Из индии в бангладеш по земле. Отрезанный ломоть бенгалии

Первое, что бросается в глаза туристу, интересующемуся жизнью в Бангладеш, — то, что местное население ведет ее практически на улице. Возникает ощущение, что в домах люди только ночуют, а большую часть дня проводят за их пределами, где работают, принимают пищу, моются и отдыхают.

Вид на столицу Бангладеша-Дакка

Несмотря на большую скученность населения и не слишком привлекательные, на взгляд европейца, условия жизни, среди местных обитателей трудно найти недовольных: природный оптимизм и неприхотливость помогают им выживать в не самых комфортных условиях.

Бангладеш — государство в Юго-Восточной Азии, граничащее с Индией и Мьянмой и омываемое водами Бенгальского залива. По численности населения страна занимает 8 место в мире, в ней проживает около 170 млн человек. Коренное население — бенгальцы (98%), основной разговорный язык — бенгальский, но многие понимают и знают английский — язык делового общения и туристического обслуживания. Столица — город Дакка, население которого превышает 11 млн человек. В 1971 году бывшая английская колония получила независимость и стала унитарной республикой.

Расположение Бангладеша на карте

Бенгальцы весьма религиозны, большинство жителей исповедуют ислам, а Дакку даже называют столицей мечетей: их в ней более 700, но даже этого количества не хватает на всех, и люди молятся на улицах.

Столица сильно перенаселена, и настоящим бичом городской жизни является транспортная проблема.

Транспорт в Бангладеше

В Бангладеше транспорт представлен четырьмя основными видами: автобусы, железнодорожное сообщение, водный транспорт и такси. В городах местные жители и туристы предпочитают пользоваться услугами мото- и велорикш, так как дороги забиты и пробраться по пробкам в нужное место на общественном транспорте весьма затруднительно. В стране действуют три основные пассажирские авиакомпании, выполняющие внутренние и международные рейсы: Biman Bangladesh Airlines, Regent Airways, United Airways.

Исторические и культурные достопримечательности

Бангладеш не очень хорошо известна иностранным туристам, хотя это красивая страна с замечательной природой, богатой культурой и очень доброжелательными жителями. Одной из главных достопримечательностей страны являются всемирно известные архитектурные сооружения, среди которых крупнейший буддийский монастырь в Пахарпуре, индуистские храмы Шивы, Говинды и Джаганнатх, расположенные недалеко от индийской границы. Среди охраняемых ЮНЕСКО объектов находится и затерянный город мечетей Багерхат, расположенный у слияния рек Ганг и Брахмапутра.

Смотрите в видео: затерянный город мечетей Багерхат.

Дворцы и мечети столицы — ее визитная карточка, национальное достояние страны. Наибольший интерес представляет осмотр таких архитектурных достопримечательностей, как:

  • дворец Natore Rajbari — бывшая королевская резиденция;
  • Розовый Дворец Ahsan Manzil — Национальный Музей Бангладеша;
  • форт Лалбах — дворец-крепость эпохи Великих Моголов;
  • мечеть Байтул-Мукаррам («Святой дом») — национальная мечеть Бангладеш;
  • мечеть Hussaini Dalan — дом духовного лидера — имама;
  • Звездная мечеть — мечеть Тара;
  • мечеть Хана Мохаммада Мридха — один из центров исламской культуры.

Не меньший интерес представляет посещение национальных природных заповедников, среди которых самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан, «Холмы Читтагона» — место проживания древних буддийских племен, сохранивших природу в ее первозданном виде, Национальный парк Лавачара, озеро Каптаи, где у дайверов есть уникальная возможность плавать в подводном лесу из лотосов и лилий.

Вид на холмы Читтагона

Туристу, желающему совместить культурный отдых с посещением курортных мест страны, можно посоветовать отправиться в пляжный район юго-востока Бангладеша — Кокс-Базар, расположенный недалеко от границы с Мьянмой. Там находится один из самых протяженных пляжей в мире (120 км) — Инани-Бич. Интересно, что воды здешних курортов абсолютно свободны от акул, что нечасто встречается в этих местах.

Туристическая информация

Так выглядит виза в Бангладеш

80% годовых осадков в Бангладеш выпадает с апреля по ноябрь, поэтому наилучшим временем для поездки является период с декабря по март. Мягкая теплая погода дает возможность европейцам провести свои самые холодные месяцы в комфортных условиях — при температуре +18+25°С и отсутствии осадков.

Статья устарела!
Материал, на основе которого написана эта статья или отдельные её разделы, был собран более пяти лет назад. Вероятно, статья уже устарела и не соответствует текущим реалиям. Мы будем рады более свежему материалу по теме этой статьи.

Столица: Дакка
Площадь: 147.600 км 2
Население: 150.000.000 чел.
Валюта: бангладешская така (BDT)
Язык: бенгальский
Движение: левостороннее
Телефонный код: +880
Виза для РФ: ставится на границе

Страна мировых рекордов: первое место в мире по плотности населения, второе по бедности, одно из первых по кражам и коррупции, первое по плодородию почвы, водостоку, плотности речной системы и наводнениям, самая большая дельта, самый длинный пляж, самый большой мангровый лес и т. д. Население - 150 млн человек или 1 тыс. в среднем на квадратный километр. Вся страна - это одна большая деревня, периодически переходящая в город, зажатая в дельте сливающихся Ганги и Брахмапутры, перерезанная причудливой сетью рукавов, часто меняющих свое русло. Сюда мало кто ездит: дикой природы почти нет, этнографии тоже, культурные достопримечательности не могут поразить побывавшего в Индии. Добрая половина интересных мест сосредоточена на узкой полосе, идущей от Читтагонга до бирманской границы, которая закрыта. Вообще все почти как в Индии. Страна не выглядит такой уж бедной, бедность как бы равномерно распределена среди жителей и компенсируется плотностью населения и плодородием. Климат похож на индийский, но немного гаже. Здесь летом очень сильные муссоны, а зимой дуют холодные ветра с Гималаев. Вдобавок к этому для путешествий непригодно время таяния гималайских снегов, когда разливаются реки. Природа сохранилась в двух местах: Сундарбаны (мангровые болота вдоль Индийского океана в западной части страны, непроходимы без лодки) и район Читтагонг - Коксиз-Базар, где в горах природа мало отличима от соседнего Мизорама, бангладешско-бирманская граница - это лес с низкими холмами. Lonely Planet регулярно переиздает специальный путеводитель по этой стране, на русском языке информации почти нет.

История

Бангладеш (женского рода, не склоняется, буквально - «страна бенгальцев»), он же Восточная Бенгалия - исламское государство в Южной Азии, отколовшееся от Пакистана в 1971 г. Ислам пришел в Восточную Бенгалию приблизительно в XIII веке, вытеснив буддизм. Вплоть до XVIII века Бенгалия находилась под управлением Великих Моголов. Тогда страна считалась самым богатым и процветающим краем Могольской империи. Именно с Бенгалии началась колонизация Индии англичанами, первые поселения возникли еще в XVII веке. В 1757 г. Дакка становится английской. Процветание Бенгалии продолжается за счет производства джута - вида ткани. В 1905 вице-король Керзон разделяет Бенгалию на западную индуистскую и восточную мусульманскую части. На референдуме 1947 г. западная Бенгалия решает войти в Индию, а восточная - в Пакистан. Экономическое положение Восточного Пакистана (так тогда называлась Бангладеш) резко ухудшается за счет того, что все промышленные предприятия остались в Калькутте, а перенаселение усугубляется притоком беженцев-мусульман из Западной Бенгалии. В 1971 г. начинается война с Западным Пакистаном за независимость. Бангладеш побеждает исключительно за счет интервенции индийской армии. После нескольких военных переворотов в Бангладеш установился парламентский режим.

Культура и язык

Бангладеш - это национальное государство бенгальского народа (он же бангла), составляющего 99 % населения. Бенгальцы также проживают в индийских штатах Западная Бенгалия, Трипура и Ассам, причем в двух первых составляют большинство. Это один из самых многочисленных народов на земле, в общей сложности свыше 200 миллионов. В отличие от индийских бенгальцев, жители Бангладеш - мусульмане, но мусульмане номинальные, у них сохраняется кастовая система и индуистские традиции, отмечаются индийские праздники, единственное отличие от Индии - нет коров на улицах. Арабский язык в Бангладеш неэффективен. Известная часть населения одевается на индийский манер, то есть без шальвар-камиза и паранджи. В прошлом в Бангладеш была большая армянская община, поэтому в стране есть несколько старых армянских церквей. Сейчас армян уже давно нет.

Государственный язык - бангла, родствен хинди-урду (но на самом хинди не говорит никто). Алфавит бангла похож на индийский деванагари, но все буквы отличаются в начертании. В Бангладеш используются свои цифры, обычные международные цифры попадаются редко. Путешественнику очень рекомендуется выучить цифры бангла. Они коварны: некоторые цифры похожи на наши по начертанию, но отличаются по значению. Еще больше цифры бангла похожи на настоящие арабские, но и здесь может выйти конфуз - например, семерка бангла абсолютно неотличима от арабской девятки. Английский язык в Бангладеш мало распространен, хотя эпизодически встречается, особенно в Дакке. Нацменьшинства присутствуют только под Читтагонгом, в отроге Ассамских гор под названием Читтагонгские холмы, они родственны бирманцам. Сами бирманцы тоже имеются в районе Коксиз-Базара. Бенгальская культура - очень богатая, большинство современных индийских писателей и поэтов родом из Бенгалии, самый известный - Тагор.

Визы

Посольство Бангладеш в Москве находится по адресу Земледельческий пер., 6. Виза стоит 50 долларов, делается больше недели, сложностей нет. В Индии виза выдается в Дели, Калькутте и Агартале. Существует виза по прибытии, которая также стоит 50 долларов, но она выдаётся только в аэропорту Дакки, а на наземных переходах не делается.

Консульство в Калькутте находится рядом со станцией Park Circus, на улице Circus Avenue, документы надо подавать до 12.00. Консульский сбор зависит от национальности, для россиян - 2500 рупий (60$). Визу ставят однократную, на срок до одного месяца.

Будьте осторожны при заполнении анкеты! В визе Бангладеш указываются пункты въезда в страну и выезда из нее, эти данные берутся из вашей анкеты. Если вы напишете, что будете въезжать «by land» или «by bus», вам по умолчанию впишут в качестве пункта въезда/выезда переход близ Калькутты, поэтому если собираетесь переходить в другом месте, пишите в анкете название перехода. Срок действия визы исчисляется с момента перехода границы, «коридор» для визы - один месяц. Визу ставят в тот же день вечером.

Попадание

Самолетом

Авиационная сеть Бангладеш на удивление широка для столь нищей страны. Единственный международный аэропорт в Дакке порождает рейсы во многие азиатские страны. Имеются лоукостеры: Mihin Lanka летает в Коломбо, FlyDubai в Дубай, Air Arabia в Шарджу. AirAsia одно время летала в Дакку, но потом отменила рейсы. Прямых рейсов Москва - Дакка не существует, надо лететь с пересадкой в Дели или Дубае.

По земле

Между Индией и Бангладеш существует пять погранпереходов. Самый известный - Бенопол ь, находится недалеко от Калькутты. С калькуттского вокзала Сеальда (Sealdah) или от Дум-Дума на электричке едем до станции Бангаон, оттуда час пешком до границы. При выходе из Бангладеш через Бенополь требуют деньги: 250 рупий или 300 така. Из Бенополя во все крупные города ходят автобусы. Четыре перехода с неизученными свойствами таковы: Силигури - Бхурунгамари, Нью-Джалпайгури - Чилахати, Шиллонг - Силхет (близ знаменитой деревни Черрапунджи), Агартала - Дакка (этот переход - самый близкий к Дакке). Бангладеш граничит с Мьянмой , но погранпереходов не существует уже где-то 50 лет. Граница проходит по джунглям, плохо охраняется и известно несколько людей, пересекших ее нелегально, но делать этого не стоит из-за жесткости мьянманских законов.

Деньги

Валюта Бангладеш называется така, в 2013 1$ = около 80 така, за одну индийскую рупию дают около 1,3 така. Мелкие деньги называются «пойса», вообще на языке бангла «деньги» будет «пойса». Така официально запрещено вывозить из страны, но это никто не проверяет. Бангладеш слегка дешевле Индии, примерно настолько же, насколько така дешевле рупии. Стакан тростникового сока - 5 така, мандарины - 40 така за кило, 0.3 л лимонада - 8 така, городской автобус в Дакке - от 2 до 10 така.

Транспорт

Главное транспортное средство в Бангладеш - автобус . Автобусов много, они частные и довольно высокого качества. Качество дорог лучше, чем в Индии, но передвижение замедляется огромным трафиком. Часто трасса разрывается паромной переправой, что существенно замедляет движение. Железных дорог мало и они неудобно проложены, пользоваться ими разумно только на севере страны. Поезда допотопной конструкции ходят редко, ежедневных почти нет.

Автостоп исчезающе плох. Останавливается очень мало машин, и все - деньгопросы . Легковушек почти нет. Грузовики - в основном индийские «Таты».

Еще один вид транспорта, специфический для Бангладеш - лодки . Лодочные линии связывают все крупные города страны. По времени лодка несущественно дольше автобуса, по деньгам - несущественно дороже.

Ночлег

Как и в соседней индийской Бенгалии, палаточный ночлег в Бангладеш затруднен. Безлюдное место найти вообще невозможно, народ плохо относится к палаткам, а все поля - заливные. На традиционное для мусульманских стран гостеприимство рассчитывать тоже не стоит, вписку здесь найти не легче, чем в Индии. Зато всегда можно найти отель за 150 така.

Безопасность

Мелкое карманное воровство в Бангладеш процветает. Народ вместо «здрасте» начинает хлопать тебя по карманам. Надо быть предельно осторожным и никогда не оставлять ценные вещи без присмотра. Доходит до того, что срывают с руки часы. Но явного бандитизма и грабежей в Бангладеш почти нет. Менты довольно добрые, могут вписать в отель или в автобус.

Еда

Кухня похожа на индийскую, очень острая, с преобладанием рыбных блюд. «Базарная еда» - это пирожки-самоса с картошкой и чили, другие пирожки со всякими пряностями, хот-доги. Сласти в основном молочные - творожные шарики в сахарном сиропе и что-то вроде сладкой сметаны с орехами. Фрукты: виноград, мандарины, манго, бананы. Разновидностей лимонада в Бангладеш огромное количество даже в деревенских лавках, но, в отличие от Индии, почти везде они лежат без холодильника. В ряде городов есть дешевые китайские забегаловки, там еда неострая. Чай готовят по-другому, чем в Индии, он заварной, как у нас, а не вареный, молоко добавляют не всегда. Зеленый чай замечен не был.

По стране

Дакка

Англ. Dacca или Dhaka.

Столица и крупнейший город, население 10 млн. Город чудовищно грязный даже по индийским меркам. К реке и рыбному рынку лучше не подходить из-за вони. Дакка делится на несколько районов, в каждом районе есть по автостанции, автобусы передвигаются между этими автостанциями, цена - от 2 до 5 така. Бывают «маршрутки», цены на них в два раза дороже, чем на автобус. Велорикши и моторикши - также в изобилии. Ж/д вокзал находится на востоке города, его свойства не изучены. Речной порт - на юге, в старом городе, представляет собой нечто абсолютно хаотическое. Междугородние автобусы на запад уходят с автостанции Габтоле на крайнем северо-западе города, рядом с этой автостанцией есть дешевые отели, а в 10 минутах ходьбы - выезд из города в сторону Калькутты. В кассе мудрец может добиться бесплатной вписки в автобус.

Достопримечательностей в Дакке довольно много, но все они какие-то заплеванные из-за влажного климата и плотной застройки. Местный форт называется Лалбагх, находится на юго-западе, у реки примерно в 10 км выше порта. Старый город тянется вдоль реки на несколько километров, много толчеи и узких улочек, всякие старые мечети, есть армянская церковь, но она закрыта. Центральный базар называется Гулистан, находится рядом с одноименной автостанцией. Музей, библиотека, картинная галерея и университет находятся в одном квартале на Mymensingh Road напротив центрального парка.

Все посольства находятся в районе для богачей Гульшан на севере города. Там же есть англоязычные книжные магазины, где можно купить поюзанный Lonely Planet за 200-250 така. Индийское посольство находится в Гульшан-1, визы выдаются в течение трех дней за 43$ для всех национальностей на срок до шести месяцев (возможна мультивиза). Визы, выданные в Дакке, действуют с момента выдачи. В получасе ходьбы от индийского посольства по Гульшан-авеню будет район Гульшан-2, где находятся все остальные посольства. В самой дальней части рядышком стоят посольства России (к автостопщикам относятся посредственно), Пакистана (виз иностранцам не выдает) и Мьянмы (свойства не изучены).

Юго-восток

Узенькая полоска вдоль побережья между Читтагонгом и Коксиз-Базар (Cox’s Bazaar) до границы с Мьянмой - самое интересное место в стране. Там нет перенаселения, есть горы, леса, пляжи и малые народности. Самый длинный в мире пляж начинается у Читтагонга, идет на юг и уходит в Мьянму. За исключением района Коксиз-Базар, он не наполнен туристами. Читтагонг - второй по величине город и главный порт Бангладеш. В городе есть несколько старых мечетей и этнографический музей. Читтагонгские холмы (Chittagong Hill Tracts) - единственный горный район страны, там живут племена куки-чин. Ситуация там нестабильная, район периодически закрывают для иностранцев и вводят пермиты. Проверяйте текущую ситуацию с пермитами перед поездкой! Коксиз-Базар - бангладешский аналог Сочи, место для пляжного отдыха. Большинство населения - бирманцы, буддисты по религии. Из деревни Раму уходит единственная дорога на Мьянму (закрытая).

Сундарбаны

Крупнейший в мире мангровый лес (а вернее - болото), занимает нижнюю часть дельты слившихся Ганги и Брахмапутры. Треть болота находится в Индии, остальное - в Бангладеш. Дорог нет, все перемещение - только по воде. Попадание в Сундарбаны осуществляется через город Монгла - второй морской порт страны. Единственная дорога в Монглу идет через два больших и скучных города - Кхульну и Джессур . Из Дакки в Кхульну и Монглу регулярно ходят лодки. В Кхульне надо зайти в Forestry Office за пермитом. Монгла - маленький городок, почти целиком завязанный на туризм. За белыми повсюду увиваются лодочники и предлагают покатать по джунглям. Самые дешевые цены - 50 така в час. Самому арендовать или купить лодку сложнее, но тоже можно. В гуще леса вдоль реки есть пара маленьких поселков, туда иногда уходят грузовые лодки, но редко и нерегулярно. По поводу вписки на них надо договариваться в офисе речной пристани (напротив морпорта через реку, южный край города).

Бангладеш и есть та самая Бенгалия, известная нам по одноименным тиграм и огням. До 14 августа 1947 года она была частью Индии, как и Пакистан. Потом Ганди допрыгался со своими идеями, и страна распалась против его воли по религиозному признаку на индусскую Индию и мусульманский Пакистан, который в свою очередь, по причине некомпактного проживания мусульман, состоял из двух несоединенных частей, Западной — нынешнего Пакистана — и Восточной — Бенгалии.

В Восточном Пакистане жизнь была совсем бедной, потому что там постоянные потопы и промышленность не развита — бенгальская Калькутта с ее портом и фабриками переработки джута осталась в Индии. Западные пакистанцы тоже не помогали постоянным чмарением восточных, и понемногу началась борьба за еще одну независимость. В 1970 году, после циклона, в ходе которого погибло полмиллиона бенгальцев, на местных выборах победила антизападная партия, пакистанцы временно приостановили работу парламента, вспыхнуло открытое восстание, которое Пакистан подавлял войсками в течение всего 1971 года. 3 декабря пакистанцы дернулись на индийскую армию, втихаря помогавшую повстанцам, и 11 дней спустя Бенгалия была полностью оккупирована Индией, а пакистанская армия разбита. Восточный Пакистан стал независимой страной — Бангладеш. Женского рода, не склоняется.

Следующие двадцать лет добившиеся возможности самим определять свою судьбу граждане провели в военных переворотах и убийствах президентов. В 1991 году все более-менее успокоилось.

Экономика не особенно развивается по ряду объективных причин. 90% страны находится ниже десяти метров над уровнем моря. Во время сезона дождей 70% территории банально затоплено — и это если не было каких-то катастрофических циклонов, которые вообще массово губят народ. Во всей стране есть только один карьер добычи камня, поэтому со строительными материалами туговато. Основным продуктом экспорта был джут, который теперь никому не нужен. Остался только чай и недавно открытые месторождения газа. Иностранные инвестиции не поступают, потому что у политических партий хорошо отточен механизм массовых забастовок, которые они объявляют по любому поводу, полностью останавливая отдельные отрасли.

Остается добавить, что численность населения в Бангладеш примерно такая же, как и в России, что вытекает в сто раз большую плотность населения, а отношения с соседними Индией и Мьянмой далеко не дружественные. Поэтому люди здесь очень-очень бедные.

Виза

Для русских виза бесплатна — ура-ура-ура. Но ее все равно надо. Можно получить заранее дома или в Дели. Кроме того, в Индии еще есть два консульства в непосредственной близости к границе — в Калькутте и Агартале. Пограничных переходов гораздо больше, и если вы из Непала отправились в Дарджилинг, то там совсем рядом есть один, но без визы вам придется ехать в одно из этих двух консульств. В самом Непале, к сожалению, посольство туристические визы не дает.

В Агартале визу сделали за день, слегка очумев от появления белого человека в этой части Индии. Похоже, что для местных есть безвизовая программа, потому что консульство было совершенно пустым.

На визе указываются пункты въезда и выезда, о которых вас спрашивают в анкете. Что делать, если вы заранее их не знаете, не ясно — спросите при получении. Есть один тонкий момент — если вы прибываете в Бангладеш по воздуху, то при выезде по земле надо показать специальное “дорожное разрешение” (road permit ), которое выдают в Дакке бесплатно. Хотя там могут попробовать получить взятку. Без разрешения у вас будут вымогать деньги на границе.

Визу можно получить на три месяца, но маловероятно, что вы проведете в Бангладеш больше трех недель, поэтому тридцати дней вполне достаточно — о желаемом сроке спрашивают в анкете.

Валюта

Индийские пограничники поменяют с радостью ваши лишние рупии на бангладешские таки по немного плохому курсу — это полезно, потому что вам нужны деньги, чтобы добраться до крупного города с обменными пунктами, а другой валютой вы вряд ли расплатитесь. Если возвращаетесь в Индию, то полезно оставить сколько-то индийских рупий на потом.

В Дакке относительно легко обнаружить официальный пункт обмена, в Читтагонге есть частные лавки возле ж/д вокзала.

Новые купюры имеют прозрачное пластиковое окошко — отличный сувенир.

Язык

Все говорят на бенгальском, который также используется в нескольких приграничных штатах Индии. Можно прихватить бенгальский разговорник. Но “кото дам?” — “сколько стоит?” — успешно пронесло меня через всю страну. Английским некоторые образованные люди владеют, но они не всегда под рукой. Впрочем, иностранцы настолько редки, что при малейших языковых проблемах сочувствующая толпа быстро находит англоговорящего местного, который все переводит.

Шрифт в бенгальском совершенно не латинский, и вряд ли вы успеете научиться его читать. Это проблематично — очень мало что дублируется на английском.

Прибытие

Если вы подобрались со стороны Калькутты, то к границе идет электричка, 33 цента, примерно час. Там переходите пешком и оказываетесь в Бенаполе , а дальше уже на местном автобусе куда душа желает. Ближайшее интересное место — Кхулна, куда можно за пару часов попасть с пересадкой в Джессоре .

Если у вас заранее была виза, и вы находитесь в Дарджилинге, то пограничный переход всего в 50 км от Силигури.

Из Калькутты в Дакку можно перелететь за полчаса и 50 долларов, но это для извращенцев — непонятно, в чем прикол. Есть рейсы из Дели, Катманду, Бангкока. В Дакке в “Шератоне” был офис Аэрофлота, но попытка нанести им дружественный визит выявила, что он закрыт навсегда.

Прикольно поехать через Агарталу. Для этого вам придется обогнуть Бангладеш и пробраться по северо-восточным штатам Индии, куда туристы совсем не забираются. Там совершенно другая обстановка, никто не пытается вас кинуть, и есть несколько приятных мест по пути. Туристы здесь не бывают по причине терроризма, но для вас это выльется только в то, что по ночам автобусы не ходят, приходится стоять у блокпоста до рассвета. И на последнем перегоне, до Агарталы, транспорт собирают в большой конвой и придают охрану на джипах с пулеметами — полный оттяг.

Я проехал по маршруту Силигури-Гувахати-Шиллонг-Силчар-Агартала. С остановками для осмотра достопримечательностей на это ушло семь дней. Удобен такой подход и тем, что в Агартале можно получить визу в консульстве.

Гостиница

Номер стоит два, редко три доллара за двуместный. Обычно там будет туалет и душ, и всегда есть вентилятор на потолке и противомоскитная сетка. Существует сеть гостиниц для иностранцев за неимоверные бабки — 10 долларов за номер, — но там гнилые люди, развращенные халявными деньгами, и смысл таких трат не ясен.

Питание

Как и в Индии, всегда можно купить на улице какие-то изделия из теста с овощными наполнителями — самосы, например. Стоят они так же дешево — два-пять центов за штуку. В ресторане обычным блюдом будет рис — 10 центов — с подливкой из курятины — 40-50 центов. Фрукты очень дешевы — бананы стоят несколько центов за штуку, ананас — 10 центов, такая огромная колючая фигня размером с арбуз — 20 центов. В Читтагонге есть небольшие острые шашлыки — 30 центов. Чизбургер, небольшая пицца в хорошем кафе — по 30 центов. Шикарнейший ужин в дорогом ресторане — китайский суп, креветки, кофе — обошелся в три доллара.

Касательно колючей фигни — это плод хлебного дерева (jackfruit ). В сезон вы их будете видеть везде, как и арбузы у нас. Обязательно попробуйте, но для этого есть специальная технология. Их надо разрезать, а там будут такие плоские секции размером с полпачки сигарет, с косточкой внутри, и вы их вытягиваете вилкой и едите. Вкус нежно-сладкий. Проблема в том, что несекционная часть этой фигни на воздухе становится клейкой как “Момент”, и вы полностью перемажетесь сами и испортите вилку, а отскрести потом очень трудно. Поэтому надо достать немного растительного масла и смазать как вилку, так и кончики пальцев. Тогда уже ничто не пристанет.

Алкоголь нелегален, потому что Бангладеш — строгая мусульманская страна. В “Шератоне” в Дакке, однако, есть бар для иностранцев, а также население гонит самогон в сельской местности.

Связь

В Дакке, Читтагонге, Раджшахи есть интернет чуть дороже доллара за час. Марки на открытки стоят дешевле 30 центов, но вот сами открытки удалось найти только в Читтагонге, в музее, и низкого качества.

Транспорт

Бангладеш — очень маленькая страна, вы можете проехать ее из одного конца в другой в любом направлении за семь часов и пять долларов. У вас два выбора — поезд и автобус.

Дороги здесь гораздо лучше, чем в Индии, да и автобусы тоже. Между всеми крупными городами ходят весьма современные модели. Иностранцам обычно продают билеты на передниий ряд, к чему и вы должны стремиться, потому что там есть место бросить рюкзак.

Совсем иное дело — местные автобусы, которые идут в пригороды. Тут вы с трудом влезете между двумя рядами сидений, настолько близко они расположены. Там обычно давка. Но на них вы и не будете долго ездить — полчаса, час, куда-то рядом с крупным городом.

Поезд следует выбирать, если нет удобного по времени автобуса. Это обычные электрички, с рядами сидений. Там не так плохо, есть вентиляторы. Вам нужен класс под названием “сулоб” — это второй класс с указанными местами. Выше него подниматься при столь коротких путешествиях не имеет смысла, а ниже уже начинается такая же давка, что и в местных автобусах.

Определенный плюс сулоба в том, что там открыты окна — на ходу дует свежий ветерок, а также можно снимать интересные сцены, особенно на станциях. Но у населения есть хорошая традиция кидаться камнями в проходящие поезда. В качестве контрмеры окна оснащены металлическими ставнями, опускаемыми сверху, как на самолете пластмассовые. При начале обстрела все окна дружно закрываются на опасном участке, раненым оказывают помощь.

По поезду носят еду и напитки, которые можно покупать, но не рекомендуется брать еду от случайных знакомых, потому что широко распространено подмешивание одурманивающих веществ и последующее ограбление. Также по вагонам таскается множество слепых нищих, которые поют красивые песни, но денег им никто не дает.

Сложность загрузки на поезд состоит в том, что на билете указывается номер вагона бенгальской буквой, которая на вагоне нарисована мелом. Так как вы не знаете алфавита, вам остается только ходить вдоль всего состава и пытаться найти схожий символ. А остановки довольно короткие, минут пять. Поэтому лучше сразу кого-то попросить помочь, они проведут. Номера мест тоже на бенгальском, но здесь уже есть время заняться распознаванием символов. Опять же, проще спросить проводника или любого пассажира. Ваше место обычно будет уже занято, но после показа билета его освобождают.

Наконец, есть колесный пароход, так называемая “Ракета”, идущая из Дакки в Кхулну 30 часов, с восемью остановками по пути. В кабинах первого класса — одно- и двуместных — билет стоит 20 долларов. Второй и палубный класс в два и десять раз дешевле, но там вы, скорее всего, сдохнете. В пароходе прикольно только то, что он такой несовременный, романтика типа. Автобус в пять раз дешевле и быстрее.

Совсем местный транспорт, городской — велорикши. У них есть противная привычка договариваться на одну цену, а потом на месте требовать больше. Будьте готовы отказать. Реальная стоимость — примерно пять центов за километр. Не стоит им сочувствовать, хотя иногда они еле тянут тележку с двумя туристами и их рюкзаками. В Кокс-Базаре пытаются завезти вас в дорогую гостиницу, где им платят комиссионные, и с этой целью вам могут пообещать низкий тариф на перевозку, поэтому надо еще на автостанции очень четко объяснить, что поедете вы только туда, куда вам надо.

Конкретные расходы на междугородний транспорт:

$0,87 поезд Акаура-Сримангал
$2,61 поезд Сримангал-Читтагонг
$0,70 автобус Читтагонг-Бандарбан
$1,19 автобус Бандарбан-Кокс-Базар
$0,12 автобус Кокс-Базар-Раму
$0,12 автобус Раму-Кокс-Базар
$4,35 автобус Кокс-Базар-Дакка
$3,30 автобус Дакка-Раджшахи
$0,17 автобус Раджшахи-Путиа
$0,17 автобус Путиа-Раджшахи
$1,57 поезд Раджшахи-Кхулна
$0,13 автобус Кхулна-Багерхат
$0,13 автобус Багерхат-Кхулна
$0,43 автобус Кхулна-Джессор
$0,35 автобус Джессор-Бенапол

Подляны и кидалова

Иностранцев в Бангладеш практически нет, поэтому любой белый человек, особенно остановившийся для чего-либо, собирает под сотню зрителей. Это гораздо труднее выносить, чем вам сейчас кажется. Важно просто понять, что зрители не имеют никаких дурных намерений, и вы для них — самое интересное событие месяца. Остается только игнорировать их.

Выставленный большой палец, “все ништяк”, в Бангладеш означает “пошел ты на три буквы”. При всей своей предупрежденности, я дважды показал его в ответ на вопрос о том, как мне здесь нравится. Но местные отнеслись с пониманием — они, видимо, тоже знали об этой разнице культур.

Разнополой паре лучше без разговоров представляться как муж и жена. Все-таки это мусульманская страна со строгими правилами. Хотя не все на это ведутся, но по крайней мере в гостиницах предпочитают не задавать лишних вопросов на свою голову, и даже не требуют паспорта “жены”, которую “мужу” следует записать под своей фамилией, указав себя в качестве супруга — в официальных анкетах надо приводить имя отца или мужа, как у нас место рождения.

Девушкам лучше в одиночку не ездить, это вызовет слишком много внимания. Как и во многих мусульманских странах, голые плечи и коленки недопустимы. Не совсем обязательно надевать шальвари-камиз — платье со штанами, — хотя если вы едете потом в Пакистан, Иран, Афганистан, то лучше затариться этим уже здесь и привыкнуть так одеваться. Длинная юбка или необлегающие штаны в паре с футболкой — это относительно допустимо, хотя уже на грани.

Как уже упоминалось, велорикши постоянно начинают требовать больше денег, чем было оговорено. Не надо поддаваться.

Теоретически, в Бангладеш есть мощная мафия, но вряд ли вы с ней как-то пересечетесь. Во время забастовок они обеспечивают сознательность владельцев магазинов, поэтому если таковая ожидается, то серьезно подкорректируйте свои планы — никуда во время забастовки вы не сможете поехать или пойти.

Ночные автобусы якобы вооруженно грабят, поэтому путешествуйте днем, но и сами автобусные компании уже сделали такой же вывод, большинство рейсов темное время не захватывают.

Индийцы и бангладешцы полностью взаимно параноидальны. Следует игнорировать то, что обе стороны говорят друг о друге.

Куда поехать

Страна маленькая. Практические все интересные места описываются далее.

Дакка

В Дакке четыре автостанции, и все они довольно далеки от центра города. Пешком вы вряд ли дойдете до или от них, придется брать велорикшу. При покупке билета уточняйте, откуда пойдет автобус, и отправляйтесь туда за пару часов, давая время рикше заблудиться.

Дешевые гостиницы расположены в Старой Дакке. Например, “Суганда Интернэшнл” на улице Навабпур, дом 243. Расположение довольно удобное — в сам центр можно дойти пешком без особой усталости, как и до многих достопримечательностей, и место относительно тихое. Есть номера разного качества и цены. Двуместный с окном на улицу стоит четыре доллара — Дакка вообще дорогое место. Номер без окна дешевле. Вход в гостиницу трудно обнаружить — это просто дверь. Ищите по номеру дома. На втором этаже здания какая-то фирма, вам надо на третий, где менеджер.

Спускаясь вниз к реке от гостиницы, вы увидите кучу полезных магазинов, аптек, ресторанов. На улице продают домашний сыр — попробуйте. На первых этажах зданий есть два ресторана рядышком — там и питайтесь. По утрам они продают всякие жаренья на вынос, можно завтракать. Рядом с ними есть дорогой китайский ресторан на втором этаже — вот туда ходить не надо. Такого извращения китайской еды, да и вообще еды, я не видел ни до, ни после. Разваренное мясо со сладким привкусом, разваренный суп со сладким привкусом…

Пройдя до самой речки, вы попадете на пристань Садаргат. За пять центов можно купить входной билет — делать там нечего, хотя с нее можно пофотографировать.

Из прочих достопримечательностей в городе есть следующее. Мечеть Ситара — украшенная звездочками, интересно посмотреть. Служитель показывает здание и заводит на крышу. Желательно бросить около доллара в коробку сбора подаяний. Форт Лалбаг — несколько хорошо сохранившихся старых зданий, популярен среди местных. Служитель цепляется к иностранцам и проводит для них персональный тур — тоже придется доллар дать, хотя просит он только хороший отзыв о нем лично в книге посетителей. Национальный музей — большой комплекс, вполне стоит посетить. Музей освободительной войны — куча интересных фоток и, главное, трофейного оружия. Китайский “калашников” выдается за какой-то заумный американский автомат, про что я написал им жалобу — если они до сих пор не исправили, то напишите и вы.

Из более прозаичных интересных мест можно упомянуть Новый рынок на улице Азимпур — там огромное количество книжных магазинов с дешевыми изданиями на английском, можно что-то найти. Пройдя дальше на север по этой улице, вы найдете интернет-кафе и кассы автобусов в Раджшахи. Сами автобусы уходят с автостанции, которая гораздо дальше в этом же направлении, туда вы доберетесь только на рикше.

“Шератон” — можно купить сувениры и бухнуть.

В целом в Дакке можно провести как минимум три дня, осматривая только упомянутое. В путеводителях есть и другие интересные места.

Читтагонг

Второй по величине город страны. Что и является его единственной достопримечательностью. Посмотреть интересно, но, кроме этнографического музея, ничего конкретного там посетить нельзя, можно только таскаться по улицам. В музее, кстати, есть штук двадцать разных типов открыток про многие города, не самого лучшего качества, но больше их вообще нигде не найти. Закупайте на всю поездку сразу.

Недалеко от вокзала, на улице Джубили, есть несколько гостиниц. В “Чимбук” за $2,50 можно снять терпимый двуместный номер с душем. Пройдя чуть дальше от вокзала по этой же улице, вы обнаружите на левой стороне те самые фирменные шашлыки, а также множество магазинчиков разного рода. В здании вокзала есть центр информации для туристов, но он постоянно был заперт, хотя в рабочее время в нем горит свет.

В Читтагонге можно провести один полный день, приехав вечером и уехав послезавтра утром.

Бандарбан

Бандарбан находится в так называемом районе Читтагонгских холмовых путей. Здесь живут местные национальные меньшинства, которые иногда воюют за независимость. Раньше иностранцам требовалось специальное разрешение полиции на посещение этой области, но теперь такого правила нет, даже если вам говорят, что есть. Однако иностранцам полагается записаться в журнал при въезде в район, и до Бандарбана их провожает мусор, который убеждается, что они пришли в местную ментовку и отметились там еще раз.

Теоретически, приезжать сюда следует чтобы посмотреть на жизнь племен, в части которых дикие чувихи бегают без бюстгальтера, как обещал читтагонгский этнографический музей. На практике увидеть довелось только диких алкоголиков, с которыми я напился подпольного самогона на какой-то блатхате.

В городе есть свой собственный этнографический музей, с полномасштабными моделями соломенных домов и ручным оленем. Смотреть интересно, тем более что других посетителей там не было вообще. Еще имеется действующий буддистский храм, который тоже интересно посетить.

Почти все в городе расположено вдоль главной улицы, включая гостиницу “Грин Хил” на центральном перекрестке. От автостанции туда можно дойти пешком, тем более что сбиться некуда, но это километра два, легче взять велорикшу. Двуместный номер нормального качества, с душем, стоит два доллара. Пройдя чуть дальше по этой же улице, вы найдете несколько ресторанов.

Здесь можно провести один полный день, потом делать уже нечего. Кроме Бандарбана в этой области рекомендуют посетить Рангамати — там озеро и всякие буддистские храмы. Было не по пути, не попал.

Из Читтагонга сюда идут прямые автобусы, а вот для поездки в Кокс-Базар придется делать пересадку в Керани-Хат, на главном шоссе.

Кокс-Базар

Здесь вы сможете омыть свои сапоги в теплых водах Индийского океана . Точнее, его Бенгальского залива . Кокс-Базар — это курорт, со всеми недостатками любого курорта, то есть разводчиками и высокими ценами в сезон отпусков. Приехать сюда стоит, хотя бы просто побродить по пляжу. От остальных мест в стране резко отличается.

В городе множество дорогих гостиниц. Десять долларов, хотя бы и за номер с кондиционером и спутниковым ТВ, — это просто обдираловка. По крайней мере, вам так будет казаться после двудолларовых гостиниц. Дешевые заведения расположены на главной улице Джатола. Там же и местные автостанции, хотя главная находится за городом, километрах в пяти отсюда. Велорикша должен обойтись в 20 центов, только не давайте ему везти вас в дорогие гостиницы на пляже. В “Нью Юнайтед Интернэшнл” на боковой улице, отходящей от Джатола, за обычные два доллара можно получить терпимый номер с душем — и солоноватой водой.

Ближе к вечеру местное население тащится на пляж, где они просто стоят и смотрят на воду огромной толпой. Вы туда можете попасть по той же главной улице, хотя она вас выводит на пустынную часть пляжа, и там в темное время могут ограбить, поэтому приходите в светлое. Спускаясь по берегу на юг, вы постепенно попадете в ту часть, где все и собираются, это как раз на траверзе дорогих гостиниц. Оттуда назад в центр можно вернуться на велорикше или пешком. Вода достаточно теплая для купания вне сезона, просто местным так не кажется.

Буддистский монастырь Аггамеда Кьянг стоит посещения. Кроме него, в самом городе ничего особенного нет, но можно съездить в Раму , это 14 км от Кокс-Базара, там множество интересных буддистских монастырей. Местные автобусы уходят с главной улицы за 12 центов в один конец.

Один полный день на пляж и город, еще один на Раму — этого достаточно, если не собираетесь купаться тут до посинения.

Теоретически, из Кокс-Базара можно поехать в самую южную точку страны, остров Св. Мартина. Но транспорт туда нерегулярный, все зависит от прилива, про гостиницы вообще непонятно. Ранее популярный нелегальный переход границы с Мьянмой в настоящее время осложнен обильными минными полями на той стороне.

Акаура

Это пограничный город напротив индийской Агарталы. В Агартале до КПП можно доехать на моторикше за 40 центов. Граница переходится пешком, потом берется велорикша до города, куда километров пять, за $1,40. В самом городе делать нечего — садитесь на поезд до вашего первого пункта в списке намеченных городов. Есть смысл поехать в Сримангал или Силхет на севере, потому что этот район на отшибе от других маршрутов, а теперь вы ближе к нему, чем будете когда-нибудь еще. Вот уж здесь на вас насмотрятся по уши — иностранцы в Акауре вообще не бывают.

Сримангал

В Сримангале в теории интересен тропический лес и чайные плантации. В реальности сюда стоит заехать только если вы попали в страну через Акауру, и это ваш первый бангладешский город, тогда у вас будут богатые впечатления. Как не первый город Сримангал неинтересен.

На чайных плантациях вам могут показать все хозяйство забесплатно, нужно только там нарисоваться. Мне хватило тех кустов, которые я видел по пути в лес.

В тропическом же лесу якобы находится множество диких обезьян, о которых горячо рассказывает и путеводитель, и единственный гид в городе, мистер Разу. Туда можно дойти пешком — 8 км — или поймать местный автобус по пути. В реальности же ни обезьян, ни какой-либо иной живности заметить не удалось.

Мистер Разу хорошо говорит по-английски, но зациклен на десяти долларах, которые вы ему должны заплатить, по его мнению, за любые услуги, так что толку от него мало.

Пройдя на север от вокзала 400 метров по широкой улице до ее конца и повернув налево, вы найдете несколько гостиниц. В “Тадж-Махале” двуместный номер с душем стоит $1,70. На перекрестке, где вы повернули, есть несколько ресторанов с неплохой едой. На улице с гостиницей расположены продуктовые магазины и продают самосы и прочие жаренья.

Лес и чай легко осмотреть за один полный день.

Из Сримангала можно посетить Силхет , центр одноименной провинции, но путеводитель упоминает в нем только музей и мавзолей, так что вряд ли он интереснее Сримангала.

Раджшахи

Раджшахи расположен на самой границе с Индией. В принципе, вы можете на лодке переплыть речку и нелегально пересечь границу — местные делают это все время. Но вам не надо. Не так далеко имеется пограничный переход.

Кроме прогулок по набережной вы можете посетить музей Варендры и зоопарк с неплохим набором зверей. В “Раджшахи Метрополитэн” двуместный номер с душем стоит стандартные два доллара. В городе есть интернет с поминутной оплатой и рядом же кафе с чизбургерами и пиццей — сладковатыми, но терпимыми.

Гораздо интереснее съездить в Путиа — 23 км от Раджшахи. Там больше индусских храмов, чем где-либо еще в стране. Местный автобус стоит 18 центов в один конец. В первом же храме местный государственный служитель разогнал добровольных гидов из числа молодежи и дал бесплатный тур по храмам, благо у него были ко всему ключи. Здания очень красивые — красивее всего остального в Бангладеш, даже Багерхата.

Кхулна

Собственно в Кхулне вообще ничего интересного нет, сюда приезжают для посещения Багерхата , города в 29 км от Кхулны. В километре на юго-восток от ж/д станции расположены несколько гостиниц. В “Сосайети” двуместный номер без туалета, душа и окна стоит $1,40. Общий туалет и душ находятся в коридоре. Что-то получше не удалось найти по причине заполненности гостиниц.

Для поездки в Багерхат сначала надо переправиться на пароме на другой берег реки, где находится нужная автостанция. Паром стоит два цента, но по пятницам, похоже, он бесплатный, потому что с меня никто деньги не взял в обоих направлениях. Автобус в Багерхат стоит 13 центов в один конец. Можно поехать и на поезде.

В Багерхате есть множество старинных мечетей и музей, все это интересно посмотреть. Заметьте, что женщин в мечеть там не пускают. Некоторый минус в том, что авто- и ж/д станции находятся километрах в шести-семи от мечетей — придется либо идти пешком, либо на местном автобусе, либо на велорикше. И две самые дальние мечети — запертые — находятся посреди затопленного рисового поля.

Индусский храм с забавным названием Кодла Мат находится в 11 км от Багерхата и достигает 20 метров в высоту. Лучше всего сразу договориться с рикшей или такси о поездке в оба конца, иначе замучаетесь искать.

Бабки

Основные расходы за 16 дней:

Когда виза бесплатна и вы тратите четыре доллара в день на еду, гостиницу и транспорт — что тут можно рекомендовать? Конечно приезжайте, если оказались в Индии, это очень легко и впечатления особые получите. И фотки там выходят весьма красочные.

Путеводители

Приводятся дата публикации и ссылка на интернет-магазин “Амазон”, по которой о книжке можно узнать много полезного, а иногда и посмотреть на некоторые страницы. Значок [e] ведет на страницу издательства “Лоунли плэнет”, на которой можно бесплатно скачать пару глав и купить любую.

Разговорники:
Lonely Planet India Phrasebook 2008-09
Lonely Planet Hindi, Urdu & Bengali Phrasebook 2016-09

Конкретно по этим книжкам надо добавить следующее.

В разговорнике по Индии есть и бенгальский язык.

Сайты

Посольства и консульства Бангладеш в Вашингтоне , Нью-Йорке , Лос-Анджелесе и Москве .

dip.gov.bd
Паспортно-визовый отдел.

biman-airlines.com , flynovoair.com , flyregent.com , uabdl.com
Бангладешские авиакомпании.

bangladeshpost.gov.bd
Бангладешская почта, расценки для разных услуг.

wunderground.com/global/BW.html
Погода в Бангладеш прямо сейчас, а также в ближайшие дни.

xe.com
Курс бангладешской таки.

bangladeshmonitor.net , thebangladeshtoday.com , thedailystar.net , newagebd.net
Бангладешские газеты на английском языке.


Некоторые мои фотки из Бангладеш.

Латинизатор

Агартала — Agartala Мьянма — Myanmar
Аггамеда Кьянг — Aggameda Khyang Навабпур — Nawabpur
Азимпур — Azimpur Непал — Nepal
Акаура — Akhaura

Фото Reuters

Исторический пакт - так политики в Дели и Дакке называют соглашение между Индией и Бангладеш, которое фиксирует границу длиной более 4 тыс. км между двумя странами. Документ, подписанный главами правительств обеих стран Нарендрой Моди и Шейх Хасиной Вазет, предполагает обмен анклавами. Индия передаст соседу 111 анклавов площадью около 70 кв. км, а Бангладеш Индии – 51 анклав размером 28 кв. км. После обмена территориями жители смогут выбрать гражданство. По мнению эксперта, урегулирование стало возможным благодаря политической воле лидеров.

Как подчеркивает индийский портал ndtv. com, сделка о передаче земли позволит, наконец, десяткам тысяч людей, живших в приграничных анклавах, выбрать гражданство после того, как они находились в положении без гражданства. Это означало, что они не могли получать медицинскую помощь из-за неясной административной принадлежности их селений.

Таков гуманитарный аспект договоренности. Как видно из заявления Моди, не менее важно то, что разрешаются долгосрочные пограничные вопросы, устанавливаются постоянные границы с Бангладеш.

Страны-соседи шли к этой договоренности более 40 лет. Бангладеш образовалась в результате освободительной борьбы за отделение от Пакистана в 1971 году. В той войне интервенция Индии на стороне борцов за независимость сыграла решающую роль. Бангладеш после победы установила довольно тесные отношения с Индией. Но договоренность о владении 162 анклавами так и не была достигнута. Дело в том, что эти клочки земли когда-то принадлежали махараджам и навабам. Британские колониальные власти их не трогали. Бангладеш фактически утвердила сделку в 1974 году, но парламент Индии не давал на нее согласия. И только в апреле нынешнего года соглашение получило одобрение высшего законодательного органа.

Индию и Бангладеш связывают не только узы истории. Население индийского штата Западная Бенгалия и Бангладеш говорит на бенгальском языке. В Бангладеш большинство исповедует ислам, но там есть и индусское религиозное меньшинство. О близких, почти родственных связях двух стран говорит и то, что слова гимнов обеих стран написал один поэт – Рабиндранат Тагор .

На приеме в Дакке, устроенном премьер министром Бангладеш, Моди сопоставил соглашение со сносом берлинской стены. Это сравнение может показаться большим преувеличением. Однако, как сказала в беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян ,«международное значение договоренности очевидно. Этот спор длился десятилетиями. Причем беженцы совершали бесчисленное число раз переходы границ. Индийцы строили заграждения из колючей проволоки. Таково было наследие войны 1971 года. Появление потоков мигрантов объяснялось и тем, что Бангладеш – одна из самых бедных стран мира».

Не могли договориться раньше, потому, что каждая сторона считала, что это будет противоречить ее интересам. Сколько стран, включая Российскую Федерацию, не могут решить такие проблемы. А две развивающиеся страны показывают, что узлы недоверия и вражды можно распутать. По мнению эксперта, имеет значение и то, что Конституция Индии допускает возможность таких решений в интересах лингвистических и прочих групп. Это гибкость федеративной системы. «Но чтобы сделать такой шаг, нужна была политическая воля. И Моди политическое решение принял. Не исключено, что и к разрешению противоречий с Пакистаном из-за Кашмира тоже могут быть сделаны какие-то шаги», – заключила Шаумян.

Индийские спецслужбы полагали, что в прошлом на территорию Индии из Бангладеш проникали джихадисты. После подписания соглашения стороны заявили, что не потерпят существования экстремистских группировок. Дели объявил, что предоставит Бангладеш кредиты и построит электростанцию, чтобы помочь соседу, испытывающему постоянную нехватку энергии.

Из Непала в Китай… Экая невидаль, скажете вы – эти государства граничат друг с другом и дороги известны испокон веков. Помнится я и сам проходил этим маршрутом, как по суше, так и по воздуху.

Но, не спешите с выводами: я раскрою вам свои планы.

Итак, из Непала в Китай вдоль Гималаев . Исключительно по земле . Непал, Индия (Сикким), Бангладеш (север и центр страны), Индия (Манипур), Мьянма (Бирма), Китай (Юньнань). Бывалые путешественники, полагаю, уже заценили всю мякотку данного трипа.

Дело в том, что пройти такой маршрут по суше (без перелетов) ооочень проблематично. И если сквозь границу Индии с Бирмой просачиваются редкие путники, то граница Бирмы с Китаем закрыта напрочь от слова совсем. Я уж не говорю за северный Бангладеш, о котором вообще нет информации в русскоязычном интернете. Более того, сотрудники посольства Бангладеш в Москве даже сами не знают, где есть пункты перехода границы для иностранцев на севере государства. Как написал один из путешественников, проехавший через страну: «Бангладеш – это не жопа мира, а уже зажопные выселки».

Интересно? Теперь немного конкретики.

Еще находясь в Москве заранее следует получить все визы:

1. Виза в Непал (однократная, на 15 дней достаточно) – несмотря на то, что ее легко получить по прилету, придется ее получать в Москве, потому как она требуется для индийской визы;

2. Виза в Бангладеш (однократная, 30 дней) – однозначно надо получать в Москве, ибо мы въезжаем в страну по земле. Плюс она требуется для индийской визы;

3. Двукратная индийская виза (на 3 или 6 месяцев). Запрос двукратности обосновывается наличием виз Непала и Бангладеш;

4. Виза Мьянмы (однократная, 15 дней достаточно). Требуется получить как можно раньше – она нужна для оформления разрешительных документов для попадания и выезда из страны;

5. Виза Китая (однократная, 30 дней). На тот случай, если, таки, удастся выехать из Бирмы в Китай;

Перелет в Катманду вероятнее всего будет осуществлен компанией Etihad – они предлагают самые лучшие цены на середину декабря. Однако в Абу-Даби выходит очень длинная стыковка и скорее всего придется оформлять еще и транзитную визу ОАЭ (через авиакомпанию), чтобы спокойно отдохнуть.

Возвращение домой планируется перелетом из китайского Куньминя с промежуточной остановкой на сутки в Ухани. Однократной визы Китая для этого достаточно, поскольку перелет Куньминь – Ухань - внутренний. Впрочем, при наличии более дешевых вариантов, городом пересадки может стать и Гуанчжоу, и Пекин, и даже Урумчи.

Основная проблема - получение разрешений (пермитов) на пересечение границ Бирмы. Делаются они целый месяц и если для точки перехода со стороны Индии можно договориться с бирманцами о получении только пермита (который привезут прямо на границу), то для перехода в Китай одного пермита совсем не достаточно. Придется каким-то образом «сесть на хвост» бирманским военным, которые контролируют путь до Китая, дабы проскочить до границы без серьезной потери денег и времени. Главное – пересечь границу, ибо с китайской стороны (при наличии визы) проблемы не будет.

Также придется получать пермит в индийский Сикким, но делать это уже надо на месте.

Спонсоры, информационная поддержка, специалисты, и, возможно, попутчики - welcome!

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: