,
ДЧ,1862, 11; прот.к. Никольский, О часовнях, СПб., 1889
- Современное православное богослужение.
Издательство Сатисъ Санкт-Петербург 1996
Составитель И. В. Гаслов.
- Васнецов Н.Б., Часовня и её аналоги
Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ
Материалы научно-практической конференции 12-16 апрель 2010.
Сб. статей в 2-х тт. Т.1. – Москва: Архитектура-С. 2010.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: