Храм Артемиды Эфесской: интересные факты. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира Богиня артемида в эфесе

Арии считали ТАРУ - Богиней Высшей Спасительной Любви и Возрождения. Очень часто в разных древних Ведических текстах Тарха Перуновича просит помочь людям из Родов Великой Расы его прекрасная сестра, златовласая Богиня Тара. Вместе они совершали благие деяния,помогали людям обживать безкрайние просторы на Мидгард-Земле. Бог Тарх указывал, на каком месте лучше всего разместить поселение и построить Капище или Святилище, а его сестра, Богиня Тара, подсказывала людям из Великой Расы, какие деревья необходимо использовать для строительства. Кроме того, она обучала людей, чтобы они на месте срубленных деревьев садили новые лесопосадки, дабы для их потомков выросли новые деревья, необходимые для строительства.

Впоследствии многие Роды стали называть себя внуками Тарха и Тары. Древние летописи говорят о том, что Богиня Тара - была реальной женщиной, которая со своим Братом ДаждьБогом Тархом правила царицей в священной стране Орианне, в эту Великую Империю входило и Беловодье - страна между Иртышом и Обью. Прекрасная Тара прилетела со своим братом из блистающего поля света Пояса Ориона со звезды РАДА (Алнитак) В стране Беловодье, в АСГАРДЕ Ирийском и научно-духовном центре САТРА - Звездная Тара вела свою духовную и научную деятельность.

39, 5 тысяч лет назад Арийская экспедиция с Орианны прилетела на Виманах в Центр Мантийного Круга - священное место для создания "ХРАМА Памяти Слави", Арийские жрецы-ученые обладали высокими технологиями, которые были доставлены на землю с далекого Ориона. В 250 км. севернее Асгарда Ирийского был насыпан огромный холм, символизирующий гору Меру, на горе построено Главное Святилище, в котором действовали 9 драгоценных кристаллов, помещенных в пятиметровую сферу. Кристаллы в мире Яви имели твердую алмазную основу, но вращаясь со скоростью света превращались в плазменный огонь. Излучение формировало Лазерные Лучи, которые созидали Голографические Обьекты, под действием вторичных фаш-импульсов, эти обьекты заполнялись атомарными структурами, через материализацию возникали новые здания и святилища, так был создан нерукотворный большой храмовый комплекс.

В настоящее время материальные постройки исчезли, или в разрушенном виде находятся в недрах земли, но Голография Города Света осталась в пространстве Слави на уровне 4-го измерения. Каждый Арий-операнд мог записывать свою память сознания на плазменных дискетах и помещать в "Арийские Хроники Акаши Сатры" Так каждый Космический Арий и в том числе БОГИНЯ ТАРА записали свою память в пространстве и поэтому существуют в СЛАВИ - на полевом голографическом уровне. Их копии сознания могут общаться со своими потомками.

Они верили, что кто-то все равно прочитает их ЗАПОВЕДИ. Ведать Знание о Жизни в далеких, прекрасных мирах Космоса! Ведает ли современный человек об этих мирах. Нет! Информация закрыта, но через Веды он может знать, что пришел со звезд, что принадлежит к Родам Расы небесной, что никогда не проходил животную стадию развития, а был когда-то ангелом или архангелом в световых мирах божественной Вселенной.

Это относится только к белой арктической расе, которая жила на севере более 400 тысяч лет назад. Великую Историю записали космические Арии на полевом уровне, в вакуумных доменах, а также продублировали информацию на золотых пластинах - гравировкой священными рунами. Вся великая деятельность наших Космических Предков осуществлялась под руководством Тарха и Тары ДаждьБогов!

СЛАВА АРИЙСКИМ ПРЕДКАМ!
СЛАВА ВЕЛИКОЙ БОГИНЕ ТАРЕ - Звездной Путешественнице во Времени!

Приди ТАРА вновь, спаси свой Космический Род, ибо мы потеряли себя, но вспомнили ВЕСТЬ твою! И теперь владеем совместной Вестью - Совестью!

ТАРА - жила на земле - служила земле и потомкам, справедливо, честно, достойно! Во имя Любви Будущего!
ки-Джей!

Стелла Амарис.

Я ВЕРНУЛАСЬ К ИСТОКУ..........
Я соединяюсь с Родом! Исток - это Вечность. Для нас, проживающих такую короткую жизнь на земле, Вечностью кажутся Эпохи длиной в 100, 200, 400 тысяч лет. И даже миллион лет - Вечность, которую трудно представить течением Реки Времени. В седой древности прилетали на землю Странники Космоса с далеких звезд - Андромеды, Регул, Денебола, Полярной, Маяй, Тайгет, Десса. Инопланетные гости жили на Востоке - на острове Пацифида, на Западе - на материке Атлантида, на юге - в Лемурии. Что искали на земле гуманоиды, какие цели преследовали. Каких разумных существ создали и оставили на этой планете после взлета космических кораблей. Старт и пришельцы стремительно покидали планету..........Сплавились все расы инопланетные, рождались многие нации, многие племена шли в Эволюцию, но больше все время от века до века народы падали в Инволюцию. Сознание проходит деградирующую бездуховную фазу. И холодный интеллект побеждает, только в этом нет смысла и толку......
...
Я возвращаюсь к далекому Роду! Однажды на тропическую поверхность Арктиды, с огромных вайтмар сошли Боги! Неземной красоты, высокие, стройные создания, струящиеся волосы, их лица светились матовым белым светом, глаза-изумруды излучали лазерные искры Любви и Доверия к новой Родине! Женщины и Мужчины. Адамы Кадмоны и Евы Кадмы. Вселенские Боголюди! Люминарно-световые расы Космоса. Боги, происходящие от Богов-Создателей в Плазме - Сварога, Свентовида и Вышеня-Рода. И сошли на эту прекрасную землю мои личные Предки. Женщина +Мужчина. Арии. Какими именами они себя называли? Не знаю, не помню, ............ хотела знать, для этого трепетно вспоминала Эру Созидания Золотого Века. Там, за далекими далями - блаженство и счастье заполняли сердца многомудрых жителей северной Орианы.
Я ВЕРНУЛАСЬ К ИСТОКУ...........
ПРЕДКИ МОИ ВЕЛИКИЕ! Сияет красота ваша сквозь тысячелетия. Я вижу Вас во мгле забвения многих поколений. Я ослепла от блеска очей ваших, я прозрела, чтобы увидеть Вас в Памяти долговременной своей! Джей! Род Мой Звездный! Род Единый! Начало его в Харийцах с Пояса Ориона! Пращуры мои - мужчина и женщина держатся за руки и стоят у берега Северного Океана. Волшебные одежды развевает порывистый ветер. Они молодые, никогда не состарятся, и не умрут, через Порталы Галактики уйдут в иные миры. От них исходит колоссальная сила Верности и Нежности друг к другу, в них сила Веры безграничная! Адам и Ева, они сотворят в эту ночь - долгий земной Род. Я приближаюсь к Роду........
Я ВЕРНУЛАСЬ К ИСТОКУ.................
О горячей любви своих Предков - узнать правду. Закипела в них кровь, оранжевый перламутр плазмы потемнел кровью красной.........тяжела гравитация этой планеты, трансмутация физической плотности тел. Шепчут губы Харийки, покатилась слеза по щеке, она плакала впервые на этой печальной земле. Она предчувствовала бездну падения Будущих Поколений. Она просила пространство и Бога.......... "Пусть впомнят о нас потомки. Мы - Создатели Рода. Просим Чистоты и Праведности, Единство Рода Пояса Великого Ориона, чтобы нам продлится в своих племенах от круга до круга, в веках не зря. Сотни земных людей останутся после нас, пусть хотя бы один потомок вспомнит нашу духовную связь." Я вспомнила! Я соединяю Род в своем ДНК, через арийские гены, через сознание в спиралях времени.
Я ВЕРНУЛАСЬ К ИСТОКУ...........
К Предкам. Перед ними падаю на колени, простите...........от вашего совершенства я далека, потеряна духовная высота, не сохранилась чистота. Нет больше качеств левитации, телепортации, ясновидения, в глубине далекой эпохи остались ваши лазерно-голографические технологии. Все смыл дикий потоп и дожди бесконечных веков смыли ваши следы неземных стоп. Но мне суждено вспомнить вас, далеких Отца и Мать, мысленно обнимаю вас Прородители! Поклон Вам Родные! Вы - Боги! Я ваша Дочка, с одиночеством венчанная, несовершенством меченая. Что с этим явлением делать теперь? Примите меня такой, какая есть.
Я ВЕРНУЛАСЬ К ИСТОКУ.....................
Предки Мои Звездные! Я с вами одной галактической крови. Мы - одного Духа Харийского! Мы Миллионы лет на страже охраны земли, на рубеже света и тьмы. Свет храним - Любовью к Жизни и Людям. Квантовым Потоком окутываем планету. Предки мои Великие! Мы - всегда в Истоке. Мы - преданы родине, звезды Алнитак Пояса Ориона. У нас Главный Исток - РАМХА БОГ! У нас два Истока - Орион и Арктида! И это Истина! Истина - это МЫ! Истина - это Я и Моя Космическая Семья! Я молюсь во Имя Верности Предков к Потомкам. Обращаются Они - Зовом Сострадания к нам неправедным, потерявшим Память Рода. Вспомните! Я молюсь во Имя Спасения Потомков - Предками - от войн до великих побед. Вознесение нас - Богами - от всех земных бед! Я молюсь во имя Любви Предков, их Нота Прощения - священной мантрой звучит в пространстве земли и неба. Мы все спасены, если вспомним себя............. Я спасена, Предкам предана я - навсегда!

Стелла Амарис


Сам по себе собор очень красив и является одной из визитных карточек города. Вокруг него бродят толпы туристов, молодожены любят делать фотосессии на его фоне и внутри парка

Я же в данной статье акцентирую внимание на несколько иной стороне, о которой почти никто не задумывается.

Официальная история собора хорошо известна. Это стиль борокко, это архитектор Растрелли, это императрица Елизавета Петровна. И это конечно же христианский православный храм. Но так ли это?

В своей статье о религии в 4 части , посвященной Исаакиевскому собору, я показал, что город на Неве очень древний . В результате глобальной катастрофы (предположительно 13-14 вв) подвергся затоплению, что собственно и спасло его от разорения и разграбления. Чего не скажешь о древнем Риме и прочих древних Афинах, где нам сегодня доступны исключительно руины.

И смольный собор по всей видимости так же является наследием погибшей цивилизации, наследием погибшего города. Но обо всем по порядку.

После внимательного изучения храмового комплекса (монастыря) у меня сложилось впечатление того, что Растрелли создавал собор не просто на старом фундаменте, но по всей видимости и общая архитектурная концепция была сохранена. Сохранены и многие декоративные элементы. В частности элементы выполненные из гранита производят впечатление того, что рука реставраторов их вообще не касалась. Если гранит набережных, гранит домов и соборов центра города имеет все признаки поздней очистки и шлифовки (18-19 вв), то здесь всё иначе. Гранит выглядит очень старым, с сильным износом. Гранит в схожем состоянии можно встретить кое-где в старых парках окрестностей Петербурга, до куда руки реставраторов так же не дотянулись.

Естественно и нижний ярус собора и всего комплекса утонул по уши в землю.

Мы видим ту часть собора, которую Растрелли не перестраивал.

Здесь когда-то были окна и двери.


Здесь хорошо видно как из окна сделали вход. Посчитаем количество ступенек, их 9 штук.


Этот же вход с другого ракурса.

А вот и сами ступеньки. Прекрасно видно что это новодел. Они прилеплены к существующей ограждающей конструкции (коробке собора). На фото не заметно, но в живую видно что гранит более молодой и по всей видимости действительно датируется эпохой Растрелли (середина 18 века).

А это уже другой вход, парадный. Тоже самое. Ступеньки точно так же приставлены к основной коробке здания. Более того, работягам по всей видимости было лень раскапывать наносной слой после потопа и они прилепили ступеньки на некую возвышенность (холм) с этой части здания. Ступенек уже всего 8 штук. Возможно, по этому холмику можно судить о направлении потопа. Наносной слой мог остаться в бОльшем количестве исключительно с тыльной стороны от движения водно-селевых масс. Значит волна шла с противоположной стороны. Со стороны современной Невы, строго с востока на запад.

Сейчас собор восстанавливается и идут активные реставрационные работы. Работают не всегда качественно, от того куски штукатурки отваливаются и нам предстает на обозрение известняк из которого были сделаны стены старого (древнего) здания. Выше виден кирпич. Растрелли форму пилястрам придавал уже кирпичом.

Местами хорошо виден стык новодела со староделом.

Обходя периметр в окошках хорошо просматривается древний арочный свод. Это когда-то была граница первого и второго этажа. Окна первого этажа когда-то были большими и арочной формы.

Как я уже писал сейчас идут масштабные реставрационные работы. Как изнутри, так и снаружи.

Декоративные элементы сейчас изготавливаются из экструдированного пенополистирола (плотного пенопласта). А по сему краска на них держится отвратно и замена требуется частая.

Теперь перейдем к основному вопросу. Кому изначально собор, вернее храм, еще вернее храмовый комплекс, предназначался. Какому Богу? Как вам известно из моей статьи о религии большинство старых храмов были ведическими (языческими).
Например официально самая старая церковь "Питера" в Красном Селе это бывший храм бога молодого зимнего солнца Коляды, Исаакиевский собор это бывший храм бога весеннего солнца Яра (Ярилы).
А этот храм чей?
Давайте разбираться. Для начала нужно понимать что современное убранство вообще ни в какие каноны не вписывается. Даже в христианские. Купола белого цвета, непонятно что означающие, кресты на куполах тоже с не очень понятной символикой, концепция храмового комплекса так же навивает на некоторые мысли (крест строго ориентированный по сторонам света). И сплошные противоречия. В общем что-то не так.

Для начала зайдем внутрь собора и посмотрим что нам говорит официальная история. И уже тут часть вопросов снимается и всё становится понятным. На макете собора мы видим обычный храм Богородицы. Белые стены, синие со звездами купола. То есть Растрелли слепил все правильно и все каноны выполнил. И даже кресты на куполах на макете мы видим именно ведические (см 1 и 2 части статьи о религии). При Растрелли собор имел смежную функцию. Поверх синих куполов мы видим золотые маковки, то есть это был храм не только Богородицы, но и солнечным богам в нем можно было поклоняться. И на кончиках крестов именно солнце. А для христиан так вообще верх удобства. Всё в одном. Из чего я предполагаю что у Растрелли была задача сделать именно христианский храм. Не исключено что это первый христианский храм в городе в то время (середина 18 века).

А это гравюра внутри собора, всё в общем-то сходится и подтверждается.

С эпохой Растрелли мы разобрались. Давайте копать глубже. Для этого выйдем из храма и внимательно осмотрим его с внешней стороны.

Выйдя из храма и подняв голову мы увидим "Всевидящее око". В Питере оно везде, что и понятно, ведь город древний ведический. Как я указывал в 1 части своей статьи о религии Всевидящее око это не некий масонский знак как думают очень многие, а древнейший ведический символ жизни. В русском ведизме он ассоциируется с верховным богом творцом всего сущего Ра (Сварога). И ставился практически на всех храмах посвященных "космическим" богам (Макош, Мара, Коляда, Яр, Хорст). Таким образом круг наших поисков сужается.

Теперь пройдемся вокруг храмового комплекса. Обычно второстепенные части зданий сохраняются максимально близко к оригиналу и могут рассказать очень многое. И здесь нас ждет именно то, что дает ответы на все вопросы.

Первое что бросается в глаза - это знаки солнца вместо крестов. Они на всех четырех угловых башнях. На двух уже отреставрированные и покрашенные в золото, на одной ведутся работы (фото выше было), на одной еще то ли белый, то ли серый (как и купол).

Теперь мы выяснили всё. Это древнейший храмовый комплекс посвященный Макоши, Макоши Богородице, одной из самых высших и самых почитаемых богинь в иерархической лестнице богов в русском Ведизме. Выясняется так же что Елизавета Петровна и Растрелли максимально полно сохранили для нас наследие предков, чего не скажешь о руководстве современной РПЦ которая и храм непонятно зачем перекрасила, и купола перекрасила и кресты на главном соборе зачем-то поменяла. А где минкульт? А где архитектурный надзор? А где ЮНЕСКО? Непонятно.

ХРАМ БОГИНИ АРТЕМИДЫ

Третье так называемое Чудо Света - это храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе. Эфес был основан греками в Малой Азии 4 тысячи лет назад на побережье Эгейского моря возле острова Самос (территория современной Турции). И это очень важно, так как на острове Самос в семье богатого и знатного ювелира родился великий маг и математик Пифагор. На Самосе прошли его детские и юношеские годы. Строительство храма Артемиды в Эфесе очень сильно переплетено астральными нитями с жизнью Пифагора. В начале VI века до н. э. город-государство Самос был одним из самых цветущих, утопающих в роскоши и праздности городов Средиземноморья. Рейд Самосского порта находился в восьми километрах от лиловых гор изнеженной Малой Азии. Оттуда, из Ионии, нескончаемым потоком плыли золото и драгоценности, богатство и соблазны. Расположенный на берегу изумрудного залива, город Самос ажурным амфитеатром поднимался по горе к небу. На вершине горы сверкали белизной колоннады сказочного дворца. Там царствовал тиран Поликрат. Этот царь лишил островитян всех свобод греческой демократии и придал жизни государства блеск парадов и пиров, искусств и наслаждений. 30 тысяч гетер, вызванных тираном с острова Лесбоса, танцовщицы и комедианты, поэты и музыканты, артисты и певцы из всех стран Древнего Мира заселили соседние дворцы. Счастье Поликрата вошло в поговорки народов мира. Несмотря на то, что царь покровительствовал наукам и искусствам, вначале он не хотел отпускать Пифагора на учебу в Египет. Тогда настойчивый юноша преподнес Поликрату перстень изумительной красоты, созданный его отцом за многие годы. Государь принял дар и написал Пифагору рекомендательное письмо к своему лучшему другу - египетскому фараону Амазису. Жрецы Мемфиса не брали в обучение иностранцев. И только уговоры фараона помогли Пифагору стать учеником посвященных. Здесь уместно отметить, что самым почитаемым божеством на Самосе была богиня Артемида. Изображения Артемиды, или иначе Ачьери, в виде статуй и фресок, очень напоминали изображения «Снежного человека». Желая отблагодарить друга, Поликрат пригласил фараона на очередной праздник. Во время пира Амазис сказал царю, что не следует доверяться такому непрерывному счастью. А в особенности не следует хвалиться им. В ответ на мрачные предостережения фараона Поликрат достал из алмазного ларца свой самый дорогой перстень, сделанный отцом Пифагора. И рек государь: «Покуда перстень этот будет в море, наша богиня счастья - Артемида - не отвернется от меня!» С этими словами Поликрат швырнул драгоценный амулет в залив, в сторону города Эфес. На другой день пирующим друзьям подали к столу только что пойманную рыбу. Когда царь разрезал ее, то из рыбы выпал перстень тирана. Фараон, увидев это, побледнел, встал и объявил, что отныне он разрывает дружбу с Поликратом…

Смерть тирана была ужасной: один из его сатрапов заманил царя в соседнюю провинцию в Малой Азии, где тот и погиб в медленных мучениях. Затем труп Поликрата распяли на кресте восставшие самоссцы и водрузили на вершину горы, с которой он бросил свой перстень. В разрывах осенних туч жители острова наблюдали со всех сторон, как высоко в поднебесье морские птицы расклевывали останки некогда грозного царя.

Кончина его друга фараона была не менее трагичной. Солдаты Камбиза, штурмовавшие столицу Египта, прикрепили к своим нагрудным доспехам живых кошек. Для египтян кошка являлась священным животным. Из-за боязни убить кошку, египетские солдаты не стреляли в захватчиков и сдавались в плен. Ворвавшись в царский дворец, персидские воины схватили фараона и обезглавили его.

Но вернемся к нашему чуду - эфесскому храму Артемиды. В 579 году до н. э. царь Поликрат посетил провинциальный городок. Тиран хотел обогатиться за счет граждан Эфеса. И он был несказанно удивлен и озадачен относительной бедностью провинциалов. Удрученный правитель прошелся по школам и гимназиям, государственным учреждениям Эфеса. И увидел, что греческие дети учатся в школах с 7 до 18 лет за большую денежную плату. Детей бьют учителя и родители за малейшую провинность розгами и плетьми. Ни вузов, ни академий, ни театров, ни филармоний в то время в Эфесе не было. Тогда царь пошел на хитрость…

Поликрат собрал горожан на центральной площади - Форуме - и объявил, что среди детей, живущих в Эфесе, есть его ребенок и через двадцать лет это дите унаследует царский дворец Самоса! Поздравив эфесcцев с честью воспитать царского наследника, Поликрат уехал, так и не назвав имени ребенка.

После отбытия тирана все горожане боялись бить детей. Они подозревали в каждом ребенке царскую кровь, поэтому детей больше не оскорбляли и не унижали. Наоборот, подростков учили и воспитывали так, будто все они будут в скором времени царями.

В Эфесе строили музыкальные училища, музеи, обсерватории, консерватории, театры и библиотеки. Через двадцать лет нравы горожан трансформировались из дичайшего невежества в высоконравственную духовность. Поликрат так и не приехал за своей данью в Эфес - тирана распяли на горе Микальской восставшие самосцы. В Эфесе уже и забыли об обещанном визите государя, так как все дети уже выросли, стали большими учеными и деятелями искусств. Дети воспитывали уже своих детей, воспитывали так, как растили и лелеяли их - в любви и ласке. Поэтому город Эфес стал самым богатым и образованным городом Средиземноморья. Нескончаемым потоком в Эфесский порт потекли со всех концов мира золото и драгоценности, богатство и соблазны. Но ущербные желания и распущенность долго не могли поселиться в городе.

В честь внезапного возрождения Эфеса в 550 году до н. э. горожане решили построить красивейший храм богине Артемиде. Благочестивые старейшины Эфеса посетили многие города, осмотрели разные храмы и постановили воздвигнуть такой, чтобы он затмил своей красотой все, что они увидели. Так появилось третье чудо света - храм Артемиды Эфесской.

Строительство самого прекрасного и величественного храма жители Эфеса доверили молодому, но уже известному архитектору Херсифрону из Кносса. Город Кносс, родина строителя, располагался на острове Крит и был столицей древнего царства и славился своими дворцами и храмами. Здесь располагался знаменитый дворец Лабиринт, который описан в древнегреческих мифах и где обитал кровожадный Минотавр.

Архитектор выбрал странное место для храма - заболоченный пустырь возле знаменитой эфесской гавани. В Эфесе были часты землетрясения, и зодчий решил предохранить от них свое будущее творение. Он хотел, чтобы основание под будущим храмом смягчало подземные толчки. В болоте выкопали большой котлован, а затем заполнили его смесью древесного угля и шерсти. На эту основу стали укладывать фундамент.

Храм Артемиды - вершина греческой классической архитектуры. Это величайшее изобретение гениального архитектора - воплощение божественных, космических законов в гармонии геометрических форм и пропорций. Херсифрон Кносский, как истинный посвященный, оценил красоту местного ландшафта и сумел гармонично вписать свой шедевр в творение природы, не нарушая ее великолепия, а придавая ей божественную завершенность.

Колонны - основной элемент храма. Однако зодчий спроектировал не один ряд колонн, обступающих сооружение, как это было принято у греков, а два ряда. Это придавало храму объем, легкость и воздушность. Всего строение окружало 127 колонн высотой 18 метров. Ширина храма составляла 51 метр, а длина - 105. Потолки и перекрытия были изготовлены из кедра, высокие ворота из кипариса, богато украшенные золотом и драгоценными камнями вели в целлу. Весь храм Артемиды, по замыслу посвященного архитектора, олицетворял порядок, гармонию, соразмерность отдельных частей и целого здания. Построение этого Чуда Света соответствовало основным принципам Золотого Сечения. Высший закон жизни для древнегреческих мудрецов ассоциировался с красотой и гармонией. А высший образец для гармонии - человеческое тело. С его пропорциями посвященные соотносили все архитектурные шедевры. Не даром древнегреческие посвященные утворждали: «Из ничего Бог создал всё, а из всего - Человека!»

Десятки лет продолжалось возведение храма. И вот наступил долгожданный день. Изумленные горожане и многочисленные гости Эфеса увидели как легкие, грациозные беломраморные колонны взлетели к небу, а там, в голубой высоте, едва касаясь их, словно парила крыша.

Но, к несчастью, недолго это уникальное творение радовало и восхищало души людей. Примерно через сто лет, в 356 году до н. э. этот храм сжег честолюбивец по имени Герострат. Он очень хотел обессмертить свое имя в веках, но был не в состоянии создать что-либо бессмертное. Тогда он решил прославиться как разрушитель. Отсюда и пошло крылатое выражение «Слава Герострата». Поступок Герострата заставил содрогнуться весь тогдашний мир. Правители всех греческих государств постановили: имя Герострата забыть навсегда. Однако оно все-таки вошло в историю.

Великое Чудо Света превратилось в руины. Но под развалинами колонн и превратившимися в груду пепла мраморными статуями, между расплавившимися золотыми сосудами и обрушившимися стенами жители Эфеса обнаружили практически не пострадавшую статую Артемиды. Это чудо, решили люди. Они расценили это как повеление богов воздвигнуть новый храм, великолепнее прежнего. По всей Греции принялись собирать средства на строительство нового храма. Старые и молодые, богатые и бедные жертвовали что могли: деньги, украшения и другие ценности. Вскоре началось строительство.

Восстанавливать храм взялся эфесский архитектор Хирократ. Он приказал расчистить завалы и на месте старого фундамента возвести новый храм. Фундамент был выложен мраморными блоками. Основание храма теперь имело еще большие размеры 65х125 метров. В остальном он не отличался от прежнего храма: здесь также было 127 колонн. 36 из них украшали рельефы, превышавшие своими размерами человеческий рост; сюжеты изображали подвиги героев и греческих богов. Было и еще одно отличие: чтобы какому-нибудь чеслолюбивому безумцу опять не взбрело в голову поджечь храм, его потолки на этот раз изготовили не из дерева, а из камня.

В 334 году до н. э. в Эфес вступил Александр Македонский. Великий полководец вошел в город как триумфатор после блестящего похода по Малой Азии. Посетив строящийся храм Артемиды, он выразил готовность помочь, и прежде всего деньгами. Предания говорят, что Александр хотел, чтобы за это жители написали на стене храма о его заслугах. Это привело эфесцев в полное замешательство. С одной стороны, они не хотели обижать отказом могущественного царя, с другой стороны, он был для них варваром (пришельцем). Не желая принимать от варвара помощи, они прибегли к хитрости, заявив, что Александр Великий сам является богом, а бог не вправе строить храм для другой богини. Александр был польщен. Ему ничего не оставалось, как смириться.

Украсить новый храм пожелали знаменитые скульпторы и художники. Великий скульптор Пракситель Афинский, сделал рельефы для алтаря, стоявшего в ограде храма. Украшения для фризов колонн вырезал прославленный Скопас, который украшал и другое чудо света - Галикарнасский мавзолей.

Скоро храм Артемиды превратился в настоящий музей и одновременно сокровищницу: лучшие мастера дарили ему свои скульптуры, а богатейшие люди оставляли на хранение сокровища. Постепенно храм стал не только религиозным центром: здесь заключали разного рода сделки, продавали и покупали товары, и, по сути, храм являлся крупнейшим банком города. Если человеку нужны были деньги, он шел к священнику, который исполнял роль директора банка, и ссуживал деньги под проценты, причем немалые.

Новый храм просуществовал три столетия, являясь центром религиозной, духовной и экономической жизни, пока в 262 году н. э. не был разграблен и частично разрушен готами во время их нашествия. В 380 году н. э. храм полностью утратил свое прежнее значение: римский император Феодосий объявил христианство государственной религией и приказал закрыть языческие храмы. Из храма Артемиды расстаскивалось все, что попадалось под руку: христианам требовались стройматериалы для новых церквей, а сельджукам или арабам, в очередной раз захватившим город, - каменные блоки для возведения домов. Прекрасный храм превратился, по сути, в источник бесплатных строительных материалов. Так прекратило свое существование известное на весь мир Чудо света. Светоносный Храм, посвященный богине-матери Артемиде, остался лишь на картине безымянного древнегреческого художника.

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Кубок богини Колдуньи изготовляют "денежные кубки" всевозможных форм и размеров.Фаза Луны: от новолуния до полнолунияДень: четверг или воскресеньеПланеты: Солнце или ЮпитерПринадлежности: коробка с модельной глиной для лепки (терракота или любая другая необожженная

Из книги Книга духов стоящих камней автора Каннингем Скотт

Песня Богини (в основу положена молитва Морган)Я Великая Мать, почитаемая всеми тварями и существующая прежде их сознания. Я первородная сила, безграничная и вечная.Я девственная Богиня Луны, Повелительница всей магии. Ветра и шелестящая листва поют мое имя. По­лумесяц

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Мистерии и магия Севера автора Автор неизвестен

Из книги Северная магия: мистеpии геpманских наpодов автора Торссон Эдред

Прочие богини Далее я кратко опишу нескольких менее известных богинь северной мифологии, представляющих, с моей точки зрения, особый интерес.НехелленияНехелления - голландская богиня, покровительница растений, собак и моря. Не исключено, что это милостивая ипостась

Из книги Агхора. По левую руку Бога автора Свобода Роберт Е.

5. Боги и богини Боги и богини Севера - это не мертвые формы. До тех пор пока их народ, их потомки будут жить в Мидгарде, - будут существовать и они. Боги не мертвы, они только забыты большинством людей. Они ждут того часа, когда воспоминания проснутся в душе и сердце их

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Видение богини Есть еще одна причина, по которой необходимо стать перед Ма ребенком. Дети любят своих матерей, какими бы злыми или некрасивыми они ни были. Просто рассуждать о форме Ма - это одно, но увидеть Ее в действительности, с сочащейся кровью и с клыками, готовую

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Чудо обретенных икон 2-й Красносельский переулок, № 3, храм Алексея, человека Божия, 2-й Красносельский переулок, № 7, храм Всех Святых, что на Красном селе Образ твой мучительный и зыбкий Я не мог в тумане осязать. «Господи!» – сказал я по ошибке, Сам того не думая

Из книги Энциклопедия колдовства и ворожбы автора Изон Касандра

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Глава 4. Боги и богини Механизм магии Магия - часть того, что Т. С. Элиот в «Четырех квартетах» назвал «неподвижной точкой на вращающейся земле», это что-то вне времени, и оно позволяет материлизовываться нашим мыслям.Она работает по принципу «Как вверху, так и внизу». Эта

Из книги Безопасное общение [Магические практики для защиты от энергетических атак] автора Пензак Кристофер

Другие боги и богини Существует множество различных культур, и в каждой из них есть свои боги и богини, так что вы можете выбрать различные фигуры для фокусов в различных обрядах. В этой главе я представлю их список, но не стану давать подробных описаний, так как важно,

Из книги автора

Матери-богини Матери-богини покровительствуют плодовитости, изобилию, усиливают женскую энергию и призываются во всех ритуалах для женщин.АстартаАстарта - верховное женское божество финикийцев, богиня любви и плодовитости, ассоциирующаяся с Луной и всей

Из книги автора

Триединые богини Триединые богини - представители лунной магии и в течение жизненного цикла переходят из одной стадии в другую.БригитаБригита - кельтская триединая богиня, покровительница кузнецов, поэтов и целителей. Ее дольше всех почитают в Ирландии, постепенно она

Из книги автора

Мудрые женщины-богини Эти богини участвуют в ритуалах, связанных с переходом из одного состояния в другое, с заверениями, которые знаменуют начало нового цикла и принятием неизбежного.КейлликКейллик, что значит «Белая дама», - кельтское название для нескольких

Из книги автора

«Наказ Богини» Нет, это не список покупок, который Богиня берет с собой, отправляясь по магазинам. И это не слова, которые она говорит своим войскам, перед тем как повести их в бой (хотя я вполне могу себе такое представить…)«Наказ Богини» – это, вероятно, единственное

Из книги автора

Плащ богини В трудные времена вы можете попросить богиню-защитницу хранить вас. Я чувствую энергию и силу богини как окутывающий меня защитный плащ. Иногда мне кажется, что в нем я становлюсь невидимым для всех враждебных сил. Кроме того, плащ способен нейтрализовать

Сегодня Эфес находится на территории современной Турции. Это территория бескрайних болот, из которых торчат серые камни древних руин, а на месте величайшего храма Ионии стоит ничем не примечательная колонна, восстановленная из обломков. А ведь когда-то этот город был одним из торговых и духовных центров мира, население его насчитывало 225 тысяч жителей: учитывая, что к началу нашей эры на Земле жило около 300 млн человек, Эфес был по тем временам не просто большим, но огромным.

Вид на руины храма Артемиды Эфесской. Фото: Commons.wikimedia.org / Adam Carr

Местность на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр, крайне удачно подходила для древних поселений: в те времена города возникали вдоль транспортных артерий, которыми являлись реки. Поэтому неудивительно, что первые поселения возникли в районе будущего Эфеса ещё в 1500-1400 гг. до н. э. Однако бурное развитие города всё же началось в XI веке до н. э., когда город был захвачен ионийцами — одним из сильных древнегреческих племён. Прибыв в эти места, они обнаружили здесь культ древней богини, которую местные жители назвали «Великая Мать». Ионийцы назвали её по-гречески Артемидой, а через некоторое время возвели в её честь каменный храм, который и стал одним из чудес света.

Артемида. Богиня охоты, покровительница всего живого. Фото: Commons.wikimedia.org / Marie-Lan Nguyen (User:Jastrow), 2007

Девственница-убийца

В том, что культ древней богини был так легко принят ионийцами, нет ничего удивительного. Ошибочно считать, что древние цивилизации были замкнутыми «экосистемами», которые не имели друг на друга никакого влияния и никак не пересекались. Кроме того, ионийцы и сами поклонялись богине Артемиде, причём в самых разных, даже противоречивых ипостасях.

Точная этимология имени Артемиды неизвестна. По разным версиям, оно означает «медвежья богиня», «владычица» или «убийца». Эта богиня-девственница была одной из главных в древнегреческой мифологии и покровительствовала всему живому на Земле, браку, оказывала помощь при родах, считалась прекрасной и жестокой.

Поклонение Артемиде было повсеместным, и учитывая, что корнями оно уходит в глубокую древность, его история насчитывает намного больше лет, чем история христианской религии. Меккой этого громадного культа стал Эфес.

Два барана и храм на болоте

В середине VI века до н. э. эфесцы решили возвести самый большой и самый красивый храм покровительнице города. Деньги на строительство выделил царь Лидии Крез , который славился своим богатством.

Храм было решено строить из мрамора, однако где взять такое количество этого дорого материала, никто не знал. Пока эфесцы на площади горячо спорили, куда направить экспедицию, помог случай.

По легенде, один из пастухов пас стадо баранов рядом с городом, и двое крупных самцов решили устроить разборку. Один из них «промазал» по противнику и ударился рогами о скалу. От неё-то и отвалился огромный кусок мрамора.

Учитывая, что большинство храмов до этого были разрушены частыми землетрясениями, архитектор Херсифрон пошёл на уникальный по тем временам инженерный ход: храм было решено строить... на болоте. Предполагалось, что мягкая почва должна амортизировать при землетрясении и защитить постройку. Чтобы огромное здание не оседало, на месте строительства вырыли глубокий котлован, который наполнили углём и шерстью, а сверху уже начали возводить фундамент.

Фото: www.globallookpress.com

Богиня на стройке

Однако из-за болотистой почвы возникли большие трудности с доставкой колонн: повозки вязли в топкой почве. Тогда архитектор придумал оригинальный способ спасти ситуацию: в торцевую часть колонны вбивали стальные штыри, обшивали её деревом, и десятки волов тащили эту конструкцию, чем-то напоминающую современный каток для укладки асфальта. Из-за своей большой площади колонна легко катилась по болотистой местности и не проваливалась в грунт.

Фото: www.globallookpress.com

Поставить блоки весом в несколько десятков тонн вертикально было очень трудно: это попытались сделать при помощи лебёдки, но поначалу ничего не получалось. Согласно легенде, Херсифрон был в отчаянии и уже был готов покончить с собой, но в одну из ночей на стройплощадку явилась Артемида собственной персоной и помогла строителям установить колонны. Архитектору не довелось закончить своё строение: храм возводили в течении 120 лет. Достраивал святилище Артемиды сын Херсифрона, и, по некоторым данным, его внук.

Многогрудая Артемида Эфесская. Фото: Commons.wikimedia.org / Jean-Pol GRANDMONT

Храм-банк

Когда строительство было наконец завершено в 550 году до н. э., храм поразил современников: его длина составляла 110 метров, ширина — 55 метров. Строение держалось на 127 колоннах высотой 18 метров каждая. Внутри храма была установлена статуя богини Артемиды высотой в 15 метров.

Этот колоссальный монумент частично был сделан из чёрного дерева (лицо), частично — из слоновой кости, имел детали из драгоценных металлов. На одеяниях богини были изображены быки, пчёлы и другие её священные существа-спутники. Но самой главной отличительной особенностью статуи были десятки женских грудей, которые символизировали плодородие. Эта не свойственная древнегреческим скульптурам деталь указывает на глубокую связь богини с древнейшими языческими богами и верованиями.

Храм Артемиды поражал современников своими размерами и величием. Зданий выше двух этажей в те времена практически не существовало, и что уж говорить о строении высотой с современную высотку? Но размеры имели всё же не самое главное значение. Храм был культурным, духовным, финансовым и деловым центром: здесь находилось отделение местного банка, проходили переговоры, здесь молились и отдыхали, совершали сделки. Это здание было символом достижений инженерной мощи древнего мира, достижений всего человечества.

Безумец Герострат

В одну из ночей 356 года до н. э. душевнобольной гражданин Эфеса по имени Герострат проник в храм и поджёг его. Дело в том, что здание было каменным только отчасти: перекрытия, крыша и другие конструкции выполнялись из дерева, поэтому спалить одно из чудес света Герострату не составило труда. После пожара от храма остались только колонны и внутренняя коробка, причём белый мрамор обуглился так, что храм было решено разобрать полностью.

Герострата схватили по горячим следам, и после пыток он признался в содеянном. По его словам, храм он сжёг затем, чтобы его имя осталось в веках. Эфесцы приговорили поджигателя к казни и запретили упоминать его имя: первые историки, описывавшие пожар в храме, говорили только о некоем «безумце». Однако через некоторое время в трудах историка Феопомпа это имя всё же было упомянуто и, таким образом, действительно вошло в историю.

Фото: Shutterstock.com

Отдельно нужно сказать, что, по легенде, храм сгорел в тот самый момент, когда на свет появился Александр Македонский , а персидские маги расценили это как знамение того, что родился человек, который принесёт погибель Азии.

Выросший Александр Македонский оказал материальную помощь Эфесу, и храм был восстановлен. Новое строение было точной копией предыдущего, за исключением того, что его подняли на более высокий постамент. Посетив стройплощадку, Македонский был так поражён масштабами строительства, что предложил горожанам возместить оставшиеся расходы на строительство и содержание здания взамен на то, чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Эфесцы отказались, дипломатично заявив: «Негоже богу воздвигать храмы другим богам».

Дева Мария вместо Артемиды

В 263 году н. э. храм разграбили племена готов, однако полное разрушение и закрытие языческой святыни произошло после наступления христианской эпохи, в 400 гг. н.э. Тогда храм снесли, а на его месте долгое время находилась церковь Девы Марии.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: