Провинции в риме. Провинция Римской империи

Сицилия, господами которой сделались теперь [после Первой Пунической войны ] римляне, не была присоединена к римскому военному союзу, как покоренные римлянами италийские государства; она была сделана «провинциею», областью, платящею подати Риму; это был первый пример новых отношений Рима к зависимым от него странам; число владений, приобретаемых Римом за пределами Италии, скоро стало быстро увеличиваться, и все они обращались в провинции, как теперь была обращена Сицилия.

Основное значение слова провинция не разъяснено с достоверностью. По мнению одних, оно имеет смысл «побежденная страна» «(Провинции названы так потому, что римский народ победил их», quod Populus Romanus eas provicit id est ante vicit); по мнению Нибура, это слово происходит от proventus (доход) и означает область, с которой государство получаем, доходы. В классические времена римского языка обыкновенное значение слова provincia – «круг ведомства» или «круг власти» сановника. Обращая покоренную область в провинцию, покоривший ее полководец давал ей административную организацию, которая была представляема им на одобрение сената. Подобно тому, как раздробляли римляне покоряемые ими италийские племена и федерации городов, раздробляли они и население провинции, давая разным городам и округам разные права , сообразно тому, как держал себя тот или другой из них относительно Рима.

Сицилия после Первой Пунической войны

Сиракузы с принадлежащими им городами Тавромением, Мегарой, Леонтинами и пр. остались под властью Гиерона , бывшего верным союзником Рима во время войны и оказавшего им большие услуги. Правда, он оставался независимым государем лишь по милости римлян к нему и выказывал свою признательность к ним за это богатыми подарками; но при кротком и мудром правлении этого благородного, доброго государя маленькое царство его пользовалось благосостоянием при всей непрочности своего существования. Пример Гиерона показывал, что и под верховным владычеством римлян самостоятельное правительство может делать много пользы своему народу. Другие большие города Сицилии, Панорм, Лилибей, Акрагант , римляне взяли под прямое свое управление, но предоставили им неодинаковую долю самостоятельности во внутренних делах, смотря по разнице их прежнего усердия к Риму. Мессана, Сегеста, Панорм, Кенторипа и некоторые другие города, выказавшие особенную преданность Риму, получили привилегии относительно налогов и разные юридические преимущества. Так например, граждане Кенторипы могли приобретать земельную собственность и гражданские права во всех городах восточной Сицилии. Вообще все города сохранили в целости свои округа, т. е. земельная собственность граждан их осталась неприкосновенной; некоторые даже получили прибавку к своим областям из числа земель, отнятых римлянами у карфагенского государства или у низложенных мелких владетелей. Земля в Сицилии была не нужна римлянам, потому что сенат не хотел основывать римских колоний за пределами Италии. В исключительном положении остались мамертинцы: при начале войны, они были приняты в число италийских союзников Рима и сохранили эти права.

Города в римских провинциях

Области, делавшиеся римскими провинциями, сначала вообще выигрывали от этой перемены, – их благосостояние возрастало. Правда, города их лишались политической независимости, не могли собственной властью вести войну и заключать союзы между собою или с другими государствами; правда, им было запрещено иметь наемные войска, и дозволялось формировать из своих граждан отряды войска лишь в таком размере, в каком это было необходимо для поддержания внутреннего порядка и для обороны стен города; правда, что во всех политических делах они были подчинены Риму, заключали торговые договоры, чеканили монету только с разрешения Рима; но за эти политические потери они находили вознаграждение себе в том, что пользовались миром, были охраняемы от беспорядков, и сенат был так благоразумен, что предоставлял им – по крайней мере, на вид – самостоятельность в управлении внутренними делами. Богослужебные обычаи сицилийских городов оставались неприкосновенны, никогда не подвергались ни малейшему стеснению от римлян; остались неприкосновенными и административные их учреждения; они сохранили свою государственную собственность, граждане их продолжали решать свои дела в народных собраниях; сохранили свои прежние законы; у них был свой независимый суд, решавший тяжбы между жителями города. Сенат дозволял им сохранять прежнюю монету, продолжать чеканку её. Римская монета лишь постепенно входила в употребление у провинциалов и лишь когда она стала привычна им, сенат прекратил чеканку монеты провинциальными городами. – Но скоро вместе со свободой погибло и благосостояние греческих городов. Прежняя деятельная политическая жизнь угасла. Политические бури, так долго волновавшие Сицилию, заменились тяжелой, как свинец, тишиною рабства, монотонность которого нарушалась только тем, что иногда слишком жестокая суровость правителя вынуждала стон у терпеливого потомства гордых свободных предков. То, что римское владычество избавило греческие города от наемников, воспретило им войны между собою, было, конечно, не столько стеснением их свободы, сколько благодеянием. Буйство наемников и чрезмерная склонность граждан к междоусобиям были причинами порабощения Сицилии; облегчением для сицилийцев было и то, что римляне не требовали от них войск для своих походов; но, перестав заниматься военным делом, сицилийские греки утратили мужество и любовь к свободе. Под влиянием римлян, управление городами перешло в руки богатых граждан, людей с консервативными стремлениями; изгнанные аристократы возвратились и усилили своей поддержкой консервативную партию; переселенцы, приехавшие жить в Сицилии под охраною Рима, были тоже консерваторы, и аристократическая партия приобрела такое могущество, что демократические учреждения повсюду были уничтожены. Аристократические правительства городов были неизменно преданы римлянам; и чтобы не мог развиться национальный патриотизм, сенат держал города в строгой разрозненности, заботливо возбуждал вражду и зависть между ними, давая одним из них больше прав, другим меньше. Вообще говоря, гражданин одного города не мог приобретать ни земельной собственности, ни гражданских прав в другом; кажется, что и брак гражданина одного города с девушкою из другого города не был полноправным. Но римские граждане имели право приобретать земельную собственность повсюду в Сицилии; это повело к развитию спекуляции, и впоследствии времени почти вся тамошняя земля перешла в руки римских граждан. Сицилийские греки были свободны от службы в римских войсках за границами Сицилии и обязаны были служить на родине лишь в том случае, когда острову угрожало нападение.

Налоги и подати в римских провинциях

Но они давали римлянам подать: с хлеба, вина, масла и всех вообще сельских продуктов десятую долю, со всех ввозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину, составлявшую пять процентов. Эти налоги для большей части сицилийских городов и округов не были ни новостью, ни обременением: карфагеняне и тираны, а иногда и республиканские правительства городов, владычествовавших над другими, брали такие же подати, а часто гораздо больше; потому Цицерон был прав, говоря, что Рим принял Сицилийские города под свое покровительство на тех же условиях, при каких находились они под властью своих собственных правителей. Но разница состояла в том, что эти налоги под владычеством Рима сделались постоянными, а прежде они вообще были только временным притеснением, считались незаконными и были отменяемы гражданами, как скоро городу удавалось восстановить свою свободу; а теперь они были возведены в систему, сделаны законным учреждением, и взимание их служило источником множества несправедливостей и притеснений. Притом Рим недолго довольствовался этими первоначальными налогами. К десятинной подати, взимавшейся с земледельческих продуктов и отдававшейся на откуп, и к таможенным пошлинам прибавились новые налоги. Римляне отдавали в аренду конфискованные общественные земли, брали подать за право пасти скот на общественных землях, брали налоги с рудников, с соли и пр. Впоследствии города были прямо обязаны посылать в Рим определенные суммы дани, сообразно своим средствам.

Римские провинциальные сановники

Взимание налогов, поступавших в римскую казну, производилось в провинциях особенными сановниками, квесторами , отдававшими в этих деньгах отчет сенату. Всеми другими административными делами заведовал присылаемый из Рима правитель. Когда римляне овладели Сицилией, то стали назначать не двух преторов, как прежде, а трех; третий был правителем новой провинции; он был и верховным судьею в ней. Чрез несколько лет, когда римляне овладели Сардинией, прибавился четвертый претор для управления ею. После второй пунической войны прибавилось еще два претора для управления Испанией, разделенной на две провинции. С половины II века до Р. X. число провинций стало быстро увеличиваться; тогда римляне уже не увеличивали число ежегодно избираемых сановников для управления увеличившимся числом провинций, а приняли другую систему: сановники в тот год службы занимались делами собственно римскими, на который были избраны, а по окончании этого года были посылаемы управлять провинциями, как «заместители консулов» или «преторов» (проконсулы и пропреторы). Наконец Сулла совершенно отделил управление провинциями от должности «обыкновенных» римских сановников, так что с того времени только прежние провинции были управляемы пропреторами, а правителями новых назначались уж особые сановники. Распоряжения правителя должны были исполняться без всякого противоречия, и можно было только жаловаться в Риме на его несправедливости. Он судил все процессы по государственному и международному праву, все тяжбы между римскими гражданами в провинции, между римскими гражданами и туземцами, между жителями разных городов. Он производил суд по римским законам, которые таким образом получили силу во всех римских владениях; это стало одною из сильнейших причин романизации провинций. Те дела, которые были решаемы местными судами, производились по местным законам, так что в суде сохранились остатки прежней политической самостоятельности областей и городов; сохранялись они и в том, что города сами управляли своими внутренними делами. Но вся военная власть сосредоточивалась в руках римского правителя. Городские управления имели право жаловаться в Риме на несправедливости римских правителей.

2. Дела о злоупотреблениях во втором веке до н. э. и в первой четверти первого века до н. э., до начала деятельности Цицерона.

Последствия не заставили себя долго ждать. Однако же вплоть до начала практической деятельности Цицерона мы можем чаще всего лишь констатировать, что в таком-то году такой-то привлекался к ответственности. О сути процесса и обвинения информация есть не всегда.

Благодаря Титу Ливию мы осведомлены также о некоторых случаях, когда ещё в первой половине второго века до н. э. сенат вынужден был принимать решения по поводу жалоб населения провинций в связи с неправомерными действиями римских должностных лиц. Здесь интересно отметить, что, чем древнее тот или иной интересующий нас факт, тем быстрее, оперативнее и по существу принималось решение. По мере же развития законодательства и появления первых правовых норм, призванных по идее ограничить злоупотребления, рассмотрение дел стало затягиваться и решения по ним стали приниматься не столько по существу, сколько с оглядкой на превходящие, внеюридические факторы.

Если же говорить конкретно, то мы осведомлены из Тита Ливия о следующих фактах:

В 187 году претор Галлии Марк Фурий Красипп без каких-либо серьёзных на то причин отобрал оружие у верного Риму племени ценоманов. Депутация галлов отправилась в Рим с жалобой на противозаконные действия претора и смогла добиться решения в свою пользу. После всестороннего разбирательства вопроса, оружие ценоманам было возвращено, а претору было приказано покинуть провинцию.

В 183г. до н. э. наместник Галлии Марк Клавдий Марцелл спровоцировал конфликт с одним галльским племенем, настроены м к Риму весьма лояльно. Галлы эти имели намерение поселиться на территории Италии. Наместник же не просто воспротивился этому, но отобрал у галлов всё оружие и вещи, с которыми они - не споря в принципе с римлянами - собирались даже уйти из Италии. Галлы послали депутацию в сенат, где встретили взаимопонимание и получили от сенаторов вполне благоприятное для себя решение. Галлам предписывалось уйти из Италии, однако наместник должен был вернуть им все забранные у них вещи и оружие.

В том же 173 году произошло столкновение римлян с лигурийскими племенами на севере Италии. Римляне одержали победу, однако консул Марк Попилий Ленат подверг репрессиям не только тех, кто восстал против Рима, но и тех, кто сохранял верность Риму. Действия консула стали известны сенату. В результате было принято специальное решение о восстановлении лигурийцев в правах свободных людей и о возвращении им имущества.

Большое количество информации по интересующему нас вопросу содержится в 43-тьей книге Тита Ливия, описывающей события 171-169гг. до н. э. Он сообщает прежде всего о громком деле большого количества должностных лиц испанских провинций по делам о вымогательстве. Поводом для разбирательства стали посольства представителей нескольких племён Испании с жалобой на алчность деятелей римской администрации. История, рассказываемая Титом Ливием в общей форме, является первым в римской истории примером настоящего судебного разбирательством по всей форме деятельности в провинциях должностных лиц.

С историко-правовой точки зрения весьма важно отметить, по какой именно процедуре происходило это разбирательство. Дело слушалось перед судьями рекуператорами , занятыми в принципе рассмотрением дел между Римом и иностранными физическими и юридическими лицами. Подобного рода судьи выбирались, или назначались для рассмотрения конкретного дела. Сторона, подававшая жалобу, должна быть представлена своего рода адвокатом "патроном" (patronus)

По сообщению источника, судьбы обвиняемых - у Тита Ливия названо в общей сложности пять имён - были разными. Кто-то был оправдан, кто-то - отправлен в изгнание. Мы не знаем до конца, как именно был разрешено скандальное дело. Чтение Тита Ливия оставляет во всяком случае ощущение, что дело было не столько решено, сколько замято. Так, переходя к описанию того, чем кончилась эта история, Тит Ливий пишет: ita praeteritis silentio obliteratis, in futurum consultum tamen ab senato (est).... ["Итак, предав прошлое забвению, на будущее сенатом было принято решение".] Далее Тит Ливий, указывает, наконец, правда, без детализации, обвинения в адрес римских должностных лиц. Это - махинации с ценами на хлеб; произвольное установление цен, по которым должна была продаваться одна двадцатая урожая в счёт налогов; а также - насколько можно понять - вымогательства при сборе налогов в отдельных конкретных городах.

Рассмотренные примеры из Тита Ливия оставляют в известном смысле двойственное впечатление. С одной стороны, всё вроде бы обстояло прекрасно, так как сенат оперативно и весьма благосклонно реагировал на жалобы провинциалов, передавая дело для рассмотрения либо одному должностному лицу, который затем докладывал о сути вопроса сенату, или же - передавая дело в суд. Однако, при внимательном чтении источника становится видно, что проблема по существу не решалась никак. Наказание отдельно взятого виновного не устраняло саму причину конфликтов, заключавшейся в отсутствии какого-либо контроля за деятельностью наместника и в отсутствии законов, регламентирующих исполнение им служебных обязанностей. Уже примеры из Тита Ливия показывают, что возможностей для самоуправства и личного обогащения у должностного лица в провинции было достаточно. Последующие истории это лишь подтверждают.

Что же касается оперативного и любезного рассмотрения любых посольств, приезжавших в Рим с жалобами или просьбами в сенат, то таков был в целом стиль работы республиканского сената. Тит Ливий фиксирует все случаи посольств, приезжавших в Рим регулярно по очень разным вопросам со всех стран Средиземноморья. Вопросы решались, как правило, быстро, оперативно и благосклонно по отношению к просителям. Однако было бы ошибочным думать, что делалось это из филантропических соображений. Всегда и во всех случаях Рим поступал так, исходя из собственных политических интересов, ибо роль вселенского - по тем масштабам - арбитра была очень важна и выгодна, как для государства в целом, так и для его правящей элиты в частности. Именно поэтому осуждение должностных лиц, на которых поступали жалобы из провинций, означало всё же скорее не защиту провинциалов, а защиту самих себя от таких людей, которые действовали во вред государственным интересам.

Для второго века до н. э. говорить о "государственной идее", идеологии государства в полной мере, возможно, ещё и рано, ибо в те годы Рим ещё только подступал к решению политических дел и на западе, и на востоке Средиземноморья одно- временно, однако роль "вселенского арбитра" была, судя по всему, весьма быстро осознана как крайне важная. Одновременно в эти же годы сформировались, как можно думать, и первые ростки столь характерной для времени гражданских войн двойственности политического сознания. Последнее же выражалось в очень распространённом явлении, которое затем давало и даёт себя знать в политической практике многих государств различных эпох - формально провозглашённая, красивая и на словах очень правильная правовая норма имеет совершенно иной, скрытый от глаз подтекст, или же - является "трескучей фразой", на деле ничем не обеспеченной.

Уже тот же Тит Ливий позволяет привести вполне конкретные примеры именно такого подхода к делам. История войн с Македонией сопровождалась действительным освобождением Греции от македонского владычества. Однако римляне поступали так не для греков, а для самих себя. При этом римские представители весьма умело использовали внешний пропагандистский эффект от своей борьбы с Македонией. В 196 году римляне торжественно объявили на Истмийских играх о свободе греческих городов. Внешний эффект события, похоже, заслонил от его участников тот факт, что практически сразу же "освободитель" Тит Квинкций Фламинин, наряду с другими римскими представителями, стал устраивать дела в Греции по своему, то есть римскому, пониманию. Естественный конец событий не заставил себя ждать очень долго. Через 50 лет, в 146 году, Греция была полностью подчинена Риму.

О том же говорят и приводившиеся выше примеры из Тита Ливия, характеризующие взаимоотношения государства и жителей провинций. Эффективная защита интересов провинциалов была реальностью, но очень формальной по своей сути - самое благосклонное рассмотрение конкретной жалобы не сопровождалось по настоящему устранением той причины, которая привела к этой жалобе.

Подобное закономерно привело в конце концов к убеждению, в провинциях допустимо если не всё, то многое до тех пока провинциалы не жалуются. Единственным, что могло в какой-то мере в условиях второго века до н. э. сдерживать стремление к наживе в завоёванных территориях (провинциях) была традиционная система ценностей римского общества, сохранявшая ещё в это время своё влияние, как показывает целый ряд громких судебных дел второй половины второго века до н. э.

Если посмотреть на всю ситуацию с историко-правовой точки зрения, то после 149 года, года создания специального органа для рассмотрения дел о вымогательствах в провинциях происходит на первый взгляд парадоксальная вещь. Облегчения и ускорения рассмотрения дел, количество которых заметно возрастает, не происходит, и в разрешении конфликтных ситуаций всё более возрастает роль аргументов, мягко говоря, далёких от любых норм права. К сожалению, информацию о конкретных делах этого периода приходится восстанавливать буквально по крупицам из разных источников.

В 149 году к ответственности был привлечён Сервий Сульпиий Гальба, пропретор Дальней Испании. Юридическая формулировка обвинения неизвестна, причина же привлечения к ответственности известна. В 150 году он обманным путём, при помощи ложных обещаний, окружил и разоружил племя лузитан. При этом очень большое количество лузитан было убито или обращено в рабство. Дело стало известным в Риме и в 149г. трибун Луций Скрибоний Либон возбудил дело и оно должно было рассматриваться в сенате. Однако же обвиняемый избежал какого- либо наказания, прибегнув к неожиданному поступку. Он появился перед народом, в ходе народного собрания, со своими детьми и, обильно проливая слёзы, произнёс в свою защиту столь патетическую речь, что ему удалось переломить в свою пользу негативный настрой собравшихся в народном собрании. В результате Сервий Сульпиций Гальба был прощён и суда над ними не было.

В 141г. по жалобе провинциалов обвинён в вымогательстве претор провинции Македония Децим Юний Силан. Данный эпизод был, судя по всему, уникальным в истории Рима. Когда делегация жителей провинции прибыла в Рим и стала в сенате перечислять разнообразные формы вымогательства, к которым прибегал наместник в провинции, в дело вмешался отец Децима Юния Силана, сенатор Тит Манлий Торкват. Последний, попросив сенате разрешения разобраться с этим делом дома, рассмотрел дело в узком семейном кругу за закрытыми дверьми. После того, как сенатор убедился в виновности сына, он от него отрёкся, а сам Деций Юний Силан повесился. Все источники сообщают, что отец не принял участия в похоронах сына, а продолжал заниматься своими обычными повседневными делами.

В 139г. был привлечён к ответственности по делам о вымогательстве Луций Цецилий Меттел Кальв, консул 142 года до н. э. Упоминания об этом процессе в источниках достаточно обрывочные и мы по сути дела не можем сказать, чем было вызвано обвинение и насколько оно было обосновано. Во всяком случае, можно предположить, что Луций Цецилий был обвинён скорее вследствие политических интриг, чем реальных злоупотреблений.

Несколько более определённа информация, относящаяся к обвинению в 138 году Луция Аврелия Котты. Человек, наделавший долгов, он стремился получить пост наместника Дальней Испании. Точно неизвестно, смог ли он его получить, ибо в источниках сохранилась лишь информация о противодействии этому назначению со стороны Сципиона Эмилиана. Видимо, всё-таки он смог добиться этого поста, ибо в 138г. Луций Аврелий Котта был привлечён к ответственности за вымогательство. В источниках сохранилась информация о том, что Луций Аврелий Котта был оправдан.

В 124 и 97гг. к ответственности за вымогательство привлекались двое представителей семейства Аквилиев. В 124 году до н.э., или чуть ранее, был обвинён в вымогательстве консул 129г. до н. э., один из организаторов провинции Азия, Маний Аквилий. О сути обвинения в источниках информации нет и нам остаётся лишь гадать, был ли в действиях бывшего консула состав преступления, или же он был привлечён к ответственности в результате политических интриг. Другой представитель этого же семейства, с тем же именем, был проконсулом в Сицилии и подавлял второе сицилийское восстание рабов. Сохранившиеся источники позволяют утверждать, что этот Маний Аквилий был привлечён к ответственности за действительно имевшие место вымогательства в Сицилии. Ситуация, правда, разрешилась в пользу Мания Аквилия благодаря нестандартному, и лежащему за пределами закона, поступку адвоката обвиняемого. Адвокат, во время слушания дела специально разорвал тунику на груди Мания Аквилия, чтобы все могли видеть полученные им во время войн в защиту римских интересов рубцы. Аргумент оказался весомым. Маний Аквилий был оправдан.

В 119г. к ответственности был привлечён Гай Папирий Карбон, характеризующийся в источниках как известный оратор. О сути обвинения информации нет. В одном из источников даётся понять, что ему было предъявлено весьма серьёзное обвинение, что даёт основания подумать именно о стандартном обвинении в вымогательстве после исполнения обязанностей в провинции. О многом говорит также и следующий факт. Цицерон сообщает, что Гай Папирий Карбон спас себя от обвинения добровольной смертью.

В 114 году привлекались к ответственности по делам о вымогательствах Гай Порций Катон и Марк Эмилий Скавр. Первый из них был наместником в провинции Македония. Вина его, однако, заключалась даже не в вымогательствах как таковых, а в серьёзном военном поражении от фракийского племени скордисков. Источников о деле Гая Порция Катона немало, однако все они недостаточно информативны. Так, мы не можем в данном случае установить, что было (или могло быть) поводом к обвинению, а что - именно причиной. Есть основания считать, что военное поражение было лишь поводом для привлечения к ответственности Гая Порция Катона, а истинной причиной - традиционные вымогательства в провинии. Есть также информация о том, что Гай Порций Катон привлекался к ответственности в связи с подкупами Югуртой многих римских деятелей.

Что касается Марка Эмилия Скавра (отца), то о сути обвинения информации практически нет. Не исключено, что обвинение было результатом политических интриг, а не каких-то реальных противоправных действий. Исследование биографии Марка Эмилия Скавра (отца) позволяет скорее утверждать, что человек этот относился к так называемым "римлянам старой закалки", являвшихся честными людьми и честными политиками в любой ситуации. К сожалению для римского государства, поколение людей, пришедших в политику в начале первого века до н. э. было уже во многом иным. Об этом, в частности, свидетельствует и поведение Марка Эмилия Скавра (сына), о котором речь подробнее пойдёт на следующих страницах.

В 111 году привлекался к ответственности Луций Кальпурний Пизон Цезонин и Квинт Цецилий Метелл Нумидийский, в последствии - победитель Югурты. В информации о судебных преследованиях этих лиц много неясностей и можно, видимо, с уверенностью сказать, что речь шла о политических интригах.

В 103г. привлекался к ответственности Гай Меммий, трибун 111г. Он и его брат Луций были инициаторами многих обвинений против первых лиц государства, поддавшихся на подкупы со стороны нумидийского царя Югурты. У Валерия Максима говорится непосредственно о привлечении Гая Меммия к ответственности по делам о вымогательстве. Факт обвинения косвенно подтверждает и Цицерон. О сути обвинения ничего неизвестно.

В 92 году привлекался к ответственности Публий Рутилий Руф. Это был редкий для римской судебной практики случай обвинения в вымогательствах по настоящему невиновного. Рутилий был легатом в провинции Азия.

В 79 году привлекался к ответственности за вымогательства в Сицилии Марк Эмилий Лепид, оставшийся в памяти, правда, более вследствие своего антигосударственного восстания. Как бы там ни было, в 81г. он был наместником в Сицилии и по отдельным намёкам Цицерона и Саллюстия видно, что оставил он там по себе самые удручающие воспоминания. Источники, к сожалению, не позволяют уточнить, что именно и как делал Лепид в провинции. Мы можем судить лишь по аналогии и получается, что, судя по всему, у Гая Верреса был достойный учитель.

Этот невольно краткий обзор событий от 149гдо н. э. до 79г. показывает дальнейшее развитие тех тенденций, которые уже видны в сообщениях Тита Ливия. Несмотря на то, что период этот освещён в источниках не очень хорошо, заметно, что количество дел о вымогательстве возрастает. О причинах этого уже вкратце говорилось выше: формальное разрешение жалоб провинциалов не сопровождалось решением их проблем по существу, а наместник же в провинции оставался практически бесконтрольным. Тот факт, что наместник практически всегда принадлежал к римской знати, гарантировал ему в конце концов свободу от судебного преследования, ибо, сталкиваясь с обвинениями в коррупции, правящая элита Рима чем дальше, тем больше сталкивалась с непростой дилеммой: соблюдение закона, или - сословная солидарность. В тех случаях, когда возмущение провинциалов не было уж очень сильным, предпочтение тем или иным способом отдавалось в пользу именно не права, а сословной солидарности.

Римские провинции Римские провинции - внеиталийские подвластные Риму территории, управлявшиеся римскими наместниками. Первыми римскими провинциями стали острова Сицилия (с 241 г. до н.э.), Сардиния и Корсика (с 227 г. до н.э.), затем в 197 г. до н.э. были образованы две провинции в Испании. К концу эпохи республики насчитывалось около 20 провинций, в эту эпоху римляне рассматривали провинции как поместья римского народа. Основы провинциальной политики империи были заложены Цезарем, привлекавшим на свою сторону провинциальную общественную верхушку раздачей целым общинам и отдельным лицам прав римского и латинского гражданства, введением их в сенат, проведением в 59 г. до н.э. закона против вымогательств, и др. При Августе в 27 г. до н.э. римские провинции были поделены на сенатские (старые, замирённые) и императорские (пограничные). Постепенно все провинции в финансовом и военном отношениях становились всё более подконтрольными императору. Согласно административной реформе Диоклетиана (правил в 284-305 гг.), вся территория Римской империи, включая собственно Италию, была поделена на ординарные административно-территориальные единицы - провинции (их границы не совпали с границами римских провинций).

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Римские провинции" в других словарях:

    Изменение территории римского государства со временем Провинция (лат. provincia, мн. provinciae) в Древнем Риме единица административно территориального деления земель вне Апеннинского полуострова. До реформ Диоклетиана (ок. 296 года) была самой… … Википедия

    - (лат. provinciae) вне италийские подвластные Риму терр., управлявшиеся рим. наместниками. Первыми Р. п. стали о ва Сицилия (с 241 до н. э.), Сардиния и Корсика (с 227 до н. э.), затем в 197 до н. э. были образованы две провинции в Испании. К кон … Советская историческая энциклопедия

    - (лат. provinciae) подвластные Риму территории (вне Италии), управлявшиеся римскими наместниками (Проконсулами или пропреторами), олицетворявшими высшую военную, административную и судебную власть Рима. Первые Р. п. острова Сицилия (с 241… … Большая советская энциклопедия

    Римские провинции - внеиталийские подвласт. Риму терр., управлявш. рим. наместниками. Первыми Р. п. стали о ва Сицилия (с 241 до н.э.), Сардиния и Корсика (с 227 до н.э.), затем в 197 до н.э. были образованы две провинции в Испании. К кон. эпохи Республики… …

    Основная статья: Легион (Древний Рим) Данная статья содержит список римских легионов со времени конца республики вплоть до распада империи. До времен империи легионы формировались по приказу Сената на одну или несколько кампаний и не представляли … Википедия

    Герб Папского престола Папство богословский и религиозно политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского главой всей Католической Церкви. В Римско католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола … Википедия

    Провинции римские - терр., завоев. Др. Римом, вне Апеннинского п ва и управлявш. рим. наместниками. Ко 2 в. н.э. в состав П. р. входили: Сицилия (первая П. р.; захвачена в 241 до н.э.; превращена в провинцию в 227 до н.э.), Сардиния и Корсика, Испания,… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    I.10.8.5. Римские наместники - ⇑ I.10.8. Испания Публий Корнелий Сципион Эмилиан (209 05). Луций Корнелий Лентул, Луций Манлий Ацидин (205 200). Гней Корнелий Лентул, Луций Стерциний (199 198). 197 до Р.Х. 475 Р.Х. римские провинции Бетика, Ближняя (Тарраконская) Испания и… … Правители Мира

Книги

  • Орел в песках , Скэрроу Саймон. Власть Римской империи в далекой восточной провинции Иудея под угрозой. К границе подошли мощные войсковые соединения извечных врагов Рима - парфян. Вот-вот вспыхнет мощное восстание…

Государственный аппарат Римской республики возник и оформился еще в то время, когда Рим представлял собой типичный город-государство. Этот аппарат отвечал интересам и нуждам сравнительно небольшой общины граждан, строившейся на относительно примитивных основах. Теперь же, когда Рим превратился в крупнейшую средиземноморскую державу, старые республиканские учреждения оказались непригодными, не отвечающими нуждам и интересам новых общественных слоев.

Консервативность и устарелость республиканского государственного аппарата, его несоответствие новым условиям впервые дали себя знать еще при попытке разрешения проблемы управления завоеванной Италией. Римлянам не удалось создать единого, централизованного италийского государства, но пришлось лишь ограничиться организацией довольно пестрой федерации общин, среди которых Рим был лишь наиболее крупной, занимавшей господствующее положение, главным образом благодаря своим военным силам.

Еще более ярким примером устарелости и несоответствия республиканского государственного аппарата новым задачам является организация управления римскими провинциями. Когда Рим оказался обладателем огромных заморских территорий, то сразу обнаружилась полная неприспособленность государственного аппарата для рациональной, с точки зрения самого господствующего класса, эксплуатации этих территорий. Римская система управления провинциями ярко вскрывает картину бессистемности и примитивности методов эксплуатации провинций.

В середине II в. до н. э. в состав Римской державы входило девять провинций: шесть на Западе - Сицилия, Сардиния, Корсика, Цизальпинская Галлия, Испания, Африка, и три на Востоке - Иллирия, Македония, Азия. Правовое положение городов в этих провинциях было различно: большая их часть относилась к категории зависимых общин, платящих налоги. Наряду с зависимыми общинами существовали «свободные общины», пользовавшиеся полной автономией и иногда даже освобождавшиеся от уплаты налогов. Права некоторых общин устанавливались специальными договорами, и такие общины назывались договорными. Таким образом, римское правило «разделяй и властвуй» применялось и здесь.

Провинциальная система управления складывалась постепенно и в значительной мере стихийно. Не существовало никаких общих законодательных установлений, касавшихся провинций. Каждый новый правитель провинции, вступая в свою должность, обычно издавал эдикт, в котором определял, какими принципами он будет руководствоваться при управлении провинцией.

В качестве правителей или наместников провинций римляне посылали сначала преторов, а затем консулов по окончании срока их полномочий в Риме (проконсулов). Наместник назначался для управления провинцией, как правило, на год и в течение этого срока не только располагал в своей провинции всей полнотой военной, гражданской и судебной власти, но фактически не нес никакой ответственности за свею деятельность перед римскими властями. Жаловаться на злоупотребления жители провинций могли лишь после того, как наместник сдавал свои дела преемнику, во такие жалобы редко имели успех. Таким образом, деятельность наместников в провинциях была бесконтрольной.

Почти все провинциальные общины облагались прямыми, а иногда и косвенными налогами, главным образом таможенными сборами. На местное население помимо налогов ложилось всей своей тяжестью содержание провинциальных

Классовая борьба в римском обществе во II в. до н. э. наместников, их штата, а также римских войск, расквартированных в провинциях. Но особенно разорительной для провинциалов была деятельность римских публиканов и ростовщиков. Компании публиканов, бравшие на откуп сбор налогов в провинциях, вносили в римскую казну заранее определенные суммы, а затем выколачивали их с огромными излишками из местного населения. Хищническая деятельность публиканов и ростовщиков разоряла не только мелких землевладельцев и ремесленников, но и провинциальную знать, провинциальные города, разоряла целые страны, некогда цветущие, а жителей этих стран низводила до положения рабов.

Римское общество представляло собой пеструю картину враждующих классов. Среди свободного населения шла напряженная борьба за землю между крупными и мелкими землевладельцами, представленными в Риме, в первую очередь, сельским плебсом. Внутри самого класса рабовладельцев начинала разгораться борьба между землевладельческой знатью (нобилитетом) и новой торгово-ростовщической аристократией (всадничеством). Всадничество стремилось к самостоятельной политической роли в государстве и в этой борьбе против политически всесильного нобилитета блокировалось иногда с сельским, а затем с городским плебсом. Городской плебс к этому времени превращается в такую политическую и социальную силу, которая хотя и не имела самостоятельного значения, но в качестве союзника или врага могла оказать решающее влияние на исход того или иного политического столкновения. Отражением всех этих сложных, часто переплетающихся между собой линий борьбы служат бурные политические события эпохи кризиса и падения республики. Важным результатом социального и политического развития в рассматриваемую эпоху является факт расширения господствующего класса Римской державы, включившего теперь в себя слои муниципальной, т. е. италийской, а затем и провинциальной знати. Этот процесс во II в. до н. э. еще только намечался, но он имел определяющее значение, так как именно эти новые элементы господствующего класса менее всего были заинтересованы в сохранении традиционных республиканских форм.

В результате развития рабовладельческого способа производства до крайности обостряется в этот период основное противоречие римского общества, противоречие между антагонистическими классами - рабами и рабовладельцами, что, в свою очередь, приводит к высшей форме классовой борьбы в древности, к восстаниям рабов невиданного прежде размаха. Сначала это были отдельные и разрозненные вспышки, как, например, заговор рабов во время второй Пунической войны, глухо упоминаемый Ливнем, как заговор рабов в Лации (198 г. до н. э.), в результате раскрытия которого было казнено 500 заговорщиков, или, наконец, восстание рабов в Этрурии в 196 г. до н. э., на подавление которого пришлось бросить целый легион. Но в дальнейшем эти отдельные, разрозненные вспышки разгораются в огромный пожар «рабских войн»: таковы грандиозные сицилийские восстания и великое восстание рабов под руководством Спартака.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Постепенно под власть Рима попали большие территории. Среди элиты Рима начались споры о том, как их использовать. Победитель Ганнибала Сципион предполагал создавать зависимые царства. Днако возобладала другая точка зрения. Было решено превратить завоеванные земли в провинции - поместья римского народа. Во главе их становились наместники из числа должностных лиц римской общины, окончивших свой срок пребывания в должности: консулы, преторы, квесторы. В провинциях они назывались проконсулами, пропреторами, проквесторами. Они обладали в провинциях всей полнотой власти. Местное население было обложено налогами, у них отняли часть земли. Наместники нещадно грабили провинции, нередко сказочно обогащаясь. Стремясь разобщить население провинций, римляне применяли свой знаменитый метод: «разделяй и властвуй». Лояльные им провинциальные города и общины получали разные преимущества и льготы, остальное население было их лишено. Несмотря на это восстания в провинциях происходили почти непрерывно. Лишь в императорскую эпоху население провинций постепенно получает некоторые политические права, а затем становится равноправным с римлянами. Но те в ту пору были уже не гражданами республики, а подданными императоров.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: