Ново иерусалимский ставропигиальный. Новоиерусалимский монастырь

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь - образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле. Основатель монастыря патриарх Никон искренне хотел как будто перенести одну из главных христианских святынь - храм Гроба Господня - чуть ближе к верующим, живущим в России.

Никон основал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году. Строительству обители предшествовали долгие разбирательства с правами на землю, принадлежавшую в то время вотчинникам, а затем и длительная подготовка территории. Для монастыря вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Символично, что этот холм получил имя Сион, соседний холм - Елеон, а третий, на севере, - Фавор. Более того, даже Истру для служителей обители переименовали в Иордан. Недалеко основали женский монастырь с новозаветным наименованием Вифания. Так названия из евангельских текстов проникли на русскую землю.

Главный Воскресенский собор монастыря создавался по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме - строители использовали деревянную копию иерусалимского храма, привезенную в Россию патриархом Паисием. В первоначальной версии XVII века Воскресенский собор, как и другие монастырские постройки, был деревянным. На освящении собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, который впервые и дал молодому монастырю его знаменитое имя - Новый Иерусалим.

В XVII веке монастырская библиотека обладала богатейшей книжной коллекцией: в ней хранились родословные книги, печатные книги для богослужений, старинный «Изборник Святослава» 1073 года, Юрьевское Евангелие XII века, а также рукописи из афонских монастырей с раннехристианскими текстами. Кроме того, в монастыре была даже собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря. С 1920 года библиотечное собрание Ново-Иерусалимской обители хранится в Государственном историческом музее.

Со второй половины XVIII века началась паломническая история Ново-Иерусалимского монастыря. До наших дней дошло как минимум 20 паломнических описаний обители. Во многом благодаря именно этим документам сегодня ученые и искусствоведы знают, как выглядел монастырь в то время. На рубеже XIX и ХХ веков монастырь стал одним из главных паломнических центров в России - перед Первой мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год.

Конечно, революция оставила свой печальный след и в истории монастыря. В 1919 году его закрыли, а в 1920-х годах появился музейно-выставочный комплекс. Благодаря ему и сохранилось многое из убранства и предметов быта ново-иерусалимских монахов.

Еще один тяжелый удар по обители нанесла Великая Отечественная война: фашисты взорвали Воскресенский собор, из-за чего были уничтожены по-настоящему ценные архитектурные памятники. Восстанавливали монастырь уже после войны, а в 1959 году музей вновь начал принимать посетителей. С 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Сегодня побывать в Ново-Иерусалимском монастыре будет интересно не только паломникам, но и простым туристам. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» является самым большим музеем в Подмосковье. Здесь хранятся археологические, этнографические коллекции, редкие книги, собрания русской живописи и графики, мебель, бытовая утварь, стекло, керамика, фаянс, образцы костюмов XVII - начала ХХ веков, изделия мастеров народных промыслов. Здание музея, вмещающего такую богатую коллекцию, разместилось всего в 350 метрах от самого монастыря. Чтобы понять, насколько масштабна коллекция ново-иерусалимского музея, достаточно представить себе, какой объем экспонатов могут вместить 10 000 квадратных метров выставочных площадей.

Помимо самого музея, обязательно стоит побывать в его парке и познакомиться с экспозицией Музея деревянного зодчества под открытым небом. В усадьбе Кокориных XIX века также работает выставка предметов крестьянского быта.

Поездке в Новый Иерусалим следует посвятить целый день: этого стоят и богатейшая музейная коллекция, и царящая в монастыре атмосфера, и роскошная архитектура комплекса, и живописная природа этих мест.

Среди интересных мест в Подмосковье особое занимает Истра в Новом Иерусалиме, а как добраться до этого города и что посмотреть в нем, может подсказать любой путеводитель или справочник для путешественников по Московской области.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания.

Монастырский комплекс

Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.

Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.

Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.

Палаты и церковь Рождества Христова

Храм Рождества Христова представляет собой не только церковное здание, это единый комплекс, который объединяет:

  • церковь;
  • трапезные палаты с тремя залами;
  • покои настоятеля;
  • больничные палаты;
  • квасные погреба;
  • мастерские палаты солодежников и кузнецов;
  • караульные.

Комплекс часто называют палатами царевны Татьяны Михайловны, это связано с тем, что все здания были выстроены на ее деньги и с учетом ее пожеланий.

В принципе, это единственное место здесь, где иерусалимская ассоциация отсутствует полностью, так же, как и копирование библейских мест. Экскурсии по палатам очень интересные, особенно те, которые рассказывают об устройстве квасного производства и погребов, о статусном разделении трапезных и об обустройстве караульных.

Все здания выстроены строго в привычном национальном варианте барокко, то есть похожи на постройки московского Кремля, теремки и так далее.

Расположена прямо над центральными воротами, которые являются ее составляющей частью.

Символизирует вход Иисуса в и составляет единый архитектурный ансамбль со стенами и башнями.

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

Распорядок работы касс несколько иной:

  1. Со вторника по пятницу время для покупки билетов – 10:00-17:30.
  2. В субботу время, в которое можно приобрести билеты – 10:00-20:30.
  3. В воскресенье – 10:00-18:30.

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Как доехать?

Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.

На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.

В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.

Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.

Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.

Стоимость проезда на электричке составит:

  • 120 рублей – полный общий билет;
  • 60 рублей – стоимость для «льготников»;
  • 30 рублей – цена для детского билета.

Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:

  1. Доступность туалета, что важно всегда, но особенно актуально при поездке с детьми.
  2. Отсутствие опасности застрять в многокилометровых пробках, где одинаково стоят и автобусы, и маршрутки, и машины.
  3. Прибыв в Истру, по пути к монастырю можно увидеть много всего интересного, то есть, фактически сразу же начать познавательную прогулку.

В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.

Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.

Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.

В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.

Отвлекусь на время от Израиля и расскажу о нашей российской копии Святых мест, Новоиерусалимском монастыре. Может кто не знает, недалеко от Москвой существует аналог , посетив который можно получить почти точное представление об оригинале.

Купол ротонды Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В 1656 году в 50 верстах к западу от Москвы в излучине реки Истра патриархом Никоном был основан монастырь, в образе которого по его замыслу архитектурно и топографически должны были быть воспроизведены Святые для христиан места Иерусалима и Палестины. Выбранное место как нельзя лучше подходило для этого. Царь Алексей Михайлович Романов, отец Петра I, благословил Никона на воплощение его замысла. Обозревая окрестности с холма, царь лично нарек «имя монастырю - Новый Иерусалим».Окрестности монастыря получили палестинские названия. Центральный холм был назван Сионом, холм к востоку от него нарекли горой Елеон, а холм к северо-западу назвали горой Фавор. Реку Истру в районе монастыря переименовали в Иордан.


Центром монастыря стал Воскресенский собор, архитектурная копия иерусалимского Храма Гроба Господня. Строительство собора началось в 1658 году под руководством Никона, который бросил патриарший престол и, покинув Москву, переехал на жительство в Новоиерусалимский монастырь. Собор возводили по чертежу и описаниям иеромонаха Арсения Суханова, побывавшего в Иерусалиме в 1653 году. В его облике были точно воспроизведены размеры, план и структура оригинала.

Строительство монастыря продолжалось в течение восьми лет вплоть до 1666 года, когда Никон решением Церковного Собора 1666-1667 гг. был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. На тринадцать лет строительство прекратилось и возобновилось только в 1679 году, после воцарения Федора Михайловича, старшего брата Петра I. После смерти царя Федора в 1682 году, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и завершилось торжественным освящением его в 1685 году, в присутствии молодых царей и царевны Софьи Алексеевны.

Опальному патриарху Никону, которому разрешили вернуться назад только в 1681 году, не суждено было увидеть свое детище в завершенном виде. Он скончался под Ярославлем по пути в Новый Иерусалим и был торжественно похоронен в одном из пределов Воскресенского собора. В 30-е годы советские власти вскрыли гроб патриарха Никона и местонахождение его остатков неизвестно до настоящего времени.

Вид на Воскресенский собор с восточной стороны.

Также как и Храм Гроба Господня Воскресенский собор имеет крестообразную в плане центральную часть с алтарем, увенчанную куполом. С южной стороны собора до 1941 года возвышалась многоярусная колокольня, которая обрушилась при подрыве собора отступавшими немцами и до сих пор не восстановлена.

Воскресенский монастырь на открытке 1912 года. Колокольня еще цела.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на берегу реки Истры в одноименном городе.

Чего стоит только многоярусный купол с росписями по библейскм сюжетам!

Немного об истории. Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном.

Патриарх планировал как бы воссоздать здесь святыни Иерусалима. Сам собор построен по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова. Река Истра наречена в этом месте Иорданом. Ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, - потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским. Также и остальные окрестности: села и географические наименования получили в те времена палестинские наименования.

В 1666 году строительство собора приостановилось - Патриарх Никон был сослан на Белоозеро.

Лишь через 13 лет царь Федор Алексеевич повелел продолжить строительство.

Завершен собор был к 1685 году, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. Храм был освящен в их присутствии патриархом Иоакимом.

Приделы, устроенные в XVII веке, освящались и в 1690-е годы, и в следующем столетии.

23 мая 1723 года произошло обрушение кирпичного шатра ротонды, а через 3 года в 1726г произошёл пожар, который повредил все монастырские строения. Работы по восстановлению закончились только в 1759-60 годах при инператрице Елизавете Петровне.

В конце 18 - 19-м веке продолжалось строительство и благоустройство монастыря. Монастырь пользовался вниманием императорской семьи и иных богатых благодетелй.

Во время Великой Отечественной войны Истра и Новоиерусалимский монастырь попали под оккупацию. Фашисты разрушили монастырь, но смогли продвинуться от Истры к Москве лишь километров на 10 и были остановлены в районе н.п. Снегири.

С 1956 года в монастыре начались восстановительные и реставрационные работы. Однако продвигались они медленно.

В 2007 году Новый Иерусалим посетил Владимир Путин и поручил более интенсивно взяться за дело.

И вот в 2016 году реставрационные работы уже близится к завершению.

Основные здания уже воссозданы. Дело за благоустройством и реставрацией некоторых "вспомогательных" исторических строений.

Вдоль стен прокладываются гранитные дорожки.

Установлена система подсветки, благодаря которой монастырь должен красиво подсвечиваться по вечерам.

Ещё ведутся земляные работы.

В ходе реставрации часть деревьев была вырублена. Раньше стены "утопали" в зелени.

Со стороны "Гефсиманского сада" и музея деревянного зодчества ещё остаётся большой фронт работ по благоустройству.

Купола и крыши отсюда смотрятся весьма празднично.

Но вход через Елизаветинскую башню пока закрыт.

Да и в саду в дождливую погоду грунт превращается в грязь и пройти к источнику и к скиту Патриарха Никона пока непросто. Но, думается, что это временно.

Почти на самом берегу речки Истра находится скит Патриарха Никона.

Этот скит устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году.

Сюда Патриарх удалялся во время постов из своей обители.

А рядом находится река Истра. Здесь одно из самых популярных в Подмосковье мест для крещенских купаний.

Рядом со спуском в воду установлен поклонный крест.

Пройдя немного от монастыря, попадаем на территорию небольшого музея деревянного зодчества.

Здесь находится часовня из села Сокольники (копия сгоревшей в 1970 году).

Усадьба Кокориных из села Выхино Люберецкого района.

В доме небольшая экспозиция крестьянского быта. Правда в наш визит она была закрыта.

Также тут есть деревяная мельница.

В мельнице тоже сделан музей. Потому вход в неё платный.

С поля от мельницы можно найти точку, откуда видно купола собора и колокольни монастыря.

Недалеко от Новоиерусалимского монастыря находится истринский ПАТП, около которого выставлены раритетные машины.

Также отсюда открывается хороший вид на новостройки Истры.

Сейчас более активно застраивается восточная окраина города, которая находится ближе к Москве.

Город постепенно вытесняет частный сектор. Однако из-за некоторой удаленности Истры от столицы, делает это совсемм неспешно. Например, этот дом строится уже много лет...

И напоследок традиционное животное. Курица, встреченная нами у кузницы возле Новоиерусалимского монастыря.

Хороших путешествий!

Выражаю отдельную благодарность Петру и Галине Никоновым за экскурсию по Истре и встречу;).

2016, Мочалов Артём

В светлый праздник Воскресения Христова поздравляю всех православных христиан!

Ансамбль Новоиерусалимского монастыря

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение.

Новоиерусалимский монастырь, Истра

Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.

Картина Ф. Я. Алексеева Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова. 1800.

В. Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867

Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены

Собор Воскресения Христова - уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре - храм Воскресения, с запада от него - перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока - подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.

Вид на Кувуклию и восточную часть ротонды. Литография по рисунку Д.М. Струкова 1857 год.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.

Кувуклия

Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым - известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.

Стены и башни

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю.

Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.

Ф. Я. Алексеев Новоиерусалимский монастырь

Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права. приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь.К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.

Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра - главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму.

Перспективные порталы обрамляют двойные врата - Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.

Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.

Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).

В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.

Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания.

По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте - простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом - колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.

Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром.

Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича.

Ров вокруг Земляной церкви Новоиерусалимского монастыря

Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал - все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние.

Кувуклия

Только в 1730-1731гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени. Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы).Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра.

Наконец в 1756-1759гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли

Воскресенский собор. Гравюра XVIII века из собрания Д.С. Ровинского

Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима - это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г.

При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах.

Ворота и кафедральный собор Ново-Иерусалимского монастыря в городе Истра, Россия

При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.

Скит Никона в сентябре 2012 года. На реконструкции.

После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. В 1941г. монастырь был захвачен фашистами.

Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим"

В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось - разломаны или сожжены.Отступая, фашисты взорвали собор.

Патриарх Никон

Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации.

Восстановление началось уже в 1942г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949г., а проект восстановления собора был составлен в 1982г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней, Кувуклия…

Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора.

Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.

Участок стены часовни Гроба Господня внутри ротонды

Часовня Гроба Господня внутри ротонды

Пещера гроба в Воскресенском соборе в Истре

Акинин К. Об облике первоначального шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Архитектурная наука и образование. Труды Московского Архитектурного института. — М., 2003. — Т. 3. — С. 84-94.

Баранова С. И. Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Составитель и научный редактор Зеленская Г., М.: Северный паломник, 2002,

Бугаева Т., Гришин В., Тэпфер Л., Чернышёв М. Новые исследования строительной истории Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Материалы творческого отчёта треста «Мособлстройреставрация», М., 1984, с. 28-34.

Тепфер Л. Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII века // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Составитель и научный редактор Зеленская Г., М.: Северный паломник, 2002

Черненилова Л. Реставрация Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. 1942—1994 годы // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор Г. Зеленская. — М: Северный паломник, 2002

Московский областной краеведческий музей в городе Истре: Путеводитель / Рецензенты: кандидат искусствоведения А. И. Комеч, кандидат исторических наук, доцент А. С. Орлов. — М.: Московский рабочий, 1989. — 160

Оригинал записи и комментарии на

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: