Свято-троицкий собор. Свято-троицкий собор александро-невской лавры Свято троицкий собор невской лавры

Фото: Троицкий собор Александро-Невской лавры

Фото и описание

Троицкий собор является соборным храмом Александро-Невской лавры в городе Санкт-Петербург. В 1776 году Екатерина II утвердила проект храма, созданный архитектором И.Е. Старовым, и назначила его руководителем строительства. Торжественную закладку собора произвел в 1778 году митрополит Гавриил (Петров). В 1782 году на одной из 2-ух двухъярусных башен-колоколен были установлены куранты. На другую башню был повешен колокол весом 13 тонн. В 1786 году собор был завершён вчерне.

В 1790 году, в день святого князя Александра Невского, митрополитом Гавриилом Троицкий собор был освящен. В этот же день из Благовещенского храма в собор под пушечные выстрелы перенесли мощи благоверного князя Александра Невского. В 1847 году здесь было установлено калориферное отопление, и в соборе стали служить зимой.

В 1922 году собор потерял большое количество украшений и утвари. В 1933 году храм был закрыт и приспособлен под Дом чудес и технических достижений. В 1940-е годы здесь располагалось жилищное управление, Музей городской скульптуры и склад. Лишь в 1956 году собор был возвращён верующим. В 1957-1960 и 1986-1988 годах собор реставрировали. На сегодняшний день Троицкий собор находится в отличном состоянии, охраняется государством.

Троицкий собор представляет собой однокупольный храм с 2-умя двухъярусными башнями-колокольнями. Архитектурный стиль – ранний классицизм. Внутреннее соборное пространство – крестообразное в плане. Массивные пилоны, поддерживающие своды, разделяют его на 3 нефа. Собор венчает купол на высоком барабане. Общую композицию дополняют 2 монументальные колокольни. Они возвышаются по сторонам лоджии центрального входа, которая оформлена портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны неглубокими филёнками и пилястрами.

Над северным и южным входами находятся барельефные панно, на которых изображены события из Ветхого и Нового заветов. Скульптор – Ф.И. Шубин. Над главным входом – «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма», ниже можно увидеть скульптурный ансамбль, изображающий ангелов с орденским знаком святого князя Александра Невского.

Внутри здание сочетает две формы: базиликальную и крестово-купольную. В плане – латинский крест. Приставные коринфские колонны с золочёными капителями украшают главный неф. В барабане, поддерживающем купол, находится 16 окон, через которые происходит основное освещение храма.

Иконостас представляет собой полукруглую нишу с царскими вратами в глубине. Изготовлен из итальянского мрамора белого цвета А. Пинкетти. Детали из бронзы выполнены П.П. Ажи, образа в царских вратах написаны И.А. Акимовым и Я. Меттенлейтером. В создании остальных образов иконостаса принимал участие Г.И. Угрюмов. В парусах видны изображения 4-ех евангелистов, выполненные Я. Меттенлейтером.

Первоначальная роспись интерьера была исполнена Ф.Д. Даниловым. Но вскоре она была частично утрачена по причине долгого отсутствия отопления в соборе, и поэтому в 1806 году роспись была заменена другой. Ее создал А. делла Джакомо по эскизам Д. Кваренги. В 1862 году своды собора были вновь расписаны. Это сделал П.С. Титов, используя эскизы Ф.Г. Солнцева. Лепкой занимались Д. Фонтана и Ф. Ламони, статуи святых и 20 барельефов выполнил скульптор Ф.И. Шубин. В западной зоне собора был установлен мраморный барельеф митрополита Гавриила (сейчас – в Русском музее).

В алтаре, за престолом, был помещен образ Благовещения Богородицы, выполненный Р. Менгсом. На восточной стене – картина «Воскресение Христово», созданная П.П. Рубенсом, над южными вратами – «Спаситель Благословляющий» А. ван Дейка. Портрет Екатерины II, выполненный Д.Г. Левицким, висел над царским местом, напротив находился портрет Петра Великого. У гробницы располагался серебряный аналой с киотом, где были помещены «ковчежцы» с частицами мощей и иконы. Его в 1806 году подарил император Александр I. С левой стороны от раки – образ Владимирской Божией Матери, с правой – Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в Троицкий собор из Таврического дворца была доставлена малахитовая сень для плащаницы, которую изготовили в 1827-1828 годах в Париже в мастерской П.-Ф. Томира (сейчас – в Эрмитаже). Большое паникадило из серебра, весившее примерно 210 килограммов, пожертвовала Екатерина II.

С начала XX столетия в соборе установился обычай: каждый год, 25 октября (7 ноября), в день смерти Петра Ильича Чайковского, исполнять литургию Иоанна Златоуста, созданную им для смешанного хора.

Купол Троицкого собора.

Александро-Невская лавра (Свято-Троицкая) мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года Лавра), основан в 1710 году в память победы Александра Невского в Невской битве 1240 года. В 1720 году в монастыре была открыта типография, в 1721 году - школа, в 1726 году - славяно-греко-латинская семинария , в 1797 году преобразованная в Александровскую, а в 1809 году в Санкт-Петербургскую духовную академию (1809). В Александро-Невской лавре собраны исторический архив и библиотека, в 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры. Александро-Невской лавре принадлежали земли, доходные дома, амбары, которые сдавались в аренду. На территории лавры созданы кладбища: Лазаревское, Тихвинское, Никольское.

Проект монастырского комплекса создан Д. Трезини (1715), затем наблюдение за строительством поручили Х. Конрату (до 1720 года), Т. Швертфегеру, позже постройку продолжили П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов. В архитектурном ансамбле монастыря - Благовещенская церковь (барокко, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, 1717–1722), семинарский корпус с церковью Св. Феодора (барокко, архитектор П. Трезини, 1740–1750), Троицкий собор (классицизм, архитектор И. Е. Старов, 1778–1790) и др. В 1724 году мощи Св. А. Невского Рождество-Богородичного монастыря (Владимир) перенесены в Благовещенскую церковь (в 1790 году - в Троицкий собор). После Октябрьской революции монастырь и академия закрыты, изъята серебряная рака Александра Невского, передана в Эрмитаж. В 1946 году вновь открыта духовная академия, в 1989 году мощи Александра Невского перенесены в Троицкий собор, в 1995 году возобновилась иноческая жизнь.

Л. А. Цыганова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 265.

Вход на территорию монастыря.

Александро-Невская Свято-Троицкая лавра, С.-Петербургская еп., в Санкт-Петербурге, в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, вел. кн. Александр Невский в 1240 одержал знаменитую победу над шведами. Основана в 1710 году Петром Великим ; в 1797 возведена на степень лавры. Средину лавры занимает Свято-Троицкий собор, в котором почивают мощи русского национального героя, великого святого Александра Невского. Первоначально основание собора положено в 1716 Петром I. В 1753 собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по высочайшему указу Елисаветы Петровны , через 2 года храм был разобран до фундамента. В 1776 Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту арх. И.Е. Старова. Над всем зданием собора возвышался один большой купол, с 16-ю продолговатыми окнами, и над ним небольшая глава в виде пирамидального фонарика, покрытая бронзовыми вызолоченными листами с таковым же вызолоченным крестом. К западным углам храма примыкали две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями. На северо-западной колокольне находился замечательный колокол в 800 пудов, вылитый в 1658 иждивением патр. Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724. На юго-западной колокольне находились боевые часы с пятью малыми колоколами, устроенные в 1793. С западной стороны устроена паперть с колоннадами и тремя входными дверями. Кроме соборного храма в лавре, обнесенной каменной оградой, есть еще 10 церквей. В Благовещенской церкви, за левым клиросом, находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткою надписью на белой мраморной плите: “Здесь лежит Суворов”. В храмах и на трех лаврских кладбищах многочисленные захоронения царственных особ и великих русских людей. Здесь же на Никольском кладбище покоится тело великого подвижника Русского Православия, духовного писателя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

С.В. Булгаков

Митрополичий корпус.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - выдающийся памятник церковного зодчества 18 века, огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами. Основан указом императора Петра I как главный монастырь новой столицы - Санкт-Петербурга. Ансамбль лавры формировался на протяжении всего 18 века начиная с 1710 года, когда был заложен монастырь в честь св. благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя Петербурга (канонизирован РПЦ в 14 веке). Место для будущей лавры Петр I выбрал у впадения Черной речки (ныне Монастырки) в Неву. 30 августа 1724 года по случаю 3-й годовщины Ништадтского мира в Александро-Невской лавре были торжественно перенесены находившиеся до того во Владимире мощи св. Александра Невского.

Ансамбль монастыря сохранил черты русского барокко 18 века с присущими ему праздничностью, нарядностью, живописным размахом галерей, высокими кровлями, золотом маковок, сочетанием багрянца стен с белизной декоративных деталей. Самым изящным сооружением ансамбля монастыря является Свято-Троицкий собор, сооруженный в стиле раннего классицизма архитектором И. Е. Старовым в 1778-1790 годы. В основание возводимого собора был заложен мраморный ковчег с мощами св. ап. Андрея Первозванного. Во время торжественного освящения собора 30 августа 1790 года в его правом приделе была установлена серебряная рака с мощами св. Александра Невского, изготовленная в 1750 году. Барельефы на фасадах и скульптуры ап. и пророков внутри собора выполнены по модели Ф. И. Шубина, росписи - по эскизам Д. Кварнеги. В великолепном мраморном иконостасе и на стенах - живописные полотна работы Г. И. Угрюмова, П. С. Дрожжина, Я. Меттенлейтера, в алтаре - копия картины А. Р. Менгса "Благовещение".

Александро-Невский монастырь, получивший в 1797 году ранг лавры, считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Это был центр духовного образования и благотворительности. В 1714 году здесь действовала типография, а через год открылась Славянская школа, ставшая основой всех духовных учебных заведений города. С 1742 года Александро-Невская лавра - резиденция петербургского митрополита, являющегося настоятелем монастыря.

В 1918 году лавра как монастырь была закрыта новыми властями. В 1922году мощи св. Александра Невского перенесли в Казанский собор (где был открыт Музей истории религии и атеизма), а серебряная рака стала экспонироваться в Эрмитаже. В 1926-1935 годы на территории лавры были закрыты все действовавшие церкви (Свято-Троицкий собор закрыли в 1934 году). В годы Великой Отечественной войны в лавре размещался военный госпиталь. С 1948 года в правительство стали поступать ходатайства верующих Ленинграда, поддержанные правящими митрополитами Григорием Чуковым и Елевферием Воронцовым, о возобновлении в лавре богослужений. В 1955 году Свято-Троицкий собор был возвращен церковной общине. Здесь проводились большие реставрационные работы. В 1988 году собор стал одним из центров торжеств, посвященных 1000-летию крещения Руси. В июне 1989 года собору торжественно была возвращена его главная святыня - мощи св. Александра Невского. Другими чтимыми святынями лавры являются чудотворные иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница", "Отрада и Утешение", "Казанская", "Тихвинская" и икона св. великомученицы Параскевы.

В. А. Никитин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 470-471.

Девиз над входом в Троицкий собор.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА - до 1917 монастырь в Петербурге, ныне государственный заповедник, в котором находится Ленинградский музей городской скульптуры. Основан в 1710 году в память Александра Невского. В 1797 году переименован в лавру. Архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры, созданный на основе замысла архитектора Д. Трезини (1715), включает ряд монументальных сооружений 18 века: Благовещенскую церковь (1717-1722), Троицкий собор (1778-1790; архитектор И. Е. Старов), ряд корпусов, в том числе Духовской, Федоровский, Митрополичий. На территории Александро-Невской лавры находятся кладбища: Лазаревское (некрополь 18 века), Тихвинское (некрополь мастеров искусств) и др. В Александро-Невской лавре похоронены А.B. Суворов, М. В. Ломоносов, М. И. Глинка, Д. И. Фонвизин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. М. Достоевский, В. В. Стасов и др. На кладбищах имеются памятники работы скульпторов М. И. Козловского, И. П. Мартоса и др.

Важнейшим событием в обители в последней трети XVIII века было сооружение главного соборного храма. Разработка проекта была поручена в 1774 году архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 году Екатерина II утвердила проект.

30 августа 1778 года, в день перенесения мощей святого Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы провел церемонию закладки храма. Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола закончена к августу 1790 году. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и перенесение в него мощей святого князя Александра Невского состоялось 30 августа 1790 года. Собор отличается богатым внутренним убранством. Екатерина II подарила для храма драгоценные богослужебные предметы и ряд картин на церковные сюжеты, созданных крупными мастерами западноевропейского искусства и русскими художниками-академистами.

Весной 1922 года реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого благоверного великого князя Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж.

Фотографии Свято-Троицкого собора до 1917 года.

20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд.В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора.

12 сентября (30 августа) 1957 года совершилось освящение главного алтаря, с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни.

Фотографии Свято-Троицкого собора 2013-2015 гг.

Перед главным собором монастыря находится "Коммунистическая площадка", в 2009 г. переименованная в Казачье кладбище . Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.

Панорамный вид внутреннего убранства Свято-Троицкого собора

Оригинал взят у av4 в О появлении двухколоколенных храмов в русской архитектуре XVIII века. Продолжение

А.В.Чекмарёв

Троицкий собор

Александро-Невской лавры

как иконографический образец

Часть 2. Новая святыня столицы


Статья опубликована в сборнике "Санкт-Петербург и архитектура России. Архитектура в истории русской культуры". Вып. 7. М., 2007. С. 317-362.


Троицкий собор Александро-Невской лавры. Западный фасад. Фото начала 20 века

Елизаветинская эпоха выдвинула новые идеалы храмовой архитектуры. В облике Спасо-Преображенского собора в столице, имевшего значение памятника восшествию императрицы на престол, была реанимирована идея традиционного русского пятиглавия. Соединение национального «греческого» типа храма с принципами барокко породило целую группу сооружений в творчестве П.А.Трезини и Ф.Б.Растрелли, возведенных по заказам самой императрицы и людей из ее окружения. На этом фоне православного ренессанса отчетливее проявилась инородность недоделанного швертфегеровского собора. Петровский радикализм в отношении исконных православных символов явно не находил поддержки при дворе Елизаветы, чтившей религиозные традиции. Однако идея полного отказа от Троицкого собора в его прежнем виде оформилась, вероятно, не сразу. Разборка поначалу рассматривалась вынужденной технической мерой. Есть основания полагать, что впоследствии планировалось отстроить собор заново в тех же формах, с некоторыми незначительными поправками. Иначе трудно объяснить появление в 1748 г. гравюры Г.Качалова (по рисунку М.Махаева) с видом Александро-Невского монастыря, выполненной по заказу архимандрита Феодосия.


Вид Александро-Невского монастыря. Рисунок М.И. Махаева. 1747 г.


Св. Александр Невский (с панорамой Александро-Невского монастыря). икона 1740-х гг. ОИРК ГЭ

Несколько неожиданно видеть прямую реплику Троицкого собора в церковных заказах самой императрицы Елизаветы. 1752 годом датируется оставшийся неосуществленным проект церкви Воскресения Словущего для царской усадьбы в Покровском-Рубцове под Москвой.

Авторство его связывается с Ф.-Б.Растрелли, выполнявшим другие работы для этой резиденции, а сам чертеж принадлежит «архитекторскому ученику Полицмейстерской канцелярии» Василию Заболоцкому.


Проект церкви Воскресения Словущего в дворцовом селе Покровское-Рубцово. Чертеж В. Заболоцкого. 1752 г. ГНИМА им. А.В. Щусева

Предложенный храм и в планировочном, и в объемном решении повторяет швертфегеровский образец, только в уменьшенном и упрощенном виде. Редкость этого проекта на фоне елизаветинской храмовой архитектуры объяснима только одним обстоятельством - почитанием дочерью личности отца и, как следствием, связанных с ним символов. Одним из них, без сомнения, являлся Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Все это доказывает, что приговоренный еще в начале 1740-х гг. и к тому же подчеркнуто новаторский по архитектуре храм довольно долго сохранял свою актуальность. Культ почитания первого императора уже тогда придал странному для русского восприятия сооружению мемориальный характер. Тем не менее, к 1755 г. собор был разобран. При Елизавете до его возобновления дело так и не дошло.

Кроме рассмотренных примеров известен лишь один проект двухколоколенного храма в русской архитектуре доекатерининского периода. Выполненный П.А.Трезини в 1751 г. для подворья Троице-Сергиевой лавры в Петербурге, он стремился компромиссно увязать тип двухколоколенного храма, идущий от римской церкви Сант-Аньезе К.Борромини, с русским пятиглавием основного объема.


Проект двухколоколенного храма для Фонтанного подворья Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге. Чертеж П.А. Трезини. 1751 г.

Этот и, возможно, существовавшие другие замыслы, лежащие за пределами основной линии русского храмостроения и не имевшие поддержки в идеологически значимых инициативах Петра Великого, не оставили в отечественной архитектуре ни устойчивой традиции, ни даже самих реализованных памятников. Также следует констатировать, что прививка двухбашенной типологии к православному храмостроительству, дважды предпринятая в столичных соборах самим Петром, отозвалась лишь слабым эхом. Отсутствие аналогичных проектов и построек после 1752 г. подтверждает почти полное исчезновение этой архитектурной темы в России. Однако сила авторитета св. Александра Невского и Петра Великого, помноженная на политические идеи императрицы Екатерины II , позволила возродить тип православного двухколоколенного храма, причем, снова в облике Троицкого собора главной столичной обители. И эта третья по счету прививка оказалась самой успешной.

Мысль о достройке Александро-Невского монастыря возникла у Екатерины II уже в 1763 г. В начале 1764 г. настоятель архиепископ Гавриил подал на высочайшее рассмотрение записку «о строении Александро-Невского монастыря, что в нем по мнению архиерейскому надлежит вновь построить и что от прежняго строения для прочности и удобности к житью исправить». На первое место Гавриил ставил вопрос о постройке соборной церкви. Разработка проекта нового соборабыла поручена почти всем крупным архитекторам Петербурга - Ж.-Б.Валлен-Деламоту, Ю.М.Фельтену, А.Ф.Висту и другим. К сожалению, представленные тогда чертежи неизвестны, ни один не получил утверждения, а строительство храма было надолго отложено. Какой собор хотела видеть императрица, остается загадкой. Однако одна деталь в условиях заказа позволяет говорить о принадлежности его к двухколоколенной типологии. Здание должно было возводиться на старых фундаментах (с их укреплением), то есть повторять размеры и структуру разобранного храма Швертфегера.

Воссоздание собора символически обозначало преемственность новой власти петровским начинаниям, выраженную позднее в многозначительном тезисе Екатерины: «Начатое завершает». Возврат к утвержденному лично Петром облику столичной святыни на фоне скорого свертывания строительства Смольного монастыря (главного церковного проекта предшествовавшего царствования) можно истолковать и в качестве укора покойной Елизавете, при которой словно «распалась связь времен» и произошел откат к допетровским принципам. Екатерине II в силу ее происхождения и воспитания они были чужды, и петровская эпоха (выраженная в том числе и в архитектурных символах) стала для нее на первых порах главным ориентиром в русской истории. Показательно восстановление в 1760-х гг. в прежнем виде Петропавловского собора, сгоревшего после попадания в него молнии в 1756 г. Несмотря на наличие разнообразных проектов, сохраняющих общую композицию здания, но модернизирующих его архитектурные формы, облик собора максимально приблизили к первоначальному. В русле «архитектурного наследования» первому императору лежит и екатерининский замысел Троицкого собора Александро-Невского монастыря. В середине 1770-х гг., когда его снова решили реализовать, концепция обогатилась рядом новых актуальных идей, возникших в рамках т.н. «греческого проекта».

В 1774 г. проектирование Троицкого собора было поручено И.Е.Старову, известному императрице по работам в имениях ее внебрачного сына А.Г.Бобринского. Спустя два года, 26 февраля 1776 г., проект и смета были высочайше утверждены, а еще через два года храм торжественно заложили. Церемония состоялась 30 августа 1778 г., в день празднования перенесения Петром Великим мощей Александра Невского. Кроме императрицы присутствовали великий князь Павел Петрович с супругой и многочисленная свита. Крышу возведенного по случаю павильона украшал вензель Александра Невского с сиянием и короной. В основание храма государыней была положена в серебряном ковчежце частица мощей апостола Андрея Первозванного, небесного патрона Российской империи. Под руководством Старова изготовили деревянную модель, позволившую детально представить будущее здание.


Вид Александро-Невской лавры. Раскрашенная гравюра И.А. Иванова. Начало 19 в.




Модель Троицкого собора. НИМРАХ

Сам собор вчерне выстроили к 1786 г. Его освящение состоялось 30 августа 1790 г. в присутствии Екатерины и всей императорской фамилии.

Примечательно, что Старов не был стеснен необходимостью вписаться в размеры предыдущей постройки, его храм стоит на новых фундаментах. Это вновь подтверждает отнюдь не утилитарный характер повторения двухбашенности. Императрица воспроизвела идущую от Петра базиликальную схему с двухколоколенной папертью, наполнив архитектурный образ новым содержанием. Прямое следование петровским заветам соединилось здесь с качественно новым звучанием римской темы.

Геополитические планы покорения Османской империи и освобождения православных балканских народов имели целью воссоздание Византии - второго Рима. Грандиозный замысел отозвался в екатерининской архитектуре целым рядом проектов и построек, образно выражавших новую миссию русской короны. Прозрачные аллюзии (не только смысловые, но и чисто архитектурные), указующие на преемственность России от второго Рима - Царьграда (и далее - от Древней Эллады), легли в основу самого, пожалуй, хрестоматийного ансамбля «греческого проекта» - города Софии в Царском Селе с его одноименным собором. Тесную связь с этой идеологической программой обнаруживают также собор Св. Иосифа в Могилеве, новая загородная резиденция Пелла, царскосельские термы с Камероновой галерей и другие замыслы императрицы. Сюда органично встраивается и Троицкий собор Александро-Невского монастыря, чей образ напрямую апеллировал к первому Риму, стоящему у истоков имперской идеи и европейского христианства.

Ассоциации с римским собором Св. Петра, опосредовано присутствовавшие и в первом швертфегеровском проекте, теперь усилились. Классицизм с его опорой на наследие античности и Ренессанса придал сходству большую конкретику - в общем купольном силуэте, в использовании ордера и оформлении интерьера. Это привело к заметному смещению акцентов в композиции здания - доминирование многоярусных барочных колоколен сменилось в замысле Старова главенством купола при относительно низких башнях. Намек на прославленный римский прототип здесь очевиден, тем более что в претендующем на роль столицы просвещенной Европы Петербурге тема осеняющего град монументального купола до того не была представлена. Этим он проигрывал не только «вечному городу», но и другим столицам - Лондону с его собором Св. Павла, Парижу с собором Инвалидов, Вене с Карлскирхе. Купольная базилика, вознесшаяся над Невским монастырем, организующая панораму комплекса с реки, вновь подчеркнула включенность России в ход европейской истории, в том числе и архитектурной. Город обретал знаковый символ, важный для имперской идеологии и утверждения классического архитектурного стиля. По словам исследователей творчества Старова, собор «был самым значительнымпо монументальности культовым сооружением в столице и до постройки Казанского собора Воронихиным и Исаакиевского собора Монферраном не имел соперников». Важно, что оба упомянутых здесь храма существенно развили римскую тему в Петербурге, начатую так отчетливо именно Троицким лаврским собором.

См.: Т.П.Федотова. К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины 18 века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1977. С.70-87.

При постановлении о разборке Троицкого собора Сенатом было указано «соборную церковь на том ли месте и по прежнему ль плану и фасаду по модели строить, о том доклад учинить Ея Императорскому Величеству от Сената, и когда о том указ получен будет, тогда, что всей суммы будет на то строение потребно, о том подать в Сенат из Канцелярии от строений доношение, по которому об отпуске денег и определение будет учинено» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.86).

Заказ в Академию наук на изготовление гравюры был получен от архиепископа Феодосия в апреле 1747 г. Вначале Э.Гриммелем был исполнен рисунок с изображением собора по проекту Д.Трезини. Феодосием было указано «соборную церковь внесть по нынешнему строению». В июле 1747 г. М.Махаев исполнил новый вариант уже с видом Троицкого собора Т.Швертфегера. По нему Г.А.Качаловым в 1748 г. была сделана гравюра, изображающая св. Александра Невского и его брата Федора с находящейся у их ног панорамой Александро-Невского монастыря. См.: М.А.Алексеева. Михайло Махаев. Мастер видового рисунка 18 века. СПб., 2003. С.64-67.

А.Г.Побединская. Черты барокко в русской иконописи 18-19 веков (по материалам собрания ОИРК) // Русское искусство барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. СПб., 1998. С.111-126. Зодчие Москвы времени барокко и классицизма. (1700-1820-е годы). Сост. А.В.Крашенинников. М., 2004. С. 95.

На южном щите выполненной по заказу Елизаветы Петровны раки св. Александра Невского есть надпись: «Державнейшая Елизавета, отеческого ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при ее благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.195.

Первоначальные предположения о том, что это варианты проекта католической церкви на Невском проспекте, опровергнуты в кн: А.Н.Петров. С.И.Чевакинский и петербургская архитектура середины 18 века // Русская архитектура первой половины 18 века. Исследования и материалы. По ред. И.Э.Грабаря. М., 1954. С.362-363; Г.И.Вздорнов. Архитектор Пьетро Антонио Трезини и его постройки // Русское искусство 18 века. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1968. С.81-82.

Колокольня собора пострадала от грозы 30 апреля 1756 г. До смерти Елизаветы Петровны восстановление собора так и не началось. В 1765 г. Екатериной II велено было реконструировать собор в соответствии с новым проектом. Свои предложения представили Чевакинский, Валлен-Деламот, Ринальди, Фельтен, Волков, Вист. Однако ни один из проектов не был утвержден, и 21 августа 1766 г. последовало распоряжение императрицы восстановить колокольню «точно так, какова прежде была». Работы завершились в 1780 г. См.: Е.Н.Элькин. Восстановление Петропавловского собора после пожара 1756 года // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып.2… С.87-112.

См.: Д.О.Швидковский. Архитектура и политика в эпоху Екатерины II // Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. М., 2001. С.99-108; Е.И.Кириченко. «Греческий проект» Екатерины II в архитектурном пространстве Российской империи //18 век - ассамблея искусств… С.244-260; Е.И.Кириченко. Греческий проект Екатерины II в пространстве российских столиц и их окрестностей //Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. С.109-123.

Один из редких образцов культовых сооружений русского классицизма. В архитектурном ансамбле лавры он играет роль композиционного центра. Место собора в ансамбле было определено уже в первоначальном проекте Д. Трезини . Сооружение собора было начато Т. Швертфегером по собственному проекту, известному по сохранившейся модели собора. Почти законченный постройкой собор Швертфегера был разобран в 1755 году, так как стены и своды дали трещины.

Конкурс на проект нового собора, состоявшийся в 1763 году, в котором участвовали Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист и другие архитекторы, не дал положительных результатов. Строительство здания началось лишь в 1776 году по проекту и под наблюдением крупнейшего архитектора второй половины XVIII века И. Е. Старова.


Троицкий собор решен в формах раннего классицизма. Его объемная и плановая композиции оригинальны. Внутреннее пространство, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из шести римско-дорических колонн. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филенками. Великолепные барельефные панно над боковыми входами исполнены крупнейшим скульптором конца XVIII века Ф. И. Шубиным. Лаконичные архитектурные формы собора гармонируют со сдержанной архитектурной обработкой фасадов монастырских корпусов.

Собор связывают с Духовским и Федоровским корпусами две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов.
В оформлении интерьеров применен коринфский ордер. Каннелированные колонны увенчаны пышными золочеными капителями. Статуи святых, исполненные Шубиным, реставрированы в 1957–1960 годах. Первоначальная роспись сводов и купола, исполненная живописцем Ф. Д. Даниловым, в 1806 году была заменена новой по рисункам Д. Кваренги. В 1863 году эта роспись возобновлялась недостаточно квалифицированными мастерами.
Блестяще задумана композиция иконостаса. Его фасадная стена, обработанная пилястрами, имеет в центре полукруглую нишу с «царскими вратами». Бронзовые золоченые врата отличаются тонкостью и изяществом рисунка. При сооружении иконостаса был использован итальянский и русский мрамор.


Здание представляет большую ценность не только в художественном, но и в техническом отношении.
Заслуживают внимания конструктивные приемы, делающие его одним из выдающихся памятников русской строительной техники XVIII столетия.
Сильно обветшавший и пострадавший от артиллерийских обстрелов в годы Великой-Отечественной войны, собор был восстановлен в 1957–1960 годах. Реставрационными работами, включавшими воссоздание росписи 1806 года и скульптуры, руководил архитектор К. Д. Халтурин.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: